Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:02, дипломная работа
Цель работы - определить наиболее рациональный метод развития общей выносливости у школьников II-IV классов общеобразовательной школы средствами легкой атлетике.
Объект исследования - школьники II – IV классов общеобразовательной школы.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
1. Произведены измерения уровня общей выносливости до экспери-мента.
2. Произведены измерения уровня общей выносливости после экспе-римента.
3. Произведён анализ роста показателей общей выносливости.
4. Обоснована методика целенаправленного развития выносливости на уроках физической культуры для II-IV классов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………….5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…..……...…….7
1.1. Понятие о выносливости……………………….………...……..7
1.2. Задачи по воспитанию общей выносливости………….……..11
1.3. Средства воспитания выносливости……………………...…..12
1.4. Методы воспитания выносливости…………………….…......18
1.5. Контрольные тесты для определения уровня развития выносливости……………………………………….………………………………..……21
1.6. Развитие выносливости у школьников…………….…..……..24
1.7. Выводы……………………………………………….…………28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……….30
2.1. Цели и задачи исследования………………………..……...….30
2.2. Методы исследования…………………………………….……30
2.3. Организация исследования………………………………….…31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………………………...33
3.1.Анализ динамики уровня выносливости у учащихся 2-4 классов……………………………………………………………………………...…….33
3.2. Выводы…………………………………………..……………..…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……...37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………...…...……39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........………..43
Коэффициент выносливости (Г. Лазарев, 1962) — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.
Коэффициент выносливости = t : tk ,
где t — время преодоления всей дистанции;
tk — лучшее время на эталонном отрезке.
Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.
В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.
Использование
тестов на выносливость позволяет дать
количественную оценку способности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем выдерживать определенную
физическую нагрузку или нормально функционировать
в экстремальных ситуациях [34].
1.6
Развитие выносливости
у школьников
В жизни детей школьного возраста большое значение имеет уровень развития общей выносливости. Школьники, которые имеют высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше усваивают общеобразовательные предметы, реже болеют на протяжении учебного года, лучше сдают контрольные нормативы. Некоторые считают, что воспитание общей выносливости должно стать самой важной составной частью всеобщей физической подготовки [35].
Для быстрой адаптации учеников начальных классов к условиям общеобразовательной школы большое влияние оказывают физические упражнения. В общей схеме физического воспитания особое место занимает развития общей выносливости. Она естественно влияет, выступает как важный компонент физического здоровья учеников начальных классов. Уровень развития общей выносливости зависит от функциональных возможностей вегетативной системы организма ребенка, особенностей сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Показатели выносливости (особенно статической и скоростной) у детей младшего школьного возраста незначительны. Мощность работы, которую может быть сохранена в течение 9 минут, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. К 10- летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия или работу малой интенсивности. Анализ динамики изменений показателей физической подготовки учеников начальных классов, показал неравномерный прирост результатов. По данным исследований (результаты взяты за несколько лет) изменения показателей развития выносливости происходит волнообразно: повышается на конец 1 и 3 класса. Показатели улучшаются на протяжении первой и второй четверти учебного года, в третьей четверти наблюдается снижения показателей с дальнейшим повышениям в четвертой четверти. Общую выносливость необходимо развивать у детей уже в 1-м классе, поскольку в этот период наблюдается лучший результат физической подготовленности и интенсивное приспособление систем организма учеников к физическим нагрузкам [36].
Что касается развития силовой выносливости, то как правило она развивается незначительно. Развитию динамической и статической силы обращают внимания позднее, в подростковом возрасте и старших классах.
Решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособленных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. Продолжительные нагрузки могут вызвать замедления прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренних секреций, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные на развития выносливости допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле [37].
При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего пользуются подвижными играми, включающими кратковременно-интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенными моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающиеся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости различного типа. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные виды выносливости. Отсюда понятно стремления использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, серийно выполняемые гимнастические и другие обще подготовительные упражнения, организованные в форме «круговой тренировки») [38].
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используются все более широкий комплекс упражнений – циклических, ациклических и смешенных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяются специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородам.
Однако из определенных черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей, к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности [39].
Возрастной период учеников 5 – го класса благоприятный для развития скорости девочек и мальчиков, выносливости девочек и мальчиков, силы девочек, скоростно-силовых способностей девочек, и заметного развития силы и скоростно-силовых способностей мальчиков.
Возрастной
период учеников 6-го класса благоприятный
для развития выносливости, гибкости,
силы и скоростно-силовых
Возрастной период учеников 7-го класса благоприятный для развития выносливости у мальчиков.
Возрастной период учеников 8-го класса благоприятный для развития силовых и скоростно-силовых способностей мальчиков.
Возрастной период учеников 9-го класса благоприятный для развития выносливости мальчиков, незначительной развития силы мальчиков и скоростно-силовых способностей девочек.
Возрастной период учеников 10-го класса благоприятный для развития скоростно-силовых способностей мальчиков, силы девочек и незначительного развития силы мальчиков.
Возрастной период учеников 11-го класса благоприятный для развития силы мальчиков и девочек.
Общая выносливость мальчиков имеет высокий темп прироста от 8-9 до 10, от 11 до 12 и от 14 до 15 лет. В возрасте от 15 до 16 лет темп развития общей выносливости у мальчиков резко снижается, в другие периоды наблюдается средний темп прироста выносливости.
Скоростная выносливость имеет высокий темп прироста в возрасте от 13 до 14 лет и от 15 до 16 лет. Средний темпы прироста выпадает на возрастной период от 11 до 13, от 14 до 15, от 16 до 17 лет.
Существенно отличается от мальчиков динамика природного прироста выносливости у девочек. У них высокий темп прироста общей выносливости наблюдается лишь от 10 до 13 лет, потом она на протяжении двух лет повышается медленно, а в возрасте от 15 до 17 лет повышается в среднем темпе.
Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек (падения ее показателей после 14 лет) для них предусматривают менее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей. Дозирования физических нагрузок характеризуется для подростка интенсивным половым созреваниям, который существенно влияет на уровень трудоспособности учеников. Вместе с тем и для девушек необходимо предусмотреть такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.
Большие
мировые достижения в видах спорта
на выносливость демонстрируются людьми
в возрасте от 20-22 до 30-32 лет. Это свидетельствует
про то, что наиболее абсолютные величины
показателей разных видов выносливости
наблюдается у особ, достигших биологической
зрелости [40].
- способствовать повышению максимального уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности;
-
развивать способность и
-
совершенствовать быстроту
4.
Средствами развития общей (аэробной)
выносливости являются упражнения, вызывающие
максимальную производительность сердечно-сосудистой
и дыхательной систем. Мышечная работа
обеспечивается за счет преимущественно
аэробного источника: интенсивность работы
может быть умеренной, большой, переменной;
суммарная длительность выполнения упражнений
составляет от нескольких до десятков
минут.
ГЛАВА
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1
Цели и задачи
исследования
Цель исследования - определить наиболее рациональный метод развития общей выносливости у школьников II-IV классов общеобразовательной школы средствами легкой атлетике на учебных занятиях по физической культуре.
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
2.2
Методы исследования
С целью объективизации контроля над состоянием обследуемых до и после исследования, использовались следующие методы исследования:
Путем
анализа и обобщения
2.3
Организация исследования
Исследование проводилось в три основных этапа: первый этап – февраль 2011 г.; второй этап март-май 2011 г.; третий этап – май-июнь 2011 г.
На первом этапе определялось направление исследования, выявлялись общая характеристика основных понятий предмета исследования, устанавливались объект и предмет исследования, конкретизировались цель и задачи исследования, подбирались адекватные поставленным задачам методы исследования.
Второй этап исследования –
сбор фактического материала,
который осуществлялся
На этом этапе проводился основной педагогический эксперимент. Для его реализации были сформированы три экспериментальные группы школьников («А», «Б», «В») идентичные по своим исходным показателям.
В экспериментальной группе «А» мы использовали для развития выносливости многократное пробегание дистанций максимальной мощности (30-60 м). В экспериментальной группе «Б» мы применяли для развития выносливости бег субмаксимальной мощности (200 – 300 м). В экспериментальной группе «В» для развития выносливости мы использовали непрерывный бег в течение 8-20 мин.