Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить эффективные средства и методы организации самостоятельных занятий в специальной медицинской группе.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Изучить формы организации физического воспитания в специальных медицинских группах.
3. Выяснить особенности структуры занятий в специальных медицинских группах.
4. Определить формы самостоятельных занятий в специальной медицинской группе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1 Общая характеристика специальных медицинских групп 7
1.2 Основные задачи физического воспитания для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе 11
ГЛАВА 2. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ 13
2.1 Особенности структуры и содержания занятий в специальных медицинских группах 13
2.2 Особенности методики занятий по физической культуре в специальных медицинских группах 17
2.3 Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах 21
2.3.1 Утренняя гигиеническая гимнастика 22
2.3.2 Домашние задания по физическому воспитанию 27
2.4 Навыки самоконтроля детей за состоянием своего здоровья 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЛФК.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность.

Ребенок – это  наша любовь, продолжение, теплота и  забота. Ребенок – это наше счастье  и наша жизнь. Каждый родитель хочет  видеть свое чадо веселым, умным, красивым и здоровым. К сожалению, в последнее время, состояние здоровья детей значительно ухудшилось, что связано с различными факторами: питание, наследственность, экология. Поэтому необходимо придать огромное значение возможности сохранения и укрепления здоровья нашего подрастающего наследия.

Всем известно, что рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка [12, с.312].

Ребенок начинает получать  интеллектуальное  и физическое  воспитание в семье, затем в саду, школе, университете. Всем, также, известно какую роль в развитии здорового организма играет физическое воспитание.

За последние  годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательной школы. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста. Все больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушения осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников. Количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков.

В поисках  выхода из этой ситуации логично было бы ввести третий, дополнительный урок физической культуры. Однако в этом вопросе педагоги сталкиваются с существенными затруднениями. Во-первых, отсутствует разработанная и обоснованная программа третьего урока. Во-вторых, как правило, отсутствуют дополнительные оборудованные помещения для таких занятий. Есть и много других подводных камней, которые, однако, являются в этом вопросе второстепенными, хотя и важными.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования  гигиенистов свидетельствуют, что  до 82 – 85%  дневного времени большинство  учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность  (ходьба, игры ) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой, весной и осенью она возрастает.

Увеличение  объема двигательной активности возможно за счет ежедневного проведения дополнительных форм физической культуры в виде самостоятельных занятий: таких, как утренняя гигиеническая гимнастика, домашние задания по физической культуре, закаливания и т.д.

Только  рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры может помочь сохранить ребенку здоровье. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Такие дети, относящиеся по медицинским показаниям к специальным медицинским группам (СМГ), должны заниматься по специальной программе, которая учитывает специфику их заболеваний и противопоказания по нозологическим группам [21, с.3].

Все вышеизложенное, на мой взгляд, позволяет говорить об актуальности темы данной работы.

Курсовая работа представлена на 39 страницах компьютерного текста, состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы.

Данная  работа носит реферативный характер.

Цель: выявить  эффективные средства и методы организации  самостоятельных занятий в специальной  медицинской группе.

Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу.
  2. Изучить формы организации физического воспитания в специальных медицинских группах.
  3. Выяснить особенности структуры занятий в специальных медицинских группах.
  4. Определить формы самостоятельных занятий в специальной медицинской группе.

 

Объект исследования: процесс физического воспитания на занятиях с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Предмет исследования: средства и методы организации самостоятельных  занятий в специальных медицинских  группах.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

1.1 Общая  характеристика специальных медицинских  групп

 

 

В целях дифференцированного  подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объёмом и структурой физической нагрузки, а также учебными программами [9,с.56].

К специальной  медицинской группе относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, обучающиеся по специальным учебным  программам.

Перевод из специальной  в подготовительную и далее в  основную группу производится в показанных случаях либо при ежегодном медицинском  осмотре, либо после дополнительного  медицинского обследования.

Учащихся СМГ  с учетом тяжести и характера  их заболеваний, а также в зависимости от качества приспособления к мышечной работе подразделяют на подгруппы: "А" и "Б" с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

К подгруппе "А" относятся школьники, ослабленные  заболеваниями или с отклонениями в состоянии здоровья обратимого характера. К числу таких заболеваний можно отнести: остаточные явления острого ревматического процесса (постревматический миокардиосклероз, кардиомиопатия), клапанные пороки сердца, состояние после операций на сердце и крупных сосудах, тонзилло-кардиальный синдром, склонность к повышению давления (гипертензия), вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония, кардионевроз, функциональные нарушения сердечного ритма, хронические заболевания почек, ожирение, сахарный диабет (легкая форма), миопия, малокровие, хронические заболевания среднего уха и придаточных пазух носа.

К подгруппе "Б" относятся школьники, имеющие тяжелые необратимые органические изменения внутренних органов и систем организма: врожденные аномалии развития (одна почка, укорочение конечностей, деформация суставов и др.), сахарный диабет инсулинозависимый, органические поражения сердечно-сосудистой системы, хронические заболевания желудка (гастриты, гастроптоз, язвенная болезнь), кишечника (энтериты, колиты), желчного пузыря (холециститы, дискинезия), остаточные явления после перенесенной болезни Боткина, состояние после операции на органах брюшной полости, почечно-каменная болезнь, хронические воспалительные заболевания половых органов, высокая степень нарушения коррекции зрения ± 6 и более с изменением глазного дна [19, с.131].

Уроки должны иметь  оздоровительную направленность, носить тренирующий характер, чтобы обеспечить постоянный рост адаптации организма  к нагрузкам.

Формы физической культуры в СМГ: 

- урок (занятие) физического воспитания;

- утренняя гигиеническая  гимнастика, комплексы которой составляются учителем (преподавателем) в тесном контакте с врачом для каждой возрастной группы, и проводятся ежедневно дома самостоятельно, по возможности на открытом воздухе;

- физкультурные  занятия в режиме учебного  дня: гимнастика до уроков, физкультурные минутки и паузы, упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня (спортивный час);

- доступные  виды оздоровительных мероприятий на открытом воздухе: прогулки на лыжах, катанье на коньках, велосипеде, плавание, экскурсии и др.

- физкультурно-массовые  спортивные мероприятия и самостоятельные занятия физическими упражнениями [19, с.131] .

Организация и  проведение занятий в СМГ всегда представляет сложность, так как необходимо объединить разрозненные группы учащихся, отличающихся по возрасту, полу, характеру заболевания, функциональным параметрам занимающихся.

Назначение  школьников в специальную медицинскую  группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за занимающимися физической культурой [5,с.204].

Основным  критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма. Следует иметь в виду, что функциональное нарушение систем организма (дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др.) вызывает ослабление и понижение резистентности (устойчивости к заболеваниям) организма.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т. к. необходимо учитывать индивидуальные особенности больного ребенка. Такое обследование может проводить педагог на основании данных анализа состояния здоровья, проводимых врачом. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние сердечно- сосудистой системы (ССС), т. к. объем выполняемых физических нагрузок определяется чаще всего именно возможностями органов кровообращения.

Одним из важных критериев отбора является функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы (ЦНС), от деятельности которой зависят особенности двигательных реакций. Нарушение функции ЦНС проявляются в повышенной утомляемости, раздражительности, частых головных болях. Серьезные нарушения ЦНС проявляются в тяжелых заболеваниях, таких, как детский церебральный паралич (ДЦП) и т.д.

Учет  состояния ЦНС ребенка исключительно  важен для использования эффективной помощи физическими упражнениями. Учитель физкультуры должен использовать все средства для создания положительного эмоционального фона во время занятий, чтобы вселить в учащегося бодрость, уверенность в своих силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные задачи физического воспитания для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

 

 

К основным задачам применяемым для данной группы здоровья можно отнести:

- укрепление  здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение  показателей физического развития  и физической подготовленности;

- освоение жизненно  важных двигательных умений, навыков и качеств;

- постепенная  адаптация организма к воздействию  физических нагрузок.

- расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

- закаливание  и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

- формирование  волевых качеств личности и  интереса к регулярным занятиям  физической культурой;

- овладение  комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

- обучение правилам  подбора, выполнения и формирования  комплекса упражнений утренней  гигиенической гимнастики с учетом  рекомендаций врача и преподавателя;

- самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

- обучение способам  самоконтроля при выполнении упражнений различного характера;

- соблюдение  правил личной гигиены, рационального  режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Наряду с  обучением двигательным навыкам  учитель должен сообщать учащимся необходимые  сведения о режиме дня, закаливании, правильном дыхании, влиянии занятий  физической культурой на здоровье, прививать и закреплять гигиенические навыки (уход за телом, мытье рук после занятий, опрятность физкультурной формы), учить элементарным правилам самоконтроля. Для учащихся СМГ более сложны и методика, и организация занятий. Такие учащиеся занимаются по специально разработанной программе.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах