Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить эффективные средства и методы организации самостоятельных занятий в специальной медицинской группе.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Изучить формы организации физического воспитания в специальных медицинских группах.
3. Выяснить особенности структуры занятий в специальных медицинских группах.
4. Определить формы самостоятельных занятий в специальной медицинской группе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1 Общая характеристика специальных медицинских групп 7
1.2 Основные задачи физического воспитания для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе 11
ГЛАВА 2. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ 13
2.1 Особенности структуры и содержания занятий в специальных медицинских группах 13
2.2 Особенности методики занятий по физической культуре в специальных медицинских группах 17
2.3 Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах 21
2.3.1 Утренняя гигиеническая гимнастика 22
2.3.2 Домашние задания по физическому воспитанию 27
2.4 Навыки самоконтроля детей за состоянием своего здоровья 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЛФК.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.4 Навыки самоконтроля детей за состоянием своего здоровья

 

 

Обязательным  условием правильно организованного  процесса самостоятельных занятий  физической культурой является самоконтроль учащихся. Учащиеся проводят простейшие наблюдения за состоянием своего организма. Самоконтроль позволяет учащимся СМГ оценить субъективные ощущения, что дает возможность избежать случаев неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма занимающихся [18, с.165].

В процессе самоконтроля учащиеся регистрируют субъективные и объективные показатели функционального состояния своего организма. К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, оценку работоспособности, отношение к занятиям физическими упражнениями, а также наличие каких-либо болей или неприятных ощущений. В младшем школьном возрасте контроль за самочувствием ребенка осуществляют родители.

Самочувствие  — субъективно оцениваемая комплексная характеристика общего состояния организма. Она складывается из ряда признаков: ощущения бодрости или усталости, вялости, наличия (или отсутствия) болей или неприятных ощущений в том или ином органе, части тела и т. п. Самочувствие целесообразно оценивать по пятибалльной шкале (5 — отличное, 4 — хорошее, 3 — посредственное, 2 — плохое и 1 — очень плохое). Если у учащегося появляются необычные ощущения, то он должен отметить в дневнике их характер, а также указать, после чего они возникают (например, появление -болей в области печени во время медленного бега). Следует иметь в виду, что боли в мышцах могут возникать при возобновлении занятий физическими упражнениями после длительного периода или же при резком увеличении нагрузки в занятиях.

Головные  боли, головокружения могут начинаться при утомлении (переутомлении) и поэтому являются важным диагностическим признаком. У учащихся, перенесших заболевание сердца или другое заболевание, при котором сердце вовлекается в патологический процесс, при чрезмерно интенсивных физических нагрузках могут появляться боли за грудиной (или в левой половине грудной клетки), а также ощущения сердцебиений. О таких болях учащийся должен немедленно сказать преподавателю, записав также в дневник самоконтроля, когда и в связи с чем были отмечены эти явления, сколько они длились.

В некоторых  случаях у занимающихся физическими упражнениями может возникать ощущение недостатка воздуха при усиленном и затрудненном дыхании. Фиксировать внимание на этом явлении следует лишь в том случае, если одышка появляется после таких физических нагрузок, которые раньше выполнялись без затруднений дыхания, или же если резко усиленное дыхание длится долго после прекращения физических упражнений.

Любые необычные изменения самочувствия, появляющиеся в связи с выполнением физических упражнений, следует также отмечать в дневнике самоконтроля.

Сон обычно характеризуется быстрым (в  течение 5—10 мин) засыпанием и легким пробуждением. После сна вялость быстро проходит и появляется ощущение бодрости и свежести. Бессонница или сонливость, плохой сон с медленным засыпанием, затрудненным пробуждением, ощущением вялости, «разбитости» после сна, а также неспокойный сон (с перерывами, головными болями, сердцебиениями, беспокойными сновидениями и т. п.) могут быть проявлением переутомления или начинающегося заболевания. Учащиеся специальных медицинских групп должны помнить, что «экономить» на сне ни в коем случае нельзя: спать нужно столько, сколько необходимо для того, чтобы почувствовать себя хорошо отдохнувшим (не менее 7,5—8 ч/сут). С началом систематических занятий физическими упражнениями потребность во сне возрастает до 8—8,5 ч.

В дневнике самоконтроля учащиеся регистрируют длительность сна и его характер, а при нарушениях сна — особенности этих нарушений (плохое засыпание, медленное пробуждение, бессонница, тяжелые или беспокойные сновидения и т. п.).

Аппетит характеризует важную сторону общего состояния организма, полноценность его жизнедеятельности. Ухудшение или отсутствие аппетита может указывать на утомление или начинающееся заболевание. Отмечая нарушения аппетита, важно также не упустить и другие признаки нарушения пищеварения (например, изжога, боли в подложечной области и т. п.).

Работоспособность и ее изменения исключительно важны в оценке влияния на организм занятий физическими упражнениями. Естественной, нормальной реакцией на правильно организованные занятия физическими упражнениями является повышение работоспособности, оцениваемое учащимися по многим привычным показателям выполнения обычных физических нагрузок в быту и труде [9, с.26].

Состояние утомления, субъективно ощущаемое как усталость, наступающее после занятий физическими упражнениями, обычно быстро исчезает, после чего учащийся испытывает повышенную работоспособность. Если же усталость ощущается долго после занятия (несколько часов) или же учащийся испытывает ее вне связи с занятием, то это может указывать на перегрузку физическими упражнениями либо на болезненное состояние организма. Работоспособность, как и самочувствие, желательно оценивать по пятибалльной системе.

При сниженной работоспособности необходимо учитывать и настроение, так как известно, что ухудшение настроения приводит к нарушению общего состояния организма и его работоспособности.

Правильная  оценка изменений субъективного  состояния организма возможна лишь при сопоставлении признаков, отмечаемых самим учащимся, с показателями, объективно регистрируемыми преподавателем и врачом. Важное значение в этом отношении имеет также анализ содержания занятий физическими упражнениями (особенно самостоятельных занятий), а также учет общего режима учащегося.

Из  объективных показателей состояния организма в процессе самоконтроля регистрируют частоту пульса, массу тела, показатели динамометрии кисти, потоотделение, а кроме того (по рекомендации педагога или врача), и другие признаки, знание которых может оказаться полезным для суждения об изменениях функционального состояния организма учащегося в процессе занятий физическими упражнениями.

Частоту пульса подсчитывают на лучевой артерии, располагая у лучевой кости четыре пальца (а не один большой палец!) левой руки. Правая рука служит для записи полученных чисел. Нащупав пульсирующую артерию, следует максимально ослабить давление, чтобы создать условия для наибольших пульсовых колебаний стенки сосуда (частая ошибка — сильное давление на сосуд, мешающее колебаниям стенки артерии и нарушающее чувствительность кончиков пальцев). После этого по сигналу преподавателя или по секундной стрелке часов (секундомера) начинают отсчет пульса. В момент записи числа пульсовых ударов (если пульс подсчитывают по 10 сек) обычно из-за переключения внимания происходит «сбой» в счете. Для того чтобы научиться не упускать ни одного удара пульса во время записи, необходима соответствующая тренировка. Такую тренировку рекомендуют осуществлять в два этапа, добиваясь на каждом этапе совершенного навыка счета и записи частоты пульса: на первом этапе считают в полной тишине, на втором — при меняющейся обстановке.

У самого себя учащемуся легче считать  частоту пульса на сонной артерии. При  этом большим пальцем левой руки сбоку гортани нащупывают сосуд и ощущают его периодическую пульсацию. На сонной артерии удобнее считать пульс во время занятий физическими упражнениями, когда по сигналу преподавателя учащееся начинают и завершают счет пульса. Зарегистрированные показатели они сообщают сразу же педагогу (или, если желательно не затягивать паузы в занятии, запоминают). В этом случае пульс считают по 10-секундным промежуткам.

Частоту пульса рекомендуют определять утром  в постели после пробуждения, а затем сразу же после перехода в положение стоя. При этом частота пульса повышается обычно в пределах 8—16 ударов/мин. Большее учащение указывает на повышенную возбудимость нервных центров, регулирующих ритм сердечных сокращений.

Массу тела достаточно измерять один раз  в неделю, лучше всего утром, натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Взвешиваться следует на одних и тех же весах без верхней одежды.

После начала систематических занятий  физическими упражнениями масса тела обычно несколько снижается за счет освобождения организма от излишков воды и жира. Затем, после приспособления организма к физическим нагрузкам, масса стабилизируется, а в дальнейшем постепенно нарастает за счет увеличения мышечной ткани.

Развитию  тренировочного эффекта свойственно  регулирующее влияние на массу тела. У учащихся, чья масса превышает нормальные показатели, отмечается снижение ее, тогда как у юношей (девушек) с недостаточной массой происходит ее повышение.

Динамометрия  позволяет определить силу мышц кисти и спины. Кистевым динамометром измеряют силу мышц правой и левой кисти, а становым динамометром — мышц спины. При пользовании кистевым динамометром нужно удобно захватить его пальцами, положив так, чтобы стрелка и шкала были обращены к ладони. При измерении силы мышц спины необходимо ручку динамометра зацепить за звено цепи на таком расстоянии от пола, чтобы она была на уровне коленей. Ноги во время жима остаются выпрямленными. Первое, пробное усилие рекомендуют не делать максимальным. Через некоторое время (10—15 с) после пробного усилия производят максимальное усилие и полученный результат вносят в журнал самоконтроля.

Показатели  динамометрии, как и все объективно регистрируемые признаки, измеряют в одно и то же время суток, причем обязательно в состоянии после предшествовавшего покоя. Недопустимо проводить измерения после занятия физическими упражнениями, так как в этом случае будут получены результаты, характеризующие влияние выполненной нагрузки и утомления на регистрируемые показатели.

Потоотделение — важный показатель функции вегетативной нервной системы. Для учащихся специальных медицинских групп этот признак имеет существенное значение, так как косвенно указывает на полноценность вегетативного обеспечения мышечной деятельности (или, напротив, на нарушение работы этого механизма).

Обычно  вне физических нагрузок потоотделение не ощущается. Причиной ощутимого потоотделения (в подмышечной области, на ладонях, лбу) может быть волнение. При выполнении физических нагрузок потоотделение усиливается и становится ощутимым. Нормальная реакция организма при обычных температурных условиях и при тех нагрузках, которые используют на занятиях с учащимися специальных групп, характеризуется небольшой потливостью (отсутствие капель пота на лбу, влажность в подмышечной области и на ладонях). Такую реакцию обозначают как умеренное потоотделение. Появление мелких капель пота на лбу и ладонях указывает на значительное потоотделение, а струящийся у подмышечной области пот и появление крупных капель пота на лбу, груди и спине — на чрезмерное потоотделение.

Развитие  состояния тренированности сопровождается уменьшением потоотделения. Особенное диагностическое значение этот признак приобретает у учащихся специальных групп, функция вегетативной нервной системы которых часто бывает нарушена.

Преподаватель обязан знакомиться с записями дневника самоконтроля не реже одного раза в две недели, а врач — при повторных обследованиях учащихся СМГ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате данного исследования, были получены следующие выводы.

  1. На основании литературных данных изучены формы организации занятий физической культурой в специальных медицинских группах.

Формы физической культуры в СМГ:

- урок (занятие) физического воспитания;

- утренняя гигиеническая гимнастика, комплексы которой составляются учителем (преподавателем) в тесном контакте с врачом для каждой возрастной группы, и проводятся ежедневно дома самостоятельно, по возможности на открытом воздухе;

- физкультурные  занятия в режиме учебного  дня: гимнастика до уроков, физкультурные минутки и паузы, упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня (спортивный час);

- доступные  виды оздоровительных мероприятий на открытом воздухе: прогулки на лыжах, катанье на коньках, велосипеде, плавание, экскурсии и др.

- физкультурно-массовые  спортивные мероприятия и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

2. Особенность структуры урока по физической культуре в СМГ — наличие четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

  1. Главной особенностью учебных занятий является индивидуальный подход  учителя к учащимся СМГ. Ни в одном виде учебной деятельности педагог не может так эффективно помочь больному ребенку, как на уроках физической культуры. Учебные занятия, проводимые под контролем медицинского работника и подготовленного педагога, обеспечивает освоение учебной программы, вооружают учащихся навыками по сохранению и укреплению здоровья. Вырабатывают убежденность в необходимости соблюдение норм здорового образа жизни.
  2. В связи с малым количеством часов, отведенных для основных занятий физической культурой в школе, которые не обеспечивают достаточный двигательный режим учеников, в режим дня необходимо включать дополнительные формы физической культуры во внеучебное время в виде самостоятельных занятий. Это необходимо для активизации функциональных возможностей организма, восстановления функции поврежденных заболеванием органов и систем, восполнения двигательной недостаточности и повышения защитных сил организма. В курсовой работе более подробно были рассмотрены такие формы самостоятельных занятий, как утренняя гимнастика и домашнее задание по физическому воспитанию.
  3. Обязательным условием правильно организованного процесса самостоятельных занятий физической культурой является самоконтроль учащихся. Самоконтроль позволяет учащимся СМГ оценить субъективные ощущения, что дает возможность избежать случаев неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма занимающихся.

Информация о работе Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах