Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить эффективные средства и методы организации самостоятельных занятий в специальной медицинской группе.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу.
2. Изучить формы организации физического воспитания в специальных медицинских группах.
3. Выяснить особенности структуры занятий в специальных медицинских группах.
4. Определить формы самостоятельных занятий в специальной медицинской группе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1 Общая характеристика специальных медицинских групп 7
1.2 Основные задачи физического воспитания для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе 11
ГЛАВА 2. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ 13
2.1 Особенности структуры и содержания занятий в специальных медицинских группах 13
2.2 Особенности методики занятий по физической культуре в специальных медицинских группах 17
2.3 Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах 21
2.3.1 Утренняя гигиеническая гимнастика 22
2.3.2 Домашние задания по физическому воспитанию 27
2.4 Навыки самоконтроля детей за состоянием своего здоровья 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЛФК.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

 

    1. Особенности структуры и содержания занятий в специальных медицинских группах

 

 

Особенностью структуры урока по физической культуре в СМГ является наличие четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть (3-5 мин) включает закрепление навыка правильной осанки, подсчет пульса, опрос учащихся о самочувствии, сообщение задач урока, дыхательные упражнения.

Подготовительная часть (10-15 минут) обеспечивает подготовку всех органов и систем к выполнению более интенсивной нагрузки основной части урока. Состоит из общеразвивающих упражнений с постепенным включением в работу основных групп мышц и суставов, выполняемых в медленном, а затем в среднем    темпах и с дозировкой упражнений 4-5 раз, с дальнейшим увеличением 6-8 раз и более.

К ним относятся: упражнения строевые и порядковые, корригирующие (упражнения на воспитание правильной осанки), дыхательные, простейшие на координацию, ходьба в различном темпе и направлениях, бег в медленном темпе, упражнения с гимнастическими снарядами, на гимнастической скамейке, подвижные и народные игры низкой и средней интенсивности. Широко применяются упражнения в растяжении (например, «потягивание») с целью улучшения приспособительных возможностей сердечнососудистой системы к последующим физическим нагрузкам.

Крупные мышечные группы вовлекаются в работу поочередно, по принципу «рассеивания» нагрузки, которая возрастает без резких подъемов. После наиболее нагрузочных общеразвивающих упражнений применяются дыхательные и упражнения на расслабление. В первом периоде учебного года подготовительная часть урока длиннее, в основном — короче.

В основной части (15—18 мин) решаются задачи урока в соответствии с программой обучения.

В начале основной части изучают новые ФУ, совершенствуют технику освоенных ранее двигательных действий с целью их закрепления, воспитывают быстроту и ловкость, координацию движений.

В связи с замедленными процессами включения организма в деятельность пик нагрузки на занятиях в СМГ должен приходиться, как правило, на вторую половину основной части. Поэтому начальный период основной части урока заполняется более легкими и упражнениями, требующими внимания.

Упражнения  для общего развития мышечной системы, гибкости могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.

Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег  и др.) и вызывающие сильное эмоциональное  переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений.

Опыт показывает, что даже на малоподвижную игру организм учащегося реагирует резким учащением пульса, повышением АД и медленным возвращением к норме. Продолжительность игры не превышает 3-7 минут и должна закончиться за 7-10 минут до конца урока.

Для снятия утомления  ОРУ чередуют с дыхательными и упражнениями на расслабление, используют «рассеивание» нагрузки на различные мышечные группы, включают паузы для отдыха по 10-12 секунд, после игр — не менее одной минуты, обязательны медленная ходьба.

Заключительная  часть (3-5 минут) направлена на постепенное снижение физической нагрузки, восстановление организма и включает медленную ходьбу; игры малой подвижности в положении стоя, сидя, лежа; дыхательные и корригирующие упражнения, на расслабление мышц, на внимание, отдых сидя, аутотренинг. Также показаны упражнения в медленном темпе с незначительными усилиями для тех мышечных групп, которые не участвовали в движениях, использовавшихся в предыдущих частях занятия. Урок завершается подсчетом пульса, частоты дыхания, подведением итогов и заданием  на дом.

Подсчет пульса проводится 4-5 раз на каждом занятии в течение 10 с: перед началом занятия, в середине его после упражнений с наибольшей нагрузкой, после занятия в первые 10-15 с и через 5 мин после его окончания.

Для поддержания устойчивого интереса к урокам физкультуры, повышения их эмоциональности показано музыкальное сопровождение занятий, проведение уроков смешанного типа с включением ФУ с предметами (гимнастические палки, мячи, гантели и т.п.), подвижных игр и элементов спортивных; занятий на тренажерах с индивидуальным подбором адекватной нагрузки, для девочек — элементов художественной гимнастики.

Используют  различные методы выполнения упражнений — групповой, поточный, круговой, постепенно повышают плотность занятий до 50-70%. У школьников 1-2 классов чаще других применяют игровой метод, в содержании уроков преобладают подвижные игры средней интенсивности и гимнастические упражнения. При обучении младших школьников простым, доступным физическим упражнениям, учитывая их недостаточный двигательный опыт, учителем широко применяется образный показ и объяснение, наглядный материал. На занятиях с учащимися 4-11-х классов показаны упражнения на формирование осанки, висы, упоры, упражнения в равновесии, элементы художественной гимнастики, строго дозированные ходьба, бег, подвижные игры и элементы спортивных игр по упрощенным правилам. Для воспитания правильной осанки, прежде всего, следует научить школьников правильно ходить, стоять и сидеть. Уроки должны содержать не менее 8-12 упражнений для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих формированию крепкого мышечного корсета. Учащиеся 9-11-х классов могут выполнять упражнения с отягощением (1-2кг).

Особенностью  занятий в СМГ является  большое число специальных упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма. В основе же тренировочного процесса лежит использование упражнений на воспитание общей выносливости: ходьба, дозированный бег, плавание, ходьба на лыжах, использование тренажеров [19, с.131] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности методики  занятий по физической культуре в специальных медицинских группах

 

 

Ученики, отнесенные к СМГ, занимаются по специальной программе. В ее основу положено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжи. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие. Составленный комплекс должен обеспечивать равномерное распределение физической нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и поддержанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.

Определяя количественные компоненты нагрузки, учитель физической культуры должен строго соблюдать индивидуальные противопоказания нозологической группы по отношению к использованию средств физического воспитания и рекомендуемый двигательный режим. Безусловным руководством для учителя физической культуры являются рекомендации врача. Также необходимо учитывать реакцию организма учащихся по данным частоты пульса и другим показателям на применяемые функциональные пробы, выполняемую нагрузку на уроках физической культуры и уровень физической подготовленности учащегося[21, с.3].

Основное место  на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно  успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать  двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ. Вместе с тем из гимнастики полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания.

Следует осторожно  включать в комплекс упражнения на быстроту, с задержкой дыхания, наклоны  и другие упражнения, требующие значительного напряжения мышц плечевого пояса.

Из легкой атлетики особое внимание придается строго дозированным ходьбе и бегу, т.к. эти виды тренируют  и укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Прыжки в  длину и в высоту ограничиваются (с укороченного разбега, с трех шагов, не более двух, трех прыжков в одном занятии и т.д.). Ограничены упражнения и на скорость, силу, выносливость.

Трудность упражнений надо повышать постепенно, большое  значение приобретает правильный подбор упражнений для различных групп мышц, чередование напряжения и расслабления.

Упражнения  должны оказывать равномерное воздействие  на все мышечные группы. Каждое предыдущие должно подготавливать организм к следующему и обеспечивать чередование работы различных мышечных групп.

При выполнении упражнений с набивными мячами и  гантелями наблюдается поочередное  максимальное напряжение работающих мышечных групп, а затем на расслабление, что  положительно сказывается на протекании физиологических процессов в  организме.

Продолжительность игр с бегом и прыжками, а также дистанции бега сокращаются. Например, продолжительность игры с бегом и прыжками не должна превышать 5 минут. Упражнения, требующие значительной физической силы, чередуются с упражнениями на расслабление, с ходьбой в умеренном темпе. Этим достигается ускорение восстановительных процессов в организме.

Для учащихся с  сердечно-сосудистой патологией противопоказаны  упражнения, которые связаны с  задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим  напряжением.

Школьникам  с заболеваниями органов дыхания  противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо уделять внимание дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания, особенно удлиненному  вдоху.

В занятиях с  учащимися, имеющими заболевания почек, значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается  переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хронических  заболеваниях желудочно – кишечного тракта (ЖКТ)  уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса.

Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. При проведении игры необходимо помнить, что на занятиях со школьниками СМГ она должна быть закончена за 7–10 мин до окончания урока. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления[21, с.3].

Одним из критериев  правильности дозировки и проведения игры может служить восстановительный  период ЧСС, который должен быть не более 5–7 мин.

На каждом уроке  надо определять ЧСС не реже трех раз  – до урока, в основной части и  в конце урока, при этом нужно учитывать и внешние признаки утомления. На первых 15-20 занятиях не следует допускать появления внешних признаков утомления.

Критерием правильности дозирования нагрузок служит изменение  ЧСС – как на одном уроке, так и в серии занятий. ЧСС у основной массы школьников на 5–10-й минуте после окончания занятий должна вернуться к исходным данным, а после 1–1,5 месяцев систематических занятий должна отмечаться тенденция к урежению ЧСС [15].

Наряду с  образовательными, оздоровительными задачами на занятиях решаются и задачи воспитательные, когда средствами физкультуры воспитываются смелость, настойчивость, дисциплинированность, навыки культурного поведения, чувство дружбы и товарищества. Особенно трудно переоценить значение подвижных игр, наличие в которых простых и естественных движений, не вызывающих резкого утомления (нагрузка чередуется с моментами кратковременного отдыха), делают их хорошим средством эмоционального и физиологического воздействия на школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах

 

 

В связи с малым  количеством часов, отведенных для  основных занятий физической культурой  в школе, которые не обеспечивают достаточный двигательный режим  учеников, в режим дня необходимо включать дополнительные формы физической культуры во внеучебное время в виде самостоятельных занятий. Это необходимо для активизации функциональных возможностей организма, восстановления функции поврежденных заболеванием органов и систем, восполнения двигательной недостаточности и повышения защитных сил организма. Наиболее важные из них, на мой взгляд, это утренняя гигиеническая гимнастика и домашние задания по физической культуре. Рассмотрим их подробнее.

Информация о работе Самостоятельные занятия в специальных медицинских группах