Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".
Работа над развитием Г в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем.
Г в значительном мере определяется генетическими факторами (есть люди с врожденной ограниченностью подвижностью в отдельных суставах, у др лиц, наоборот, наблюдается высокая подвижность в суставах)
На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность человека сочетать сокращение мышц, производящих движения, с расслаблением растягиваемых мышц (за счет расслабления мышц Г ↑ на 12-14%).
Оценка уровня развития Г: показателем уровня развития Г является максимальная амплитуда (размах) движения. Ее измеряют в угловых градусах посредством гониометров или в линейных мерах при помощи сантиметровой линейки. Для контроля за развитием Г используются разнообразные тесты.
Методика развития Г.
Методы: повторный, помощи партнера, применение отягощений и амортизаторов, игровой и соревновательный.
Упражнения на Г дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.
На первых парах упражнений на Г следует давать через день, чтобы мышцы, успевали отдыхать, в дальнейшем – ежедневно.
Средства: - упражнения на расслабления – дают прирост 12-15%;
- плавные движения по большой амплитуде;
- повторные пружинные движения;
- пассивное сохранение максимальной амплитуды;
- махи с постепенным увеличением амплитуды.
ВОПРОС № 12: Развитие координационных способностей (КС) в избранном виде спорта: виды, факторы, обуславливающие уровень проявления анатомо-физиологические, психологические и др., морфо-функциональная характеристика ловкости. Оценка уровня развития, методика развития.
Наиболее сложно и
запутано в современной общей
теории обстоит вопрос о
Однако в вопросе о видах КС и целесообразности их выделения учебных – теоретиков нет единогласия.
В.П. Платонов и ряд других ученых выделяют 6 видов КС:
1 – способность к оценке
и регуляции динамических и
пространственно-временных
2 – способность к сохранению устойчивости позы (равновесия);
3 – чувство ритма;
4 – способность к
5 – способность к произвольному расслаблению;
6 – координированность движений;
Ю.Ф. Курамшин выделяет 10 видов КС, кроме вышеназванных:
7 - способность к перестраиванию движений;
8 - способность к соединению (комбинированию) движений;
9 - способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
10 - способность к управлению временем двигательных реакций.
В х.г. принято оперировать понятиями «координация и ловкость»
Координация (К) (от лат.- согласование, сочетание, приведение в порядок или в соответствие) – это способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с целесообразной скоростью и силой мышечных напряжений.
Ловкость (Л)– это способность быстро осваивать новые движения и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Критерием К являются точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и мышечных усилий.
Критерии Л – координационная сложно, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей лежат явления экстраполяции (предвидение событий на рефлекторно-инстинктивной основе), хорошая ориентация в вероятностей среде, предвидение возможностей будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами.
В результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений.
Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма (свойства нервной системы, индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и др отделов ЦНС, уровень отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психического состояния и др.).
Оценка. КС измеряется по времени, необходимому для освоения новых движений или для перестройки действий.
Методика. Методы развития К и Л: повторный, переменный, необычных И.п., зеркального исполнения, игровой, соревновательный.
Средства развития К и Л:
- упражнения на расслабление;
- упражнения на быстроту реакции;
- упражнения на согласование движений разными частями тела;
- упражнения на точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и силы;
- акробатические упражнения;
- подвижные игры с необычными движениями.
Методические приемы:
- удлинение времени сохранения неустойчивой позы;
- временное исключение или ограничение зрительного самоконтроля;
- уменьшение площади опоры;
- увеличение высоты опорной поверхности или расстояние от центра тяжести тела до опоры;
- введение неустойчивой опоры;
- включение предварительных и сопутствующих движений, затрудняющих сохранение равновесия;
- введение сбивающего противодействия партнера;
- использование условий внешней среды, усложняющих поддержание равновесия при перемещениях.
13. Показатели тренированности
в избранном виде спорта, их
использование в системе
Высшую степень тренированности на определенном уровне мастерства представляет спортивная форма – это состояние наилучшей готовности к спортивным достижениям. Она предполагает:
1. Высокий уровень
2. Стабилизацию оптимального веса, снижение уровня жировой ткани, повышение эластичности мышц и подвижности суставов.
3. Высокий уровень специальной физической подготовленности (координации, ловкости, гибкости, силы, быстроты, прыгучести, устойчивости и выносливости).
4. Хорошую технико-тактическую
готовность – надежное
5. Положительный психологический
фон – хорошее настроение, уверенность
в своих силах, желание тренироваться
и бороться за достижение
6. Высокие спортивные результаты.
Полный цикл развития спортивной формы соответствует большому циклу или макроциклу спортивной тренировки, и по законам физиологии состоит из 3-х фаз: приобретения, стабилизации и временной утраты, а отдельные фазы соответствуют периодам, на которые делится макроцикл – подготовительному, соревновательному и переходному.
Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортивной формы и состоит из двух этапов: общеобразовательного и специально-подготовительного. На общеобразовательном этапе выделяют два мезоцикла – втягивающий и базовый. На специально-подготовительном этапе контрольные мезоциклы чередуются со шлифовочными.
Соревновательный период совпадает с фазой стабилизации спортивной формы и на этапы не делится. В нем применяются мезоциклы двух типов – соревновательные и промежуточные.
Переходный период структурной регламентации не имеет. В этот период спортивная форма временно утрачивается.
Физиологическая сущность состояния тренированности – это такой уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением физиологических резервов и готовностью к мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам и высокой работоспособности.
Развившееся в процессе тренировки состояние тренированности по своим физиологическим механизмам и морфофункциональной сути соответствует стадии адаптированности организма к физическим нагрузкам.
При адаптации спортсменов к физическим нагрузкам происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат – выполнение поставленной задачи, т.е. конечный спортивный результат.
В динамике адаптационных изменений у спортсменов выделяют 4 стадии: физиологического напряжения, адаптированности, дизадаптации и реадаптации.
Стадия физиологического напряжения организма характеризуется преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга и распространением их на подкорковые и нижележащие двигательные и вегетативные центры, возрастанием функции коры надпочечников, увеличением показателей вегетативных систем и уровня обмена веществ. На уровне двигательного аппарата характерным для этой стадии является увеличение числа активных моторных единиц, дополнительное включение мышечных волокон, увеличение силы и скорости сокращения мышц, увеличение в мышцах гликогена, АТФ и креатинфосфата. Спортивная работоспособность неустойчива. В стадии напряжения организма основная нагрузка ложится на регуляторные механизмы.
Стадия адаптированности организма в значительной мере тождественна состоянию его тренированности. Физиологическую основу этой стадии составляет вновь установившийся уровень функционирования различных органов и систем для поддержания гомеостаза в конкретных условиях деятельности. Работоспособность стабильна и даже повышается.
Стадия дизадаптации организма развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов и включения компенсаторных реакций вследствие интенсивных тренировочных нагрузок и недостаточного отдыха между ними. Характеризуется еще и тем, что отсутствуют признаки активации нервной и эндокринной систем и имеет место некоторое снижение общей функциональной устойчивости организма. Это состояние может быть отнесено к предболезненному. Снижается умственная и физическая работоспособность. Процесс дизадаптации является результатом того, что биосоциальная плата за адаптацию к интенсивным тренировочным и соревновательным нагрузкам вышла за пределы физиологических резервов организма. Конечный исход дизадаптационных расстройств может протекать с достаточной еще способностью к восстановлению всех функций организма и работоспособности, что чаще всего и наблюдается у спортсменов. В других случаях дизадаптация будет иметь скрытые дефекты, которые выявляются только с течением времени под влиянием или очень высоких нагрузок, или какой-то дополнительной вредности. И, наконец, дизадаптация может закончиться стойкими неблагоприятными изменениями функций организма, снижением или утратой спортивной работоспособности. Стадия дизадаптации по своим патофизиологическим основам в значительной мере соответствует состоянию перетренированности спортсменов.
Стадия реадаптации возникает после длительного перерыва в систематических тренировках или прекращении совсем и характеризуется приобретением некоторых исходных свойств и качеств организма. Физиологический смысл этой стадии – снижение уровня тренированности и возвращение некоторых показателей к исходным величинам.
За систематические чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение организм спортсменов в дальнейшем платит определенную биологическую плату, что может проявляться развитием кардиосклероза, ожирением, снижением резистентности клеток и тканей к различным неблагоприятным воздействиям и повышением общего уровня общей заболеваемости. Цена адаптации может проявляться в прямом изнашивании функциональной системы и в явлениях отрицательной перекрестной адаптации (в нарушении у адаптированных к определенной физической нагрузке людей других функциональных систем и адаптационных реакций, не связанных с этой нагрузкой).
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"