Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Таким образом, адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.

 

14. Восстановление  во время и после работы  в избранном виде спорта. Физиологические  основы восстановления, основные  закономерности восстановления, фазы  восстановления. Средства повышения  эффективности восстановления.

Восстановительные процессы – важнейшее звено работоспособности спортсмена. Вся совокупность происходящих в период физиологических, биохимических и структурных изменений, которые обеспечивают переход организма от рабочего уровня к исходному (дорабочему) состоянию, объединяется понятием восстановление.

Спорт высших достижений диктует необходимость серьезного отношения к восстановлению гимнасток после больших тренировочных и соревновательных нагрузок, а также к профилактике профессиональных заболеваний и неблагоприятных последствий от чрезмерных специфических нагрузок. Восстановительные уроки предполагают широкое использование упражнений на компенсацию, вытяжение, расслабление и дыхание, психологических и физеотерапефтических средств.

Чем больше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процессы их восстановления. Однако, если истощение функциональных потенциалов в процессе работы превышает оптимальный уровень, то полного восстановления не происходит. Вследствие функциональных и структурных перестроек, осуществляющихся в процессе восстановления, функциональные резервы организма расширяются и наступает сверхвосстановление (суперкомпенсация).

Процессы восстановления различных функций в организме разделяют на 3 периода: рабочий, ранний и поздний.

К рабочему периоду относят те восстановительные реакции, которые осуществляются уже в процессе самой мышечной работы (восстановление АТФ, креатинфосфата, переход гликогена в глюкозу и ресинтез глюкозы и продуктов ее распада – глюконеогенез). Рабочее восстановление поддерживает нормальное функциональное состояние организма и допустимые параметры основных гомеостатических констант в процессе выполнения мышечной нагрузки.

Ранний период восстановления наблюдается непосредственно после окончания работы легкой и средней тяжести в течение нескольких десятков минут и характеризуется восстановлением ряда уже названных показателей, а также нормализацией кислородной задолженности, гликогена, некоторых физиологических, биохимических и психофизиологических констант.

Поздний период восстановления отмечается после длительной напряженной работы (бег на марафонские дистанции, многокилометровые лыжные и велосипедные гонки) и затягивается на несколько часов или суток. В это время нормализуется большинство физиологических и биохимических показателей организма, удаляются продукты обмена веществ, восстанавливаются водно-солевой баланс, гормоны и ферменты. Эти процессы ускоряются правильным режимом тренировок и отдыха, рациональным питанием, применением комплекса медико-биологических, педагогических и психологических реабилитационных средств.

В любом периоде восстановления регуляция этого процесса осуществляется при участии как нервного, так и гуморального механизмов. Нервный механизм регуляции направляет и осуществляет восстановление в период самой деятельности и в раннем периоде восстановления. С помощью нервного механизма преимущественно регулируется нормализация внутренней среды организма, главным образом через сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Гуморальный механизм регуляции обеспечивает восстановление водно-солевого обмена, запасов глюкозы и гликогена, ферментов и гормонов. Однако в процессе трудовой и спортивной деятельности человека регуляция органов, систем и их функций в целом осуществляется только нервно-гуморальным путем.

Вариативность восстановления зависит также от индивидуальных особенностей спортсменов, уровня их тренированности и характера мышечной работы.

Неравномерность восстановительных процессов: сразу после окончания работы восстановление идет быстро, а затем скорость его снижается и наблюдается фаза медленного восстановления. Наличие двух фаз восстановления отмечается, как правило, после тяжелой физической работы. После умеренных нагрузок погашение кислородного долга носит однофазный характер, т.е. наблюдается только фаза быстрого восстановления.

В основе гетерохронности восстановления лежит принцип саморегуляции. Сразу после окончания физических нагрузок восстанавливаются алактатная фаза кислородного долга и фосфогены. Через несколько минут отмечается нормализация пульса, АД, УОК и МОК, скорости кровотока, т.е. лактатной фазы кислородного долга. Спустя несколько часов после нагрузок восстанавливаются показатели внешнего дыхания, глюкоза и гликоген. Обмен веществ, периферическая кровь, водно-солевой баланс, ферменты и гормоны восстанавливаются через несколько суток.

Фазность восстановления выражается в изменении уровня работоспособности. В динамике восстановления работоспособности выделяют 3 фазы:

  • пониженной  работоспособности – восстановление до исходного уровня после напряженной работы, повторные нагрузки в этот период вырабатывают выносливость;
  • повышенной работоспособности – наступает сверх восстановление, повторные нагрузки повышают тренированность;
  • исходной работоспособности – восстановление до исходного уровня, повторные нагрузки поддерживают состояние тренированности.

Избирательность восстановительных процессов определяется характером деятельности (энергетического обмена) и характером энергообеспечения. После работы аэробной направленности восстановительные процессы показателей внешнего дыхания, фазовой структуры сердечного цикла, функциональной устойчивости к гипоксии происходит медленнее, чем после нагрузок анаэробного характера.

Восстановительные процессы, происходящие в различных органах и системах, подвержены тренируемости. В ходе адаптированности организма к нагрузкам восстановительные процессы улучшаются, повышается их эффективность.

Мероприятия, направленные на ускорение восстановительных процессов, делят на педагогические, психологические, медицинские и физиологические. Физиологические мероприятия включают в себя контроль за состоянием функций организма, динамикой работоспособности и утомления в период тренировки и соревнований, а также мобилизацию и использование функциональных резервов организма для ускорения восстановления. Интегральным критерием оценки эффективности восстановительных процессов является уровень общей и специальной работоспособности.

Все восстановительные физиологические мероприятия могут быть разделены на постоянные и периодические. Постоянные проводятся с целью профилактики неблагоприятных функциональных изменений, сохранения и повышения неспецифической резистентности и физиологических резервов организма, предупреждения развития раннего утомления и переутомления спортсменов (рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнительная витаминизация, закаливание и др.). Периодические осуществляются по мере необходимости с целью мобилизации резервных возможностей организма для поддержания, экстренного восстановления и повышения работоспособности спортсменов (воздействия на биологически активные точки, вдыхание чистого кислорода при нормальном и повышенном атмосферном давлении, массаж, использование биологических стимуляторов и др.).

 

15. Средства и  методы восстановления работоспособности  и ее повышения в системе  подготовки в избранном виде  спорта. Характеристика, значение, виды, направленность, технологии планирования.

Планирование – это обоснованное предусмотрение на определенный отрезок времени задач, средств, методов, величины тренировочных нагрузок и форм организации занятий;

- это процесс разработки  системы планов, рассчитанных на  различные промежутки времени, в  рамках которых должен быть  реализован комплекс взаимосвязанных  целей, задач и содержание спортивной  тренировки.

Предметом планирования в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, средства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием нагрузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных занятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, контрольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и др.

План тренировки – это документ, в котором раскрываются направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществления тренировочных и вне тренировочных заданий, связанных с достижением поставленных тренером и спортсменом целей – ближних, промежуточных или отдаленных.

В зависимости от того, планируется ли тренировка отдельного спортсмена или команды, планы делятся на индивидуальные или общие (групповые). Нередко разрабатываются смешанные (индивидуально-групповые) планы, которые сходны по некоторым основным признакам с групповыми и в то же время учитывают индивидуальные особенности спортсменов.

По длительности планируемого периода можно выделить разновидности планов – многолетние, годовые, месячные (на мезоцикл), недельные (на микроцикл), на тренировочный день, на одно занятие. Индивидуальные планы разрабатываются как на короткие промежутки времени (отдельные занятия, микроциклы, мезоциклы, этап, период, год), так и на длинные (4 года и более).

Процесс планирования тренировки спортсменов включает следующие связанные между собой этапы:

1) этап разработки плана  тренировки, который сводится к  построению модели будущего состояния  спортсмена и модели тренировочного  процесса, обеспечивающего достижение  этого состояния к определенному  моменту времени;

2) этап реализации плана  подготовки;

3) этап его коррекции.

Многолетнее (перспективное) планирование составляется на 2,3 и более лет, в зависимости от возраста, подготовленности, спортивного стажа, цикличности подготовки спортсменов и др. факторов. Исходными данными являются: продолжительность подготовки для достижения наилучших результатов и темпы их прироста от разряда к разряду, оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, материально-техническое обеспечение мест занятий и другие факторы. В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют 3 возрастные зоны: а) зону первых больших успехов; б) зону оптимальных возможностей; в) зону сохранения высоких результатов. Общий перспективный план состоит из разделов:

  1. Краткая характеристика группы спортсменов (команды).
  2. Цель и главные задачи многолетней тренировки.
  3. Этапы подготовки и их продолжительность.
  4. Основные соревнования на каждом этапе.
  5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.
  6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.
  7. Спортивно-технические показатели по этапам.
  8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.
  9. Изменения в составе команды.
  10. Педагогический и врачебный контроль.
  11. Места занятий, оборудование и инвентарь.

Индивидуальный перспективный план включает следующие разделы:

  1. Краткая характеристика спортсмена.
  2. Цель и главные задачи многолетней тренировки.
  3. Этапы подготовки и их продолжительность.
  4. Основные соревнования на каждом этапе.
  5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.
  6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.
  7. Спортивно-технические показатели по годам.
  8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.
  9. Основные средства тренировки и их распределение по этапам.
  10. Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагрузок по этапам.
  11. Педагогический и врачебный контроль.

Годовой план включает следующие разделы: краткую характеристику спортсмена, цель и основные задачи на год, календарь основных соревнований и их задачи, цикличность подготовки и задачи периода, спортивно-технические показатели, контрольные нормативы, распределение основных и дополнительных средств в каждом месяце, объем и интенсивность тренировочной нагрузки, педагогический и врачебный контроль и др. годовой план может быть представлен в форме план-графика либо в форме таблицы, либо в форме таблицы-графика.

Месячное (мезоцикловое) и недельное (микроцикловое) планирование должно учитывать:

- преимущественную направленность (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных  способностей; на техническую подготовку  или на комплексное решение  нескольких задач)

- характер применяемых  средств и методов тренировки

- закономерности переноса  двигательных навыков и физических  способностей (переноса тренированности) при определении содержания занятий  в каждом микроцикле и серии  микроциклов

- параметры объема и  интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение  в процессе тренировки

-порядок чередования  нагрузок различной направленности  и величины, как в рамках отдельного  тренировочного дня, микроцикла, так  и мезоцикла

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"