Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Физическая культура".
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
1) игровой метод обеспечивает
всестороннее, комплексное развитие
физических качеств и
2) наличие в игре элементов
соперничества требует от
3) широкий выбор разнообразных
способов достижения цели, импровизационный
характер действий в игре
4) соблюдение условий
и правил игры в условиях
противоборства дает
5) присущий игровому методу
фактор удовольствия, эмоциональности
и привлекательности
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Принцип сознательности и
активности применительно к теории
и практике обучения двигательным действиям
обоснован П.Ф. Лесгафтом в учении
о физическом образовании детей
школьного возраста. Важность данного
принципа вытекает из двойственной природы
дидактических процессов, или их
двусторонности. Как уже установлено,
в дидактических процессах
Если учащиеся осознали сущность предстоящей деятельности, выраженной в ее цели, конкретных задачах и практических действиях, то по их достижении и решении взаимодействие становится результативным, интересным, целеустремленным.
Некоторые специалисты по
методике преподавания выделяют принципы
сознательности и активности как
самостоятельные. В практике же процессы
осознания и активности настолько
взаимообусловлены, что оправдать
их отрыв друг от друга нельзя. Ведь
осознание невозможно без активного
участия в этом личности занимающегося,
а постоянная активность возникает
лишь после осознания цели деятельности.
Правда, на первых порах активность
можно стимулировать
Активизация - мобилизация учителем занимающихся, направленная на достижение задач обучения.
Однако признание
1. Учитель формирует у
учащихся мотивацию активной
познавательной деятельности
Так постепенно формируется
отношение занимающихся к предмету,
к самому себе, к коллективу. В
конечном счете, мотивом должно стать
стремление к физическому
2. Реализуя принцип
- осознанно выполняли
операции и действия, которые
в совокупности и взаимосвязи
составляют деятельность
- ориентировались в цели,
задачах, содержании каждого
- направляли волевые и
физические усилия для решения
задач (выполнения
- имели навыки самоанализа
для определения результатов
выполнения заданий учителя,
- совместно с учителем
или одноклассниками могли
- проявляли активность
в обсуждении результатов
- могли оказывать взаимопомощь
в выполнении учебных заданий
на уроках друг другу и вне
уроков при выполнении
Правильный подход учителя
к реализации принципа сознательности
и активности вызовет активность
учащихся на уроках, будет способствовать
формированию потребности в систематических
занятиях физической культурой в
целях физического
Учащиеся должны осознать учебную цель и задачу, решение которой приведет их к достижению цели. Если цель занятий – удовлетворение своей потребности в движениях, то осознание задач, которые следует решить для достижения поставленной цели, возможно потребует активного вмешательства учителя. К примеру, ученица мотивирована формировать красивую осанку или устранить иные дефекты телосложения. Но как достичь этой цели, какие для этого необходимо решить задачи (что следует знать и уметь)? Ответы на эти и другие вопросы ученица может получить у учителя. Если же ученик не знает, как воздействуют на органы и группы мышц конкретные физические упражнения (а следовательно, и не имеет целевой установки), резко снижаются темпы и качество формирования двигательного навыка.
Например, учащиеся разучивают технику двигательного действия лишь потому, что этого требует учитель. Результативность учебной деятельности, обусловленной подобной мотивацией, может быть невысокой.
Кроме того, учебные задачи по своим функциям, месту в иерархии педагогических задач могут иметь различную значимость. В одном случае они будут основными, в другом – частичными, в третьем – сопутствующими, второстепенными. Так, при обучении технике прыжка в высоту с разбега определенным способом задача усвоения техники данного двигательного действия будет основной, а усвоение деталей техники – частной или сопутствующей.
Считается полезным придерживаться следующих правил при реализации принципа сознательности и активности.
1. Требования к уровню
осознания своей деятельности, приемы
развития сознательного
2. Необходимо планомерно
расширять границы
3. Следует учитывать содержание
решаемых педагогических задач.
4. Стимулировать осознанный
учащимися контроль, оценку и
анализ учебной деятельности. Для
этого опытные педагоги
а) отказ от предварительного
показа при разучивании двигательного
действия на первом и втором этапах
обучения. Применение срочной объективной
информации о качестве выполнения двигательного
действия может способствовать формированию
у учащихся способности моби-лизовать
дополнительные усилия, дает материал
для анализа собственных
б) применение специальных сигналов зрительного или акустического характера, способствующих предоставлению учащимся в процессе их учебной деятельности срочной информации, которая свидетельствует о правильности или неправильности исполнения ими техники изучаемого физического упражнения;
в) воспитание умения самостоятельно подбирать физические упражнения для решения конкретных задач, самооценки и взаимооценки качества выполненного, определение ошибок, допущенных занимающимися при выполнении упражнений; обсуждение способа их устранения может способствовать формированию у учащихся контрольно-оценочного компонента их учебной деятельности.
5. Научить детей управлять
своими пространственными,
Двигательная деятельность во всех ее разнообразных формах одна из наиболее жизненно важных функциональных систем в жизни ребенка.
Исследования подтверждают, что современная организация учебного процесса в большинстве школ и недооценка родителями рационального двигательного режима приводят к тому, что биологическая потребность в движении многих детей не удовлетворяется. Следует прежде всего обратить внимание на детей, поступающих в 1 класс. Для ребенка начало школьного возраста – критический период, когда «играющий» ребенок превращается в «сидячего» ребенка. Решить вопрос повышения двигательной активности призвана программа физического воспитания учащихся.
В программе значительное место отведено физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня, включающим гимнастику до учебных занятий, физкультурные минуты до уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах, а также ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.
Гимнастика до учебных
занятий служит прекрасным организационным
и мобилизующим фактором. Во время
занятий происходит настройка всех
функций и систем организма на
необходимый ритм, что постепенно
приводит к повышению общей
Комплекс физических упражнений должен состоять из 4 – 7 общеразвивающих упражнений. Он выполняется в течение 5 – 6 минут.
При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день, с той целью, чтобы в конце дать специальные упражнения, которые способствовали бы адаптации к началу конкретного урока. Так, если 1 урок связан с письменной работой, целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти, что поможет подготовить руку к процессу письма. Если 1 урок чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз. Эти упражнения широко применяются для профилактики возникновения близорукости и замедления ее прогрессирования. Особое внимание должно уделяться учащимся 1 класса, у которых в это время глаза только приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается общая двигательная активность. Учитывая, что длительное пребывание за партой в положении наклона туловища вперед может способствовать искривлению позвоночника, необходимо включать физические упражнения, улучшающие осанку и препятствующие появлению «круглой спины».