Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Физическая культура".

Файлы: 1 файл

Физи́ческая культу́ра ШПОРЫ.docx

— 95.92 Кб (Скачать файл)

В системе физического  воспитания игра используется для решения  образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

 Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими  особенностями игрового метода являются:

1) игровой метод обеспечивает  всестороннее, комплексное развитие  физических качеств и совершенствование  двигательных умений и навыков,  так как в процессе игры  они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в  случае же педагогической необходимости  с помощью игрового метода  можно избирательно развивать  определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов  соперничества требует от занимающихся  значительных физических усилий, что делает ее эффективным  методом воспитания физических  способностей;

3) широкий выбор разнообразных  способов достижения цели, импровизационный  характер действий в игре способствуют  формированию у человека самостоятельности,  инициативы, творчества, целеустремленности  и других ценных личностных  качеств;

4) соблюдение условий  и правил игры в условиях  противоборства дает возможность  педагогу целенаправленно формировать  у занимающихся нравственные  качества: чувство взаимопомощи  и сотрудничества, сознательную  дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу  фактор удовольствия, эмоциональности  и привлекательности способствует  формированию у занимающихся (особенно  у детей) устойчивого положительного  интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании  новых движений, а также при  дозировании нагрузки на организм.

 

  1. Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и  активности применительно к теории и практике обучения двигательным действиям  обоснован П.Ф. Лесгафтом в учении о физическом образовании детей  школьного возраста. Важность данного  принципа вытекает из двойственной природы  дидактических процессов, или их двусторонности. Как уже установлено, в дидактических процессах взаимодействуют  деятельности преподавания и учения. Изначальным моментом такого взаимодействия выступает деятельность учителя, направленная на создание условий возникновения  деятельности учащихся. Учитель выдвигает  перед коллективом класса педагогическую задачу и создает ситуации, которые  способствуют восприятию и осознанию  педагогической задачи учащимися.

Если учащиеся осознали сущность предстоящей деятельности, выраженной в ее цели, конкретных задачах и  практических действиях, то по их достижении и решении взаимодействие становится результативным, интересным, целеустремленным.

Некоторые специалисты по методике преподавания выделяют принципы сознательности и активности как  самостоятельные. В практике же процессы осознания и активности настолько  взаимообусловлены, что оправдать  их отрыв друг от друга нельзя. Ведь осознание невозможно без активного  участия в этом личности занимающегося, а постоянная активность возникает  лишь после осознания цели деятельности. Правда, на первых порах активность можно стимулировать требовательностью, оценкой, похвалой, но такая активность не столь высока, как та, которая  осознанна.

Активизация - мобилизация  учителем занимающихся, направленная на достижение задач обучения.

Однако признание закономерности еще не делает учеников сознательными  и активными. Такими их должен сделать  учитель путем умелого использования  положений, вытекающих из названного принципа. В чем конкретно выражается работа учителя по реализации принципа сознательности и активности?

1. Учитель формирует у  учащихся мотивацию активной  познавательной деятельности на  занятиях. Известно, что первичные  мотивы, побуждающие учеников к  учебной деятельности по предмету  «Физическая культура», на первых  порах не носят осознанной  социальной или личностной значимости. Они могут быть вызваны личными,  бытовыми причинами (занимается  товарищ, посещает секцию брат, посоветовал отец и др.). Поэтому  учитель должен внимательно изучать  первоначальные мотивы и постепенно  преобразовывать их в осознанно  значимые, побуждающие активность  учащихся, направленные на достижение  цели учебной деятельности.

Так постепенно формируется  отношение занимающихся к предмету, к самому себе, к коллективу. В  конечном счете, мотивом должно стать  стремление к физическому самосовершенствованию. Задача это трудная. К этому мотиву следует подходить постепенно, соблюдая определенные условия организации  учебной деятельности на занятиях и  учитывая возраст занимающихся. Для  этого важно ставить конкретные задачи по овладению необходимыми знаниями по предмету, двигательными и инструктивными навыками и умениями, развитию двигательных, духовно-нравственных и волевых  качеств личности учащихся. Таким  образом формируются мотивы учебной  деятельности по предмету «Физическая  культура».

2. Реализуя принцип сознательности  и активности, учитель добивается, чтобы учащиеся:

- осознанно выполняли  операции и действия, которые  в совокупности и взаимосвязи  составляют деятельность учения;

- ориентировались в цели, задачах, содержании каждого учебного  задания и условиях его выполнения;

- направляли волевые и  физические усилия для решения  задач (выполнения практического  задания: усвоение элементов или  деталей техники изучаемого двигательного  действия, развитие двигательных  качеств до требуемого уровня, проявление волевых усилий адекватно  содержанию задания);

- имели навыки самоанализа  для определения результатов  выполнения заданий учителя, оценки  характера действии одноклассников  в процессе выполнения ими  учебных заданий на уроках  или во внеурочных занятиях;

- совместно с учителем  или одноклассниками могли вносить  изменения в свои действия  по выполнению учебных задач;

- проявляли активность  в обсуждении результатов учебной  деятельности в целом или отдельных  ее фрагментов совместно с  учителем и одноклассниками;

- могли оказывать взаимопомощь  в выполнении учебных заданий  на уроках друг другу и вне  уроков при выполнении домашних  заданий или в процессе самостоятельных  заданий по физической культуре.

Правильный подход учителя  к реализации принципа сознательности и активности вызовет активность учащихся на уроках, будет способствовать формированию потребности в систематических  занятиях физической культурой в  целях физического совершенствования, активной жизненной позиции.

Учащиеся должны осознать учебную цель и задачу, решение  которой приведет их к достижению цели. Если цель занятий – удовлетворение своей потребности в движениях, то осознание задач, которые следует  решить для достижения поставленной цели, возможно потребует активного  вмешательства учителя. К примеру, ученица мотивирована формировать  красивую осанку или устранить иные дефекты телосложения. Но как достичь  этой цели, какие для этого необходимо решить задачи (что следует знать  и уметь)? Ответы на эти и другие вопросы ученица может получить у учителя. Если же ученик не знает, как воздействуют на органы и группы мышц конкретные физические упражнения (а следовательно, и не имеет целевой  установки), резко снижаются темпы  и качество формирования двигательного навыка.

Например, учащиеся разучивают технику двигательного действия лишь потому, что этого требует  учитель. Результативность учебной  деятельности, обусловленной подобной мотивацией, может быть невысокой.

Кроме того, учебные задачи по своим функциям, месту в иерархии педагогических задач могут иметь  различную значимость. В одном  случае они будут основными, в  другом – частичными, в третьем  – сопутствующими, второстепенными. Так, при обучении технике прыжка в высоту с разбега определенным способом задача усвоения техники данного  двигательного действия будет основной, а усвоение деталей техники –  частной или сопутствующей.

Считается полезным придерживаться следующих правил при реализации принципа сознательности и активности.

1. Требования к уровню  осознания своей деятельности, приемы  развития сознательного отношения  должны соответствовать возрастным  возможностям учеников. Каждый занимающийся  физическими упражнениями обязан  сознательно относиться к своим  действиям. Но реализация принципа  сознательности будет формальной, если и к первокласснику, осваивающему  азы движений, и к выпускнику  общеобразовательной школы предъявляются  одинаковые требования. Нельзя требовать  от неподготовленного ребенка  понимания, например, биомеханических  характеристик действия, которые  он изучает. В этом случае  можно ограничиться самыми общими  представлениями о задачах обучения  и о выполняемом упражнении.

2. Необходимо планомерно  расширять границы сознательного  отношения учеников к процессу  обучения; постоянно направлять  их мысль на новое, неосвоенное,  на то, что способствует учебным  достижениям.

3. Следует учитывать содержание  решаемых педагогических задач.  Чем сложнее техника изучаемого  физического упражнения, тем большее  значение должно придаваться  системе методических приемов  развития у ребенка сознательного  отношения к изучаемому двигательному  действию.

4. Стимулировать осознанный  учащимися контроль, оценку и  анализ учебной деятельности. Для  этого опытные педагоги применяют  интересные приемы:

а) отказ от предварительного показа при разучивании двигательного  действия на первом и втором этапах обучения. Применение срочной объективной  информации о качестве выполнения двигательного  действия может способствовать формированию у учащихся способности моби-лизовать дополнительные усилия, дает материал для анализа собственных двигательных действий, позволяет судить о степени  освоения упражнения;

б) применение специальных  сигналов зрительного или акустического  характера, способствующих предоставлению учащимся в процессе их учебной деятельности срочной информации, которая свидетельствует  о правильности или неправильности исполнения ими техники изучаемого физического упражнения;

в) воспитание умения самостоятельно подбирать физические упражнения для  решения конкретных задач, самооценки и взаимооценки качества выполненного, определение ошибок, допущенных занимающимися  при выполнении упражнений; обсуждение способа их устранения может способствовать формированию у учащихся контрольно-оценочного компонента их учебной деятельности.

5. Научить детей управлять  своими пространственными, силовыми  и скоростными проявлениями. Учитель  систематически рекомендует учащимся  задания для выявления умения  выполнить физическое упражнение (пробежать, метнуть) вполсилы (скорости) или преодолеть расстояние за  определенное время с определенным  количеством шагов и др.

 

  1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

Двигательная деятельность во всех ее разнообразных формах одна из наиболее жизненно важных функциональных систем в жизни ребенка.

Исследования подтверждают, что современная организация  учебного процесса в большинстве  школ и недооценка родителями рационального  двигательного режима приводят к  тому, что биологическая потребность  в движении многих детей не удовлетворяется. Следует прежде всего обратить внимание на детей, поступающих в 1 класс. Для  ребенка начало школьного возраста – критический период, когда «играющий» ребенок превращается в «сидячего» ребенка. Решить вопрос повышения двигательной активности призвана программа физического  воспитания учащихся.

В программе значительное место отведено физкультурно-оздоровительным  мероприятиям в режиме учебного дня, включающим гимнастику до учебных занятий, физкультурные минуты до уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах, а также ежедневные физкультурные  занятия в группах продленного  дня.

Гимнастика до учебных  занятий служит прекрасным организационным  и мобилизующим фактором. Во время  занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности.

Комплекс физических упражнений должен состоять из 4 – 7 общеразвивающих  упражнений. Он выполняется в течение 5 – 6 минут.

При составлении комплекса  физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день, с той целью, чтобы  в конце дать специальные упражнения, которые способствовали бы адаптации  к началу конкретного урока. Так, если 1 урок связан с письменной работой, целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти, что поможет  подготовить руку к процессу письма. Если 1 урок чтение, то в комплекс следует  включить специальные упражнения, укрепляющие  аккомодационный аппарат глаз. Эти  упражнения широко применяются для  профилактики возникновения близорукости и замедления ее прогрессирования. Особое внимание должно уделяться учащимся 1 класса, у которых в это время  глаза только приспосабливаются  к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается  общая двигательная активность. Учитывая, что длительное пребывание за партой в положении наклона туловища вперед может способствовать искривлению  позвоночника, необходимо включать физические упражнения, улучшающие осанку и препятствующие появлению «круглой спины».

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"