Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Физическая культура".

Файлы: 1 файл

Физи́ческая культу́ра ШПОРЫ.docx

— 95.92 Кб (Скачать файл)
  • воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;
  • воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
  • воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке.

К средствам эстетического  воспитания в процессе двигательной деятельности относятся прежде всего  разнообразные виды самого физического  воспитания. В каждом из них преподаватель  может указать своим ученикам на моменты прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, специальные  средства художественного воспитания в процессе занятий (использование  музыки и произведений искусства) и т.п.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания

 характеризуется следующими  методами:

  • эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений, образное слово;
  • технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения прекрасным;
  • вдохновляющий пример в действиях и поступках;
  • практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.

 

Conclusion))))) :

Взаимосвязь физического  воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная  связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т. д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно  создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной  степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать  активно и творчески подходить  к решению поставленных перед  ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые  занимающимися, служат их духовному  обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют  более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная  связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П. Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

В результате осуществления  оздоровительных задач физического  воспитания повышается общая жизнедеятельность  организма, что ведет к большой  продуктивности в умственной деятельности.

 

Взаимосвязь физического  воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмо­ций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет  также правильно понимать и оценивать  прекрасное, стремиться к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать  эстетические ценности, осуществляя  эстетическую деятельность, которая  в различных формах широко представлена в спорте.

Связь физического и эстетического  воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического  идеала.

 

  1. Одно из ключевых понятий теории и методике физической культуры – «физическое образование» – было предложено П.Ф. Лесгафтом. В процессе эволюции всей науки о физической культуре (физкультурологии) оно мало подвергалось анализу, и содержание его до настоящего времени существенных изменений не претерпело.

Физическое образование

Физическим образованием называются процесс и результат  овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Имеется в виду процесс обучения, но с использованием только одного из средств физического образования  – физических упражнений.

Данное определение понятия  «физическое образование» составлено исходя из определения «образование», которое приводится в «Большом советском  энциклопедическом словаре» в следующем  виде: «Образование есть процесс и  результат усвоения систематизированных  знаний, умений, навыков как необходимое  условие подготовки человека к жизни  и труду». В учебном пособии  для студентов институтов физической культуры «Введение в теорию физической культуры» (1989) определено, что обучение движениям – это процесс системного освоения человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни  фонда двигательных умений, навыков  и связанных с ними знаний. В  данном определении раскрывается содержание обучения, а также основная цель образования по физической культуре.

Физическое воспитание

Главный путь получения образования  – обучение в образовательном  учреждении, где оно связано с  воспитанием. Эти понятия взаимосвязаны, но они означают параллельно развивающиеся  процессы. Критерии физического образования  и физического воспитания разные. Физически воспитанный человек  и физически образованный человек – это не одно и то же, поскольку пути развития этих процессов различны. Процесс физического воспитания может осуществляться даже при отсутствии элементов обучения двигательным действиям, при этом физическое воспитание не будет направлено на развитие основных физических способностей.

Физическая культура

В учебном плане общеобразовательных  учреждений имеется учебный предмет  «физическая культура», основная задача которого – достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составной части  общего образования учащихся.

Однако статус школьного  предмета «физическая культура»  изменился, так как роль образования  по физической культуре в обществе к настоящему времени значительно  возросла. Изменилось и содержание данного предмета: образовательная  и воспитательная задачи решаются одновременно. На уроках физической культуры наряду с овладением техникой выполнения физических упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а  также воспитание морально-волевых  качеств с использованием полного  арсенала средств физической культуры. Рамки школьного предмета «физическая  культура» значительно расширились  и включают в себя задачу физического  воспитания. Безусловно, физическое воспитание как педагогическая система физического  совершенствования человека остается понятием ключевым и является частью общего воспитания и в целом всей физической культуры человека.

Образование по физической культуре

Образование по физической культуре как часть общего образования  может быть начальным, средним, высшим. В начальных классах общеобразовательных  школ в рамках учебного предмета «физическая  культура» решается задача общего образования  по физической культуре как составной  части общего начального образования. В средних общеобразовательных  учреждениях главной задачей  этого предмета является содействие формированию физической культуры школьников как составной части общего среднего образования. Образование по физической культуре в средних общеобразовательных  учреждениях может быть с профессиональной направленностью, т.е. с учетом получаемой профессии. Высшее образование по физической культуре решает более профессиональные задачи – формирование физической культуры с точки зрения требований конкретной профессии, и средства для  достижения этой цели значительно отличаются.

Образование по физической культуре – это непрерывный процесс, который предполагает результат  на каком-то конкретном отрезке времени. Как результат итоговой образованности выдается типовой документ об образовании  по физической культуре, или же в  типовой документ об общем образовании  вносится оценка по физкультуре.

Теперь вспомним, что слово  «физическое» – прилагательное, образованное от слова «физика», что, как известно, означает природу. Поскольку природы  без движения не существует, эти  понятия стали неотделимыми. Вместе с тем, понятие «физическое образование» означает образование по физике, и  оно возникло значительно раньше, чем физическое образование применительно  к образованию по физкультуре. Поэтому  использование словосочетания «физическое  образование» для обозначения содержания образования по физкультуре нам  кажется неправомерным, ибо оно  заимствовано из другой науки –  физики. Понятие «физическое образование» большинство людей воспринимают как образование по физике.

Понятие «двигательное образование», часто встречающееся в литературе как синоним физического образования, на наш взгляд, означает содержание двигательной деятельности. Средствами двигательного образования являются в основном физические упражнения. Понятие «двигательное образование» значительно уже, чем «образование по физической культуре», так как  образование по физической культуре состоит из двигательного образования  и его результата – телесного  образования, которое получило свое развитие еще во времена П.Ф. Лесгафта.

Нами предложено понятие  «образование по физической культуре». Во всех учебных заведениях есть учебный  предмет «физическая культура», а в вузах функционируют кафедры  физической культуры, имеются факультеты и институты физической культуры, где обучающиеся получают соответствующее  образование по физической культуре. Следовательно, образование по физической культуре более логично по аналогии с образованием по истории, образованием по математике, образованием по биологии и др. По нашему мнению, можно предложить такое определение понятия «образование по физической культуре»: «Образование по физической культуре есть составная  часть общего образования – процесс формирования физической культуры личности». При этом образование по физической культуре выступает как главный фактор в формировании физической культуры личности.

 

  1. Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и  индивидуализации. Содержание образования, средства, формы и методы его трансформации  в элементы опыта личности учащегося  должны быть адекватны возрастным особенностям, состоянию здоровья, уровню физического  развития и двигательной подготовленности обучаемых, направленности физкультурных  и спортивных интересов детей  школьного возраста.

Данный принцип обязывает, чтобы учитель знал учебные возможности  школьников усвоить содержание образования  преподаваемой дисциплины, мог своевременно определить показатели физического  развития, двигательной подготовленности и познавательных качеств, отклонения от установленных закономерностей, характерных для пола детей и  подростков. С учетом выявленных особенностей учитель дифференцирует учебно-воспитательный процесс. Решению этой задачи способствуют углубленный медицинский осмотр учащихся, прогностические контрольные  испытания по показателям двигательной подготовленности в начале учебного года, семестра, четверти, педагогические наблюдения на уроках.

В организации дидактических  процессов учитель опирается  на показатели фактического состояния  учебных возможностей, с их учетом конкретизирует целевую ориентацию, уточняет педагогические задачи, отбирает средства воздействия, формы их организации  и методы обучения, воспитания, развития двигательных качеств.

Дидактические процессы могут  быть организованы по группам, комплектуемым  по определенным критериям с последующим  дифференцированием педагогических воздействий. Такая дифференциация должна быть по каждому блоку содержания образования: знаниям, двигательным навыкам и  умениям, показателям развития двигательных качеств применительно к виду физкультурной деятельности (легкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, спортивным и подвижным играм, единоборствам  или другим составляющим содержания регионального или местного его  компонента). При дифференцировании  педагогических воздействий в учебном  классе могут быть неформально выделены группы сильных, средних и слабых учащихся. Такие группы должны носить временный и условный характер. Учитель  оказывает педагогическое воздействие  и на сильных, и на средних, и на слабых учащихся. Для него должна быть одинаково важна работа с детьми, опережающими в развитии одноклассников, и с теми, кто отстает от них.

Учитель обращает внимание на следующие обстоятельства.

1. Различия в отношении  учащихся к себе самому, учебной  деятельности по дисциплине и  ее результатам, акцентируя внимание  на тех, кто безразличен или  негативно настроен к занятиям  на уроках физической культуры. Данная категория учащихся должна  быть объектом повышенного внимания  для формирования мотивов активной  учебной деятельности по физической  культуре.

 В решении этой задачи  наряду с требовательностью может  быть использована система поощрений,  создаваться ситуации, в которых  будет замечен успех учебной  деятельности таких учащихся.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"