2. Дифференцирование содержания
и условий выполнения заданий.
Учитель использует подводящие
и подготовительные физические
упражнения с учетом средних
величин показателей учебных
возможностей тех, кто опережает
средние показатели или отстает
от них. Для этого можно изменить
длину дистанции, массу или
форму снаряда, исходное положение,
продолжительность выполнения учебных
заданий – основных, подводящих
или подготовительных действий.
К примеру, при обучении технике
передвижения на лыжах прокладывают
несколько параллельных лыжней,
а при разучивании висов используют
низкую, среднюю и высокую перекладины.
3. Доступность учебного
задания. Она должна предусматривать
затрату определенных усилий
для его выполнения. Учебный материал,
не представляющий трудности
для учащихся, не имеет требуемой
педагогической ценности. Такие
учебные задания не интересны
учащимся, и они не содействуют
воспитанию у них навыков учебного
труда по физической культуре.
Уровень доступности учебного
задания должен стимулировать
познавательную активность учащихся
на уроке. Заведомо трудное
задание негативно влияет на
учебную деятельность школьников.
После 2–3 попыток, если при
этом выяснится, что трудоемкость
задания превышает зону ближайших
возможностей, учащиеся перестают
его выполнять. Многие и в
последующем избегают выполнять
данное двигательное действие
на уроке в присутствии коллектива
класса. Это происходит в
VII–VIII классах, и с возрастом
нежелание закрепляется.
4. Соотношение объема
заложенной информации в двигательном
действии и его доступности:
чем ее больше, тем ниже доступность.
Следовательно, каждое новое для
ученика физическое упражнение,
т.е. несущее в себе много неизвестного,
ранее не встречавшегося, потребует более
длительного периода обучения. Однако
если ученику известен алгоритм обучения,
то скорость воспроизведения информации,
а следовательно, и доступность учебного
материала могут возрасти примерно на
20%.
5. Соотношение объема
учебного материала и его доступности,
т.е. доступность учебного задания,
а значит, и основательность усвоения
зависят от объема учебного
материала: чем он больше, тем
ниже уровень его доступности.
Причем при однотипном материале,
допускающем перенос двигательных
навыков, его объем может быть
увеличен. При разнородном же, особенно
при формировании конкурирующих
навыков, объем приходится ограничивать.
Доза учебного материала не
должна превышать возможностей
ученика, уровня его внимания.
Даже хорошо физически подготовленный
человек при освоении двигательного
действия не способен одновременно
контролировать большое количество
элементов. Учитель, сообщающий
ученику все то, чему научился
сам, уподобляется, по образному
выражению К.Д. Ушинского, вознице
с плохо увязанной кладью, который
гонит вперед, не оглядываясь
назад, и привозит телегу, хвастаясь
тем, что проделал большой путь.
Основными критериями доступности
объема учебного задания служат
психофизиологическая реакция ученика
и результативность обучения.
6. Структурная сложность
и величина психофизиологических
усилий, затрачиваемых на выполнение
упражнений. Оценивая доступность
физического упражнения, следует
учитывать это. Между тем и
другим очень часто отсутствует
прямая зависимость: упражнение
в координационном отношении
может быть простым, но требующим
значительных физических усилий
(например, подтягивание), и наоборот
(например, лазанье разноименным
и одноименным способами). Низкий
уровень доступности может объясняться
и психологическими факторами:
боязнью (например, в упражнениях
на высоком бревне), неуверенностью
в своих силах и т.п.
Доступность обучения двигательному
действию определяется уровнем развития
соответствующих физических способностей.
Например, формирование умения лазанья
по канату будет успешным только при
условии предварительного развития
силы определенных мышц.
- Основная идея информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания детей, подростков и молодежи России (далее ИОК) состоит в том, чтобы как минимум довести до сведения учителей физической культуры общеобразовательных школ, управленцев системы российского образования, руководителей министерств и ведомств, ответственных за состояние физического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи России, возможности модернизации технологий физического воспитания на основе спортизации его форм и содержания, а как максимум побудить их к активной деятельности в нап<span clas