Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура"
Основные показатели физической нагрузки – объем и интенсивность (длина преодолеваемых отрезков и число повторений упражнений, их длительность и характер отдыха).
Объем физической нагрузки определяется числом упражнений, выполненных за единицу времени (занятие, неделю, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: в числе пройденных километров (лыжные гонки, бег, плавание) – циклические упражнения и в часах – ациклические упражнения.
Интенсивность
физической нагрузки – это объем
физических упражнений, выполненных
с определенной скоростью, т.е. путь,
пройденный в единицу времени
с определенной мощностью, при определенной
плотности занятий. Интенсивность
нагрузки связана с напряжением
усилий занимающегося при выполнении
упражнений. Показателями ее могут служить
частота сердечных сокращений (ЧСС), скорость
передвижения спортсмена, выраженная
в процентах от
соревновательной скорости, и содержание
лактата в крови. Например, в зависимости
от величины показателей ЧСС и скорости
передвижения на лыжах, интенсивность
в лыжных гонках классифицируется таким
образом: низкая –
120–140 уд/мин или 55–70 %; средняя – 140–160
уд/мин, 70–85 %; околосоревновательная –
160–175 уд/мин, 85–95 % соревновательная –
175–190 уд/мин,
95–105 %; максимальная 190 уд/мин, 105 %.
Интенсивность
нагрузки выражается абсолютными и
относительными показателями. Абсолютные
показатели – это физические единицы
измерения
(м/с, км/ч, частота движения), относительные
– скорость в % от соревновательной, с
которой занимающийся проходит определенный
отрезок или всю дистанцию.
Зависимость ЧСС от возраста можно определить по формуле:
ЧСС (максимальная) = 220 – возраст (в годах).
Физиологическое влияние интенсивности нагрузки характеризуется изменением показателей деятельности ведущих систем организма: ЧСС (уд/мин), потребление кислорода (мл/мин/кг) и др. При проведении учебно-тренировочных занятий со студентами для оценки величины нагрузки можно воспользоваться формулой, предложенной В.С. Фоминым:
где К – коэффициент восстановления, иначе скорость восстановления пульса к 10-й минуте после бега; ЧСС после бега – величина пульса сразу после бега, подсчитывается за 10 с сразу после преодоления дистанции или физической нагрузки; ЧСС через 10 мин – величина пульса через 10 мин после бега или выполненной физической нагрузки; ЧСС исходная – величина пульса до занятия. Рассчитывая коэффициент восстановления К, можно планировать беговую нагрузку (длину дистанции и скорость бега) или другую физическую тренировочную нагрузку. Один из компонентов нагрузки можно увеличить, если К составляет менее 80 %.
3.Методические основы
производственной физической
Методические
основы производственной физической культуры
были заложены в 20-е годы ХХ века. Предпосылками
для ее рациональной организации
явились работы русских физиологов
И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Так,
И.М. Сеченовым было доказано, что активный
отдых или двигательные переключения
способствуют более полноценному восстановлению
сил организма, нежели пассивный отдых.
При этом происходит более глубокое торможение
(отдых) утомленных нервных центров (время
работы) с последующей активизацией их
восстановления, то есть работоспособности,
и даже «сверхвосстановлением» их функций.
Важной составляющей методических основ ПФК являются результаты работ С.А. Косилова, установившего, что в процессе обучения приемам труда и их совершенствования развивается сложная система рефлексов, образующая рабочий динамический стереотип (РДС), его называют еще интегральным образом рабочих действий. Он направлен на решение трудовой задачи и подкрепляется положительным конечным результатом.
В зависимости от характера труда методика будет иметь различные по направленности характеристики (контрасты):
а) в случаях высокой физической нагрузки в труде она уменьшается при отдыхе и наоборот;
б) если в трудовой деятельности включены большие группы мышц, то на занятиях ПФК создаются условия для их разгрузки и наоборот;
в) при большом нервно-
Билет№33
1.Биологические ритмы и работоспособность
Режим жизнедеятельности включает
в себя учебу, тренировочные занятия,
отдых, питание, общение и многое
другое. Для понимания важности хорошо
продуманного и строго выполняемого
режима следует шире знать некоторые
биологические явления в
Изучение биологических
Основным признаком
Вся живая природа функционирует по 24-часовому ритму. Суточному ритму подчинен и организм человека (независимо от того спортсмен он или нет). Для функций отдельных органов и систем характерны определенные режимы. Биологические ритмические процессы могут протекать как на уровне клеток, так и на уровне организма в целом.
Суточный (циркадный) ритм выявлен
более чем у 40 функций организма
человека (содержание гормонов, гликогена
в печени, кровообращения и т.д.).
Дважды в сутки снижается работоспособность
сердечной мышцы: около 13 ч и 21 ч. Наибольших
величин частота сердечных сокращений
достигает в 18 ч. Установлена суточная
периодика температуры тела: максимальная
величина в
18 ч, а минимальная – с 1–4 ч. В течение
суток изменяются сила мышц и многие другие
качества. На физические нагрузки организм
человека реагирует по разному в течение
суток.
Рядом исследователей (Н.Я. Перной,1925 г., Ж. Пиаже,1969 г., E. Roberts) выявлена подверженность творческой деятельности циклическому характеру, обусловленному биоритмами.
Исследования в области биоритмологии выявили периоды повышенной активности головного мозга через каждые полтора часа. Эти данные послужили материалом к рекомендуемым формам физических упражнений с целью повышения умственной работоспособности, о которых мы будем говорить ниже.
Некоторые
исследователи выявили в
Занятия проводятся, студенты занимаются и это означает, что студент не может преодолеть «плохие», так называемые «критические дни». Благодаря высокой лабильности центральной нервной системы в студенческом возрасте происходит процесс затягивания биологических циклов под влиянием каких-нибудь внешних факторов. Это не должно быть постоянным. Например, во время подготовки к экзамену, некоторые студенты бодрствуют порой до 2-х часов ночи и позднее, т.е. сокращают длительность сна. Утром им приходится вставать, работать. Это не может и не должно продолжаться длительное время, т.к. хроническое нарушение согласованности режимов учебного дня, питания, отдыха, сна и двигательной активности может привести не только к снижению работоспособности, но и к развитию пред- и патологических явлений в организме.
Исследованиями
Н.А. Агаджаняна (1988 г.) показано, что наиболее
сильным по функциональным возможностям
человек бывает с 8 до 12 ч и с 17 до
19 ч., так как активизируются почти все
функции организма. В то же время дважды
отмечено снижение психофизиологических
функций в течение суток: с 2 до 3 и с 13 до
15 часов. В связи с этим целесообразно
освоение трудных предметов планировать
на часы высокой работоспособности, менее
сложные предметы переносить на другое
время и чередовать занятия с перерывами
для проведения специальных форм физической
культуры, сопровождающихся функциональной
музыкой. Занятия в ночные часы не рекомендуются.
Однако благодаря волевому
усилию человек может
2.Формы и содержание
самостоятельных занятий
Исторически
в нашей стране сложились две
главные формы организации
Самостоятельные физкультурные занятия в свою очередь подразделяются на индивидуальные, малогрупповые и коллективные.
Самостоятельно занимающиеся должны знать правила проведения занятий, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Важны и знания, и владения навыками самоконтроля. Немаловажное значение имеют подбор формы занятий, места их проведения, правильной экипировки, спортивного инвентаря или его самодельных аналогов.
Овладение физкультурными навыками – не только признак общей культуры человека, но и настоятельная необходимость нашего времени. Учитывая все вышесказанное и в связи с высокими требованиями по физическому воспитанию, предъявляемыми к студентам, возникает необходимость самостоятельных занятий по заданию преподавателя. Самостоятельная работа студентов по физическому воспитанию должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья; развитие несовершенных физических качеств; подготовку к выполнению зачетных нормативов.
Наиболее доступными и эффективными средствами физического воспитания в домашних условиях являются: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), атлетическая гимнастика, комплексы упражнений по круговой тренировке, ходьба, бег, ходьба на лыжах, плавание и т.д.
Самостоятельные занятия состоят из трех частей: подготовительная часть (разминка), основная часть, заключительная (см. лекцию № 5).
Гигиенической гимнастикой можно заниматься в любое удобное время дня, спустя 1,5–2 ч после приема пищи и за 1–2 ч перед сном. Для самостоятельных занятий можно использовать различные комплексы, рекомендуемые литературой. Упражнения УГГ способствуют более быстрому приспособлению организма человека к ритму трудового дня. Это достигается благодаря тому, что в кору головного мозга поступает поток нервных импульсов от множества рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах, которые благодаря временным связям обеспечивают более совершенное приспособление организма, сокращая период врабатывания. Лучше всего выполнять упражнения УГГ на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и заканчивать водными процедурами, или контрастным душем, который способствует повышению сопротивляемости организма простудным факторам.
При составлении комплексов УГГ необходимо определить объем и интенсивность, расположить содержание в определенном порядке. Всего в комплексе может быть от 8 до 15 упражнений.
Приступая к занятиям атлетической гимнастикой, надо подобрать по своим силам массу гантелей, гирь, штанги и упругость амортизаторов. При правильном подборе отягощений можно повторять каждое упражнение 8–10 раз в одном подходе. Затем составляют комплексы и план занятий. В комплекс можно включать 12–15 упражнений с гантелями; 8–10 с амортизаторами; 6–8 с гирями, 5–7 со штангой или грифом штанги. Повторение каждого упражнения зависит от массы спортивного снаряда. Обычно чем больше масса снаряда, тем меньше подходов. Для более интенсивного развития мышц, максимального увеличения их объема и массы тела рекомендуется тренироваться с большей массой спортивного снаряда, уменьшая число повторений. Если нужно увеличить выносливость мышц, следует упражняться с небольшой массой, увеличивая количество повторений до 16 раз в подходе и больше. Дозировка меняется в зависимости от целей тренировки.
Заниматься следует ежедневно в течение 20–40 мин (желательно в одно и то же время) через 1–1,5 ч после еды или до еды, включая 2–3 комплекса. Первый комплекс начинают с выполнения нескольких упражнений без отягощения, чтобы организм постепенно включился в работу. Во второй комплекс входят упражнения с отягощением для мелких мышц плечевого пояса и верхних конечностей. Затем переходят к упражнениям третьего комплекса – для мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.
После каждого комплекса упражнений следует делать интервалы отдыха в течение 1–2 мин. Отдых должен быть активным.
Доступной формой домашних занятий являются комплексы упражнений круговой тренировки, позволяющие эффективно воздействовать на организм занимающихся постепенным увеличением числа повторений упражнений в круге, выбором комплекса упражнений различной сложности, а также регуляцией дозировки режимов работы и отдыха (составление комплексов проводится на методико-практических занятиях).