Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура"
2.Физиологические
системы организма.
Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровь в организме находится в постоянном движении, которое осуществляется по кровеносной системе.
Кровь в организме человека выполняет следующие основные функции:
1) транспортную – в процессе обмена веществ переносит к тканям тела питательные вещества и кислород, а из тканей к органам выделения транспортирует продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельности клеток тканей;
Кровь состоит из жидкой части (плазмы) (55 %) и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и др.) (45 %). Кровь имеет слабую щелочную реакцию.
Эритроциты – красные кровяные тельца, носители, дыхательного пигмента - гемоглобина. Эритроциты переносят кислород из легких к тканям и частично углекислый газ из тканей к легким.
Лейкоциты – белые кровяные клетки, их имеется несколько видов. Они способны проникать через стенки кровеносных сосудов в ткани тела и уничтожать болезнетворные микробы и инородные тела, попавшие в организм. Это явление называется «фагоцитозом».
Тромбоциты – кровяные пластинки. Они защищают организм от потери крови. При повреждении тела и кровеносных сосудов тромбоциты способствуют свертыванию крови, образованию сгустка (тромба), который закупоривает сосуд и прекращает потерю крови.
При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:
Одним из важных показателей является минутный объем крови, т.е. количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в течение минуты. В состоянии покоя минутный объем крови составляет в среднем 4–6 л. При интенсивной мышечной деятельности он повышается у нетренированных до 18–20 л, у тренированных людей – 30–40 л.
В положении лежа и при быстрой ходьбе сердце нетренированного человека для того, чтобы обеспечить необходимый минутный объем крови, вынуждено сокращаться с большей частотой, так как систолический объем у него меньше. При быстром беге сердце нетренированного человека, имея недостаточный систолический объем крови, даже при ЧСС (частота сердечных сокращений) 200 ударов в минуту (предельная возможность) не может обеспечить минутный объем в 30 л крови, который необходим человеку при быстром беге. Поэтому нетренированный человек через несколько минут, а иногда и секунд после начала интенсивного бега, чувствует большое утомление и прекращает бег. Если же человек находится в условиях, когда прекратить бег невозможно и продолжает его, – наступает обморочное состояние.
Роль мышечного насоса ярко проявляется в явлении, которое называется гравитационным шоком.
Если спортсмен, например, после финиша бега, сразу остановится, то кровь под действием силы тяжести задержится в крупных венозных сосудах мышц ног, в которых прекратится действие мышечного насоса, и венозные сосуды будут широко раскрыты. Следовательно, сердце будет получать и направлять в сосудистое русло недостаточное количество крови. Давление крови и кровоснабжение головного мозга резко понижаются, человек бледнеет, появляется головокружение, и может наступить обморочное состояние.
Чтобы избежать
наступления гравитационного
3.Система контроля ППФП студентов
Содержание системы контроля и оценки ППФП направлено на определение уровня готовности студентов к успешному выполнению профессиональных функций по избранной специальности. Анализ результатов такой проверки обеспечивает определение качества ППФП, влияния на неё определенных средств физической культуры и спорта, производит необходимый отбор таких средств, оптимизирует весь процесс ППФП.
Методы проверки и оценки ППФП. Знания оцениваются путем ответов на специальные вопросы по тематике ППФП. Определение уровня развития специальных для каждой профессии качеств можно изучать с помощью педагогических наблюдений в период занятий, а также самонаблюдений занимающихся. Кроме того, имеются методы определения подготовленности в условиях моделируемой деятельности (контрольные соревнования), специальные тесты (оценка деятельности сердечно-сосудистой системы; определение физической работоспособности; оценка деятельности вестибулярного аппарата, оценка общей выносливости, силы, ловкости, гибкости и т.д.), а также тестирование различных показателей с помощью специально разработанной аппаратуры, например, приборов – рефлексометров, определяющих время реакции и др. (л. 9). Специальной оценке может подвергаться также изучение эмоциональной устойчивости занимающихся в условиях сложной соревновательной деятельности, тренировок, сдачи зачетов и экзаменов по смежным дисциплинам.
В этих целях применим метод обобщения независимых характеристик. При подведении результатов часто используются балловые оценки, унифицированная норма достижений, составляются оценочные шкалы подготовленности. При оценке способностей, по Р.Т. Раевскому: пять баллов – полное соответствие требованиям профессии; четыре балла – в большей мере соответствие требованиям; три балла – соответствие требованиям; два балла – частичное соответствие; один балл – полное несоответствие требуемым показателям.
В качестве примеров приводим некоторые методы проверки и оценки ППФП:
Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы – проба Руфье.
После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с(Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления.
Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:
Индекс Руфье = [ 4 (Р1+Р2+Р3) - 200 ] : 10
Оценка
работоспособности сердца: менее 0 –
атлетическое сердце; 0,1–5 – «отлично»
(очень хорошее сердце); 5,1–10 –
«хорошо» (хорошее сердце);
10,1–15 «удовлетворительно» (сердечная
недостаточность средней степени); 15,1–20
– «плохо» (сердечная недостаточность
сильной степени).
Оценка вестибулярного аппарата – проба Ромберга (см. гл. 9).
Определение физической работоспособности – Гарвардский степ – тест (см. гл.9).
Оценка общей выносливости:
Таблица 412 минутный тест ходьбы и бега (по К. Куперу)
СТЕПЕНЬ |
дистанция (км) | |
|
возраст | |
|
13–19 лет |
20–29 лет |
Очень плохо (муж) |
Меньше 2,1 |
Меньше 1,95 |
(жен) |
"-" 1,6 |
"-" 1,55 |
Плохо (муж) |
2,1-2,2 |
1,95-2,1 |
(жен) |
1,6-1,9 |
1,55-1,8 |
Удовлетворительно (муж) |
2,2-2,5 |
2,1-2,4 |
(жен) |
1,9-2,1 |
1,8-1,9 |
Хорошо (муж) |
2,5-2,75 |
2,4-2,6 |
(жен) |
2,1-2,3 |
1,9-2,1 |
Отлично (муж) |
2,75-3,0 |
2,6-2,8 |
(жен) |
2,3-2,4 |
2,16-2,3 |
Превосходно (муж) |
Больше 3,0 |
Больше 2,8 |
(жен) |
Больше 2,4 |
Больше 2,3 |
Определение степени физической работоспособности аэробного характера. За 12 минут пройти или пробежать максимальное расстояние. Определяется на стандартном круге стадиона, раздельно каждый студент по часам, считает количество кругов (пройденных в оптимально возможном темпе) суммирует и заносит данные в протокол.
Выявление силовой выносливости: подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; жим штанги от груди; выпрыгивание вверх из приседа; поднимание ног к перекладине и др.
Выявление быстроты движений: теппинг – тест (см. гл.9); сгибание и разгибание рук в течение 10 с; приседания в течение 10 с; челночный бег и др.
Выявление ловкости (используются двигательные задания, выполняемые на время): расстановка карманных шахмат; манипуляционный тест (одевание шайб на штырьки); ловля теннисных мячей; преодоление лабиринта; перешагивание через гимнастическую палку и др.
Определение гибкости (в плечевых, голеностопных и тазобедренных суставах): выкрут назад с гимнастической палкой; поднимание рук вверх-назад; поднимание рук назад из положения руки внизу; вытягивание носков в положении сидя; наклон туловища вперед из положения стоя; гимнастический мост с прямыми ногами.
Билет№35
1.Оптимальная двигательная активность и её воздействие на организм, здоровье и работоспособность.
Общепризнано,
что оптимальный уровень
Сколько
же надо двигаться человеку, чтобы
обеспечить себе здоровье, работоспособность
и долголетие? Сотрудники Московского
научно-исследова-тельского института
физической культуры предлагают следующий
недельный двигательный режим для людей
разного возраста: дошкольникам – от 21
до
28 ч; школьникам – от 14 до 21 ч; студентам
– от 10 до 14 ч; служащим – от 6 до 10 ч. Итак,
количество часов двигательной активности
с возрастом уменьшается в связи с
занятостью учебой, а в дальнейшем с трудовой
деятельностью. Однако восполняются ли
эти отведенные наукой 10–14 ч в неделю
физической подготовкой какой-либо направленности?
Статистика неумолимо свидетельствует, что к 30-ти годам люди резко снижают свою двигательную активность, и чем старше, тем больше. А ведь от этого в решающей степени зависят темп и выраженность старения. Постепенное увеличение времени, выделяемого для оздоровительной тренировки – вот главная тенденция, которая должна определять двигательный режим человека до глубокой старости. Как считает академик Н.М. Амосов, в возрасте 60–74 года нужно затрачивать на физкультурные занятия больше времени, чем в возрасте до 30 лет.
Каковы же индивидуальные особенности двигательной активности у студентов и влияние на нее программных занятий по физическому воспитанию? Исследования ученых Алтайского государственного медицинского института (В.И. Киселева, П.Х. Шаракева, В.П. Куликова, 1991 г.) выявили, что индивидуальные различия ходьбы у 124 студентов мужского пола 1–2 курсов в возрасте от 18 до 20 лет варьировали в среднем за сутки от 13 000 до 6 000 шагов. Данные исследования показали снижение двигательной активности людей, занятых умственным трудом. Это свидетельствует о большей подверженности студентов социальным факторам, приводящим к гипокинезии и факторам риска различных заболеваний, и, в первую очередь, заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Следует отметить и так называемую «студенческую» патологию – заболевания желудочно-кишечного тракта, значительно снижающие как умственную, так и физическую работоспособность.
2.Анатомно-морфологические особенности и основные физические функции организма.
Организм человека состоит из огромного (более 100 триллионов) количества клеток и клеточного вещества. Совокупность клеток (и межклеточного вещества), имеющих общее происхождение, одинаковое строение и функции, называется тканью. Существует четыре вида ткани: эпителиальная (выполняет покровную, защитную, всасывающую, выделительную и секреторную функции), соединительная (рыхлая, плотная, хрящевая, костная и жидкая), мышечная (скелетная и сердечная, поперечно-полосатая и гладкая), нервная (состоит из нервных клеток или нейронов, важнейшая функция которых – генерирование и проведение нервных импульсов).
Каждый вид ткани связан с выполнением определенных функций, обладает свойствами общего и функционального специфического характера. Так, например, общим свойством для всех видов тканей является возбудимость, а главным свойством мышечной ткани – сократимость, т.е. способность сокращаться в ответ на раздражение; основное свойство нервной ткани – возбудимость и проводимость; кровь как главная составляющая внутренней среды организма выполняет целый ряд жизненно важных функций: транспортную, дыхательную, питательную, выделительную, защитную, терморегуляторную и др.
Снаружи тело человека покрыто кожей, которая защищает организм от внешних повреждающих факторов, предохраняет от потери воды, участвует в сохранении постоянной температуры тела, содержит много чувствительных нервных окончаний – рецепторов, воспринимающих механические, температурные и другие раздражения.
Туловище человека имеет три основные полости: грудную, брюшную и тазовую. Грудная полость отделена от брюшной диафрагмой, представляющей собой эластичную мышечно-сухожильную пластину.