Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:27, курсовая работа
Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов. Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки. В нашем регионе существует большое количество спортивных школ по разным видам спорта, например, футбол, баскетбол, теннис, велосипедный спорт, волейбол, легкая атлетика, борьба и так далее. Более детальное рассмотрение всех видов контроля мы будем проводить на виде спорта – вольная борьба . В России этим видом спорта занимается очень много людей, особенно дети. Каждый год происходят наборы юных спортсменов в секции борьбы и постоянно проводятся соревнования, поэтому контроль на разных этапах подготовки спортсменов имеет огромное практическое значение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА…………………………………………...5
1.1. Содержание и организация комплексного контроля…………………5
1.1.1. Комплексный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям ………………………………………………………………6
1.1.2. Основные критерии осуществления комплексного контроля……..9
1.1.3. Основные показатели, используемые в комплексном контроле…10
1. 2. Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой …………………………………………………………13
1.3 Специфика комплексного контроля в вольной борьбе……………………………………………………………………...27
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……...46
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………..63
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………..65
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….73
Текущий контроль по относительным показателям предусматривает учет и оценку прироста показателей, переведенные единицы по сравнению с исходными (%). Это может быть выражено в процентном приросте показателей тестирования индивидуально каждого ученика в течение определенного цикла занятий, а также определение его рейтинга по отношению к сверстникам. Результаты всей возрастной группы занимающихся ранжируются от максимального до минимального в процентной шкале от 1 до 100. Продвижение по этой шкале вверх дает представление занимающемуся о том, насколько он увеличил свой результат, какой рейтинг он занимает среди сверстников и сколько процентов сверстников ему удалось обойти за этот период занятий.
Все виды комплексного контроля представляют необходимую информацию, используемую в процессе управления тренировочным процессом, позволяющую установить исходный уровень физического состояния индивида и контролировать динамику результирующих показателей тренировочных воздействий в процессе занятий.
Подбор адекватных управленческих воздействий связан с процедурой программирования занятий на основе данных педагогического контроля.
Контроль темпов прироста результатов, определяемых в различных тестах и унифицированных системой в баллах, может быть представлен графически, что дает представление об индивидуальном профиле физической подготовленности и помогает корректировать управляющие воздействия.
Общий положительный оздоровительный эффект в процессе тренировочного процесса оценивается повышением уровня индивидуального физического здоровья, критериями которого могут быть:
Повышение уровня физического состояния служит основой для внесения коррекции в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния.
1. 2. Морфо-физиологические особенности детей при отборе
для занятий вольной борьбой
Для рационального построения спортивной тренировки необходимы знания о возрастных особенностях организма будущих борцов. Это позволяет тренеру избежать грубых ошибок при подборе средств и методов тренировки, адекватных возрасту его подопечных.
В современной практике спорта принято различать три основные возрастные группы: младший школьный (7 – 12 лет); средний школьный – подростковый (13 – 16 лет) и юношеский возраст (17 – 21год).
Каждая возрастная группа имеет свои особенности. Например, для младшего школьного возраста типичными является: отсутствие скачкоподобных показателей в развитии систем организма, его функциональных и структурных превращений, умеренные и медленные темпы возрастания показателей, способностей и возможностей.
В этом возрасте почти невозможно сложить впечатление о приеме, который изучается, только с помощью речевого объяснения. Имеет место некоторое несоответствие (20%) между нагрузками и увеличением силы мышц сгибателей и разгибателей. Скорость восстановления сердечно-сосудистой системы замедленно. Относительная масса крови составляет приблизительно 9% массы тела (у взрослых 7 – 8%). Наблюдается склонность к дублированию и точности выполняемых движений, нестойкое внимание и интерес в процессе обучения.
Основным методом при работе с детьми этой возрастной группы является игровой. Широкий спектр несложных упражнений, умеренные нагрузки и положительный эмоциональный фон – основные методические условия повышения интереса к занятиям, поддержания порядка и дисциплины.
К особенностям подросткового возраста можно отнести наличие существенных скачкоподобных изменений (структурных и функциональных) в организме вследствие интенсивного полового развития. Перестройка жизнедеятельности организма и систем проявляется в резких изменениях настроения и неадекватном реагировании на факторы внешней среды. Этот возраст считают критическим в жизни человека. Тут можно заложить мощный фундамент для будущих серьезных достижений. В то же самое время в этом возрастном периоде тренеры допускают большое количество грубых ошибок.
К наиболее типичным и существенным, с негативными последствиями можно отнести просчеты в динамике тренировочных и соревновательных нагрузок. Напряженные физические и психические воздействия тренировочных занятий и соревнований накладываются на интенсивные процессы перестройки, которые природно возникают в организме. Вследствие этого здоровью причиняется значительный вред, негативные последствия которого могут отразится на последующей жизни человека. В этом возрасте происходит неполное формирование изгибов позвоночного столба, не завершено окостенение ключицы, плечевых костей, предплечья, лопаток, плюсен и предплюсен. В тоже время основные двигательные функции у подростков достигают высокого уровня усовершенствования, что является последствием дозревания центров двигательного анализатора. Успешно развивается умение ориентироваться в пространстве (чувство оптимальной амплитуды и точности движений). Низкими являются показатели статической выносливости, высокая утомляемость.
В подростковом возрасте не следует увеличивать объем упражнений, которые выполняются с интенсивностью более 50-60% от максимальной, нельзя использовать больших нагрузок и даже значительных тренировочных, а тем более соревновательных нагрузок. Необходимо избегать возможных толчков и влияний на косно-мышечный аппарат. Строго запрещается привлекать подростков к выполнению программ подготовки взрослых борцов.
Благодаря хорошей ориентации в пространстве, в этом возрасте полезными являются упражнения, которые развивают ловкость (координационные способности), быстро усваиваются и закрепляются технико-тактическими приемами. Во время обучения целесообразно применять комплексный метод.
Юношеский возраст характеризуется завершением (в целом) развития организма. Способности в реализации скорости и частоты движений достигают почти предельных показателей. Повышается способность организма выполнять работу, которая требует выносливости. После достижения совершеннолетия возможности сердца приближаются к уровню взрослых. В тоже время по сравнению со взрослыми спортсменами критерии скоростной выносливости ниже. Поскольку процесс развития организма в этом возрасте в основном останавливается, возможный постепенный переход к напряженным режимам спортивной тренировки.
Физическая подготовка борца – процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей.
В зависимости от применяемых средств различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка решает задачи развития двигательных качеств, которые способствуют достижениям в борьбе. Вспомогательная физическая подготовка создает функциональный фундамент для развития специальных двигательных качеств спортсменов. Специальная физическая подготовка позволяет развивать двигательные качества относительно специфике вольной борьбы .
Силовая подготовка борца решает следующие задачи: развитие основных силовых качеств (максимальной и скоростной силы, силовой выносливости); увеличение активной мышечной массы; укрепление тканей (соединительных и опорных); гармонизация формы тела. Уровень развития силы является предусловием развития совершенствования быстроты, ловкости и гибкости борца.
Методы развития силовых качеств в вольной борьбе : изометрический (в основе – напряжение без изменения длинны мышц); плиометрический (создает в мышцах потенциал напряжения); изокинетический (работа с большим напряжением); переменных опор (с использованием тренажеров).
Быстрота (скоростные возможности) борца – это совокупность функциональных качеств, благодаря которым двигательные действия выполняются за минимальное время. Существует две формы их проявления – элементарные (латентное время простых и сложных двигательных реакций; скорость и частота отдельного движения) и комплексные (проявление скоростных возможностей в сложных двигательных актах). Примером комплексных форм проявления этих качеств в борьбе являются броски, выведение из равновесия и другое. Их уровень обеспечивается развитием элементарных форм быстроты в совокупности с другими физическими качествами и технико-тактической подготовленностью.
Выносливость борца проявляется в способности эффективно выполнять работу при нарастающем утомлении. Уровень выносливости лимитируется: энергопотенциалом систем организма адаптированных к специфике вольной борьбы ; качеством технико-тактических навыков; психическими возможностями.
Гибкость в вольной борьбе – это функциональные качества опорно-двигательной системы организма, которые лимитируют амплитуду движения борца. Для того, чтобы определить амплитуду движений в отдельных суставах, используют понятие «подвижность».
Гибкость борца существенно влияет на уровень его достижений. Специфика движений в борьбе требует от спортсмена комплексного проявления физических и психических качеств и способностей, непредвиденных по своей сложности и динамике поз и положений.
Недостаточная гибкость нередко бывает причиной утраты качеств обучения технико-тактическим действиям, снижения уровня внутримышечной и межмышечной координации, экономичности движений, что часто приводит к травмам и нарушениям опорно-двигательного аппарата борца.
Факторы, которые определяют уровень гибкости: эластические качества мышц, кожи, подкожной основы и соединительной ткани; эффективность нервной регуляции сокращения мышц; объем мышц, которые принимают участие в движениях; особенности строения суставов.
Степень гибкости зависит от пола спортсмена, возрастных показателей и окружающей среды. У мальчиков и мужчин она ниже чем у девочек и женщин. С возрастом ее уровень снижается.
Повышает (до 20%) гибкость интенсивная разминка. Аналогичный эффект достигается путем темпового влияния. Злоупотребление упражнениями, направленными на растягивание связок и суставных капсул, ведет к стабилизации уровня гибкости и травм.
К основным требованиям к компонентам нагрузки (их необходимо учитывать во время развития гибкости) относятся: характер и особенности чередования упражнений; длительность упражнений (количество повторений – 10-25 секунд); темп движений (медленный); величина отягощения (до 50%); интервалы отдыха (от 10-15 секунд до 2-3 минут).
Ловкость борца (координационные способности) – это возможность быстро, точно, целенаправленно и экономично решать сложные двигательные задачи, которые возникают на ковре. К важным факторам, которые определяют уровень ловкости борца, относятся оперативный контроль параметров движений, выполняемых на ковре, и его анализ. Эффективность этих операций на прямую зависит от уровня мышечно-суставной чувствительности. Повышению последней способствует разнообразие тренировочных упражнений, которые подбираются в строгом соответствии к специфике вольной борьбе : броски со сменой направления движения; прыжки с нестандартных исходных положений, которые выполняются одновременно с имитацией отдельных технико-тактических действий и другое.
Структура координационных качеств состоит из способностей усваивать новые движения, умение оценивать и управлять отдельными характеристиками движений, способностей к импровизации и комбинации движений. Двигательный запас наиболее эффективно обеспечивается к 15-ти летнему возрасту.
Координационные способности борца во многом обуславливаются умением объективно принимать и оперативно переделывать информацию во время поединков. Эффективность управления своими движениями тесно связано с уровнем совершенствования специализированных восприятий – чувство ковра, времени, пространства, развитию усилий и другое.
Существует прямая зависимость между темпами повышения мастерства в современном спорте и уровнем интеллекта спортсмена. В вольной борьбе оно тем более очевидно, поскольку в вариативных ситуациях поединка спортсмену необходимо за долю секунды безошибочно решать различные задачи – к типичным можно отнести выбор и использование эффективных технико-тактических действий или комбинации (по мнению специалистов, их количество в борьбе достигает до 10 тысяч).
Структуру процесса интеллектуальной подготовки борца составляют формирование способностей объективного восприятия и концентрация внимания; совершенствование памяти и эффективности мыслительных процессов; формирование способностей к оперативной обработке информации, принятие решений и их реализация в условиях соревновательной деятельности.
Уровень интеллектуальной подготовки борца определяется тремя основными факторами: широтой взгляда (мировоззрением); знанием закономерностей спортивной тренировки; способностями к реализации технико-тактических решений в процессе соревнований. Роль тренера – способствовать формированию интеллектуальных возможностей борца на всех этапах многолетней спортивной подготовки. Для этого широко используется система специальных заданий и контроль качества их выполнения.
Информация о работе Система комплексного контроля физической подготовленности юных борцов