Система комплексного контроля физической подготовленности юных борцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов. Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки. В нашем регионе существует большое количество спортивных школ по разным видам спорта, например, футбол, баскетбол, теннис, велосипедный спорт, волейбол, легкая атлетика, борьба и так далее. Более детальное рассмотрение всех видов контроля мы будем проводить на виде спорта – вольная борьба . В России этим видом спорта занимается очень много людей, особенно дети. Каждый год происходят наборы юных спортсменов в секции борьбы и постоянно проводятся соревнования, поэтому контроль на разных этапах подготовки спортсменов имеет огромное практическое значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА…………………………………………...5
1.1. Содержание и организация комплексного контроля…………………5
1.1.1. Комплексный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям ………………………………………………………………6
1.1.2. Основные критерии осуществления комплексного контроля……..9
1.1.3. Основные показатели, используемые в комплексном контроле…10
1. 2. Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой …………………………………………………………13
1.3 Специфика комплексного контроля в вольной борьбе……………………………………………………………………...27
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……...46
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………..63
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………..65
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….73

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

82,4+85,0)/10=77,9

экспериментальная группа

 х2 = (87,3+87,1+89,4+89,1+86,9+90,4+93,8+

87,9+96,5+93,4)/10=91,18

контрольная группа ơ1 = (85,0-73,8)/3,08=3,64

экспериментальная группа ơ2 = (96,5-86,9)/3,08=3,57

контрольная группа m1 = 3,64/√10-1=1,21

экспериментальная группа m2 = 3,57/√10-1=1,19

критерий Стьюдента t = 91,18-77,9/√1,212+1,192=7,86

Прыжок в длину с места:

контрольная группа х1 = (150+140+150+165+190+195+190+190+

190+195)/10=175,5

экспериментальная группа х2 = (190+145+140+160+165+210+200+

205+190+205)/10=181,0

контрольная группа ơ1 = (195-140)/3,08=17,86

экспериментальная группа ơ2 = (210-140)/3,08=22,7

контрольная группа m1 = 17,86/√10-1=5,95

экспериментальная группа m2 = 22,7/√10-1=7,57

критерий Стьюдента t = 181,0-175,5/√5,952+7,572=0,57

Удержание ног в положении угла 90о:

контрольная группа х1 = (10+8+11+9+9+10+12+11+12+12)/10=10,8

экспериментальная группа х2 = (16+11+19+10+13+18+20+14+15+16)/10=15,2

контрольная группа ơ1 = (12-8)/3,08=1,29

экспериментальная группа ơ2 = (20-11)/3,08=3,25

контрольная группа m1 = 1,29/√10-1=0,43

экспериментальная группа m2 =3,25/√10-1=1,08

критерий Стьюдента t = 15,2-10,8/√0,432+1,082=4,37

Подтягивание:

контрольная группа х1 = (4+7+7+9+4+9+9+5+6+7)/10=6,7

экспериментальная группа

 х2 = (10+15+13+16+20+17+19+18+15+16)/10=15,9

контрольная группа ơ1 = (9-4)/3,08=1,62

экспериментальная группа ơ2 = (20-13)/3,08=3,25

контрольная группа m1 = 1,62/√10-1=0,54

экспериментальная группа m2 = 3,25/√10-1=1,08

критерий Стьюдента t = 15,9-6,7/√0,542+1,082=7,67

 

 

Таблица 11

Группы и показатели по методике Стьюдента

ЧСС

АД

Проба

Штан-

ге

Проба

Генчи

Динамо-

метрия

правая

 кисть

(кг)

Стано-

вая

дина-

момет-

 рия (кг)

Прыжок в длину

(см)

Удер-

жание

 ног в поло-

жении

угла 90о

Подтя-

гива-

ние

САД

ДАД

Эксперимен-тальная группа, х1

70,6

103,0

58,5

61,3

24,3

31,77

91,18

181,0

15,2

15,9

Контрольная группа, х2

72,5

100,1

61,9

45,4

13,1

24,46

77,9

175,5

10,8

6,7

Эксперимен-тальная группа, ơ1

1,95

4,87

4,87

3,89

1,62

1,17

3,57

22,7

3,25

3,25

Контрольная группа, ơ2

1,29

4,87

3,25

3,57

1,62

0,45

3,64

17,86

1,29

1,62

Эксперимен-тальная группа, m1

0,65

1,62

1,62

1,29

0,54

0,39

1,19

7, 57

1,08

1,08

Контрольная группа, m2

0,43

1,62

1,08

1,19

0,54

0,15

1,21

5,95

0,43

0,54

Критерий Стьюдента, t

2,44

1,4

1,74

9,03

12,3

17,4

7,86

0,57

4,37

7,67


 

 

Были получены следующие результаты:

Частота сердечных сокращений. По этому показателю критерий Стьюдента t = 2,44. Это значение по таблице находится между значениями (Р – 0,05) и (Р – 0,01), что говорит о наличии достоверного отличия в контрольной и экспериментальной группах. Такой результат объясняется тем, что при постоянной физической нагрузке ЧСС в покое имеет тенденцию снижаться. Снижение частоты сердечных сокращений в покое связано с отрицательным хронотропным (замедляющим ритм) влиянием блуждающего нерва. Так как в вольной борьбе преобладает динамическая работа большой и умеренной интенсивности, мы наблюдаем у спортсменов урежение пульса в покое. Тогда как частота сердечных сокращений у школьников осталась в соответствии с их возрастом.

2. Артериальное давление. Критерий  Стьюдента систолического артериального  давления t составил 1,4, а диастолического  – 1,74. Значение t меньше значения (Р  – 0,05), следовательно достоверного  отличия в контрольной и экспериментальной группах между изучаемым показателем нет. В состоянии относительного мышечного покоя у юных спортсменов артериальное давление выше, чем у взрослых спортсменов. Тенденция к падению давления в результате систематических занятий спортом у юных спортсменов является маловыраженной. Поэтому в контрольной и экспериментальной группах мы не наблюдаем существенного отличия.

3. Проба Штанге. Критерий Стьюдента t = 9,03. это говорит о наличии  достоверного отличия между контрольной  и экспериментальной группой. Объясняется это тем, что в экспериментальной группе проба Штанге проводилась один раз в неделю и участники эксперимента в этой группе систематически занимались спортом. С улучшение физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки дыхания нарастает. Следовательно, можно сделать вывод, этот показатель при итоговом обследовании увеличился, что говорит об улучшении подготовленности спортсменов.

4. Проба Генчи. Критерий Стьюдента t составил 12,3. это свидетельствует  о наличии достоверного отличия в двух группах. Эта проба в экспериментальной группе также велась постоянно, поэтому мы наблюдаем тенденцию к нарастанию данного показателя.

5. Динамометрия. Критерий Стьюдента  по силе мышц кисти и разгибателей  спины соответственно равен t1 = 17,4 и t2 = 7,86. Это свидетельствует о наличии достоверного отличия между изучаемыми показателями в контрольной и экспериментальной группах. Прирост данных показателей в экспериментальной группе выше, так как спортсмены систематически занимаются упражнениями, направленными на развитие силовых качеств. В контрольной группе прирост силы обусловлен нормальным физическим развитием.

6. Прыжок в длину с места. Критерий  Стьюдента по этому показателю  составил t = 0,58. это говорит, что достоверного  отличия между группами нет. Это связано с тем, что в экспериментальной группе специальных упражнений для увеличения этого показателя не проводилось. Поэтому прирост этого показателя в экспериментальной и контрольной группе не отличается.

7. Удержание ног в положении угла 90о в висе на перекладине. Критерий Стьюдента t = 4,37. Это говорит о наличии достоверного отличия в двух группах. Это объясняется тем, что участники экспериментальной группы выполняли специальные упражнения для развития силы мышц.

8. Подтягивание на перекладине до уровня подбородка. Критерий Стьюдента по этому показателю составил t = 7,67. Это говорит о наличии достоверного отличия в двух группах. Прирост этого показателя связан с постоянной тренировкой и непосредственным выполнение этого упражнения на каждом занятии.

Оценка этапного контроля. Осуществление этапного контроля проходило следующим образом: мы измерили показатели в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце исследования. Наиболее значительно изменились следующие показатели: тест подтягивание, кистевая и становая динамометрия.

Рис. 1. Оценка показателей этапного контроля – тест подтягивание

 

На рисунке 1 мы видим, что в контрольной группе показатели изменились вследствие нормального прироста, так как школьники не занимались никакими видами спорта. Показатели в экспериментальной группе увеличились в 2 раза. Это говорит о рациональном построении тренировочных занятий, мотивации спортсменов и правильном контроле.

 

Рис. 2. Оценка показателей этапного контроля – тест динамометрия (правая кисть)

 

На рисунке 2 мы видим, что исходные показатели были равны между собой. В конце исследования в экспериментальной группе показатели возросли, так как спортсмены постоянно выполняли специальные упражнения, и борьба непосредственно влияет на прирост этого показателя.

 

Рис. 3. Оценка показателей этапного контроля – тест становая динамометрия

 

На рисунке 3 мы видим изменение показателей в процессе проведения исследования. Исходные показатели в двух группах были практически равными, а в конце исследования в экспериментальной группе показатели значительно возросли. Это связано с постоянными тренировками юных спортсменов.

Оценка текущего контроля. Текущий контроль производился следующим образом: мы снимали показатели 3 раза в неделю в экспериментальной группе и 1 раз в месяц в контрольной. Для осуществления данного контроля мы измеряли следующие показатели: проба Штанге, проба Генчи и ЧСС.

Рис.4. Оценка текущего контроля. Показатели пробы Генчи

 

На графике изображены две кривые, которые отображают динамику изменения показателей пробы Генчи на протяжении всего исследования. В контрольной группе произошли минимальные изменения. В экспериментальной – мы наблюдаем значительный прирост данного показателя.

Это объясняется тем, что в экспериментальной группе проба проводилась 3 раза в неделю, то есть проводилась постоянно , в динамике.

 

Рис.5. Оценка текущего контроля. Проба Штанге

 

На графике отображена динамика изменения данного показателя в двух группах. В экспериментальной группе значение пробы Штанге возросло, так как постоянно производилась эта проба.

 

Рис.6. Оценка текущего контроля. Частота сердечных сокращений

 

По результатам измерения мы видим, что значительных изменений не произошло. Это связано с тем, что в экспериментальной группе спортсмены тренируются только полгода, а брадикардия у спортсменов наступает при более длительном периоде тренировки.

Оценка оперативного контроля. Для оценки оперативного контроля мы взяли следующие показатели: динамометрия (правая кисть), удержание ног в положении угла 90о. Оперативный контроль в экспериментальной группе проводился на каждом занятии: до, после и во время занятий. В контрольной группе показатели измерили в начале, в середине и в конце исследования.

Для оценки мы берем средние показатели, которые изображены на рисунках.

 

 Рис.7. Оценка оперативного контроля – тест динамометрия

 (правая кисть)

 

В начале исследования показатели в контрольной группе несколько выше, чем в экспериментальной. Это связано с тем, что в экспериментальной группе тест проводился непосредственно в процессе тренировки, после выполнения нагрузки, поэтому спортсмены были несколько уставшими, а в контрольной группе тест проводился без предварительной нагрузки.

В январе наблюдается другая картина. Показатели в экспериментальной группе несколько выросли, хотя тесты проводились в прежних условиях для каждой группы. Это говорит о том, что у юных спортсменов под влиянием тренировок данный показатель начал увеличиваться.

В конце исследования мы видим, что показатели в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Это говорит о положительном влиянии тренировочного процесса.

 

Рис.8. Оценка оперативного контроля тест – удержание ног в положении угла 90о

 

В начале исследования показатели в экспериментальной группе ниже, так как спортсмены выполняли тест в процессе тренировки.

В середине исследования борцы начали приобретать спортивную форму, и показатели в экспериментальной группе несколько превысили, чем в контрольной.

В конце исследования мы видим достоверное отличие между группами, что свидетельствует о положительном влиянии физической нагрузки при правильно спланированном контроле.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Одним из наиболее существенных резервов повышения эффективности современной методики тренировки является улучшения качества проведения комплексного контроля.

2. В процессе подготовки спортсменов  к соревнованиям был осуществлен  оперативный, текущий и этапный контроль, что позволило вести постоянное наблюдение за тренировочным процессом и оценить динамику физического развития детей под влиянием физических нагрузок.

2. Наиболее информативными и  приемлемыми средствами и методами  комплексного контроля детей 11– 12 лет являются следующие показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, показатели динамометрии, показатели в тесте - прыжок в длину с места, в тесте на подтягивание в висе на перекладине и в тесте удержание ног в положении угла 90о в висе на перекладине.

3. Занятия вольной борьбой оказывает позитивное влияние на динамику развития основных физических качеств детей 11-12 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в параметрах, характеризующих скоростно-силовые возможности организма, менее выраженные — в показателях общей и силовой выносливости.

4. Занятия вольной борьбой в возрасте 10-12 лет вызывают некоторое ускорение физического развития, достоверно повышают силовые возможности организма, не стимулируя при этом прироста массы тела, и в определенной степени способствуют экономизации функции сердца.

5. Возрастной период 11-12 лет оптимален  для организации целенаправленной  начальной спортивной подготовки. Такая подготовка позволяет в  полной мере использовать растущие физические и функциональные возможности организма школьников при освоении сложных в координационном отношении двигательных действий борца и в процессе совершенствования физических качеств.

6. В ходе исследования мы сравнили  полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах и выяснили, что занятия спортом, в частности борьбой, положительно влияют на динамику прироста физических качеств функциональных возможностей организма в целом.

Информация о работе Система комплексного контроля физической подготовленности юных борцов