Система комплексного контроля физической подготовленности юных борцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов. Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки. В нашем регионе существует большое количество спортивных школ по разным видам спорта, например, футбол, баскетбол, теннис, велосипедный спорт, волейбол, легкая атлетика, борьба и так далее. Более детальное рассмотрение всех видов контроля мы будем проводить на виде спорта – вольная борьба . В России этим видом спорта занимается очень много людей, особенно дети. Каждый год происходят наборы юных спортсменов в секции борьбы и постоянно проводятся соревнования, поэтому контроль на разных этапах подготовки спортсменов имеет огромное практическое значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА…………………………………………...5
1.1. Содержание и организация комплексного контроля…………………5
1.1.1. Комплексный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям ………………………………………………………………6
1.1.2. Основные критерии осуществления комплексного контроля……..9
1.1.3. Основные показатели, используемые в комплексном контроле…10
1. 2. Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой …………………………………………………………13
1.3 Специфика комплексного контроля в вольной борьбе……………………………………………………………………...27
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……...46
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………..63
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………..65
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….73

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Тест

Методические указания

Физическая подготовка

Скоростные качества

1.

Бег 30 метров, секунды

С высокого старта

2.

Броски на протяжении 10 секунд, количество раз

Стандартный приём, с партнером без сопротивления

3.

5 бросков, секунды

Темп максимальный

Силовые качества

1.

Прыжок в длину, сантиметры

С места

2.

Удержание ног в положении угла 900, секунды

В висе на перекладине (кольцах, гимнастической стенке)

3.

Прыжок в высоту, санти--метры

С места

4.

Подтягивание на перекладине (кольцах), количество раз

До уровня подбородка

5.

Борьба за владение мячом, количество раз

Стоя на коленях, по сигналу тренера

6.

Кистевая динамометрия, килограммы

Максимальное усилие левой и правой рук

Выносливость

1.

Бег 400 метров, минуты, секунды

На стадионе или по месту (в лесу)

2.

Броски манекена 2 минуты, количество раз

Тренер определяет стандартный прием

3.

Броски партнера 3 минуты, количество раз

Тренер определяет стандартный прием

Гибкость

1.

Гимнастический мост

На ковре

2.

Борцовский мост

На ковре

3.

Наклон вперед

Стоя на ковре

4.

Наклон вперед

Стоя на гимнастической скамье

5.

Подъем ноги (пятки) к голове (за голову)

Сидя на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги) руками посередине

Координационные способности

1.

Комплекс упражнений

Общего и вспомогательного характера (10-12), составляются тренером, выполняются вместе

2.

Имитация технико-тактических действий (комбинаций), секунды

Тренером составляются 2-3 комбинации (стандартные) с двумя-тремя технико-тактическими действиями

3.

Эстафета с элементами технико-тактических действий, секунды

 Тренер использует в эстафетах  кроме бега, прыжков, бросков элементы  технико-тактических действий (имитация) или выполнение их на спарринг-партнерах (без сопротивления)

Техническая подготовленность

1.

Выполнение отдельных технико-тактических приемов

Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления

2.

Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды

Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления

3.

Выполнение отдельных приемов (имитация)

Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером)

4.

Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды

Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером)

5.

Выполнение отдельных элементов технико-тактических действий

Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления

6.

Выполнение отдельных технико-тактических приемов (имитация с резиновым бинтом)

Стоя возле гимнастической стенки (с воображаемым партнером)

7.

Выполнение комплекса специально-подготовительных (подводящих) упражнений (10-12)

Комплексы подбираются тренером к основным технико-тактическим приемам. Подводящие упражнения должны соответствовать приему по форме, структуре и механизму воздействия на организм.


 

Также осуществляется контроль специальной подготовленности спортсмена. На протяжении года регулярно проводятся врачебно-медицинские обследования: один раз в году – диспансеризация (углубленное медицинское обследование); два раза в году – этапное медицинское обследование. Кроме того, в процессе обследования осуществляется контроль уровня физической и технической подготовленности.

Контроль уровня технической подготовленности содержит показатели качества выполнения:

  1. Имитационных, стандартных, технических заданий, которые включают броски (вперед, назад, влево, вправо). Оцениваются экспертами (тренер и не менее двух специалистов, желательно с других спортивных организаций);
  2. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера, который стоит на месте, без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
  3. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении по ковру без сопротивления (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
  4. Стандартных технических заданий, которые включают броски партнера в движении с сопротивлением до 25% максимального (вперед, назад, влево, вправо) – экспертная оценка;
  5. Стандартных технических заданий, которые выполняются сверху на партнере (в борьбе лежа: переворотов, удержаний, болевых приемов) без сопротивления – экспертная оценка.

Контроль уровня соревновательной деятельности включает показатели разнообразия техники и ее эффективности. Они определяются путем анализа результатов учебно-тренировочных поединков, которые проводятся с сопротивлением 25-50% от максимального. Продолжительность схваток 1,5-2,5 минуты.

Разнообразие техники определяется по количеству приемов, используемых в поединке, ее эффективность – величиной коэффициента (%) соотношения успешно завершенных приемов к общему количеству попыток в поединке:

  1. Стоя с сопротивлением до 25% от максимального;
  2. Лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
  3. Стоя и лежа с сопротивлением до 25% от максимального;
  4. Стоя с сопротивлением до 50% от максимального;
  5. Лежа с сопротивлением до 50% от максимального;
  6. Стоя и лежа с сопротивлением до 50% от максимального.

Кроме определения показателей разнообразия и эффективности техники проводится экспертный анализ соревновательной деятельности: уровень сопротивления до 25% от максимального и длительность поединка до 1,5 минуты, используя для развития у спортсменов скоростно-силовых качеств (ССК), сопротивлением до 50% от максимального – для развития у борцовсиловой выносливости и ее силового компонента (СВСК).

 

Таблица 2

Рекомендованные критерии оценки физической подготовленности борцов

Физические качества

Тест

Год обучения

1-й

2-й

3-й

ССК

СВСК

ССК

СВСК

ССК

Скоростные качества, секунды

10 бросков в максимально быстром  темпе

24

25

23

24

22

Сила (максимальная), баллы

Освобождение от захвата (5 попыток)

3

4

4

5

5

Взрывная сила, баллы

Выполнение захвата с сопротивлением партнера и дальнейшем удержании захвата 5 секунд

4

3

5

4

5

Силовая выносливость, баллы

Удержание партнера спиной к ковру 2 минуты (3 попытки)

3

4

4

5

5

Гибкость, сантиметры

«высота» борцовского моста

+8

+10

+10

+11

+11

Координационные способности, баллы

Выполнение 5 приемов с логическим переходом от одного к другому

4

3

5

4

5

Специализированное восприятие, чувство времени, секунды

Выполнение бросков в максимальном темпе, 10 секунд (фиксируется время каждого броска)

1,3

1,5

1,1

1,3

1,0

Специализированное восприятие усилий, баллы

Выведение из равновесия партнера – 3 попытки: с усилием 25%, 50%, 75% максимального

3

4

4

5

5

Специальная выносливость

3 минуты: каждая минута состоит  из выполнения по команде 4 бросков на протяжении 40 секунд и 8 бросков в максимальном темпе

16

17

17

18

18


 

На протяжении года используются различные формы контроля.

Таблица 3

Виды контроля

Контроль

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Диспансеризация

+

                 

+

 

Этапный медико-биологический

 

+

     

+

   

+

     

Этапный контроль соревновательной деятельности и подготовленности

   

+

     

+

   

+

   

Оперативный контроль (отдельных показателей)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

   

 

Контроль является обязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ее эффективность, направленную на достижение спортивных результатов. Система контроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижение запланированного уровня, подготовленности и рациональная его реализация в условиях соревнований.

 

 

Таблица 4

Примерная процедура контроля подготовленности и соревновательной деятельности борцов

Регистрируемые показатели

Тесты, единицы измерения

Методические указания

Скоростные

Выполнение стандартных бросков манекена 10 секунд, количество раз

Манекены соответствующих размеров

Выполнение стандартных бросков партнера 10 секунд, количество раз

Без сопротивления

10 повторений стандартных бросков, секунды

Без сопротивления

Скоростно-силовые

Выполнение стандартных бросков партнера 15 секунд, количество раз

С сопротивлением 25% максимального (слева и справа)

Уход от удержания 15 секунд, количество раз

Удержание с боку, сопротивление 25% максимального (слева и справа)

Максимальная сила

Освобождение от стандартных захватов 10 секунд, количество раз

Захваты: рукава, отвороты, за пояс (сопротивление максимальное)

Взрывная сила

Выведение партнера из равновесия 10 секунд, количество раз

Сопротивление до 80% максимального (влево, вправо)

Силовая выносливость

Приседание с партнером на плечах, количество раз

Выполняется до отказа: комбинационный тип – вес партнера до 50% от собственного; темповой и силовой – до 80%

Гибкость

«Высота» борцовского моста, сантиметры

 

Перевороты через голову стоя на борцовском мосту, количество раз

Выполняется с и без опоры руками в ковер

Координационные способности

Выполнение 5 логических приемов от одного приема к другому, баллы

Выполняется во время передвижения по ковру вперед, назад, вбок

Выносливость

5-минутный тест: коэффициент специальной  выносливости

Для комбинационного типа – минимальное время (секунды) выполнение 1-2 подходов, для темпового и силового – 3-4

Соревновательная деятельность

Количество применяемых борцом технико-тактических действий из разных классификационных групп; эффективность применения технико-тактических действий (коэффициент эффективности); умение навязывать сопернику свой тип борьбы (баллы)

 

 

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Цель исследования - разработать систему комплексного контроля физической подготовки на основе использования современных информационных методик, позволяющую объективно оценить положительное влияние занятий вольной борьбой на юных спортсменов.

Задачи исследования:

  1. Определить средства и методы комплексного контроля, применяемые в современной практике спорта.
  2. Сравнить показатели физических качеств школьников 11–12 лет и борцов этого же возраста в динамике.
  3. Провести этапный, текущий и оперативный контроль и оценить эффективность его влияния на процесс физической подготовки борцов к соревнованиям.

 

 

Общая характеристика обследуемых

 

Для достижения цели мы исследовали 40 мальчиков в возрасте 11 – 12 лет. Все они имеют нормальное физическое развитие и нормальное состояние здоровье. Противопоказаний к занятиям борьбой нет. Эти показатели были критерием отбора для проведения исследования. Из участников эксперимента были составлены контрольная и экспериментальная группы.

В контрольную группу входили 20 мальчиков. Наблюдение за ними проводилось в условиях школы №335. Они были разделены на две подгруппы: в первую подгруппу входили мальчики 11 лет, во вторую – 12 лет. Уроки физической культуры были у них два раза в неделю. Дополнительно никто из них не занимался ни в спортивных секциях, ни самостоятельно.

В экспериментальную группу также входило 20 мальчиков и они также были разделены на две подгруппы по тому же принципу. Наблюдение за этой группой проводилось в условиях ПЦ «Олимпиец». Участники исследования были набраны в секцию вольной борьбы. Занимались они на протяжении одного месяца. Методика занятий, по которой они занимались изложена ниже.

Специалисты пришли к выводу, что отбирать детей в секцию борьбы необходимо в пятом классе общеобразовательной школы. Отбор, проведенный до 11 лет, считается наиболее рациональным, поскольку период полового созревания еще не начался. Поэтому мы решили производить исследование на мальчиках именно 11–12 лет.

Направленность занятий с начинающими борцами должны определять анатомо-физиологические особенности спортсменов данного возраста на каждом этапе. Возраст 10–12 лет - это предпубертатный период, предшествующий периоду полового созревания. Повышенная эмоциональность ребенка, легкость образования условнорефлекторных связей и их преобразования, развитие моторики – все это обусловливает доступность изучения сложных технических действий. Общая работоспособность достаточно высока, но достигается большим, чем у взрослых, напряжением вегетативных функций организма, и, прежде всего кардиореспираторной системы. Медленное врабатывание и медленное восстановление после больших нагрузок обусловливает увеличение по времени разминку и интервалы отдыха между интенсивными тренировками.

Информация о работе Система комплексного контроля физической подготовленности юных борцов