Скоросно-силовая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 02:01, реферат

Описание работы

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

Содержание работы

Введение
2
1. Влияние физических нагрузок на работу сердца , сосудов, органов дыхания и мышц
3
2. Скоростно-силовая-подготовка:основы
4
3. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей
8
4. Методика развития скоростно-силовых качеств
10
Заключение
15
Литература

Файлы: 1 файл

Скоростно силовая подготовка.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

 

- скоростное, где решается задача повышения скорости бега: бег со старта, ускорения, бег под гору, по ветру;

- скоростно-силовое - сочетание  упражнений без отягощений или  с небольшими отягощениями в  виде пояса, жилета, бег и прыжки  против ветра, в гору, по опилкам, песку и т.д.;

- силовое - парные и  групповые упражнения с сопротивлением, акробатика, гимнастические упражнения  на снарядах (прыжки через коня, лазание по канату и т.д.), силовые  упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг.

Основные методы: метод  динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического  силовых упражнений, широкое применение игрового метода.

3. Этап спортивного совершенствования.  Основная цель - неуклонное повышение  объема и интенсивности тренировочных  нагрузок, специализированная работа  по совершенствованию основных физических качеств.

Важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых  качеств необходимо осуществлять главным  образом путем применения скоростно-силовых  упражнений, где силовые способности  бегуна достигают максимума преимущественно  за счет увеличения скорости сокращения мышц: бег на короткие дистанции, всевозможные "короткие" прыжки, "длинные" прыжки на отрезках 30-60 м, метание (ядер, камней, набивных мячей) относительно небольшого веса - 2-4 кг). На этом этапе подготовки целесообразно использовать физические упражнения, которые воздействуют на мышечные группы, испытывающие основную нагрузку в беге.

Основные методы: метод  повторного упражнения, круговой метод, комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.

4. Этап реализации спортивного  потенциала. Основная цель - значительное  повышение объема и интенсивности  тренировочных нагрузок, в том числе и скоростно-силовых.

Основная задача - максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Значительно  возрастает число занятий в недельных микроциклах.

Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность  решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая  во многом предопределяет рост спортивных результатов.

Основные методы: метод  повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса, метод повторного выполнения статического и динамического силовых  упражнений, комбинированный и круговой методы.

 

Выполнение значительного  объема скоростно-силовых упражнений на этом этапе препятствует стабилизации уровня быстроты; возникновению так  называемого "скоростного барьера". Ведущая роль в процессе увеличения скорости бега должна быть отведена методу повторного использования скоростно-силовых упражнений.

5. Заключительный этап  соревновательной карьеры. Основная  цель - сугубо индивидуальный подход  к тренировочным и соревновательным  нагрузкам, поскольку большой  тренировочный опыт спортсмена  помогает всесторонне изучить  присущие только ему способности,  найти резервы в вариантах  планирования тренировочной нагрузки, выявлении наиболее эффективных  средств и методов скоростно-силовой  подготовки.

 

3. Возрастные особенности изменения  скоростно-силовых способностей

В настоящее время все  возрастающее внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств у детей  школьного возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность  человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени

Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между  быстротой и силой мышечного  сокращения объясняется тем, что  эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров, 1952).

Выявление закономерностей  развития скоростно-силовых качеств  в возрастном аспекте имеет особо  важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте (Н.Н. Гончаров, 1952; Р.Е. Мотылянская, 1956; В.С. Фарфель, 1959; А. Хунольд, 1961; B.П. Филин, 1963; В.С. Топчиян, 1964, и др.).

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых  качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и  замедленного роста скоростно-силовых  показателей и проведен анализ взаимосвязи  уровня развития скоростно-силовых  качеств и показателей, оказывающих  влияние на развитие этих качеств (Н  Н. Гончаров, 1949, 1952; В.С. Фарфель, 1959; В.С. Топчиян, 1964; Е.А. Масловский, 1966, и др.).

Н.H. Гончаровым впервые  приведены данные, характеризующие  уровень развития скоростно-силовых  качеств детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание  этого уровня в 12 - 15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В.С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14 - 15 лет. С.И. Филатовым (1966) отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых качеств  у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы развития скоростно-силовых  качеств у юных спортсменов применительно  к отдельным видам спорта (B.П. Филин, 1963, 1964, 1965; В.С. Топчиян, 1964, 1965; С.И. Филатов, 1966, и др.).

До настоящего времени  еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств  у детей, подростков и юношей.

Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых  качеств является результат в  прыжке в высоту с места с отталкиванием  двумя ногами (В.М. Дьячков, Г.И. Черняев, В.П. Филин и др.).

Некоторые авторы, говоря о  проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд (1961) пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений школьников. Путем регрессионного анализа Хунольд определил, что у школьников V и VI классов улучшение прыгучести на 100 см (сумма результатов тройных прыжков на правой и левой ногах) сопровождается ростом результатов в беге на 60 м на 0,25 сек., в прыжке в высоту -- на 15 см, в толкании ядра -- на 0,35 см.

В.Ф. Ломейко (1964), И.Г. Баранов и В Ф. Ломейко (1965) рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности школьников.

Исследование взрослых и юных спортсменов показало, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими  упражнениями может значительно  повысить уровень скоростно-силовой  подготовленности занимающихся (В.М. Дьячков, 1958). Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов  тренировки, в соответствии с возрастными  и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или  более замедленно,-- актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.

Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических  изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы. В  процессе многолетней тренировки соотношение  в развитии физических качеств претерпевает значительные изменения. Например, на этапе предварительной подготовки развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов (С.В. Каледин с сотр., 1957; С.В. Каледин, Г.С. Ласин, Н.А. Щербакова, 1952, и др.).

По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального  подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке. Например, И. Сукоп (1964) экспериментально «показал, что результативность процесса физического воспитания необходимо оценивать не только по уровню развития отдельных физических качеств и функций, но и по способности индивида эффективно использовать их в конкретной двигательной деятельности». Это значит, что необходимо анализировать взаимосвязь функций между собой и по отношению к уровню показанных спортивных результатов.

На основе учета механизмов взаимосвязи развития быстроты и  силы, а также других физических качеств можно сделать заключение о том, что соотношение физических упражнений в процессе подготовки юных спортсменов должно определенным об разом изменяться на различных ее этапах.

Так, например, существенное значение для эффективного осуществления  физического воспитания имеет вопрос о взаимосвязи в развитии быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости у занимающихся на различных этапах их подготовки.

В ряде биохимических исследований (Н.Н. Яковлев, 1950, и др.) показано, что  в процессе тренировки сначала возрастают биохимические показатели, имеющие  отношение к аэробным процессам (т. е. к развитию выносливости), а  затем уже, как бы на этой основе, увеличиваются показатели, характеризующие  анаэробные возможности организма  спортсмена (что имеет прямое отношение  к развитию быстроты).

Следовательно, развитие быстроты связано с увеличением общей  выносливости, так как, не обладая  ею, нельзя прибегать к большой  тренировочной нагрузке, направленной на развитие быстроты. При недостаточном  уровне потенциальных возможностей осуществления анаэробных биохимических  процессов величина и длительность выполнения скоростно-силовых нагрузок должны возрастать весьма постепенно.

Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов.

В 1962 - 1966 гг. Е.А. Масловским (научный руководитель В.П. Филин) было предпринято исследование взаимосвязи  скоростно-силовых качеств и формирования двигательного навыка у юных спортсменов  в возрастном аспекте. В качестве модели был избран один из видов  легкой атлетики -- прыжок в длину с разбега.

Анализ данных проведенного исследования позволяет сделать  заключение о том, что такой подход к решению проблемы взаимосвязи  физических качеств и двигательного  навыка может быть эффективным и  в других видах спорта.

Была выявлена взаимосвязь (в количественном выражении) динамических, временных и пространственных характеристик  двигательного навыка и показателей, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств в каждой возрастной группе (с 11 до 18 лет) у юных спортсменок и школьниц, не занимающихся спортом.

Учет особенностей взаимосвязи  скоростно-силовых качеств и формирования основного двигательного навыка во всех возрастных группах позволит более эффективно управлять этими  сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.

4. Методика развития скоростно-силовых  качеств

Для развития специальных  скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в  основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера  относятся упражнения не только с  ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической  структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.

Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в  силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.

Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные -- к первой и второй. Глобальные упражнения основные -- только к третьей группе.

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств  являются общими для различных спортсменов -- выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

В циклических видах  спорта применяется комплекс методов  сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклических видах спорта -- эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.

Опыт спортивной практики и специальные исследования (В.М. Дьячков, 1957 - 1970) показывают, что эффективным  средством повышения способности  использовать скоростно-силовой потенциал  является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне ограничен. Например, в год квалифицированные прыгуны в высоту выполняют всего около 360 прыжков, метатели копья -- 270 - 300 бросков.

Информация о работе Скоросно-силовая подготовка