Соотношение различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

За многолетний период развития, самбо в России стало социально-значимым национальным видом спорта. За эти годы создана отечественная школа подготовки атлетов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, утвердила себя система организационно-методического руководства развитием этого вида спорта.
Основными обязанностями развития самбо в стране являются спортивные секции образовательных учреждений, отделения ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, любительских и профессиональных спортивных клубов, физкультурно-спортивные объединения и организации.

Файлы: 1 файл

курсовая слава.docx

— 65.06 Кб (Скачать файл)

  МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский  государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра физической культуры и спорта

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Соотношение  различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов».

 

 

                

 

                Выполнил:

                                  студент 1128 группы

          Психолого-педагогического факультета

                                                   

______________ (подпись)

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Горно-Алтайск, 2012 г.

 Введение

За многолетний период развития, самбо в России стало  социально-значимым национальным видом  спорта. За эти годы создана отечественная  школа подготовки атлетов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, утвердила себя система организационно-методического  руководства развитием этого  вида спорта.

Основными обязанностями  развития самбо в стране являются спортивные секции образовательных  учреждений, отделения ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, любительских и профессиональных спортивных клубов, физкультурно-спортивные объединения и организации.

Активная работа по внедрению  самбо в физическую и специальную  подготовку   в   спортивных   секциях   и   кружках      ведется   в   структурах образовательного министерства и ведомств. Значительное развитие самбо получило в Приволжском, Центральном, Южном, Уральском федеративных округах. Наибольший вклад в развитие вида спорта, подготовку высококвалифицированных  самбистов внося спортивные организации  Республики Адыгея, Республики Чувашия, Краснодарского края, Саратовской, Пермской, Владимирской, Нижегородской, Брянской, Свердловской областей и Москвы, Республики Алтай [4].

Массовое развитие самбо  в России сдерживается сложившимся  годами стереотипом о приоритетности олимпийских видов спорта, вследствие чего существует официальная государственная  статистика по самбо, ощутим недостаток учебно-методической литературы, наглядных  пособий: недостаточное количество подготавливаемых тренерских кадров.

Проблемами развития самбо  занимались такие исследователи  как С. Ф. Ионов, Н.А. Новиков, Д. Л. Рудман и др. Физической подготовкой борца  и тактикой борьбы занимался Е.М. Чудаков. Разработкой автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо занимались Н. А. Новиков, В. И. Старшинов. Методическими аспектами  тренировочного процесса занимался  С. Ф. Ионов.

Несмотря на имеющиеся  исследования данной проблемы, недостаточно разработаны многие методические аспекты  тренировочного процесса по борьбе самбо. Исходя из выше изложенного, мы выбрали  тему нашей курсовой работы «Соотношение различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов».

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс.

Предмет исследования: соотношение различных сторон учебно-тренировочного процесса на начальном этапе обучения борцов самбистов.

Цель исследования: определить значение и взаимодействие основных сторон спортивной тренировки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать        научно-методическую         и         психолого-педагогическую  литературу.

2. Изучить особенности  морфофункционального развития  и физической подготовленности  борцов.

3. Рассмотреть организацию  учебно-тренировочного процесса  в спортивной школе

Методы    исследования:     анализ    литературы,    педагогические

наблюдения, контрольные  упражнения (тесты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Организационно - методические основы спортивной подготовки начинающих самбистов.

    1. Особенности морфофункционального развития и физической подготовленности борцов.

Успех спортсмена в соревнованиях  по борьбе обуславливается оптимальным  сочетанием, различных сторон его  индивидуальной подготовки: тактической, технической, теоретической, физической и т. д. [5].

Спортивная борьба - вид  спорта, результат поединка, в котором  во многом предопределяется эффективным  проведением атакующих действий. На их успешное выполнение в условиях соревнований оказывают влияние самые различные факторы. Одним из таких факторов являются морфологические и типологические особенности борцов [2].

Всякая специализация  в спорте должна опираться на адекватность биологии человека и его интересов  к деятельности. Спортивная деятельность должна доставлять радость, в этом ее гуманная сущность и гарантия высоких результатов и спортивного долголетия. Известно, что генотип человека содержит информацию об историческом прошлом человека и связанную с ней программу его индивидуального развития. Разные социальные условия, разная спортивная деятельность будет активизировать разный функциональный системокомплекс, а, следовательно, по-разному воздействовать на генетический фонд индивида. Чем в большей мере содержание предъявляемой спортивной деятельности соответствует генотипу начинающего спортсмена, тем в большей степени можно ожидать реализации индивидуального генотипа, как спортивного дарования. Надежность биологической системы (человека) в условиях спортивной деятельности определяется основными исходными параметрами. Во-первых, это - диапазон адаптационных возможностей (генетическая норма реакции) и, во-вторых - соответствие максимально генетически детерминированных показателей соматического статуса специфике спортивной деятельности.

Подготовка спортсмена высокой  квалификации - весьма сложная задача, с множеством рациональных подходов, опирающихся на биологические особенности  человека. Возможно подготовить двигательный аппарат индивида по показателям  физических качеств, существенно превышающими показатели чемпионов, и не получить желаемого результата из-за слабой техники выполнения движения. И, напротив, при блестящей технике движения также не получить желаемого результата по причине "хромающего" одного физического  качества, физиологического показателя или психического срыва в период соревнования. Современная интегративная  антропология имеет в своем распоряжении методики, позволяющие выделить типическое и индивидуальное, наследственное и  наслоение своеобразия условий  жизни и воспитания. Человек при  рождении обладает генетическими предпосылками и анатомо-физиологическими задатками способностей. Каждый период биологического развития имеет специфические изменения нормы реакции на одни и те же воздействия. Чем старше субъект, и чем больше различаются тренировочные нагрузки, тем четче проявляются его конституциональные особенности, и в то же время, в пределах одной специализации, ярче выявляются индивидуальные особенности, проявляющиеся в специфичности реагирования на одни и те же формы внешней среды. Эти различия могут выявиться только в результате работы специалистов различных профилей, изучающих одних и тех же спортсменов на разных этапах спортивного генеза. Единое заключение о перспективах тренировочного процесса на каждом периоде онтогенеза может быть осуществлено только в результате объединения фрагментарных данных (знаний), полученных тренером и разными специалистами. Только такой путь создания новых подходов может быть перспективным. Некоторые исследователи полагают, что раннее определение спортсмена определенного вида спорта невозможно. Исходят обычно из положения, что соматические, функциональные, физические признаки в спортивной группе комбинируются в случайном порядке, полностью типичные для своего вида спорта спортсмены составляют небольшой процент, а все остальные отклоняются от среднего типа. По отдельным принципам эти спортсмены могут входить в группу типичных для сравниваемых групп, но по совокупности признаков они всегда будут ближе к спортсменам своей специализации. Работа с возрастным материалом показала, что, используя набор признаков, полученных разными специалистами уже на ранних этапах занятия спортом, позволяет, используя этот метод, определить наибольшее тяготение юного спортсмена к конкретному виду спорта [2].

Понятие "типология" как  совокупность типов далеко не однозначна. С точки зрения формирования типологии  индивидов согласно общенаучной  методологии существуют различные  варианты создания типологической структуры. Согласно первому из них устроены таким образом, что каждый индивид  принадлежит одному и только одному типу. Согласно другому варианту модель типологической структуры определяется не интервалами, а непосредственно "эталонными", "типообразующими" значениями. Про отдельного индивида здесь уже, как правило, нельзя сказать, к какому из типов он принадлежит, но можно говорить о том, к какому из типов индивид тяготеет, т.е. "промежуточного варианту".

Никитушкин В. Г., Шпанов В. И. исследовали группу борцов разделив ее по индивидуально-типологическим характеристикам, были получены следующие результаты. При определении доминирующего физического качества каждой из групп было выявлено, что группа, относящаяся к астеноторокальному типу, показывала наивысшие результаты в тестах, характеризующих проявление выносливости. Спортсмены мышечного типа в тестах характеризующих проявление быстроты и скоростно-силовые качества, спортсмены дигестивного типа в упражнениях силового характера - приседание с партнером, сила разгибателей туловища, становая сила. По результатам контрольного тестирования физической подготовленности получены следующие результаты - между группами астеноторокального и дигестивного типов обнаружены достоверные различия в 14-ти контрольных упражнениях, мышечный тип достоверно отличается от дигестативного в 12 контрольных упражнениях. Авторы утверждают, что это дает возможность дифференцированно подходить при выборе тренировочных нагрузок.

За последние годы накопились интересные данные о ростовых показателях  борцов различной квалификации, которые  свидетельствуют о заметном положительном  влиянии длины тела на их достижения. Данные о соотношении размеров тела борцов, весьма противоречивы. Так некоторые авторы отмечают большие поперечные размеры, значительные величины обхватов грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени и относительную короткорукость борцов. В то же время американские специалисты отрицают, что у борцов специфический тип сложения, утверждая, что занятия борьбой обеспечивают разностороннее развитие. Финские исследователи: выявили у борцов относительно длинное туловище, несколько укороченные конечности, большие периметры груди, бедра, плеча, а так же более широкие плечи и таз [5].

Высококвалифицированные борцы  всех весовых категорий отличаются от не спортсменов средней длиной плеча, голени, руки и коротким предплечьем. Авторы выявили, что морфологические особенности борцов, оказывают определенное влияние на арсенал атакующих действий. Было установлено, что борцы весовых категорий 48, 52, 57 кг на соревнованиях чаще выполняют приемы из различных классификационных групп, чем спортсмены остальных весовых категорий. Чем больше вес борцов, тем меньше их активность и результативность.

Многие тренеры считают, что на формирование технического арсенала борца оказывают влияние его  индивидуальные особенности. На вопрос: "Какому борцу легче защищаться от приемов с захватом за ноги и  с действием ногами - высокому, низкому  или среднему?" - тренеры, и спортсмены ответили по-разному. 74% опрошенных считают, что длинному борцу легче защищаться как от приемов с действием  ногами, так и от приемов с захватом за ноги; 14% отдают, предпочтение короткому  борцу; 6 % - среднему. Только 6 % считают, что все зависит от подготовки проведения приемов, мастерства владения или от умения защищаться.

Установлено, что двигательная структура броска через спину  у борцов различна по временным силовым  и пространственным характеристикам. Известно, что величина работы, выполняемой борцами при поднимании соперника, зависит от приложенной силы и расстояния, на которое перемещается партнер. Имеются данные о том, что большая длина тела и конечностей борцов отрицательно влияют на время выполнения бросков. С другой стороны, увеличение длины тела приводит к возрастанию веса и, соответственно, увеличению абсолютной и снижению относительной силы спортсменов [4].

В то же время эффективность  техники в борьбе во многом зависит  от относительной (к весу тела) силы работающих мышечных групп. Из этого  следует, что большая длина тела и конечностей является не совсем благоприятным фактором, затрудняющим к тому же процесс управления движениями.

Таким образом, можно сделать  вывод, что занятия спортивной борьбой  смогут оказывать благоприятное  влияние на организм занимающихся в  том случае, если тренер будет учитывать  их возрастные анатомо-физиологические  особенности. Если тренер станет обучать  подростков, как взрослых, тог такие занятия принесут юным борцам только вред.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организация учебно-тренировочного процесса в спортивной школе.

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе   определенной   структуры,   представляющей   собой   относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.

Работа спортивных школ планируется  в следующих формах: общий годичный план, учебный план отделения, тематический рабочий план учебной группы, план каждого занятия.

Основными формами учебно-тренировочных  занятий в спортивных школах являются: теоретические занятия, просмотр учебных  фильмов, групповые тренировочные  занятия, тренировочные занятия  по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в оздоровительно-спортивном лагере и участие в учебно-тренировочных сборах [15].

Занятия самбистов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению   общей   и   специальной   работоспособности.   Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности, контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и отставание отдельных самбистов, и их главные недостатки в уровне моральной, волевой, физической и технико-тактической подготовленности. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть классификационные турниры для начинающих самбистов и спортсменов младших разрядов или турниры-прикидки с участием квалифицированных самбистов с целью окончательной коррекции состава команды. Такие турниры проводятся в присутствии зрителей, с награждением и другими атрибутами официальных соревнований. Они особенно полезны и крайне необходимы при недостаточном количестве официальных соревнований или с целью  моделирования  предстоящих  стартов.   С   их  помощью  удается формировать у самбистов соревновательный опыт.

Информация о работе Соотношение различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов