Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа
За многолетний период развития, самбо в России стало социально-значимым национальным видом спорта. За эти годы создана отечественная школа подготовки атлетов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, утвердила себя система организационно-методического руководства развитием этого вида спорта.
Основными обязанностями развития самбо в стране являются спортивные секции образовательных учреждений, отделения ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, любительских и профессиональных спортивных клубов, физкультурно-спортивные объединения и организации.
Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. По мнению Г. С. Туманяна, эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, а также этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям [18].
При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов при выполнении упражнений.
При индивидуальной форме занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия дм индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке. При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к дому занимающемуся.
Одной из форм тренировочного
процесса являются самостоятельные
занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные
занятия по заданию тренера, который
рекомендует комплексы
В учебно-тренировочном процессе различают занятия по общей физической подготовке и специальные занятия, основная задача которых -преимущественно специальная физическая, техническая, тактическая подготовка самбистов [19].
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии и нормами времени (См. Приложение 1).
А. А. Харлампиев отмечает, что
задачей подготовительной части
является предварительная организация
занимающихся: построение в шеренгу,
рапорт, сообщение задач урока
и др. Центральное место в
В процессе тренировки квалифицированных
юных спортсменов вместо подготовительной
части занятия проводится разминка
- комплекс специально подобранных
физических упражнений, выполняемых
спортсменом с целью подготовки
организма к предстоящей
Разминка повышает функциональные
возможности организма
Содержание разминки перед
соревнованием в принципе то же,
что и перед тренировочным
занятием, однако проведение разминки
перед соревнованием имеет
Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части, которая характеризуется наибольшей физиологической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. При планировании и проведении основной части занятия целесообразно руководствоваться следующими положениями. Задачи технической подготовки, как правило, решаются в первой трети основной части занятия, когда спортсмен находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых элементов осваиваемой спортивной техники. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части урока и постепенно снижается в последней трети. Комплексные занятия с параллельным решением нескольких задач оказывают на организм юных самбистов всестороннее и существенное воздействие.
Последовательность применения упражнений различной преимущественной направленности в основной части тренировочного занятия должна быть примерно следующей: сначала выполняются упражнения на быстроту; затем упражнения, направленные на развитие силы; упражнения для улучшения координации движений, как правило, выполняются в начале основной части; упражнения на гибкость обычно чередуются с другими, упражнениями (особенно с силовыми и скоростно-силовыми), её продолжительность - 80-90 мин.
Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение нагрузки, создает определенные предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. Ее примерное содержание: выполнение несложных упражнений с постепенно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения, упражнения на расслабление. Продолжительность заключительной части урока - 8-10 мин [18].
Таким образом, преимущественная
направленность тренировочного занятия,
его задачи, средства и методы, величина
и характер тренировочных нагрузок
определяются недельным планом тренировки.
Продолжительность
1.3 Содержание различных сторон подготовки самбистов.
Различают шесть основных сторон подготовки самбистов: техническую, тактическую, психологическую, физическую, интеллектуальную и интегральную.
Техническая подготовка –
процесс овладения самбистом
системой движения (техникой самбо) с
целью достижения высоких спортивных
результатов. Техническая подготовка
логически связана с
Существует прямая зависимость между количеством приемов, которыми владеет самбист, и эффективностью тактических задач, которые необходимо решать в процессе соревновательной деятельности. На содержание технической подготовки самбиста существенно влияет развитие тактики в этом виде единоборств и правила соревнований.
В процессе технической подготовки спортсмен овладевает базовыми и вспомогательными приемами и действиями.
Приемы – это
Базовые приемы и действия - это обязательный объем технической подготовки самбиста, вспомогательные - элементы отдельных движений, которые являются результатом творческой работы спортсменов. Они характеризуют их индивидуальные особенности [8].
Различают три основные уровни процесса технической подготовки – формирование двигательных представлений, умений и навыков. Особенностями последнего является стабильность, надежность и автоматизм.
Критерием тактической подготовки является результативность техники. Включают пять показателей результативности: эффективность, стабильность, вариативность, экономичность и минимальная тактическая информированность соперника.
Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами и средствами их реализации в условиях соревнований.
Структуру тактической подготовки в самбо составляют действия, направленные на формирование тактических знаний, умений, навыков и мышления в целом [15].
Тактические знания самбиста
– это представление про
Содержание тактики ведения соревновательной деятельности в самбо составляют средства тактической подготовки, которые создают благоприятные условия для атаки. Их можно разделить на четыре группы:
Показателями качества процесса тактической подготовки является активность и эффективность тактических действий. Активность тактических действий реализуется тактикой беспрерывных и эпизодических атак, эффективность тактических действий обеспечивается способностью самбиста предвидеть соревновательные ситуации.
Психологическая подготовка самбиста – это процесс достижения высокого уровня волевой и специальной психической подготовленности.
Волевая подготовленность самбиста
включает в себя способности реализации
целеустремленности, решительности
и смелости, настойчивости и упорства,
выдержанности и самообладания,
самостоятельности и
К специальной психической подготовленности относятся: устойчивость к стрессам в процессе тренировки и соревнований;
Объем и сосредоточенность
внимания существенно влияют на эффективность
реализации каждого из компонентов
специальной психической
В современной системе
психологической подготовки самбистов,
кроме волевой и специальной
психической подготовленности, выделяют
такие блоки: формирование мотивации
к занятиям самбо; идеомоторная тренировка;
усовершенствование реагирования и
специальных умений; коррекция психического
напряжения; усовершенствование толерантности
к эмоциональному стрессу; управление
предстартовым и стартовым
Формирование мотивации – действия, которые направлены на сохранение потребности спортсменов совершенствовать свое мастерство на протяжении долгого времени. Важным моментом этого процесса является мотивационная ориентация, которая зависит от выбора внутренней или внешней среды. В первом случае акцент делается на технико-тактическое, физическое совершенствование и качество процесса тренировки и соревнований, во втором – на спортивные достижения.
Мотивационная ориентация многолетней спортивной подготовки ведущих самбистов мира, как правило, реализуется в трех основных направлениях: на качество процесса совершенствования; на победу; на возможность проигрыша. Зависит это от этапа тренировки, квалификации и подготовленности спортсменов, ранга соревнований и состава участников.
Физическая подготовка самбиста – процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей [17].