Соотношение различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

За многолетний период развития, самбо в России стало социально-значимым национальным видом спорта. За эти годы создана отечественная школа подготовки атлетов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, утвердила себя система организационно-методического руководства развитием этого вида спорта.
Основными обязанностями развития самбо в стране являются спортивные секции образовательных учреждений, отделения ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, любительских и профессиональных спортивных клубов, физкультурно-спортивные объединения и организации.

Файлы: 1 файл

курсовая слава.docx

— 65.06 Кб (Скачать файл)

Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. По мнению Г. С. Туманяна, эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации,    обеспечивающей    должную    плотность    занятий,    выбора оптимальной   дозировки   нагрузки,   тщательного   учета   индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, а также этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям [18].

При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов при выполнении упражнений.

При индивидуальной форме  занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия дм индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке. При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к дому занимающемуся.

Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные  занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который  рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую  методическую литературу.

В учебно-тренировочном процессе различают занятия по общей физической подготовке и специальные занятия, основная задача которых -преимущественно специальная физическая, техническая, тактическая подготовка самбистов [19].

Тренировочное занятие состоит  из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии  и нормами времени (См. Приложение 1).

А. А. Харлампиев отмечает, что  задачей подготовительной части  является предварительная организация  занимающихся: построение в шеренгу, рапорт, сообщение задач урока  и др. Центральное место в подготовительной части занимает функциональная подготовка тренирующихся к предстоящей  основной деятельности, что достигается  выполнением дозируемых и непродолжительных  физических упражнений. Подбор средств  для подготовительной части занятия  определяется задачами и содержанием  основной части. Подготовительная часть  занимает, как правило, 30-40 мин [19].

В процессе тренировки квалифицированных  юных спортсменов вместо подготовительной части занятия проводится разминка - комплекс специально подобранных  физических упражнений, выполняемых  спортсменом с целью подготовки организма к предстоящей деятельности.

Разминка повышает функциональные возможности организма спортсмена, создает условия для проявления максимальной работоспособности. Она состоит из двух частей - «разогревания» организма и настройки на предстоящую спортивную деятельность. Задача первой части разминки - повысить общую работоспособность спортсмена усилением деятельности главным образом вегетативных функций организма. Задача второй части разминки - подготовить спортсмена к выполнению первого тренировочного упражнения основной части занятия, «настроить» его на выполнение тех упражнений, которые специфичны для данной спортивной специализации и занимают главное место в основной части занятия. Общая продолжительность разминки - не менее 25-30 мин.

Содержание разминки перед  соревнованием в принципе то же, что и перед тренировочным  занятием, однако проведение разминки перед соревнованием имеет определенные особенности. Она начинается за 60-80 мин до старта и обычно состоит  из трех частей: «разогревание», настройка  на предстоящую работу; перерыв для  отдыха и подготовки к выходу на место соревнования; окончательная  настройка на месте соревнования.

Решение наиболее сложных  задач занятия осуществляется в  основной части, которая характеризуется  наибольшей физиологической и психической  нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. При планировании и проведении основной части занятия целесообразно руководствоваться следующими положениями. Задачи технической подготовки, как правило, решаются в первой трети основной части занятия, когда спортсмен находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых элементов осваиваемой спортивной техники. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части урока и постепенно снижается в последней трети. Комплексные занятия с параллельным решением нескольких задач оказывают на организм юных самбистов всестороннее и существенное воздействие.

Последовательность применения упражнений различной преимущественной направленности в основной части тренировочного занятия должна быть примерно следующей: сначала выполняются упражнения на быстроту; затем упражнения, направленные на развитие силы; упражнения для улучшения координации движений, как правило, выполняются в начале основной части; упражнения на гибкость обычно чередуются с другими, упражнениями (особенно с силовыми и скоростно-силовыми), её продолжительность - 80-90 мин.

Заключительная часть  занятия обеспечивает постепенное  снижение нагрузки, создает определенные предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. Ее примерное содержание: выполнение несложных упражнений с постепенно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения, упражнения на расслабление. Продолжительность заключительной части урока - 8-10 мин [18].

Таким образом, преимущественная направленность тренировочного занятия, его задачи, средства и методы, величина и характер тренировочных нагрузок определяются недельным планом тренировки. Продолжительность тренировочного занятия в спортивной школе зависит  от года обучения, возраста, квалификации самбистов и задач тренировки. Время проведения занятий в течение  дня планируется в зависимости  от условий тренировки, режима учебы  и отдыха. Тренер должен следить  за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как  перестройка режима тренировки сопровождается понижением работоспособности спортсменов, ухудшением процессов восстановления после тренировочных нагрузок, что  отрицательно сказывается на эффективности  тренировочного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Содержание различных сторон подготовки самбистов.

Различают шесть основных сторон подготовки самбистов: техническую, тактическую, психологическую, физическую, интеллектуальную и интегральную.

Техническая подготовка –  процесс овладения самбистом  системой движения (техникой самбо) с  целью достижения высоких спортивных результатов. Техническая подготовка логически связана с физической, тактической, психологической и  интеллектуальной.

Существует прямая зависимость  между количеством приемов, которыми владеет самбист, и эффективностью тактических задач, которые необходимо решать в процессе соревновательной деятельности. На содержание технической  подготовки самбиста существенно влияет развитие тактики в этом виде единоборств  и правила соревнований.

В процессе технической подготовки спортсмен овладевает базовыми и  вспомогательными приемами и действиями.

Приемы – это специализированные положения и движения самбистов, которые выполняются вне соревнований, действия – один или несколько  приемов, которые реализуются в  условиях соревнований.

Базовые приемы и действия - это обязательный объем технической подготовки самбиста, вспомогательные - элементы отдельных движений, которые являются результатом творческой работы спортсменов. Они характеризуют их индивидуальные особенности [8].

Различают три основные уровни процесса технической подготовки –  формирование двигательных представлений, умений и навыков. Особенностями  последнего является стабильность, надежность и автоматизм.

Критерием тактической подготовки является результативность техники. Включают пять показателей результативности: эффективность, стабильность, вариативность, экономичность и минимальная  тактическая информированность  соперника.

 

Тактическая подготовка самбиста – процесс овладения приемами спортивной тактики, ее видами, формами  и средствами их реализации в условиях соревнований.

Структуру тактической подготовки в самбо составляют действия, направленные на формирование тактических знаний, умений, навыков и мышления в целом [15].

Тактические знания самбиста – это представление про приемы, виды, формы тактики и их использование  в процессе тренировок и соревнований. Тактические умения – действия, которые диктуются тактическими знаниями: прогнозировать план соперника  и соревновательную ситуацию, способность  корректировать свой по ходу поединка, тактические навыки – целостные  тактические действия, которые реализуются  в процессе тренировки и соревнований. Тактическое мышление самбиста –  это способность принимать правильные тактические решения при дефиците времени и высоком тактическом  напряжении.

Содержание тактики ведения  соревновательной деятельности в самбо  составляют средства тактической подготовки, которые создают благоприятные  условия для атаки. Их можно разделить  на четыре группы:

    • направленные на возникновении у соперника защитной реакции – угрозы, сковывания, выведение из равновесия;
    • направленные на возникновение у соперника атакующей реакции;
    • направленные на отсутствие или ослабление реакции соперника – повторная атака, двойной обман;
    • направленные на использование преимущественно силового воздействия.

Показателями качества процесса тактической подготовки является активность и эффективность тактических  действий. Активность тактических действий реализуется тактикой беспрерывных и эпизодических атак, эффективность  тактических действий обеспечивается способностью самбиста предвидеть соревновательные ситуации.

Психологическая подготовка самбиста – это процесс достижения высокого уровня волевой и специальной  психической подготовленности.

Волевая подготовленность самбиста включает в себя способности реализации целеустремленности, решительности  и смелости, настойчивости и упорства, выдержанности и самообладания, самостоятельности и инициативности [4].

К специальной психической  подготовленности относятся: устойчивость к стрессам в процессе тренировки и соревнований;

    • уровень кинестетических и визуальных восприятий тактико-технических действий и условий окружающей среды;
    • умения управлять эмоциями и движениями;
    • способность воспринимать, анализировать и реагировать на информацию в условиях дефицита времени и пространства;
    • умение пространственно-временного предвидения действий на ковре и за его пределами;
    • способность реализовать опережающие реакции, которые формируются в коре головного мозга.

Объем и сосредоточенность  внимания существенно влияют на эффективность  реализации каждого из компонентов  специальной психической подготовленности самбиста.

В современной системе  психологической подготовки самбистов, кроме волевой и специальной  психической подготовленности, выделяют такие блоки: формирование мотивации  к занятиям самбо; идеомоторная тренировка; усовершенствование реагирования и  специальных умений; коррекция психического напряжения; усовершенствование толерантности  к эмоциональному стрессу; управление предстартовым и стартовым состоянием.

 

Формирование мотивации  – действия, которые направлены на сохранение потребности спортсменов  совершенствовать свое мастерство на протяжении долгого времени. Важным моментом этого процесса является мотивационная  ориентация, которая зависит от выбора внутренней или внешней среды. В  первом случае акцент делается на технико-тактическое, физическое совершенствование и  качество процесса тренировки и соревнований, во втором – на спортивные достижения.

Мотивационная ориентация многолетней  спортивной подготовки ведущих самбистов  мира, как правило, реализуется в  трех основных направлениях: на качество процесса совершенствования; на победу; на возможность проигрыша. Зависит  это от этапа тренировки, квалификации и подготовленности спортсменов, ранга  соревнований и состава участников.

Физическая подготовка самбиста – процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств –  силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей [17].

Информация о работе Соотношение различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов