Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа
За многолетний период развития, самбо в России стало социально-значимым национальным видом спорта. За эти годы создана отечественная школа подготовки атлетов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, утвердила себя система организационно-методического руководства развитием этого вида спорта.
Основными обязанностями развития самбо в стране являются спортивные секции образовательных учреждений, отделения ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, любительских и профессиональных спортивных клубов, физкультурно-спортивные объединения и организации.
В зависимости от применяемых средств различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка
решает задачи развития двигательных
качеств, которые способствуют достижениям
в самбо. Вспомогательная физическая
подготовка создает функциональный
фундамент для развития специальных
двигательных качеств спортсменов.
Специальная физическая подготовка
позволяет развивать
Силовая подготовка самбиста решает следующие задачи: развитие основных силовых качеств (максимальной и скоростной силы, силовой выносливости); увеличение активной мышечной массы; укрепление тканей (соединительных и опорных); гармонизация формы тела. Уровень развития силы является предусловием развития совершенствования быстроты, ловкости и гибкости самбиста.
Методы развития силовых качеств в самбо: изометрический (в основе - напряжение без изменения длинны мышц); плиометрический (создает в мышцах потенциал напряжения); изокинетический (работа с большим напряжением); переменных опор (с использованием тренажеров).
Быстрота (скоростные возможности) самбиста - это совокупность функциональных качеств, благодаря которым двигательные действия выполняются за минимальное время. Существует две формы их проявления - элементарные (латентное время простых и сложных двигательных реакций; скорость и частота отдельного движения) и комплексные (проявление скоростных возможностей в сложных двигательных актах). Примером комплексных форм проявления этих качеств в самбо являются броски, выведение из равновесия и другое. Их уровень обеспечивается развитием элементарных форм быстроты в совокупности с другими физическими качествами и технико-тактической подготовленностью.
Выносливость самбиста проявляется
в способности эффективно выполнять
работу при нарастающем утомлении.
Уровень выносливости лимитируется:
энергопотенциалом систем организма
адаптированных к специфике самбо;
качеством технико-тактических
Гибкость в самбо – это функциональные качества опорно-двигательной системы организма, которые лимитируют амплитуду движения самбиста. Для того, чтобы определить амплитуду движений в отдельных суставах, используют понятие «подвижность».
Гибкость самбиста существенно влияет на уровень его достижений. Специфика движений в самбо требует от спортсмена комплексного проявления физических и психических качеств и способностей, непредвиденных по своей сложности и динамике поз и положений.
Недостаточная гибкость нередко бывает причиной утраты качеств обучения технико-тактическим действиям, снижения уровня внутримышечной и межмышечной координации, экономичности движений, что часто приводит к травмам и нарушениям опорно-двигательного аппарата самбиста.
Факторы, которые определяют
уровень гибкости: эластические качества
мышц, кожи, подкожной основы и соединительной
ткани; эффективность нервной
Степень гибкости зависит от пола спортсмена, возрастных показателей и окружающей среды. У мальчиков и мужчин она ниже чем у девочек и женщин. С возрастом ее уровень снижается.
Повышает (до 20%) гибкость интенсивная разминка. Аналогичный эффект достигается путем темпового влияния. Злоупотребление упражнениями, направленными на растягивание связок и суставных капсул, ведет к стабилизации уровня гибкости и травм.
К основным требованиям к
компонентам нагрузки (их необходимо
учитывать во время развития гибкости)
относятся: характер и особенности
чередования упражнений; длительность
упражнений (количество повторений –
10-25 секунд); темп движений (медленный);
величина отягощения (до 50%); интервалы
отдыха (от 10-15 секунд до 2-3 минут). Ловкость
самбиста (координационные способности)
– это возможность быстро, точно,
целенаправленно и экономично решать
сложные двигательные задачи, которые
возникают на ковре. К важным факторам,
которые определяют уровень ловкости
самбиста, относятся оперативный
контроль параметров движений, выполняемых
на ковре, и его анализ. Эффективность
этих операций на прямую зависит от
уровня мышечно-суставной
Структура координационных
качеств состоит из способностей
усваивать новые движения, умение
оценивать и управлять
Координационные способности
самбиста во многом обуславливаются
умением объективно принимать и
оперативно переделывать информацию во
время поединков. Эффективность
управления своими движениями тесно
связано с уровнем
Существует прямая зависимость
между темпами повышения
Структуру процесса интеллектуальной
подготовки самбиста составляют формирование
способностей объективного восприятия
и концентрация внимания; совершенствование
памяти и эффективности мыслительных
процессов; формирование способностей
к оперативной обработке
Уровень интеллектуальной подготовки
самбиста определяется тремя основными
факторами: широтой взгляда (мировоззрением);
знанием закономерностей
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что интегральная подготовка самбиста – процесс координации и реализации в соревновательной деятельности разных сторон подготовленности (технической, тактической, психологической, физической и интеллектуальной). Синтетичный подход, направленный на комплексное проявление способностей самбиста в специфических условиях соревновательной деятельности, - основное задание интегральной подготовки. Наиболее популярный способ – разные по уровню значения и педагогическими заданиями поединки [23].
К методическим приемам повышения эффективности интегральной подготовки самбистов относятся:
Глава II Практическая деятельность подготовки спортсменов.
2.1 Методика построения
занятий для начинающих
Аналитическое изучение передового
опыта отечественных и
Основными задачами на этапе начальной подготовки борцов 9—11-летнего возраста являются:
а) укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и повышение функциональных возможностей организма детей;
б) обучение основам техники и тактики избранного вида борьбы и повышение интереса к нему;
в) ознакомление с некоторыми вопросами теории спортивной борьбы.
Учебно-тренировочные занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 мин. Годовой цикл подразделяется: на подготовительный период (6 месяцев - с сентября по февраль), основной период (4 месяца - с марта по июнь) и двухмесячный период активного отдыха с выполнением индивидуальных домашних заданий по развитию физических качеств.
При определении величины нагрузок следует стремиться к тому, чтобы, уходя занятия из спортивного зала, юные борцы испытывали желание потренироваться еще немного. Этим методическим приемом достигаются сразу две цели: во-первых, предотвращается очень опасное для растущего организма физическое перенапряжение, а во-вторых предупреждается чувство пресыщения занятиями [12].
С целью профилактики физического
и психического утомления на некоторых
уроках в конце подготовительной
и в основной частях урока применялись
кратковременные паузы отдыха (3-5
мин.), во время которых ученики
слушали коротенькие
В процессе наших наблюдений за отношением занимающихся к таким литературным антрактам мы убедилась, что дети этого возраста наделены тонким чувством юмора. С подкупающей непосредственностью, с поразительной точностью они подмечали иронию автора и мгновенно реагировали на шутку, не скрывая при этом своей радости.
Эти минутки юмора всегда доставляли юным борцам большое удовольствие и сопровождались звонким и искренним детским смехом. После подобной паузы отдыха ребята обычно продолжали тренировку с удвоенным желанием и энергией, а после урока с нетерпением ждали следующего такого занятия.
Таким образом, в сознании занимающихся занятия борьбой рефлекторно связывались с ощущениями веселья, радости и удовольствия, что заметно повышало их интерес к тренировкам.
В спортивной борьбе физические
качества проявляются в определенных
движениях, поэтому при воспитании
этих качеств мы стремимся обеспечить
развитие физических возможностей в
рамках двигательных навыков, более
или менее соответствующих
Физическая подготовка осуществляется средствами общеразвивающих и специальных упражнений, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, гимнастических упражнений на снарядах, акробатики и т. п.
Общая физическая подготовка
наиболее успешно строится следующим
образом: на одном занятии наряду
с развитием остальных
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. Целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В спортивной борьбе, которая протекает при взаимном силовом сопротивлении партнеров, уровень силовой подготовленности играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения, а также выносливость и ловкость. Поэтому доступная силовая подготовка борцов 9-11 лет осуществляется, систематически начиная с первых же занятий. Развитие в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп [21].
С этой целью хорошо использовать следующие упражнения динамического характера, выполняемые в разных вариантах и личных исходных положений: подтягивания, отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленные границы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высоту толчком или двумя ногами, с места и с разбега; толкание и бросание набивных мячей разного веса руками и ногами, в различных направлениях; приседания на двух ногах с выпрыгиванием вверх; приседания на одной ноге держась за гимнастическую стенку; держа набивной мяч за головой, наклоны вперед и в стороны, круговые вращения туловища, прогибания, лежа на животе; упражнения на гимнастических снарядах и т. п.