Соотношение различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

За многолетний период развития, самбо в России стало социально-значимым национальным видом спорта. За эти годы создана отечественная школа подготовки атлетов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, утвердила себя система организационно-методического руководства развитием этого вида спорта.
Основными обязанностями развития самбо в стране являются спортивные секции образовательных учреждений, отделения ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, любительских и профессиональных спортивных клубов, физкультурно-спортивные объединения и организации.

Файлы: 1 файл

курсовая слава.docx

— 65.06 Кб (Скачать файл)

В зависимости от применяемых  средств различают общую, вспомогательную  и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка решает задачи развития двигательных качеств, которые способствуют достижениям  в самбо. Вспомогательная физическая подготовка создает функциональный фундамент для развития специальных  двигательных качеств спортсменов. Специальная физическая подготовка позволяет развивать двигательные качества относительно специфике самбо.

Силовая подготовка самбиста решает следующие задачи: развитие основных силовых качеств (максимальной и скоростной силы, силовой выносливости); увеличение активной мышечной массы; укрепление тканей (соединительных и опорных); гармонизация формы тела. Уровень  развития силы является предусловием развития совершенствования быстроты, ловкости и гибкости самбиста.

Методы развития силовых  качеств в самбо: изометрический (в основе - напряжение без изменения длинны мышц); плиометрический (создает в мышцах потенциал напряжения); изокинетический (работа с большим напряжением); переменных опор (с использованием тренажеров).

Быстрота (скоростные возможности) самбиста - это совокупность функциональных качеств, благодаря которым двигательные действия выполняются за минимальное время. Существует две формы их проявления - элементарные (латентное время простых и сложных двигательных реакций; скорость и частота отдельного движения) и комплексные (проявление скоростных возможностей в сложных двигательных актах). Примером комплексных форм проявления этих качеств в самбо являются броски, выведение из равновесия и другое. Их уровень обеспечивается развитием элементарных форм быстроты в совокупности с другими физическими качествами и технико-тактической подготовленностью.

Выносливость самбиста проявляется  в способности эффективно выполнять  работу при нарастающем утомлении. Уровень выносливости лимитируется: энергопотенциалом систем организма  адаптированных к специфике самбо; качеством технико-тактических навыков; психическими возможностями [12].

Гибкость в самбо –  это функциональные качества опорно-двигательной системы организма, которые лимитируют амплитуду движения самбиста. Для  того, чтобы определить амплитуду  движений в отдельных суставах, используют понятие «подвижность».

Гибкость самбиста существенно  влияет на уровень его достижений. Специфика движений в самбо требует  от спортсмена комплексного проявления физических и психических качеств  и способностей, непредвиденных по своей сложности и динамике поз  и положений.

Недостаточная гибкость нередко  бывает причиной утраты качеств обучения технико-тактическим действиям, снижения уровня внутримышечной и межмышечной  координации, экономичности движений, что часто приводит к травмам  и нарушениям опорно-двигательного  аппарата самбиста.

Факторы, которые определяют уровень гибкости: эластические качества мышц, кожи, подкожной основы и соединительной ткани; эффективность нервной регуляции  сокращения мышц; объем мышц, которые  принимают участие в движениях; особенности строения суставов [18].

Степень гибкости зависит  от пола спортсмена, возрастных показателей  и окружающей среды. У мальчиков  и мужчин она ниже чем у девочек  и женщин. С возрастом ее уровень  снижается.

Повышает (до 20%) гибкость интенсивная  разминка. Аналогичный эффект достигается  путем темпового влияния. Злоупотребление  упражнениями, направленными на растягивание связок и суставных капсул, ведет  к стабилизации уровня гибкости и  травм.

К основным требованиям к  компонентам нагрузки (их необходимо учитывать во время развития гибкости) относятся: характер и особенности  чередования упражнений; длительность упражнений (количество повторений – 10-25 секунд); темп движений (медленный); величина отягощения (до 50%); интервалы  отдыха (от 10-15 секунд до 2-3 минут). Ловкость самбиста (координационные способности) – это возможность быстро, точно, целенаправленно и экономично решать сложные двигательные задачи, которые  возникают на ковре. К важным факторам, которые определяют уровень ловкости самбиста, относятся оперативный  контроль параметров движений, выполняемых  на ковре, и его анализ. Эффективность  этих операций на прямую зависит от уровня мышечно-суставной чувствительности. Повышению последней способствует разнообразие тренировочных упражнений, которые подбираются в строгом  соответствии к специфике самбо: броски со сменой направления движения; прыжки с нестандартных исходных положений, которые выполняются  одновременно с имитацией отдельных  технико-тактических действий и  другое [20].

 

Структура координационных  качеств состоит из способностей усваивать новые движения, умение оценивать и управлять отдельными характеристиками движений, способностей к импровизации и комбинации движений. Двигательный запас наиболее эффективно обеспечивается к 15-ти летнему возрасту.

Координационные способности  самбиста во многом обуславливаются  умением объективно принимать и  оперативно переделывать информацию во время поединков. Эффективность  управления своими движениями тесно  связано с уровнем совершенствования  специализированных восприятий – чувство  ковра, куртки, времени, пространства, развитию усилий и другое [24].

Существует прямая зависимость  между темпами повышения мастерства в современном спорте и уровнем  интеллекта спортсмена. В самбо оно  тем более очевидно, поскольку  в вариативных ситуациях поединка спортсмену необходимо за долю секунды  безошибочно решать различные задачи – к типичным можно отнести  выбор и использование эффективных  технико-тактических действий или  комбинации (по мнению специалистов, их количество в самбо достигает  до 10 тысяч).

Структуру процесса интеллектуальной подготовки самбиста составляют формирование способностей объективного восприятия и концентрация внимания; совершенствование  памяти и эффективности мыслительных процессов; формирование способностей к оперативной обработке информации, принятие решений и их реализация в условиях соревновательной деятельности [8].

Уровень интеллектуальной подготовки самбиста определяется тремя основными  факторами: широтой взгляда (мировоззрением); знанием закономерностей спортивной тренировки; способностями к реализации технико-тактических решений в  процессе соревнований. Роль тренера  – способствовать формированию интеллектуальных возможностей самбиста на всех этапах многолетней спортивной подготовки. Для этого широко используется система  специальных заданий и контроль за качеством их выполнения.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что интегральная подготовка самбиста – процесс координации и реализации в соревновательной деятельности разных сторон подготовленности (технической, тактической, психологической, физической и интеллектуальной). Синтетичный подход, направленный на комплексное проявление способностей самбиста в специфических условиях соревновательной деятельности, - основное задание интегральной подготовки. Наиболее популярный способ – разные по уровню значения и педагогическими заданиями поединки [23].

К методическим приемам повышения  эффективности интегральной подготовки самбистов относятся:

    • облегчение условий соревновательных поединков (использование спарринг-партнеров меньших весовых категорий;
    • проведение атакующих технико-тактических действий в поединке с более слабым соперником и другое);
    • усложнение условий (поединки с более сильным и большим по весу соперником) борьбы на ковре, размеры которого больше или меньше по правилам;
    • проведение соревнований в непривычных климатических условиях; интенсификация соревновательной деятельности за счет повышения плотности поединка (количество использованных технико-тактических действий и комбинаций).

 

 

 

 

 

 

Глава II Практическая деятельность подготовки спортсменов.

2.1 Методика построения  занятий для начинающих спортсменов.

Аналитическое изучение передового опыта отечественных и зарубежных тренеров, а также результаты исследований дают возможность краткого изложения  некоторых методических рекомендаций по злободневной, но малоосвещенной в  печати проблеме, методики построения занятий для начинающих спортсменов [10].

Основными задачами на этапе  начальной подготовки борцов 9—11-летнего  возраста являются:

а) укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и повышение  функциональных возможностей организма  детей;

б) обучение основам техники  и тактики избранного вида борьбы и повышение интереса к нему;

в) ознакомление с некоторыми вопросами теории спортивной борьбы.

Учебно-тренировочные занятия  проводятся 3 раза в неделю по 90 мин. Годовой цикл подразделяется: на подготовительный период (6 месяцев - с сентября по февраль), основной период (4 месяца - с марта  по июнь) и двухмесячный период активного  отдыха с выполнением индивидуальных домашних заданий по развитию физических качеств.

При определении величины нагрузок следует стремиться к тому, чтобы, уходя занятия из спортивного  зала, юные борцы испытывали желание  потренироваться еще немного. Этим методическим приемом достигаются  сразу две цели: во-первых, предотвращается  очень опасное для растущего  организма физическое перенапряжение, а во-вторых предупреждается чувство  пресыщения занятиями [12].

С целью профилактики физического  и психического утомления на некоторых  уроках в конце подготовительной и в основной частях урока применялись  кратковременные паузы отдыха (3-5 мин.), во время которых ученики  слушали коротенькие юмористические или остросатирические рассказы, басни и истории, вызывающие эмоциональное  оживление и общий смех.

В процессе наших наблюдений за отношением занимающихся к таким  литературным антрактам мы убедилась, что дети этого возраста наделены тонким чувством юмора. С подкупающей  непосредственностью, с поразительной  точностью они подмечали иронию автора и мгновенно реагировали  на шутку, не скрывая при этом своей  радости.

Эти минутки юмора всегда доставляли юным борцам большое удовольствие и сопровождались звонким и искренним  детским смехом. После подобной паузы  отдыха ребята обычно продолжали тренировку с удвоенным желанием и энергией, а после урока с нетерпением  ждали следующего такого занятия.

Таким образом, в сознании занимающихся занятия борьбой рефлекторно  связывались с ощущениями веселья, радости и удовольствия, что заметно  повышало их интерес к тренировкам.

В спортивной борьбе физические качества проявляются в определенных движениях, поэтому при воспитании этих качеств мы стремимся обеспечить развитие физических возможностей в  рамках двигательных навыков, более  или менее соответствующих специфическим  действиям борца [22].

Физическая подготовка осуществляется средствами общеразвивающих и специальных  упражнений, легкой атлетики, подвижных  и спортивных игр, гимнастических упражнений на снарядах, акробатики и т. п.

Общая физическая подготовка наиболее успешно строится следующим  образом: на одном занятии наряду с развитием остальных физических качеств в основном используются упражнения для развития быстроты, на втором занятии преимущественно  развивается сила, а на третьем  — гибкость и ловкость. Затем  весь цикл повторяется сначала. Специальные  исследования показали, что такое  планирование заметно ускоряет процесс  развития физических качеств, способствует разносторонней физической подготовке юных борцов, соответствует принципу чередования нагрузок и предупреждает  нездоровое увлечение постоянным развитием  какого-либо одного излюбленного качества за счет остальных.

В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами  теории борьбы, паузы отдыха и др. Целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование  техники борьбы - около 25-30% времени  урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В спортивной борьбе, которая  протекает при взаимном силовом  сопротивлении партнеров, уровень  силовой подготовленности играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения, а  также выносливость и ловкость. Поэтому  доступная силовая подготовка борцов 9-11 лет осуществляется, систематически начиная с первых же занятий. Развитие в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп [21].

С этой целью хорошо использовать следующие упражнения динамического  характера, выполняемые в разных вариантах и личных исходных положений: подтягивания, отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленные  границы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высоту толчком или двумя ногами, с  места и с разбега; толкание и  бросание набивных мячей разного  веса руками и ногами, в различных  направлениях; приседания на двух ногах  с выпрыгиванием вверх; приседания на одной ноге держась за гимнастическую стенку; держа набивной мяч за головой, наклоны вперед и в стороны, круговые вращения туловища, прогибания, лежа на животе; упражнения на гимнастических снарядах и т. п.

Информация о работе Соотношение различных сторон спортивной тренировки на начальном этапе обучения борцов самбистов