Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:48, автореферат

Описание работы

Нами решались следующие частные задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и определить на этой основе теоретически обоснованные подходы к ее решению.
2. Провести сравнительной анализ уровня развития координационных способностей, отдельных психических функций, физической подготовленности и физического развития старших школьников с различной моторной асимметрией, изучить взаимосвязь между ними и разработать комплекс тестов для определения координационных способностей.
3. Разработать и проверить на практике методику совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.
4. Разработать практические рекомендации по использованию методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Файлы: 1 файл

Совершенствование координационных способностей старших школьнико.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

 



                                                                                        

                                                                                       

На правах рукописи

 

 

 

Шевченко Денис  Юрьевич

 

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С РАЗЛИЧНОЙ  МОТОРНОЙ АСИММЕТРИЕЙ

 

 

 

 

13.00.04 – теория и  методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной  и адаптивной физической культуры

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  учёной степени кандидата

педагогических наук

 

 

 

 

 

Набережные Челны – 2012

Работа выполнена в  научно-исследовательском институте  деятельности в экстремальных условиях и на кафедре медико-биологических основ физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта

 

Научный руководитель:                   

кандидат педагогических наук,

доктор биологических  наук, профессор

Харитонова  Людмила  Григорьевна

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный   университет физической культуры и спорта»

Официальные оппоненты:  

доктор педагогических наук, профессор

Евсеев  Сергей  Петрович

ФГБОУ ВПО «Национальный  государст-венный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта»

 

 

доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов  Александр  Семёнович

ФГБОУ ВПО «Поволжская  государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Ведущая организация:                       

ФГБОУ ВПО «Российский  государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»


 

Защита состоится 24 мая 2012 года в 12.00 часов на заседании  диссертационного совета ДМ 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 423807, г. Набережные Челны, улица им. Е. Н. Батенчука, 21, ауд. 313.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке ФГБОУ  ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

 

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

 

Режим доступа: http//www. kamgifk.ru/avtoreferats.htm.

 

Автореферат разослан 24 апреля 2012 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, профессор

 

 

А. А. Черняев


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность. В процессе физического воспитания в средних школах на современном этапе особую значимость приобретает аспект разработки и внедрения новых педагогических методик, направленных на совершенствование физических и психофизиологических качеств растущего организма, повышение уровня здоровья молодого поколения, на это указывает направленность федеральных целевых программ РФ «Здоровье нации» и «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» (Ю.В. Высочин, А.А. Денисов, В.В. Лукоянов, 2001).

В  настоящее время для способности, относящиеся к двигательной деятельности учащихся школьного возраста, специалисты дифференцируют как физические, двигательные, психомоторные, психофизические, координационные (П.Ф. Лесгафт, 1988; Л.П. Матвеев, 1991; В.Д. Шадриков, 1996; В.П. Озеров, 2002; Е.П. Ильин, 2003; J. Raczek, W. Mynarski, W. Ljach, 2002 и др.).

В работах В.И. Ляха (2000, 2006) двигательные способности учащихся средних общеобразовательных учреждений рассматриваются в целостном единстве двух составляющих: кондиционных и координационных способностей.

Координационные способности часто  отождествляют с координацией движений. По мнению В.Н. Платонова, М.М. Булатовой (1992), координационные способности являются лишь предпосылками развития координации движений. В связи с этим координационные способности можно рассматривать как предпосылки, лежащие в основе обучения физическим упражнениям, поскольку они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели (И.И. Сулейманов, 1986; Л.Д. Назаренко, 2003 и др.).

Координационные способности  тесно взаимосвязаны с проявлением психических функций (внимание, память, мышление), которые являются результатом межполушарного функционирования головного мозга. Моторная (двигательная) асимметрия как частный случай межполушарной асимметрии головного мозга является одним из факторов, определяющих надёжность двигательных действий, поскольку асимметрия движений выступает некоторым регулятором качественного выполнения структуры движений, что характеризует успешность профессиональной и спортивной деятельности (П.Н. Ермаков, 1988; К.Д. Чермит, 1992; И.В. Ефимова, 1996; Е.М. Бердичевская, 1999; Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000 и др.).

Период обучения у старших школьников характеризуется  увеличением количества учебной  нагрузки, которая вызывает психоэмоциональное напряжение, что отрицательно сказывается на уровне развития координационных способностей, а также на здоровье учащихся (И.Ю. Горская, 2001; Б.И. Мишин, 2003 и др.). Возраст 16-17 лет у юношей является вторым сенситивным периодом в развитии координационных способностей (В.И. Лях, 2006). На наш взгляд, современные учебные программы по физическому воспитанию школьников недостаточно эффективно способствуют развитию координационных способностей старшеклассников, т.к. не учитывают моторные предпочтения (сторона тела, рука, нога) учащихся, что не позволяет осуществлять «двустороннее» развитие координационных способностей.

Наряду с  этим остаются малоизученными вопросы применения различных методик совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Существующее противоречие между необходимостью совершенствования координационных способностей старших школьников, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью этой проблемы в теории и практике физического воспитания школьников с различной моторной асимметрией, с другой, обусловливает актуальность исследований, направленных на его разрешение.

С учетом этого противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы теоретические и организационно-методические основы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией с использованием видов спорта, включённых в программы по физическому воспитанию для средних общеобразовательных учреждений?

Объект исследования - учебный процесс по физическому воспитанию старших школьников.

Предмет исследования - методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией с использованием видов спорта, включённых в программы по физическому воспитанию.

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать содержательные и организационно-методические особенности эффективного применения методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией на примере видов спорта, включённых в программы по физическому воспитанию.

Гипотеза исследования: повышение эффективности совершенствования координационных способностей старших школьников возможно, если:

1) изучить возрастные закономерности и особенности развития координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией;

2) выявить организационные и методические особенности эффективной реализации методики в процессе физического воспитания старших школьников и представить их в виде схемы управления процессом совершенствования координационных способностей учащихся в рамках общеобразовательного учреждения;

3) разработать и внедрить в вариативный компонент учебной программы по физическому воспитанию в 10-11 классах методику, состоящую из специфических комплексов физических упражнений программных видов спорта (лёгкой атлетики, гандбола, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, плавания и др.), которые направлены на совершенствование базовых координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Нами решались следующие частные задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и определить на этой основе теоретически обоснованные подходы к ее решению.

2. Провести сравнительной анализ уровня развития координационных способностей, отдельных психических функций, физической подготовленности и физического развития старших школьников с различной моторной асимметрией, изучить взаимосвязь между ними и разработать комплекс тестов для определения координационных способностей.

3. Разработать и проверить на практике методику совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

4. Разработать практические рекомендации по использованию методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Теоретическими и методологическими основами исследования явились общенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований (Б.А. Ашмарин, В.М. Зациорский); концептуальные положения теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, В.И. Лях, В.Н. Платонов, В.П. Фомин); теория адаптации и регуляции позы человека к изменениям систем пространственных ориентаций (В.С. Гурфинкель, Я.М. Коц, М.Л. Шик); теория индивидуального развития (И.А. Аршавский); теория сенситивных периодов в развитии двигательных способностей (А.А. Гужаловский, В.И. Лях и др.); теории поэтапного формирования знаний, умений, навыков (П.Я. Гальперин, М.М. Боген) и теории содержательного обобщения и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); положения о доминировании полушарий головного мозга при реализации двигательных действий (В.М. Лебедев, К.Д. Чермит, Е.М. Бердичевская, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Е.Д. Хомская и др.).


Опытно-экспериментальной базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 55 г. Омска.

Организация исследования. В поисковом исследовании приняли участие 160 юношей 10-11 классов, в педагогическом эксперименте – 82 старших школьника (экспериментальная группа – 41 человек, контрольная группа – 41 человек). Исследование проводилось в период с ноября 2004 по май 2011 и включало в себя четыре этапа.

На первом этапе (2004–2005 гг.) проводился анализ научно-методической литературы и учебно-нормативных документов в целях выяснения состояния исследуемой проблемы; формировалось противоречие и вытекающая из него проблема исследования, определялись предмет, цель и частные задачи исследования; разрабатывались основные положения рабочей гипотезы; осуществлялся подбор методов исследования и поиск экспериментальной базы.

На втором этапе (2006–2007 гг.) осуществлялся сравнительный анализ  координационных способностей, физической подготовленности и физического развития учащихся 10-11 классов с различной моторной асимметрией; осуществлялась разработка тестирующего комплекса для выявления уровня развития координационных способностей с определением типа моторной асимметрии у юношей; определялись методические особенности их эффективного применения; разрабатывалась программа формирующего педагогического эксперимента.

На третьем этапе исследования (2006–2007 гг.) был проведён педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности экспериментальной методики.

Заключительный, четвёртый, этап исследования (2007-2011 гг.) был посвящен качественному и количественному анализу результатов исследования; их теоретическому обобщению и систематизации; формулированию выводов и основных положений; оформлению результатов исследования в виде научных статей, диссертации и автореферата; их внедрению в педагогическую практику; осуществлялась статистическая обработка результатов, полученных в ходе педагогических исследований, их интерпретация, оформление диссертационной работы.

Обоснованность  и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; длительным характером проведения исследования (годовой педагогический эксперимент на уроках физической культуры); логикой построения и продолжительностью эксперимента, а также возможностью его повторения; выборкой испытуемых (160 юношей); статистической обработкой результатов исследований.

Научная новизна результатов исследования:

Информация о работе Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией