Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:48, автореферат

Описание работы

Нами решались следующие частные задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и определить на этой основе теоретически обоснованные подходы к ее решению.
2. Провести сравнительной анализ уровня развития координационных способностей, отдельных психических функций, физической подготовленности и физического развития старших школьников с различной моторной асимметрией, изучить взаимосвязь между ними и разработать комплекс тестов для определения координационных способностей.
3. Разработать и проверить на практике методику совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.
4. Разработать практические рекомендации по использованию методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Файлы: 1 файл

Совершенствование координационных способностей старших школьнико.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)



Примечание: 1) * - P<0,05; **-Р <0,01 достоверность различий по t-критерию Стьюдента; 2) ПР – правая рука, ЛР – левая рука, ПН – правая нога, ЛН – левая нога, ККТ - комплексный координационный тест

 

Эффективность разработанной нами методики, внедрённой в процесс физического воспитания учащихся 10-11 классов, была подтверждена компьютерной программой временных и пространственных свойств человека. Выявлено, что у старших школьников ЭГ по сравнению с КГ достоверно изменилось восприятие различных раздражителей на движущийся объект, скорость движения объекта, воспроизведение временного интервала, отмеривание отрезков, оценка и узнавание предъявляемых углов (таб. 2).

Пролонгированный контроль (через 6 месяцев после проведения педагогического эксперимента) эффективности разработанной нами методики совершенствования координационных способностей у старших школьников был подтверждён при оценке временных и пространственных свойств (Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, 2004).

Таблица 2

 

Показатели временных  и пространственных свойств старших школьников (

±σ)

Тесты

Груп

пы

До эксперимента

После эксперимента

Достоверность различ.

1

2

3

4

5

1.Время реакции на  свет, мс

ЭГ

КГ

320,0±57,0

321,0±60,0

257,0±32,0

317,0±63,0

Р>0,05

Р>0,05

2.Время реакции на  звук, мс

ЭГ

КГ

361,0±42,0

359,0±57,0

327,0±32,0

367,0±61,0

Р>0,05

Р>0,05

3.Реакция на движущийся  объект, мс

ЭГ

КГ

260,0±34,0

258,0±40,0

174,0±14,0

254,0±44,0

Р<0,05

Р>0,05

4.Время реакции выбора, мс

ЭГ

КГ

368,0±50,0

366,0±51,0

335,0±47,0

361,0±48,0

Р>0,05

Р>0,05

5.Оценка скорости движения  объекта, ошибка (%)

ЭГ

КГ

2,1±0,3

2,0±0,3

1,1±0,1

1,8±0,3

Р<0,05

Р>0,05

6.Воспроизведение временного  интервала (свет), ошибка (%)

ЭГ

КГ

9,4±1,5

9,5±1,6

5,2±0,9

9,0±1,6

Р<0,05

Р>0,05

7.Воспроизведение временного  интервала (звук), ошибка (%)

ЭГ

КГ

19,2±2,5

19,0±2,4

13,3±1,0

18,7±2,3

Р<0,05

Р>0,05

8.Оценка величины предъявляемых отрезков, ошибка(%)

ЭГ

КГ

11,2±1,3

11,1±1,2

7,2±1,0

10,9±0,6

Р<0,05

Р>0,05

9. Отмеривание отрезков, ошибка (%)

ЭГ

КГ

18,0±1,5

17,9±1,6

13,6 ±1,1

17,8±1,4

Р<0,05

Р>0,05

10.Оценка величины  предъяв-ляемых углов, ошибка (%)

ЭГ

КГ

5,2±1,1

5,1±0,9

3,1±0,3

5,0±0,7

Р<0,05

Р>0,05

11.Узнавание предъявляемых  углов, ошибка (%)

ЭГ

КГ

2,0±0,3

2,0±0,4

1,2±0,2

1,8±0,4

Р<0,05

Р>0,05




 

Анализ компьютерной диагностики координационных способностей учащихся 11-х классов, которые были в 10-х классах при прохождении педагогического эксперимента, доказывает значимость различных анализаторов в повышении уровня разнообразных координационных способностей в соответствии со специфическим особенностями при занятиях многими видами спорта.

Обобщая результаты проведённых исследований, определённый научный интерес представляет воздействие разработанной методики на взаимосвязь психических и моторных функций, т.е. психомоторных способностей юношей с различной моторной асимметрией.

 

ВЫВОДЫ

1. Теоретической основой нашего научного исследования выступает концептуальная модель совершенствования координационных способностей учащихся старшего школьного возраста В.И. Ляха, в которой отражены основные положения развития данных способностей на уроках физической культуры.

Выявлено, что у юношей старших классов к окончанию средней общеобразовательной школы прослеживается дисгармоничное развитие двигательных способностей: выявлены высокий и выше среднего уровни развития кондиционных способностей у 90%, средний и низкий уровни развития в координационных способностей у 80% старших школьников; это свидетельствует о том, что программы по физическому воспитанию недостаточно эффективно развивают координационные способности выпускников средних школ.

2. Выявлено, что среди старших школьников прослеживается разное соотношение типов моторной асимметрии: у 65% отмечена левомоторная асимметрия, у 30% - смешанная асимметрия, у 5% - правомоторная асимметрия. Уровень развития координационных способностей у юношей был различен:

- с левомоторной асимметрией имели достоверное преимущество в точности воспроизведения мышечных усилий;

- с правомоторной асимметрией - в реагирующей способности и точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук;

- со смешанной асимметрией  занимали промежуточные позиции  между двумя другими типами моторной асимметрии. В уровне физической подготовленности (быстроте, взрывной силе ног, абсолютной силе сильнейшей руки, силовой и общей выносливости, гибкости) юноши с различной моторной асимметрией достоверных различий не имели.

3. Количество корреляционных связей между изучаемыми показателями у юношей с различной моторной асимметрией неоднозначно: с левомоторной асимметрией - 104, с правомоторной асимметрией – 175, со смешанной – 112. Полученные данные позволяют предположить наличие неоднородности восприятия учебной программы по физическому воспитанию. Анализ корреляционных взаимосвязей свидетельствует о значимости уровня развития кинестетической способности (способности к тактильной чувствительности рук, отмериванию силовых, временных и пространственных параметров движения) для других видов координационных способностей юношей.

4. Разработанный тестирующий комплекс координационных способностей старших школьников, включающий шкалы дифференцированной оценки, позволяет оценить уровень развития базовых координационных способ-ностей, определить тип моторной асимметрии и в зависимости от результатов тестирования вносить необходимые коррективы в учебный процесс.

5. Разработанная методика состоит из тестирующей и обучающей частей. Методика используется в вариативной компоненте программы по физи-

ческому воспитанию в старших классах рассчитана на учебный год и применяется в рамках учебных разделов по 6 видам спорта (лёгкая атлетика, гандбол, баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, плавание). Обучающая часть состоит из теоретического и практического разделов. Система блочного построения методики позволяет оптимально воздействовать на «двустороннее» развитие координационных способностей (реагирующей, кинестетической, ритмической, сохранение равновесия и ориентации в пространстве).

6. Свидетельством эффективности разработанной методики являются более высокие темпы прироста результатов по уровню развития координационных способностей экспериментальной группы по сравнению с таковыми контрольной группы:

- высокие темпы прироста в способности к сохранению статического равновесия (70 %), в воспроизведении пространственных параметров (58%), в точности воспроизведения мышечных усилий рук (50%); - средние темпы прироста в реагирующей способности (35%), в точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук (28%), в способности ориентации в пространстве (21%), в тактильно-кинестетической способности рук (19 %); - низкие темпы прироста у старших школьников в ритмической способности (14%), динамическом равновесии (9%).

Продуктивность и устойчивость внимания улучшились на 10%, память - на 9%, а вербально-логическое мышление - на 8%.

В контрольной группе также произошли положительные  изменения в ходе эксперимента: темпы  прироста координационных способностей варьируют от 3% до 8% и психических функций – 2-3%.

7. Выявлено, что разработанная методика совершенствования координационных способностей старших школьников значительно повлияла на уровень развития координационных способностей юношей с правомоторной и смешанной асимметрией. Воздействие специальных комплексов упражнений по шести видам спорта оказало более существенное влияние на учащихся старших классов с низким, ниже среднего, средним уровнем развития координационных способностей.

Нами определены организационно - методические особенности, которые необходимо учитывать при реализации методики совершенствования координационных способностей старших школьников: формирование двигательных умений и навыков; подбор средств и методов совершенствования координационных способностей старших школьников, основанных на максимальном использовании возможностей функциональной активности обоих полушарий; обеспечение сопряженности воздействия комплекса упражнений по видам спорта на развитие физических качеств старших школьников; координация усилий учителя физической культуры по определению содержания, форм и средств воздействия на старших школьников с целью формирования у них интереса к сохранению и укреплению здоровья, повышению двигательной активности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для выявления уровня  развития координационных способностей старших школьников рекомендуется провести комплексную оценку коорди-национных способностей (реагирующей, кинестетической, ритмической, сохранение равновесия и ориентация в пространстве) и психических функций.

2. Для оценки  уровня развития различных видов координации и психических функций рекомендуется использовать разработанные нами дифференцированные шкалы. Использование комплексной оценки координа-ционных способностей позволяет построить индивидуальный профиль и осуществлять пути индивидуальной коррекции учебного процесса.

3. Рекомендуется  применять отдельные упражнения  по различным видам спорта (лёгкой атлетики, гандбола, баскетбола, волейбола, атлетической гимнастики, плавания) обучающей части методики для развития и совершенствования координационных способностей старших школьников.

4. Применение методики  совершенствования координационных  способностей следует планировать на первую половину урока, поскольку с наступлением утомления в центральной нервной системе снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, что лимитирует процесс усвоения программного материала методики.

5. Совершенствование  координационных способностей требует  «двустороннего» развития. Начиная выполнение двигательных действий с ведущей конечности или удобной стороны, старшим школьникам необходимо запоминать двигательный «эталон» ведущей конечности.

6. Методику совершенствования  координационных способностей старших  школьников рекомендуется применять  в вариативном компоненте уроков по физической культуре в 10-11-х классах общеобразовательных школ при прохождении различных обучающих программ по физическому воспитанию.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи  в рецензируемых изданиях, входящих в перечень ВАК:

1. Шевченко, Д.Ю.  Совершенствование психомоторных способностей у школьников 10-11-х классов / Д.Ю. Шевченко, Л.Г. Харитонова // Омский научный вестник. – Омск: изд-во Омского технического университета, 2007. № 5 (59). - С. 172-174. (0,13 п.л.)

2. Шевченко Д.Ю. Совершенствуем  психомоторные способности  старших школьников / Д.Ю. Шевченко // Физическая культура в школе. – М., 2008. - №8. - С. 35-38. (0,25 п.л.)

3. Шевченко, Д.Ю. Совершенствование  координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией / Д.Ю. Шевченко [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. - №1 (22). – режим доступа : http: //www.kamgifk.ru/magazine/journal.htm. (0,5 п.л.)

Статьи:

4. Шевченко, Д.Ю. Уровень развития координационных показателей с учётом межполушарной асимметрии головного мозга школьников 16-17 лет /Д.Ю. Шевченко, Л.Г. Харитонова // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 147-148. (0,07 п.л..)

5. Шевченко, Д.Ю. Особенности развития физической подготовленности, координационных способностей и психических функций старших школьников 16-17 лет / Д.Ю. Шевченко, Л.Г. Харитонова // Научные труды : Ежегодник. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - С. 175-177. (0,13 п.л.)

6. Шевченко, Д.Ю. Методика совершенствования психомоторных способностей старших школьников (юношей 16-17 лет) в вариативном компоненте базовой учебной программы / Д.Ю. Шевченко // Проблемы совершен-ствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - С. 213-216. (0,25 п.л.)

7. Шевченко, Д.Ю. Психомоторные способности с учётом асимметрии головного мозга у школьников 16-17 лет / Д.Ю. Шевченко // Научные труды: Ежегодник. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. - С. 67-72. (0,38 п.л.)

8. Шевченко, Д.Ю. Психомоторные способности старших школьников / Д.Ю. Шевченко // Стратегия формирования здорового образа жизни населения : опыт, перспективы развития. Материалы 6-й всероссийской конференции. – Тюмень : Издательство «Вектор Бук», 2008. - С. 244-247. (0,25 п.л.)

9. Шевченко, Д.Ю. Обоснование методики совершенствования координационных способностей старших школьников с учётом моторной асимметрии / Д.Ю. Шевченко // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». - Санкт-Петербург : ФГУ СПбНИИФК, 2010. - С. 118-121. (0,25 п.л.)

10. Шевченко, Д.Ю. Учёт моторной асимметрии и видов спорта при развитии координационных способностей старших школьников /Д.Ю. Шевченко / Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В.С. Пирусского. - Томск, Томский государственный университет, 2010. С. 74-77. (0,25 п.л.)

Методические  рекомендации:

11. Шевченко, Д.Ю. Оценка психомоторных способностей старших школьников : методические рекомендации / Д.Ю. Шевченко, Л.Г. Харитонова. – Омск : СибГУФК, 2008. - 40 с. (2,2 п.л.)

 

Общее количество авторских печатных листов 4,63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией