Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:48, автореферат
Нами решались следующие частные задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и определить на этой основе теоретически обоснованные подходы к ее решению.
2. Провести сравнительной анализ уровня развития координационных способностей, отдельных психических функций, физической подготовленности и физического развития старших школьников с различной моторной асимметрией, изучить взаимосвязь между ними и разработать комплекс тестов для определения координационных способностей.
3. Разработать и проверить на практике методику совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.
4. Разработать практические рекомендации по использованию методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.
Примечание: 1) * - P<0,05; **-Р <0,01 достоверность различий по t-критерию Стьюдента; 2) ПР – правая рука, ЛР – левая рука, ПН – правая нога, ЛН – левая нога, ККТ - комплексный координационный тест
Эффективность разработанной нами методики, внедрённой в процесс физического воспитания учащихся 10-11 классов, была подтверждена компьютерной программой временных и пространственных свойств человека. Выявлено, что у старших школьников ЭГ по сравнению с КГ достоверно изменилось восприятие различных раздражителей на движущийся объект, скорость движения объекта, воспроизведение временного интервала, отмеривание отрезков, оценка и узнавание предъявляемых углов (таб. 2).
Пролонгированный контроль (через 6 месяцев после проведения педагогического эксперимента) эффективности разработанной нами методики совершенствования координационных способностей у старших школьников был подтверждён при оценке временных и пространственных свойств (Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, 2004).
Таблица 2
Показатели временных
и пространственных свойств старших школьников
(
Тесты |
Груп пы |
До эксперимента |
После эксперимента |
Достоверность различ. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Время реакции на свет, мс |
ЭГ КГ |
320,0±57,0 321,0±60,0 |
257,0±32,0 317,0±63,0 |
Р>0,05 Р>0,05 |
2.Время реакции на звук, мс |
ЭГ КГ |
361,0±42,0 359,0±57,0 |
327,0±32,0 367,0±61,0 |
Р>0,05 Р>0,05 |
3.Реакция на движущийся объект, мс |
ЭГ КГ |
260,0±34,0 258,0±40,0 |
174,0±14,0 254,0±44,0 |
Р<0,05 Р>0,05 |
4.Время реакции выбора, мс |
ЭГ КГ |
368,0±50,0 366,0±51,0 |
335,0±47,0 361,0±48,0 |
Р>0,05 Р>0,05 |
5.Оценка скорости движения объекта, ошибка (%) |
ЭГ КГ |
2,1±0,3 2,0±0,3 |
1,1±0,1 1,8±0,3 |
Р<0,05 Р>0,05 |
6.Воспроизведение временного интервала (свет), ошибка (%) |
ЭГ КГ |
9,4±1,5 9,5±1,6 |
5,2±0,9 9,0±1,6 |
Р<0,05 Р>0,05 |
7.Воспроизведение временного интервала (звук), ошибка (%) |
ЭГ КГ |
19,2±2,5 19,0±2,4 |
13,3±1,0 18,7±2,3 |
Р<0,05 Р>0,05 |
8.Оценка величины предъявляемы |
ЭГ КГ |
11,2±1,3 11,1±1,2 |
7,2±1,0 10,9±0,6 |
Р<0,05 Р>0,05 |
9. Отмеривание отрезков, ошибка (%) |
ЭГ КГ |
18,0±1,5 17,9±1,6 |
13,6 ±1,1 17,8±1,4 |
Р<0,05 Р>0,05 |
10.Оценка величины предъяв-ляемых углов, ошибка (%) |
ЭГ КГ |
5,2±1,1 5,1±0,9 |
3,1±0,3 5,0±0,7 |
Р<0,05 Р>0,05 |
11.Узнавание предъявляемых углов, ошибка (%) |
ЭГ КГ |
2,0±0,3 2,0±0,4 |
1,2±0,2 1,8±0,4 |
Р<0,05 Р>0,05 |
Анализ компьютерной
диагностики координационных сп
Обобщая результаты проведённых исследований, определённый научный интерес представляет воздействие разработанной методики на взаимосвязь психических и моторных функций, т.е. психомоторных способностей юношей с различной моторной асимметрией.
ВЫВОДЫ
1. Теоретической основой нашего научного исследования выступает концептуальная модель совершенствования координационных способностей учащихся старшего школьного возраста В.И. Ляха, в которой отражены основные положения развития данных способностей на уроках физической культуры.
Выявлено, что у юношей старших классов к окончанию средней общеобразовательной школы прослеживается дисгармоничное развитие двигательных способностей: выявлены высокий и выше среднего уровни развития кондиционных способностей у 90%, средний и низкий уровни развития в координационных способностей у 80% старших школьников; это свидетельствует о том, что программы по физическому воспитанию недостаточно эффективно развивают координационные способности выпускников средних школ.
2. Выявлено, что среди старших школьников прослеживается разное соотношение типов моторной асимметрии: у 65% отмечена левомоторная асимметрия, у 30% - смешанная асимметрия, у 5% - правомоторная асимметрия. Уровень развития координационных способностей у юношей был различен:
- с левомоторной асимметрией имели достоверное преимущество в точности воспроизведения мышечных усилий;
- с правомоторной асимметрией - в реагирующей способности и точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук;
- со смешанной асимметрией
занимали промежуточные
3. Количество корреляционных связей между изучаемыми показателями у юношей с различной моторной асимметрией неоднозначно: с левомоторной асимметрией - 104, с правомоторной асимметрией – 175, со смешанной – 112. Полученные данные позволяют предположить наличие неоднородности восприятия учебной программы по физическому воспитанию. Анализ корреляционных взаимосвязей свидетельствует о значимости уровня развития кинестетической способности (способности к тактильной чувствительности рук, отмериванию силовых, временных и пространственных параметров движения) для других видов координационных способностей юношей.
4. Разработанный тестирующий комплекс координационных способностей старших школьников, включающий шкалы дифференцированной оценки, позволяет оценить уровень развития базовых координационных способ-ностей, определить тип моторной асимметрии и в зависимости от результатов тестирования вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
5. Разработанная методика состоит из тестирующей и обучающей частей. Методика используется в вариативной компоненте программы по физи-
ческому воспитанию в старших классах рассчитана на учебный год и применяется в рамках учебных разделов по 6 видам спорта (лёгкая атлетика, гандбол, баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, плавание). Обучающая часть состоит из теоретического и практического разделов. Система блочного построения методики позволяет оптимально воздействовать на «двустороннее» развитие координационных способностей (реагирующей, кинестетической, ритмической, сохранение равновесия и ориентации в пространстве).
6. Свидетельством эффективности разработанной методики являются более высокие темпы прироста результатов по уровню развития координационных способностей экспериментальной группы по сравнению с таковыми контрольной группы:
- высокие темпы прироста в способности к сохранению статического равновесия (70 %), в воспроизведении пространственных параметров (58%), в точности воспроизведения мышечных усилий рук (50%); - средние темпы прироста в реагирующей способности (35%), в точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук (28%), в способности ориентации в пространстве (21%), в тактильно-кинестетической способности рук (19 %); - низкие темпы прироста у старших школьников в ритмической способности (14%), динамическом равновесии (9%).
Продуктивность и устойчивость внимания улучшились на 10%, память - на 9%, а вербально-логическое мышление - на 8%.
В контрольной группе также произошли положительные изменения в ходе эксперимента: темпы прироста координационных способностей варьируют от 3% до 8% и психических функций – 2-3%.
7. Выявлено, что разработанная методика совершенствования координационных способностей старших школьников значительно повлияла на уровень развития координационных способностей юношей с правомоторной и смешанной асимметрией. Воздействие специальных комплексов упражнений по шести видам спорта оказало более существенное влияние на учащихся старших классов с низким, ниже среднего, средним уровнем развития координационных способностей.
Нами определены организационно - методические особенности, которые необходимо учитывать при реализации методики совершенствования координационных способностей старших школьников: формирование двигательных умений и навыков; подбор средств и методов совершенствования координационных способностей старших школьников, основанных на максимальном использовании возможностей функциональной активности обоих полушарий; обеспечение сопряженности воздействия комплекса упражнений по видам спорта на развитие физических качеств старших школьников; координация усилий учителя физической культуры по определению содержания, форм и средств воздействия на старших школьников с целью формирования у них интереса к сохранению и укреплению здоровья, повышению двигательной активности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для выявления уровня
развития координационных спосо
2. Для оценки уровня развития различных видов координации и психических функций рекомендуется использовать разработанные нами дифференцированные шкалы. Использование комплексной оценки координа-ционных способностей позволяет построить индивидуальный профиль и осуществлять пути индивидуальной коррекции учебного процесса.
3. Рекомендуется
применять отдельные
4. Применение методики
совершенствования
5. Совершенствование
координационных способностей
6. Методику совершенствования
координационных способностей
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в рецензируемых изданиях, входящих в перечень ВАК:
1. Шевченко, Д.Ю.
Совершенствование психомоторны
2. Шевченко Д.Ю. Совершенствуем
психомоторные способности ста
3. Шевченко, Д.Ю. Совершенствование
координационных способностей старших школьников с различной
моторной асимметрией / Д.Ю. Шевченко [Электронный
ресурс] // Педагогико-психологические
и медико-биологические проблемы физической
культуры и спорта. – 2012. - №1 (22). – режим
доступа : http: //www.kamgifk.ru/magazine/
Статьи:
4. Шевченко, Д.Ю. Уровень развития координационных показателей с учётом межполушарной асимметрии головного мозга школьников 16-17 лет /Д.Ю. Шевченко, Л.Г. Харитонова // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 147-148. (0,07 п.л..)
5. Шевченко, Д.Ю. Особенности развития физической подготовленности, координационных способностей и психических функций старших школьников 16-17 лет / Д.Ю. Шевченко, Л.Г. Харитонова // Научные труды : Ежегодник. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - С. 175-177. (0,13 п.л.)
6. Шевченко, Д.Ю. Методика совершенствования психомоторных способностей старших школьников (юношей 16-17 лет) в вариативном компоненте базовой учебной программы / Д.Ю. Шевченко // Проблемы совершен-ствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - С. 213-216. (0,25 п.л.)
7. Шевченко, Д.Ю. Психомоторные способности с учётом асимметрии головного мозга у школьников 16-17 лет / Д.Ю. Шевченко // Научные труды: Ежегодник. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. - С. 67-72. (0,38 п.л.)
8. Шевченко, Д.Ю. Психомоторные способности старших школьников / Д.Ю. Шевченко // Стратегия формирования здорового образа жизни населения : опыт, перспективы развития. Материалы 6-й всероссийской конференции. – Тюмень : Издательство «Вектор Бук», 2008. - С. 244-247. (0,25 п.л.)
9. Шевченко, Д.Ю. Обоснование методики совершенствования координационных способностей старших школьников с учётом моторной асимметрии / Д.Ю. Шевченко // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». - Санкт-Петербург : ФГУ СПбНИИФК, 2010. - С. 118-121. (0,25 п.л.)
10. Шевченко, Д.Ю. Учёт моторной асимметрии и видов спорта при развитии координационных способностей старших школьников /Д.Ю. Шевченко / Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В.С. Пирусского. - Томск, Томский государственный университет, 2010. С. 74-77. (0,25 п.л.)
Методические рекомендации:
11. Шевченко, Д.Ю. Оценка психомоторных способностей старших школьников : методические рекомендации / Д.Ю. Шевченко, Л.Г. Харитонова. – Омск : СибГУФК, 2008. - 40 с. (2,2 п.л.)
Общее количество авторских печатных листов 4,63