Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:48, автореферат

Описание работы

Нами решались следующие частные задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и определить на этой основе теоретически обоснованные подходы к ее решению.
2. Провести сравнительной анализ уровня развития координационных способностей, отдельных психических функций, физической подготовленности и физического развития старших школьников с различной моторной асимметрией, изучить взаимосвязь между ними и разработать комплекс тестов для определения координационных способностей.
3. Разработать и проверить на практике методику совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.
4. Разработать практические рекомендации по использованию методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Файлы: 1 файл

Совершенствование координационных способностей старших школьнико.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

- уточнены особенности развития координационных способностей у старших школьников с различной моторной асимметрией;

- установлено, что в процессе многолетнего физического воспитания у юношей формируются элементы дисгармоничного развития двигательной сферы, в частности, выявлен более высокий уровень развития кондиционных способностей, средний и низкий – координационных способностей;

- доказано, что учёт уровня развития координационных способностей, физической подготовленности и физического развития старших школьников при подборе средств, методов и параметров нагрузки может служить основой для разработки эффективной методики совершенствования координационных способностей старших школьников; в отличие от существующих методик предусматривается направленность воздействия по принципу «двустороннего» развития базовых координационных способностей;

- определена последовательность введения блочной системы построе-ния специфических комплексов физических упражнений программных видов спорта (лёгкая атлетика, гандбол, волейбол, баскетбол, атлетическая гимнастика, плавание) в вариативный компонент, что позволяет применять разработанную методику на протяжении учебного года как в целом, так и отдельные её комплексы для развития и совершенствования наиболее «отстающих» координационных способностей выпускников средних школ;

- разработана методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории физического воспитания школьников В.И. Ляха о втором сенситивном периоде развития координационных способностей за счёт изучения развития координационных способностей, обусловленных как возрастом, так и типом моторной асимметрии; в обосновании «двустороннего» развития координационных способностей с использованием специфики различных видов спорта в учебном процессе по физическому воспитанию.

Практическая  значимость результатов исследования определяется тем, что организация обучения учащихся с использованием методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией в вариативном компоненте программы физического воспитания школьников, позволяющей дифференцированно оценить и выявить уровень развития координационных способностей с целью осуществления своевременной коррекции процесса физического воспитания школьников, существенно повышает уровень развития их координа-ционных способностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в различных сообщениях автора.

Результаты исследования докладывались на всероссийских научно-практических конференциях (Омск - 2004, 2005, 2007, 2009; Тюмень, 2008); городских конкурсах профессионального мастерства «Учитель года - 2006 и 2007 г.Омска» (лауреат конкурса); Региональной научно-практической конференции по лёгкой атлетике (Омск, 2007); Всероссийском конкурсе, проведённом редакцией журнала «Физическая культура в школе» (г. Москва, 2008). Результаты исследований внедрены в учебный процесс средней общеобразовательной школы №55 и лицея №64 г.Омска.

 

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Применение на практике  разработанной тестирующей части методики позволяет дифференцированно оценить и выявить уровень развития базовых координационных способностей старших школьников, тип моторной асимметрии, разработать индивидуальный координационный профиль, который может служить основой для проведения педагогической коррекции на уроках физической культуры.

2. Разработанные комплексы  физических упражнений с учётом  программных видов спорта характеризуются специфичностью и однотипностью воздействия при развитии и совершенствовании базовых координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией, но отличаются значительным разнообразие, участвующих в «двусторонней» физической активности мышц.

3. Внедрение разработанной  методики в вариативный компонент  программы по физическому воспитанию в старших классах на протяжении годичного учебного процесса способствует повышению уровня развития всех базовых координационных способностей старших школьников, но темпы прироста разные (от 9% до 70%), независимо от типа моторной асимметрии. На наш взгляд, это связано с уменьшением генотипического влияния и увеличением средового воздействия учебного процесса в старших классах.

Исследование выполнено  в соответствии с тематическим планом НИОКР Федерального агентства по физической культуре и спорту на 2006-2009 гг., направление 01 «Повышение эффективности использования средств физической культуры и спорта в решении социально-экономических проблем, формировании здорового образа жизни».

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 198 источников (из них 26 иностранных авторов), 23 таблиц, 4 рисунков, 5 приложений, актов внедрения и изложена на 130 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во «ВВЕДЕНИИ» обосновывается актуальность темы исследования; определяются его объект и предмет, цель и задачи; выдвигается гипотеза исследования, определяется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; раскрыто содержание этапов работы, приведены положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации - «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАР-ШИХ ШКОЛЬНИКОВ» - раскрыты понятия о координационных способностях, их развитии и диагностике; психофизиологической характеристике координационных способностей человека во взаимосвязи с наследственными и средовыми факторами; проведён анализ морфофункциональных особенностей развития организма юношей, координационного развития и физической подготовленности к окончанию школы, моторной асимметрии и её значимости в различных видах деятельности.

Обобщая приведенные  в научно-методической литературе подходы  к проблеме развития координационных способностей, можно заключить, что в период полового созревания происходит снижение уровня координационного развития, но к окончанию школы активность полового созревания снижается; выявленная закономерность позволила специалистам доказать, что возрастной диапазон (16-17 лет) является вторым сенситивным периодом в развитии координационных способностей у юношей; специально организованная двигательная деятельность учащихся 10-11 классов является благоприятной основой для развития и совершенствования координационных способностей у юношей; в учебных программах отсутствуют чёткие критерии комплексной дифференцированной оценки разных видов базовых координационных способностей; до настоящего времени фрагментарно раскрыта значимость моторной асимметрии старших школьников при развитии и совершенствовании их координационных способностей на уроках физической культуры.

Во второй главе диссертации - «МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ» - характеризуются методы, применяемые для решения задач исследования, рассматриваются особенности организации опытно-экспериментальной работы.

Координационные способности были протестированы модифицированной тестирующей программой координационных способностей И.Ю. Горской и др. (2001) с возможностью определения типа моторной асимметрии, для определения ведущего полушария головного мозга применялась комплексная методика по схеме «рука-глаз-нога» (Е.М. Бердичевская, 2004).

Для оценки продуктивности и устойчивости внимания была использована методика «Корректурная проба», вербально-логического мышления -методика «Исключение слов», исследование памяти проводилось по «Методике определения кратковременной зрительной памяти» (А.А. Карелин, 2003).

Физические качества юношей были определены следующими тестами: скоростные (бег 30 м, 3×10 м), скоростно-силовые (прыжок в длину с места), общая выносливость (6-минутный бег), скоростно-силовая выносливость верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине), гибкость (наклон вперёд из положения, стоя) (В.И. Лях и др., 2004);

Измерен уровень физического развития (длина тела, масса тела, кистевая динамометрия) и рассчитаны: индекс весоростовой Кетле (ИК) и силовой индекс (СИ) по формулам: ИК = масса тела (кг) / длина тела (см), СИ = динамометрия сильнейшей руки (кг) / масса тела (кг);

Для оценки временных и пространственных свойств человека использована компьютерная программа (Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, 2004).

Для обработки результатов  тестирования 160 юношей были использованы общепринятые методы математической статистики ( ±σ, достоверность различий по Т - критерию Стьюдента, корреляционный анализ и т.д.).

В третьей главе - «ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ» - при решении второй задачи на основании выявленных возрастных особенностей юношей были разработаны дифференцированные шкалы оценки уровня координационных способностей и психических функций по методике В.М. Зациорского (1979). На каждого старшего школьника строился индивидуальный координационный профиль, который представлял собой графическое изображение величины среднеквадратических отклонений изучаемых показателей и позволял наглядно отобразить обобщённую характеристику координационного развития индивидуума. Среднегрупповой уровень развития координационных способностей у юношей различен:

- реагирующая способность: у 11% - высокий уровень, 10% - выше среднего, 50% - средний, 10% - ниже среднего, 19% - низкий;

- кинестетическая способность: у 20% - выше среднего уровень, 61% - средний уровень, 10% - ниже среднего, 9% - низкий;

- способность к сохранению статического равновесия: у 10% - высокий уровень, 5% - выше среднего, 40% - средний, 10% - ниже среднего, 35% - низкий; динамическое равновесие: у 6% - выше среднего уровень, 60% - средний, 10% - ниже среднего, 24% - низкий;

- ритмическая способность: у 30% - высокий уровень, 10% - выше среднего, 50% - средний; 10% - ниже среднего;

- способность  к ориентации в пространстве: у 10% - выше среднего уровень, 40% - средний, 40% - ниже среднего, 10% - низкий.

Физическая подготовленность старших школьников соответствовала, преимущественно, хорошему (выше среднего) уровню: «быстрота» у 9% - высокому уровню, у 87% - хорошему, у 5% - среднему; взрывная сила ног у 31 % - высокому уровню, у 65% - хорошему, у 4% - среднему; аэробная выносливость у 20% - высокому уровню, у 80% - хорошему; силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса у 95% - хорошему уровню, у 5% -среднему; «гибкость» у 94% - хорошему уровню, у 6% - среднему.

Полученные данные позволили  заключить, что среди старших школьников прослеживается дисгармоничное развитие в уровне двигательных способностей: выявлен более высокий уровень развития кондиционных способностей в сравнении с развитием координационных способностей.

В процессе обработки  результатов исследования было выявлено, что среди 160 учащихся старших классов прослеживается следующее соотноше-ние: 65% (104 человека) составили лица с левомоторной асимметрией (ЛМА), 30% (48 человек) юношей со смешанной асимметрией (СМА) и всего 5% (8 человек) составили лица, у которых преобладала выраженная правомоторная асимметрия (ПМА).

В дальнейшем проведена  математическая обработка результатов  исследования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией. Достоверные различия выявлены в реагирующей и кинестетической (воспроизведение мышечных усилий рук и заданной амплитуды движения рук) способностях.

В четвертой главе диссертации - «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИЕЙ» - представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность предложенной методики, схема управления и организационно-методические подходы её реализации. При разработке методики были проанализированы различные методические подходы, используемые в практике физической культуры и спорта, и были обоснованы:

- «двустороннее» развитие координационных способностей юношей без деления групп учащихся по типу моторной асимметрии;

- блочный вариант применения в вариативном компоненте уроков физической культуры методики совершенствования базовых координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и специфик видов спорта, включённых в учебную программу.

На основе классификации  упражнений В.Н. Назарова использованы:

1. Одновременно-однонаправленные упражнения, т.е. такие упражнения, когда движения (руками) верхними конечностями выполняются одновременно и в одних и тех же направлениях. Это движения с симметричной координацией из симметричных исходных положений, одновременно работают одноимённые мышцы рук и активизируются оба полушария головного мозга.

2. Упражнения циклического характера с перекрёстной координацией верхних и нижних конечностей с одновременной работой мышц-антагонистов при циклическом повторении двигательных сочетаний, работа рук сочетается с движениями ногами и туловищем.

3. Упражнения последовательные или одновременно-разнонаправ-ленные, т.е. выполняемые одновременно двумя руками в разных плоскостях с одноимённой работой неодноимённых мышц рук и ног, такие упражнения представляют собой движения с асимметричной координацией из асимметричных исходных положений.

Информация о работе Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией