Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:48, автореферат

Описание работы

Нами решались следующие частные задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией и определить на этой основе теоретически обоснованные подходы к ее решению.
2. Провести сравнительной анализ уровня развития координационных способностей, отдельных психических функций, физической подготовленности и физического развития старших школьников с различной моторной асимметрией, изучить взаимосвязь между ними и разработать комплекс тестов для определения координационных способностей.
3. Разработать и проверить на практике методику совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.
4. Разработать практические рекомендации по использованию методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.

Файлы: 1 файл

Совершенствование координационных способностей старших школьнико.doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

4. Разноритмичные упражнения, т.е. такие упражнения, во время ко-торых, например, одна рука прекращает движение, а потом включается в него. Работа мышечных групп, участвующих в движении, осуществляется с нарушением ритма. Упражнения выполняются как с асимметричными, так и с симметричными движениями и исходным положением. Формируется двигательная память, ритмическая способность, совершенствуется психическая функция - внимание.

Цель методики – «двустороннее» развитие и совершенствование координационных способностей с использованием на уроках физической культуры комплексов физических упражнений, соответствующих структуре школь-ной учебной программы по видам спорта, тренировочное воздействие которых направлено на гармоничное развитие двигательных способностей выпускников.

Основными задачами нашей  методики по развитию и совершенствованию координационных способностей старших школьников являлись:

1) улучшение способности согласовывать  асимметричные движения различными  частями тела;

2) развитие координации движений  неведущей конечности.

Разработанная нами методика включала в себя тестирующую и обучающую части. Тестирующая часть предусматривала оценку уровня развития координационных способностей, психических функций (внимания, памяти, мышления) и определение типа моторной асимметрии. Обучающая часть рассчитана на весь школьный учебный год, в ней были представлены теоретические знания о координационных способностях и практические задания, направленные на развитие и совершенствование координационных способностей старших школьников.

До и после завершения всего тестирования проводилась интегральная оценка координационных способностей каждого обследованного для построения индивидуального координационного профиля.

Обучающая часть  состояла из серии специфических  комплексов, которые были составлены с учётом шести базовых видов спорта, культивируемых в средних общеобразовательных школах: лёгкой атлетики, гандбола, волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, плавания. Данная методика использовалась как вариативный компонент и применялась только на уроках при прохождении данных видов спорта. С учётом видов спорта составлены блоки упражнений на развитие и совершенствование координационных способностей: реагирующей, кинестетической, ритмической, ориентации в пространстве и способности к равновесию и, соответственно, психических функций (внимание, память, мышление). Обучающая часть методики выглядела следующим образом:

раздел №1 –  лёгкая атлетика, 7 комплексов упражнений;

раздел №2 –  гандбол, 5 комплексов упражнений;

раздел №3 –  баскетбол, 5 комплексов упражнений;

раздел №4 –  волейбол, 5 комплексов упражнений;

раздел №5 –  атлетическая гимнастика, 6 комплексов упражнений;

раздел №6 –  плавание, 6 комплексов упражнений.

Все комплексы одинаковы по времени выполнения (первая половина урока) и предлагают «двухстороннее» выполнение упражнений. Обучающее задание для учащихся всех типов моторной асимметрии начиналось с ведущей конечности или выполнения в удобную сторону и по мере совершенствования движения осуществлялся переход к выполнению двигательного действия неведущей конечностью или в неудобную сторону. Происходило симметричное закрепление навыков с условием запоминания двигательного эталона ведущей конечности.

Нами разработана  схема управления процессом реализации методики совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией, включающая в себя: комплексное тестирование координационных способностей учащихся старших классов (по разработанной нами методике); информационно-статическую обработку результатов тестирования (индивидуальные и общие по классу); педагогическое воздействие на совершенствование координационных способностей в учебном процессе; промежуточное и итоговое тестирование отдельных координационных способностей (рис.1).

 




 








Рис.1. Схема управления процессом реализации методики совершенствования координационных способностей старших школьников

 

Данная схема управления по осуществлению педагогической коррекции должна приниматься на основе точной информации о личности, а также отдельной группы учащихся. На основе полученной информации намечаются о индивидуально-типологических особенностях развития каждой цели, и организуется их достижение в учебном процессе на уроках физической культуры в вариативном компоненте, используются при этом выборочные комплексы физических упражнений. Управленческий контроль ведётся по темпам прироста различных показателей координационных способностей учащихся; по результатам промежуточного тестирования, если это необходимо, предпринимаются действия для коррекции серьёзных отклонений от первоначального плана (промежуточный контроль осуществлялся по окончании изучения программного материала по каждому виду спорта).

Результатом использования  схемы управления в процессе реализации методики является комплекс положительных изменений у старших школьников: формирование интереса к уроку физической культуры, развитие физических качеств и функциональных возможностей организма, снижение травматизма на уроках физической культуры, обогащение двигательного опыта неведущих конечностей, овладение универсальностью двигательных действий, расширению координационных возможностей, технико-такти-ческих действий и умений выполнять действия в обе стороны.

Нами разработаны следующие  организационно - методические особенности, которые необходимо учитывать при реализации методики совершенствования координационных способностей старших школьников:

1. Формирование двигательных умений и навыков через совершенствование координационных способностей с различной моторной асимметрией старших школьников.

Совершенствование координационных  способностей школьников с различной моторной асимметрией даёт школьнику улучшение адаптации к «взрослой жизни» после школы, способствует подготовленности к дальнейшей профессиональной (выбор профессии) и военно-прикладной деятельности (служба в армии).

2. Подбор средств и методов совершенствования координационных способностей старших школьников, основанных на максимальном использовании возможностей функциональной активности обоих полушарий.

При составлении комплексов специальных упражнений по видам  спорта учитывались виды координационных способностей, наиболее значимые для рассмотренных видов спорта.

3. Обеспечение сопряженности воздействия комплекса упражнений по видам спорта на развитие физических качеств старших школьников.

Интегральная подготовка с применением комплекса упражнений по видам спорта  должна применяться как связующее звено в совершенствовании физических качеств, что обеспечивает максимальное усвоение государственных программ по физической культуре в условиях общеобразователь-ных учреждений.

4. Координация усилий учителя физической культуры по определению содержания, форм и средств воздействия на школьников с целью формирования у них интереса к сохранению и укреплению здоровья, повышению двигательной активности.

При планировании программного материала на весь учебный год соблюдалась последовательность видов спорта по учебной программе. Продолжительность выполнения каждого комплекса упражнений составляла 15-20 минут первой половины урока по физической культуре.

При разработке комплексов упражнений учитывались следующие  компоненты нагрузки: сложность движений, интенсивность работы, продолжительность отдельного упражнения, количество повторений одного упражнения, продолжительность и характер пауз между упражнениями.

Сложность движений. Для работы со старшеклассниками применя-лись задания невысокой сложности при разучивании координационного упражнения и умеренной сложности для закрепления двигательных навыков.

Интенсивность движений. Невысокая интенсивность выполнения координационных упражнений (130-160 ударов в минуту) обусловливается, на наш взгляд, тем, что юношам приходилось выполнять движения в обе стороны, обеими руками и ногами, сохраняя в памяти эталон двигательного действия ведущей конечностью.

Продолжительность одного упражнения (подхода) определялась конкретной задачей каждого координационного упражнения. В среднем, продолжительность подхода составляла 20-30 секунд, более длительное выполнение приводило к утомлению, что отрицательно сказывалось на качестве выполнения задания.

Количество  повторений одного упражнения. Комплексное развитие и совершенствование координационных способностей происходило при углубленном изучении 6 видов спорта, поэтому количество повторений варьировалось от 2-3 раз в 10-х классах до 3-4 раз в 11-х классах.

Продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Паузы отдыха между подходами, повторениями упражнения (1-3 минуты) обеспечивали восстановление работоспособности. Использовались упражнения на расслабление мышц и идеомоторные воздействия.

Для проверки эффективности  предложенной методики был организован педагогический эксперимент, в котором приняли участие 82 юноши. Количественный состав экспериментальных и контрольных групп одинаков - по 41 юноше (20 человек в 10 классах, 21 человек в 11 классах). В начале педагогического эксперимента была проведена оценка координационных способностей, психических функций и физической подготовленности, определён тип моторной асимметрии каждого ученика. Уроки физической культуры в ЭГ и КГ проводились 2 раза в неделю, согласно школьному расписанию, на протяжении учебного года. В ЭГ в вариативный компонент уроков была внедрена «Методика совершенствования координационных способностей старших школьников». В КГ занятия проводились в соответствии с Государственным образовательным стандартом по физической культуре, вариативный компонент был представлен в основном игровой и соревновательной деятельностью учащихся.

После окончания  основного педагогического эксперимента для проверки эффективности методики совершенствования координационных способностей старших школьников была вновь проведена их комплексная оценка с учётом и без учёта моторной асимметрии.

Установлено, что старшие  школьники с правомоторной и  смешанной асимметрией дали наиболее высокие темпы прироста изучаемых  координационных способностей:

- реагирующей способности  (40%);

- тактильной чувствительности  рук (21%);

- точности воспроизведения  движения рук (27%) и максимального  прыжка (61%);

- статическом (73%) и  динамическом (10%) равновесии;

- тесте «метание в  цель» (37%) и ККТ (30%);

- устойчивости внимания (11%);

- кратковременной зрительной памяти (12%).

На рисунке 2 представлен прирост показателей  координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис.2. Темпы прироста отдельных показателей координационных способностей и психических функций старших школьников с различной моторной асимметрией (%)

 

Результаты  педагогического эксперимента, в  рамках которого апробировано применение разработанной нами методики совершенствования координационных способностей старших школьников, показали устойчивое достоверное улучшение показателей по всем проведённым тестам в экспериментальной группе. Уровень развития координационных способностей старших школьников в ходе педагогического эксперимента представлен в таблице 1.

Положительные сдвиги в уровне развития отражают возрастные особенности их развития, а также влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чем свидетельствуют более выраженные изменения показателей у старших школьников экспериментальной группы по сравнению с таковыми контрольной группы. Положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечные результаты некоторых тестовых упражнений достоверно отличались от исходных данных, однако темпы прироста в экспериментальной группе были значимо выше, чем в контрольной группе.

 

Таблица 1

Уровень развития координационных  способностей старших школьников

в ходе педагогического  эксперимента (

±σ)

Способности и тесты

Группы

Результаты тестов

до эксперимента

после эксперимента

1

2

3

4

1)Реагирующая способность:

тест «ловля линейки», см, ПР/ЛР

ЭГ

КГ

19,8±2,5/19,6±2,4

20,0±2,4/ 19,5±2,6

14,1±1,9**/14,0±2,2**

19,2±1,6/ 19,0±1,8

2)Кинестетическая способность:

а) тактильная способность рук, кол-во раз, ПР/ЛР

ЭГ

КГ

12,0±1,7/12,3±1,8

12,1±1,6/12,2±1,7

10,2±1,1**/10,3±1,2**

12,0±1,9/11,7±1,6

б) точность воспроизведения заданной амплитуды движения рук, см, ПР/ЛР

ЭГ

КГ

3,7±0,6/ 3,6±0,6

3,6±0,7/ 3,6±0,5

2,8±0,4**/ 2,9±0,3**

3,5±0,6/ 3,4±0,7

в) точность воспроизведения  ½ максимальных мышечных усилий, кг, ПР/ЛР

ЭГ

КГ

2,7±0,5/ 2,9±0,5

2,6±0,5/ 2,8±0,4

1,6±0,3**/ 1,7±0,2**

2,5±0,5/ 2,6±0,5

г) точность воспроизведения

пространственных параметров, см

ЭГ

КГ

8,4±1,0

8,5±0,9

4,7±0,8**

8,0±0,8

3) Способность к сохранению равно-весия: статическое равновесие:

а) пяточно-носочная проба, см, ПН/ЛН

ЭГ

 

КГ

41,7±4,9/40,9±4,4

 

41,6±5,1/40,7±4,1

84,6±6,1**/81,0±5,0**

 

44,0±4,6/42,4±3,9

б) тест «Аист», с, ПН/ЛН

ЭГ

КГ

19,5±3,1/ 18,0±3,1

19,7±2,9/ 18,1±2,6

26,5±2,7**/ 24,1±2,5**

20,8±2,5/ 19,5±2,4*

в) динамическое равновесие:

тест «прохождение по скамейке», с

ЭГ

КГ

2,1±0,1

2,2±0,1

1,9±0,1**

2,1±0,1*

4) Ритмическая способность: макси-

мальный темп движений кистей рук: а) теппинг-тест, кол-во раз, ПР/ЛР

ЭГ

 

КГ

36,0±4,0/ 34,0±4,0

 

37,0±3,0/ 33,0±3,0

40,0±2,0**/ 38,0±3,0**

 

38,0±3,0/ 35,0±2,0

б) тест «дриблинг», кол-во раз, ПР/ЛР

ЭГ

КГ

29,0±3,0/ 27,0±2,0

30,0±2,0/ 26,0±3,0

33,0±1,0**/ 31,0±2,0**

31,0±2,0*/ 29,0±2,0*

5) Способность к ориентации в

 пространстве: а) тест «слалом. бег», с

ЭГ

КГ

3,1±0,1

3,2±0,1

2,9±0,1*

3,1±0,1*

б) тест « метание в  цель», кол-во раз, ПР/ЛР

ЭГ

КГ

7,0±1,0/ 7,0±1,0

8,0±1,0/ 6,0±1,0

10,0±1,0**/ 9,0±1,0**

8,0±1,0/ 7,0±1,0

в) тест «лабиринт», у.е., ПР/ЛР

ЭГ

КГ

29,8±4,4/ 31,6±3,6

30,0±4,1/ 31,7±3,4

26,4±1,4**/ 27,0±1,7**

28,3±3,0/ 29,5±2,0*

ККТ, у.е.

ЭГ

КГ

50,1±5,6

49,9±6,1

63,2±4,2**

53,7±2,9*

Информация о работе Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией