Спортивная деятельность и способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 12:38, реферат

Описание работы

Спортивная деятельность - одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека. Однако до сих пор в проблеме способностей остается много спорных и дискуссионных моментов не только общетеоретического характера, но и применительно к специфике конкретной деятельности. Как показывает анализ многочисленных данных, это связано с тем, что в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека, определяющееся как социальными, так и врожденными биологическими факторами [15, 12]

Файлы: 1 файл

Спортивная деятельность и способности.docx

— 23.90 Кб (Скачать файл)

Применительно к этому положению существенным является изучение взаимодействия отдельных способностей в системе деятельности. Подтвержда ется это тем, что в отдельных видах спортивной деятельности одноименные сложные способности имеют неодинаковую структуру, на основании этого чаще приходится говорить не об общих связях, а скорее о конкретных проявлениях этих связей. При этом следует иметь в виду, что одна и та же способность может развиваться в различных сферах и видах спортивной деятельности, как это показано ранее.

Это дает основание рассматривать двигательные способности как определенное сочетание совокупности индивидуальных свойств, представляющих собой функциональный блок и обеспечивающих эффективность конкретной деятельности (силовой, скоростной, на выносливость).

В целом же способности, входящие в одну и ту же группу (скоростные, силовые, на выносливость), но имеющие различную структуру, включают в себя разные психологические особенности, выступающие в качестве задатков [6].

Одновременно одна и та же типологическая особенность может выступать в качестве задатков в разных способностях, входящих в разные типологические комплексы. Это дает основание отметить, что задатки характеризуются поливалентностью по отношению к способностям, так как на основе одних и тех же задатков формируются различные способности. Но для формирования конкретных способностей необходимы вполне определенные задатки. На основе этого В.Д. Шадриков [23] предлагает различать специальные и общие задатки. К первым он относит свойства нейронов и нейронных цепей, ко вторым - свойства нервной системы, специфику организации мозга, проявляющуюся в продуктивности психических процессов и психомоторике.

Что же в конечном итоге входит в состав задатков и какова их природа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться, в чем конкретно проявляются способности? По литературным данным [10, 23, 7] - чаще всего в элементарных психических и психомоторных функциях (процессах). На основании этого Е.П. Ильин [7] рассматривает способность как высокий уровень проявления качественной стороны функции, обусловленной задатками. В результате задатки как бы усиливают проявление той или иной стороны функции, но не подменяют ее. В частности, характеристики двигательных функций, такие, как сила, быстрота, выносливость, значительнее проявляются если им соответствуют определенные свойства нервной системы, выступающие как задатки.

Следовательно, способности не формируются из задатков. Как пишет В.Д. Шадриков [24], способности и задатки являются свойствами: первые - свойствами функциональных систем, вторые - свойствами компонентов этих систем. В результате можно говорить о развитии функций, которым присущи данные свойства.

При этом способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. По отношению к последним свойства объекта выступают как качества.

Следовательно, общим для каждой способности является свойство, на основе которого реализуется конкретная психическая функция [25].

Вместе с тем способность в силу своей полимодельности может обеспечить эффект любой деятельности, но для этого необходимы целый комплекс способностей и их своеобразное сочетание. Последнее же представляет собой одаренность. Однако подобное "сочетание" есть система качества, сформировав шаяся в онтогонезе. В соответствии с этим В.Д. Шадриков [23] формулирует понятие одаренности как взаимодействующую совокупность индивидуальных качеств, включенных в систему деятельности и обеспечивающих эффективность ее (системы деятельности) формирования и функционирования.

Следовательно, одаренность в значительной степени индивидуальна. Это особенно рельефно иллюстрируется в практике спортивной деятельности, в частности у разных лиц, занимающихся одним и тем же видом спорта и достигающих выдающихся результатов, чаще всего одаренность различна.

Необходимо отметить и то, что определенная направленность этих сочетаний выражается в том, что динамика изменения того или иного двигательного качества или морфологического признака взаимодей ствует с определенными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Однако с возрастом динамика этих связей может изменяться и зависит от воздействий внешних и внутренних факторов и в значительной степени определяется ими. Последнее может быть связано с тем, что отдельные свойства, входящие в структуру индивидуальности, выступают не рядоположно, а образуют сложные динамические образования. Характер таких структур применительно к каждой конкретной личности будет глубоко индивидуальным. Одновременно эти образования, с одной сторона; могут определять требования вида спортивной деятельности, с другой, учитывая, что индивидуальные свойства и их сочетания являются стойкими образованиями, - могут оказывать определяющее влияние на характер этой деятельности.

На основании этого чаще приходится говорить не об общих связях, а скорее о конкретных проявлениях этих связей. В частности, не все скоростные показатели обнаруживают полную однозначность связей с типологическими особенностями, т.е. разным элементарным формам проявления быстроты сопутствуют различные типологические особенности.

Так, одни могут иметь высокий уровень максимальной частоты движений, другие - быстроту реагирования, третьи - характеристики НМА, в частности, скорость произвольного сокращения мышц может быть выше у подвижных по возбуждению, а расслабления - при наличии инертности торможения [18].

Все это дает основание выделить в структуре двигательных способностей прежде всего функциональный и оперативный компоненты. В процессе же двигательной деятельности происходит тонкое приспособление оперативных механизмов к требованиям деятельности, они приобретают черты оперативности. Функциональные же механизмы на ранних стадиях развития реализуют филогенетическую программу, и складываются они задолго до возникновения операционных механизмов.

В некоторые периоды индивидуального развития, в частности юности и зрелости, между операционными и функциональными механизмами устанавливаются соразмерность, относительное взаимодействие [1].

В этом случае едва ли правомерно выделение специальных (спортивных) способностей. В свете рассмотренного можно говорить, что это или оперативное проявление общего свойства или сформировавшиеся навыки, отражающие специфику деятельности. В таком случае правомерно заключение В.Д. Шадрикова [24] о том, что специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Существенный момент всего этого - системность проявления способностей в двигательной деятельности.

Конечно, успех спортивной деятельности определяется не только максимальной реализацией имеющихся способностей, этому в полной мере должны способствовать волевые проявления, мотивационные установки, а также знания, умения и навыки. Главный же фактор, способствующий реализации двигательных способностей, это соответствие им выбранного вида деятельности. Определяющими в этом случае являются свойства нервной системы, выступающие в качестве задатков двигательных способностей.

В заключение следует отметить, что на фоне решения вопроса о структуре способностей появляется возможность приблизиться к пониманию развития способностей как основной проблемы психодиагно стики. Сегодня чаще говорят о способностях как о продукте прижизненного формирования. Решающим фактором в этом случае выступают обучение, воспитание, тренировка, которые как бы ведут за собой развитие.

Список литературы

1. Ананьев  Б.Г. О проблемах современного  человекознания. М., 1997. - 380 с.

2. Артемьев  Т.И. Методологический аспект проблемы  способностей. М., 1977. - 184 с.

3. Артемьев  Т.И. Проблемы способностей: личностный  аспект // Психологический журнал. 1984, т. 5, № 3, с. 46 - 55.

4. Верхошанский  Ю.В. Основы специальной физической  подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1970.

5. Евстафьев  Б.В. Физические способности как  вид способностей человека. Л., 1987. - 40 с.

6. Ильин  Е.П. Одаренность, способности, качества - синонимы или разные понятия //Теор. практ. физ. культ. 1981, № 9, с. 48 - 50.

7. Ильин  Е.П. Проблема способностей: два подхода  ее решения // Психологический журнал. 1987, № 2, с. 37 - 47.

8. Ильина  М.Н. Связь способности к проявлению  выносливости и волевого усилия  с некоторыми психофизиологическими  и психовозрастными характеристиками  человека: Автореф. канд. дис. Л., 1976. - 15 с.

9. Ковалев  А.Г. Психические особенности человека // Сост. А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. и др. 1957. - 264 с.

10. Крутицкий  В.А. Психология математических способностей  школьников. М., 1968.

11. Лейтес  Н.С. Умственные способности и  возраст. М., 1971. - 279 с.

12. Ломов  Б.Ф. Методологические и теоретические  проблемы психологии. М., 1944. - 444 с.

13. Матвеев  Л.П. Теория и методика физической  культуры: Учебник. М., 1991. - 543 с.

14. Озолин  Н.Г. Современная система спортивной  тренировки. - М.: ФиС. 1970.

15. Платонов  К.К. Проблема способностей. - М., 1972. - 312 с.

16. Рубинштейн  С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 423 с.

17. Румынский  терминологический словарь //Терминология  физического воспитания и спорта. - Румыния, 1974.

18. Сальников  В.А. Латентное время напряжения  и расслабления мышц и основные  свойства нервной системы // Психофизиологические  особенности спортивной деятельности. Л., 1975, с. 23 - 30.

19. Теория  и методика физического воспитания: Учебник /Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1990. - 121 с.

20. Теплов  Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.- 536 с.

21. Тер-Ованесян  А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в  спорте. М., 1992.

22. Фарфель  В.С. Двигательные способности //Теор. и практ. физ. культ. 1977.

23. Шадриков  В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" //Психологический  журнал. 1933, с. 3 - 10.

24. Шадриков  В.Д. Деятельность и способности. М.,1994. -317 с.

25. Шадриков  В.Д. Способности человека. Москва - Воронеж. 1997. - 288 с.

26. В.А. Сальников, доктор педагогических наук, профессор. Сибирская государственная автомобильно-дорожная  академия. Спортивная деятельность  и способности.

 


Информация о работе Спортивная деятельность и способности