Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:38, реферат
Цель: определить роль спортивного питания на физическое развитие юного спортсмена.
Задачи:
1) исследовать литературу по данной теме
2) определить анатомо-физиологические особенности развития подростков 14 – 16 лет;
3) выявить роль здорового и спортивного питания на развитие организма юного спортсмена;
4) раскрыть элементы спортивного питания;
5) дать рекомендации по питанию.
Создание абсолютно нового информационного пространства – сети Интернет, где подростки черпают лавину информации самого разного уровня и качества, в том числе и о питании, напитках, специализированных продуктах с самыми разными свойствами – также активно рекламируются и даются рекомендации по их применению и обещания фантастических результатов. И редко где можно встретить напоминание о необходимости проконсультироваться с врачом по вопросам организации здорового питания детей.
В спорте и особенно «самодеятельном» одним из наиболее ярких примеров является применение анаболических стероидов в самых разных формах и видах, в том числе в виде пищевых добавок (чаще всего не упоминаемых). При бесконтрольном и длительном применении хорошо известны грозные осложнения
· сдвиг гормонального статуса
· у женщин оволосение по мужскому типу,
· необратимое поражение голосовых связок и тембра голоса,
· перестройка мышечной системы,
· нарушение репродуктивной функции (снижение секреции тестостерона, фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормона, увеличение эстрадиола.
У детей к этому печальному списку добавляются нарушения процессов роста (преждевременная остеофикация длинных костей и закрытие эпифизарных пластин), раннее половое созревание и др. [8, с. 30]
В интернете полно сайтов зазывно предлагающих эти самые стероиды использовать. Определенную тревогу вызывают и многочисленные аминокислотные, энергетические и пр. напитки и коктейли, которые можно купить в любом фитнесс-центре и многих спортивных магазинах. Консультации по их применению в лучшем случае проводит девочка или мальчик-инструктор по фитнессу. Фирмы-производители не считают нужным по разным соображениям указывать истинный состав сырья и компонентов, и присутствие нежелательных и опасных веществ (в том числе и наркотиков) выявляется уже когда начинает появляться выраженная клиническая симптоматика как обратимого так и необратимого характера или разражается крупный допинговый скандал и спортсмен дисквалифицируется. В полной мере это относится и к многочисленным пищевым добавкам как импортного, так и отечественного производства. Некоторым защитным фактором может служить знак международного олимпийского комитета, но при нынешнем уровне фальсификаций риск остается очень высоким.
Очень тревожат данные о низком качестве и снижении безопасности продуктов питания – повышенное содержание пестицидов, гербицидов, солей тяжелых металлов, высокая микробиологическая загрязненность. Зачастую нарушаются технологические процессы, правила и сроки хранения, как сырья, так и готовой продукции. Конечно, это вопросы ведения в основном контролирующих организаций, но всегда следует помнить о безопасности, покупая продукты в не установленных местах, с рук, с не уточненным сроком годности и пр. [7, с. 55]
Дефицит здорового питания. Проблемы дефицита здорового питания значительно усугубляются в условиях нашего громадного мегаполиса с его неблагоприятной экологической обстановкой.
Ребенок очень много тратит времени на дорогу к месту учебы, тренировок. Зачастую в суточном бюджете времени дорога занимает от 2 до 4–5 часов. И это происходит практически ежедневно. Ребенок лишен возможности домашнего здорового питания и с самого раннего возраста знакомится с ассортиментом школьных буфетов, столовых и кафе спортивных комплексов. В большинстве случаев картина выглядит крайне безрадостно. Не смотря на активно проводящуюся работу, которую было бы правильнее назвать борьбой за здоровое питание, наличие в школах и других учебных заведениях обязательных горячих завтраков и обедов, к великому сожалению, зачастую остаётся только желаемым фактом, особенно у старшеклассников. Нередко ребенку предоставляется еще и право выбора – есть горячий завтрак или покупать себе что-то в школьном буфете, где в ассортименте представлены те самые чипсы, «марсы-сникерсы», «чупа-чупсы»», соленые орешки и сухарики, пицца, хот-доги, жвачка, разнообразные крашенные сладкие газированные напитки. Устоять перед соблазном практически невозможно. Так формируются и закрепляются привычки в питании, устойчивое пищевое поведение. Все прекрасно знают, как трудно его изменить в сторону предпочтения здорового питания даже в случае крайней необходимости. И если родители, педагоги, тренеры не будут целенаправленно работать в этом направлении с раннего возраста, то результаты будут очевидно плачевными [11, с. 22].
Основными элементами здорового питания являются белки, жиры, углеводы, витамины, макро и микроэлементы.
Роль белков в здоровом питании. БЕЛКИ – это основной пластический материал для роста, развития и обновления организма. Они представляют собой структурные основные элементы всех тканей, входят в состав жидкой среды организма. Белки пищи расходуются на построение эритроцитов и гемоглобина, ферментов и гормонов, принимают активное участие в выработке защитных факторов – антител.
При недостаточном
содержании белка в рационе в
организме могут развиться
Ребенок чувствителен не только к количеству белка, но и его качеству, которое определяется аминокислотным составом. Среди аминокислот выделяются 2 группы: незаменимые (эссенциальные) и заменимые. Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме и поэтому обязательно должны поступать с пищей. К ним относятся 8 аминокислот: триптофан, лизин, метионин, валин, треонин, фенилаланин, лейцин, изолейцин, а для детей раннего возраста еще и гистидин. Отсутствие любой из незаменимых аминокислот в получаемой пище отрицательно сказывается на состоянии ребенка – снижается синтез тканевых белков, начинают интенсивно распадаться собственные белки, за счет которых покрывается дефицит в данной аминокислоте. При этом возникает состояние отрицательного азотистого баланса, сопровождающегося падением массы тела, задержкой роста и развития.
Основными источниками
незаменимых аминокислот
Для организма ребенка важным является обеспеченность биологически активным небелковым азотом – нуклеотиды – структурные компоненты ДНК и РНК, а также АТФ – главная межклеточная молекула, транспортирующая энергию. Другие нуклеотиды участвуют в синтезе белков, жиров, в т.ч. ПНЖК, углеводов, повышают иммунитет, стимулируют рост полезной флоры кишечника, усиливают всасывание железа. [31. с. 43]
Количество животного белка в рационе с возрастом уменьшается в соотношении с растительным белком – от 3 до 7 лет 60–65%, старше 7 лет – 55% от общего количества получаемого белка, у взрослых – не менее 50% белков животного происхождения, у детей – не менее 60%, как и у взрослых спортсменов, а у юных спортсменов – 70% (при этом 40% животных белков должно поступать за счет мяса, рыбы, яиц и 30% за счет молока и молочных продуктов). [11, с. 10]
Биологическая ценность белка в пищевом рационе значительно возрастает при условии здорового питания, т.е. правильного сочетания белков животного и растительного происхождения, так как при этом взаимно обогащается и уравновешивается соотношение незаменимых и заменимых аминокислот, заменимые аминокислоты оказывают сберегающее действие на расход незаменимых аминокислот и создаются оптимальные условия для синтеза собственных тканевых белков. Так, например, богатый лизином молочный белок, дополняя аминокислотный состав муки бедной лизином, существенно увеличивает ценность мучных блюд приготовленных на молоке. Таким же образом обоснована ценность молочных каш. Изделия из муки и круп полезно сочетать с мясом и рыбой, белки которых богаты лизином и метионином. Белковая ценность яиц повышается при употреблении их с картофелем. Белки – это основной пластический материал для роста, развития и обновления организма. Они представляют собой структурные основные элементы всех тканей, входят в состав жидкой среды организма. Белки пищи расходуются на построение эритроцитов и гемоглобина, ферментов и гормонов, принимают активное участие в выработке защитных факторов – антител.
Роль жиров в здоровом питании.
Жиры выполняют в организме много функций – накапливают энергию, сохраняют тепло, защищают от травм, участвуют в обмене и образовании необходимых гормонов, витаминов и других биологически активных веществ.
Кроме высокой энергетической ценности (1 г жира дает 9,3 кал против 4,1 при «сгорании» 1 г белка или углевода), жиры наравне с белками выполняют роль пластического материала, входя в состав всех клеток и тканей организма. Жиры являются поставщиками жирных полиненасыщенных кислот и жирорастворимых витаминов, влияют на сердечнососудистую, центральную нервную системы, участвуют в процессе пищеварения, обеспечивают нормальный уровень иммунитета. Они способствуют лучшему использованию организмом белков, витаминов, минеральных веществ. Однако жиры это не самый легко доступный источник энергии в организме Их усвоение в пищеварительном тракте происходит медленнее, чем белков и углеводов и требуют специальной подготовки – эмульгирования ферментами поджелудочной железы и желчью. Последующий процесс использования энергии жиров многоступенчатый, требующий участия ферментов – катализаторов, расхода энергии. [31, с. 21]
Хотя энергетическая ценность всех видов жиров одинаковая, но усвояемость их может существенно различаться. Зависит это не только от природы жира, так и от состояния организма. Легче усваивается молочный жир, содержащий жирные кислоты с более короткими углеродными цепями и представляющий собой эмульгированную форму. Основной источник – сливочное масло и молочные продукты – обладает высокими вкусовыми качествами, благодаря низкой температуре плавления легко усваивается, содержит достаточное количество витаминов А, D2, каротина, токоферолов, фосфатидов, холина, биологически активных высокомолекулярных жирных кислот и сбалансированным соотношением.
Углеводы – важнейшие компоненты пищевого рациона спортсменов. Именно углеводы служат основным источником энергии. Они необходимы для обеспечения обмена веществ, стимулируют усвоение белков, способствуют нормальной деятельности печени, мышц, нервной системы, сердца и других органов. Если углеводный обмен не нарушен, то нервной ткани в большей мере необходима энергия глюкозы. Что же касается функции мышц, то она в равной мере обеспечивается энергией жиров и углеводов. Моносахарид фруктоза усваивается медленнее, чем сахароза, и легче при этом вовлекается в обменные процессы, быстрее покидает кровоток. [10, с. 77]
Практически здоровым людям с учетом возраста, характера и интенсивности их труда в сутки необходимо потреблять 300–500 г. углеводов. Для спортсменов в дни напряженных тренировок и соревнований суточная норма углеводов может возрастать до 600–700 г., хотя этот компонент питания не считают незаменимым. Довольно часто, а при больших энергетических затратах почти всегда суточный рацион в общей сложности должен содержать не менее 50 г. моносахаридов и дисахаридов. Иначе в организме усиливаются окислительные процессы с побочным образованием нежелательных для него кетоновых тел. Кроме того, для энергетических нужд начинают расходоваться мышечные и некоторые другие белки «Экстрасила» заключается в высоком содержании легко усваиваемых моно – и дисаридов, что способствует выделению стабильно высокого уровня энергии в течение тренировки, отдаляет порог усталости и повышает физическую работоспособность. Благодаря этому во время тренировок не происходит использования белка на энергетические цели, что предотвращает разрушению мышечных тканей. Белки имеют исключительное значение в жизнедеятельности организма. Без них невозможны рост и развитие организма. Это пластический материал для формирования клеток и межклеточного вещества. Установлено, что без достаточного количества белков в пищевом рационе многие витамины и минеральные вещества плохо усваиваются. [4, с. 49]
Витамины обеспечивают нормальное протекание биохимических и физиологических процессов в организме, являясь биологическими регуляторами обмена веществ. Энергетическая потребность спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих спокойный образ жизни. Их организм должен обеспечиваться, соответственно, повышенным количеством витаминов (особенно группы В) для оптимизации метаболических процессов – разложения и усвоения питательных веществ. Витаминный состав, представленный в «Экстрасиле для спортсменов», позволяет значительно повысить физическую и психическую выносливость организма, улучшает структуру тела, нормализует психомоторные реакции в неблагоприятных условиях повседневной деятельности [6, с. 30].
Минеральные вещества способствуют укреплению скелетно-мышечного аппарата спортсмена, повышают гормональный фон организма. Они играют большую роль в пластических процессах, входят в состав всех тканей организма; принимают участие в процессах обмена веществ; в синтезе и обеспечении функций ферментов; входят в состав витаминов, гормонов; нормализуют водно-солевой обмен; поддерживают кислотно-основное состояние. Данная биологически активная добавка может использоваться для ежедневной витаминно-минеральной подпитки спортсменов с высокоинтенсивными двигательными нагрузками. Хлорофилл – «зеленая кровь» растений – улучшает показатели крови спортсмена, насыщая ее кислородом и повышая гемоглобин. [21, с. 46]
Показания к применению:
· восстанавливает энергетические запасы спортсмена после напряженных физических тренировок;
· способствует ускоренному набору мышечной массы на фоне общего снижения жировых отложений;
· стимулирует анаболические (обменные) процессы в организме спортсмена, предупреждает гипогликемию;
Яблочная, лимонная, молочная, щавелевая, винная – почти все являются источником энергии. Положительно влияют на деятельность ЖКТ, снижая рН и улучшая состав микрофлоры. Винная кислота организмом не усваивается. Щавелевая в больших количествах может оказывать токсическое действие.
Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей, обеспечивают правильный рост и развитие костного скелета, зубов, мышечной, нервной ткани, принимают активное участие в процессах кроветворения, выработке различных ферментов и гормонов.
Это основные регуляторы важнейших физиологических процессов. В организме человека есть практически все вещества представленные в природе. Одни из них представлены в относительно большом количестве – макроэлементы (кальций, фосфор, калий, натрий, магний, хлор), другие в очень малом – сотые доли процента – микроэлементы (железо, медь, кобальт, фтор, йод, цинк, селен и др.)