Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:46, курсовая работа
Цель работы: изучить технику двигательного действия и ошибок в технике двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов.
Задачи работы:
Изучить имеющиеся литературные источники и выделить понятия «техника», «техническая ошибка».
Выделить особенности технических ошибок на стадии базовой спортивной подготовки.
Описать имеющиеся классификации технических ошибок.
Педагогический анализ техники двигательного действия выполняется по следующей схеме:
Д = О1+ 02 + 03 + • • • + Оn
ХД(0) = /(УI, YII, YIII...Yn),
где X — смысл двигательной задачи, эффект двигательного действия,
Y — факторы, обусловливающие эффект двигательного действия,
f— символ функциональной зависимости.
Y'x = f(ZI,ZII,ZIII...Z)n-
ОУ1
Д (О1О2 . . . Оn) ОУ2
ОУ3
ООТ1 ЛВ+ОПД
ОУ 1,2,3 и т.д. ООТ2 ЛВ+ОПД
ООТ3 ЛВ+ОПД
Анализируя технику любым из вышеприведенных способов можно сделать выводы о положительной или отрицательной эффективности техники двигательного действия.
Овладение техникой двигательного действия происходит в ходе процесса который является неотъемлемой частью спортивной подготовки – техническая подготовка. Техническая подготовка происходит в несколько этапов и проводится на протяжении всего периода многолетней подготовки спортсмена.
В ходе многолетнего
тренировочного процесса
Техническая подготовка направлена на создание широкого фонда разнообразных умений и навыков, а так же на овладение основами техники избранного вида спорта.
Основное внимание уделяется детализированному изучению техники движений, увеличению количества технических приемов и их разнообразию, обеспечению высокой эффективности технических действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, состояние его организма (утомление, предстартовое возбуждение), а так же условий в которых они выполняются (тренировка или ответственные соревнования, высокие или низкие температуры, атмосферное давление, высота над уровнем моря, погодные условия)
Сохранение технического мастерства применительно к достигнутому уровню тренированности.
Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4—6 годичных циклов, вторая — 6—8, третья — 4—6.
Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена на каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов.Но у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер.
Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.
В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки
Техническая подготовка на данном этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.
На этапе стабилизации техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.
3) Этап адаптивного совершенствования (приспособительного).
Здесь техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.
Стадия базовой технической подготовки – первая ступень многолетней спортивной подготовки. Она занимает от одного до трех лет.
Основная задача: создание широкого фонда разнообразных умений и навыков, овладение основами техники избранного вида спорта.
Процесс создания «школы движений» - основная отличительная особенность стадиибазовой технической подготовки спортсменов. Ее успех зависит от успешного обучения двигательным действиям. Л.П.Матвеев подробно рассматривает данный процесс и делит его три этапа.
Процесс обучения двигательным действиям (по Л.П.Матвееву,1991)
1 этап - Начальное разучивание (формирование основ (предпосылок) умения – стадия предумения).
2 этап – углубленное разучивание (формирование умения в его целостных контурах и деталях – стадия собственно-умения)
3 этап – результатирующая обработка действия (непосредственное становление навыка, его упрочение, совершенствование (стадия навыка).
Л.П.Матвееводнако отмечает, что данная схема является оптимальной для принципиально нового действия, но в процессе обучения нередко встречаются ситуации когда обучающийся уже имеет предпосылки для правильного выполнения данного действия. Тогда процесс начального обучения может укорачиваться или вообще сводиться к минимуму. Предпосылки процесса обучения: собственно-физическая готовность обучающихся к изучению действий требующих значительных проявлений тех или иных физических качеств; наличие двигательного опыта, психическая готовность к овладению двигательным действием. «Процесс технической подготовки всегда «многослоен»: одновременно с формированием одних, новых, навыков (или их элементов) происходит разрушение, преобразование, стабилизация и совершенствования других.» (Матвеев Основы спортивной тренировки)
В процессе обучения двигательным действиям, а так же в процессе технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе часто выявляются несоответствия, совершаемого спортсменом действия с биомеханической моделью данного действия, а так же отклонения от основной направленности технической подготовки спортсмена. Эти несоответствия получили название – технические ошибки.
Техническая ошибка – совершение двигательного действия или его части которое несоответствует:
- биомеханической модели двигательного действия, либо
- педагогической модели двигательного действия,
а значит нуждается в коррекции.
Многообразие двигательных действий определяет возможность возникновения множества технических ошибок, различных по форме проявления, причин возникновения, степени укоренения.
Выявление технических ошибок ставит перед педагогом задачу по их исправлению. Для успешного решения данной задачи необходимо владеть всей полнотой информации о выявленной ошибке. Для этого нужно обратиться к работам авторов, изучавших сущность и многообразие технических ошибок, и на основе полученных данных создавших классификации технических ошибок.
К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.
В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:
Грубыеошибки- ошибки искажающие основу техники двигательного действия.
Значительные ошибки- характеризуютсяневыполнением общей детали техники;
Незначительные ошибки— неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.
Нестабильные ошибки - ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению.
Стабильные ошибки – ошибки, закрепленные в навык.Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.
Нетипичные ошибки- ошибки, возникающие эпизодически, как правило, по субъективным причинам.
Типичные ошибки-характеризуются своей распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов или недостатки общепринятой методики обучения данному физическому упражнению. Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и типичной.
Данная классификация очень удобна для применения, но в ней не отражена четко информация о причинах возникновения ошибок, что является очень важным для работы по предупреждению технических ошибок.[12]
Б.А.Ашмарин же в своей работе ссылается на классификацию В.В. Белиновича.
3.2.Классификация двигательных ошибок (по В.В.Белиновичу, 1958)
В строгом значении понятия это парная группировка полярных ошибок, в которой каждая пара имеет собственный признакразличия.
Отдельные ошибкивстречаются редко, по крайней мере на первых шагах обучения. Такие ошибки, если они не слишком грубые, не являются
большим препятствием в обучении.
Гораздо чаще наблюдаютсякомплексные
ошибки, так как движения, составляющиедвигательноедейств
Первые ошибки чаще всего наблюдаются в начале освоениядействия. Автоматизированные ошибки возникают в результатемногократного повторения неправильных движений. Такиеошибкиимеют стойким характер и с большим трудом поддаютсяисправлению.
Информация о работе Техника двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов