Влияние типа темперамента у девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одинаковом уровне. Чем выше уровень технического и тактического мастерства, тем в большей степени исход спортивных соревнований определяется психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее складывается спортивная борьба, и тем большее значение приобретает психическое состояние спортсмена.

Содержание работы

Введение………...…………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу………………………………..........6
1.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………...………6
1.2 Психологические особенности детей 9-12 лет…………………….……....12
1.3 Роль темперамента в спортивных играх…………………………………...15
1.4 Влияние темперамента на отбор в спортивных играх…………………….17
Глава 2 Опытно - экспериментальное обоснование проблемы влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу…...22
2.1 Методы исследования……………………………………………………….22
2.2 Организация исследования…………………………………………………24
2.3 Результаты исследования……………………………………………………26
Вывод……………………………………………………………………………..37
Библиографический список……………………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая психология (Восстановлен).doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

федеральное государственное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ишимский государственный  педагогический институт им. П.П. Ершова»

Факультет физической культуры

 

Кафедра теории и методики физической культуры

 

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕВОЧЕК 10-12 ЛЕТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ

Курсовая работа

 

                                                                     Исполнитель:

Мальцев Николай Александрович

студент  3 курса заочного отделения  

факультета физической культуры  

Научный руководитель:

 

Работа защищена : «   »                   2013 г                       Оценка «___»  ______________________

                                          Зав кафедрой______________________        

 

                                           Ишим

                                            2013

 

Содержание

Введение………...…………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические аспекты влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу………………………………..........6

1.1 Общее понятие о  темпераменте……………………………………...………6

1.2 Психологические особенности  детей 9-12 лет…………………….……....12

1.3 Роль темперамента в спортивных  играх…………………………………...15

1.4 Влияние темперамента на отбор в спортивных играх…………………….17

Глава 2 Опытно - экспериментальное обоснование проблемы влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу…...22

2.1 Методы исследования……………………………………………………….22

2.2 Организация исследования…………………………………………………24

2.3 Результаты исследования……………………………………………………26

Вывод……………………………………………………………………………..37

Библиографический список……………………………………………………..39

Приложение………………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность: В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одинаковом уровне. Чем выше уровень технического и тактического мастерства, тем в большей степени исход спортивных соревнований определяется психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее складывается спортивная борьба, и тем большее значение приобретает психическое состояние спортсмена. Поэтому не удивляет то, что в последнее время интерес спортивной науки и практики к различным сферам прикладной психологии возрос. Современный уровень спортивных достижений требует, чтобы тренер был знаком со многими проблемами подготовки спортсменов. Проблемы социальной психологии не являются исключением.

Cреди спортсменов встречаются все типы темперамента. Темперамент иногда «определяет» вид спорта, который человек выбирает, и почти всегда обуславливает индивидуальный стиль спортивной деятельности. В свою очередь тренер просто не может не учитывать особенности темперамента своих учеников, и чем лучше он ориентируется в них, тем выше эффективность его педагогических воздействий.

Темперамент и его  основные типы сохранились до наших  дней. Эта удивительная жизненная наблюдательность Гиппократа в целом получила подтверждение в исследованиях нервной системы.

Было установлено, что  люди с различными типами нервной  системы могут заниматься одним  видом спорта одинаково успешно, где преимущество в определенных свойствах нервной системы должно обеспечить большой результат. Здесь имеет место своеобразная компенсация недостающих качеств, происходящая, как полагает Е.А. Климов, за счет моментов, внешних по отношению к свойствам нервной системы. Однако, при повышенной экстремальности условий, роль таких моментов снижается, а компенсация отсутствующих качеств все более затрудняется. Решающее место начинают занимать природные качества человека, в том числе и свойства его нервной системы. Отмечено, что индивидуальные особенности людей в этом отношении могут играть настолько существенную роль, что в некоторых видах деятельности, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть данной деятельностью, человек не может достичь необходимого уровня спортивного мастерства.

Неравномерность развития различных функций предполагает наличие психологических свойств  личности, которые представляют определенную совокупность психологических качеств, тесно связанных с проявлением  особого интереса к определенному  виду спорта.

Проблема. К свойствам личности и относится темперамент. Темперамент, как биологический фундамент личности был и остается темой для разнообразных исследований в спорте. Но в частности для волейбола темперамент исследован очень мало, а в особенности применительно к отбору и начальному этапу обучения. Не вызывает никаких сомнений, что для тренерской работы, как в волейболе, так и в других видах спорта требуются психологические знания этой стороны психики человека. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Объект исследования: учебно – тренировочный процесс девочек-волейболисток 10-12 лет.

Предмет исследования: особенности влияния типа темперамента девочек 10 – 12 лет на эффективность обучения волейбола

Цель исследования: изучить влияние темперамента на успешность овладения навыками игры в волейбол девочек 10-12 лет.

 Задачи исследования

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Обосновать эффективность  обучения девочек 10-12 лет навыкам  игры в волейбол в зависимости  от типа темперамента.

3. Разработать методические рекомендации к проведению занятий по волейболу с девочками 10-12 лет с различными типами темперамента.

Гипотеза: предполагается, что определение связи типа темперамента с эффективностью обучения волейболу у детей на начальном этапе обучения, позволит выделить наиболее подходящий тип темперамента для занятий волейболом.

 Методы  исследования

1. Анализ научно-методической  литературы.

2. Тестирование

3. Педагогическое наблюдение

4. Анкетирование 

3. Метод математико – статистической обработки данных.

Теоретическая и практическая значимость: состоит в возможности влияние темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу    в дальнейшей деятельности педагога.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключение, библиографический список и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу

 

 

1.1 Общее понятие  о темпераменте

 

 

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма (внутреннее условие), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологическим продуктам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий и свойств составляет нервная система. Тип нервной системы обуславливает, в свою очередь, темперамент человека. Но темперамент во всех своих проявлениях зависит не только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние, как на скорость его развития, так и на способы его проявления личностью [1].

В последнее время  акселерация привела к раннему  развитию темперамента.

Темперамент — биологический  фундамент, на котором формируется  личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.

Следует сказать, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (это невозможно), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.

Существующие сейчас типы темперамента были предложены еще  во втором веке до нашей эры врачом Клавдием Галеном. Он предложил девять типов темперамента. Сейчас из этих девяти выделены четыре основных —  это сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик [21].

Сангвиник, в своей основе имеет стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбудимостью чувств и их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его не постоянны, и на них нельзя слишком полагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

Холерик, находясь под влиянием страстей, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и находчивость, которые быстро воспламеняются от малейшего препятствия. Сила его чувств — гордость, мстительность, честолюбие — не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

Флегматиком чувства овладевают медленно. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.

Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет склонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений [ 5].

И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типов нервной системы. Он выделил и описал четыре типа нервной системы и сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. Павлов утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные типы темперамента.

Сангвиник (нервная система  первого типа) — человек быстрый, легко приспособляющийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует  высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высшей степени активный, подвижный, общительный человек, легко сходиться с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. При постоянном возбуждении, в противном случае он становиться скучным и вялым [ 2].

Холерик (нервная система  второго типа) — это человек, нервная  система которого определяется преобладанием  возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго, и как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение». Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись каким-нибудь делом, он чересчур налегает на свои силы и в конце концов истощается больше, чем следует, дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Холерикам трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив [ 7].

Флегматик (нервная система третьего типа) — это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов возбуждения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся настойчивостью, терпением, выдержкой и самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит не достаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Он медленно, трудно привыкает к новым людям, не скоро начинает обращаться к ним, задавать вопросы, вступать в беседу. Ему присуще замедленность реакций в общении, круг общения менее широк чем у сангвиника. Он отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если поссориться с ними, даже если эти люди обидят его. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствия, но когда она достигнет определенного предела, критической величины, неминуем сильный «разряд», нередко неожиданный для его собеседника, по самому, казалось бы, незначительному поводу [ 10].

Меланхолик (нервная система  четвертого типа) — это человек, плохо сопротивляющийся воздействию  сильных стимулов, поэтому он часто  пассивен и заторможен. Воздействие  этих стимулов может привести к нарушению  поведения. У него нередко отмечается боязливость, беспокойство, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опустить руки. Он не энергичен, не настойчив, не общителен. Его пугает новая обстановка, новые люди — он теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, он уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке он всегда прячется в свою «раковину» [ 4 ].

Информация о работе Влияние типа темперамента у девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу