Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:20, курсовая работа
Актуальность: В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одинаковом уровне. Чем выше уровень технического и тактического мастерства, тем в большей степени исход спортивных соревнований определяется психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее складывается спортивная борьба, и тем большее значение приобретает психическое состояние спортсмена.
Введение………...…………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу………………………………..........6
1.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………...………6
1.2 Психологические особенности детей 9-12 лет…………………….……....12
1.3 Роль темперамента в спортивных играх…………………………………...15
1.4 Влияние темперамента на отбор в спортивных играх…………………….17
Глава 2 Опытно - экспериментальное обоснование проблемы влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу…...22
2.1 Методы исследования……………………………………………………….22
2.2 Организация исследования…………………………………………………24
2.3 Результаты исследования……………………………………………………26
Вывод……………………………………………………………………………..37
Библиографический список……………………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………42
Первая группа из 8 девочек со смешанным , в той или иной мере типом темперамента холерика/преобладающего/ с мало выраженным темпераментом сангвиника: Новикова, Мавричева, Васильева, Кодь, Доленко, Норина, Масленникова, Григорьева.
Во второй группе только одна девочка выраженный сангвиник: Шадрина.
Третья группа из трех девочек выраженные холерики:
Серватовская, Поддубная, Маркелова.
Четвертая группа из двух девочек, это в разной мере смешанный тип темперамента меланхолика с сангвиником :
Алиева, Сафронова.
Пятая группа объединяет трех девочек более выраженного сангвиника с мало выраженным холериком:
Воронова, Супцова, Федоренко (Приложение 2).
Исходя из особенностей и типа темперамента были разработаны и даны рекомендации, для проведения с девочками учебно-тренировочных занятий по волейболу. Для чего девочки были разделены на пять групп с различными темпераментом исходя из данных анкетирования по методике Айзенга и методике Смирнова и Левика. Эти пять групп приведены выше, в результате обработке материала по первому и второму этапу работы.
По показателям физической и технической подготовки обучаемых, в таблицах 2, 4, 10 представлены эти показатели. Для оценки суммарного показателя в ранговой шкале применялась бальная система. К первой группе были отнесены девочки набравшие показатели выше среднего арифметического плюс его ошибка. Ко второй группе девочки набравшие среднее арифметическое плюс-минус его ошибку. А е третей группе занимающихся набравшие показатели меньше среднего арифметического минус его ошибка.
По результатам тестирования физической подготовленности девочки разделились следующим образом:
Первая группа – девочки, набравшие больше 98 баллов:
Воронова, Мавричева, Васильева, Масленникова, Сунцова, Кодь, Федоренко, Новикова, Доленко.
Вторая группа – девочки, набравшие больше 82, но меньше 98 баллов:
Норина
Третья группа – девочки, набравшие меньше 82 баллов:
Григорьева, Серватовская, Шадрина, Сафронова, Алиева, Маркелова, Поддубская
По результатам тестирования
на уровне технико-тактической
К первой группе относятся девочки, набравшие больше 65 баллов:
Васильева, Масленникова, Сунцова, Федоренко, Доленко.
Ко второй группе относятся девочки набравшие больше 45 баллов, но меньше 65 баллов:
Норина, Кодь, Воронова, Новикова, Серватовская.
К третей группе относятся девочки, набравшие меньше 45 баллов:
Григорьева, Алиева, Маркелова, Поддубская, Шадрина, Сафронова, Мавричева.
Обобщая Суммарные показатели физической и технико-тактической
подготовленности девочек, расположилось в следующим ранговом порядке:
Первая группа – девочки, набравшие больше 161 балла:
Воронова, Мавричева, Васильева, Масленникова, Сунцова, Кодь, Федоренко, Доленко.
Вторая группа- девочки набравшие больше 129, но меньше161 балла:
Норина, Новикова.
К третьей группе относятся девочки, набравшие меньше 129 баллов:
Григорьева, Алиева, Маркелова, Поддубская, Шадрина, Сафронова, Серватовская
Сопоставляя их расположение в ранговой структуре и участие в соревновательном процессе видно, что те кто набрал наибольшее количество баллов в основном и играл в стартовом составе, за исключением Григорьевой (см. таблицу 4).
Девочки, покинувшие основной состав Григорьева и Кодь по своим физическим данным уступают Федоренко и Доленко. Кроме этого, по сложившимся обстоятельствам в семье Кодь и Григорьева не ездили с командой в спортивный лагерь, хотя по уровню темперамента они могут играть в основном составе.
Игроки, планируемые на замену (Приложение 3) имеют по ранговой таблице в основном среднее значение, кроме Васильевой, которая пришла в секцию с очень низким начальным уровнем физического развития. И даже такой прирост как у нее 210 баллов не позволяет ей догнать ведущих игроков, хотя у некоторых из них прирост результатов намного ниже Воронова – 165 баллов, Мавричева- 180 баллов.
Таблица № 2
Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента
Экстраверсия |
Регидность |
Эмоц. возбудимость |
Темп реакции |
Активность |
23-26 Оч. высокая |
16-23 Оч. высокая |
18-20 Оч. высокая |
20-22 Оч. быстрый |
24-26 Оч. высокая |
17-21 высокая |
12-15 высокая |
14-17 высокая |
14-19 быстрый |
21-23 высокая |
12-16 средняя |
7-11 средняя |
8-13 средняя |
9-13 средний |
14-20 средняя |
7-11 высокая |
3-6 высокая |
4-7 высокая |
5-8 медленный |
9-13 низкая |
0-6 Оч. высокая |
0-2 Оч. высокая |
0-3 Оч. высокая |
0-4 Оч. Медлен. |
0-8 Оч. низкая |
Интроверсия |
Пластичность |
Эмоц. уравновешенность |
Таблица 3
Сдвигов результатов тестирования техники и ОФП с октября 2012г. по май 2013г. у девочек 10-12 лет
Продолжение таблицы 3.
Продолжение табл.3
№ |
Нормативы по технике |
||||
10 подач, раз |
6 подач по зонам 1-5, раз |
Подача под веревку, раз |
Сумма всех баллов по технике |
Сумма всех баллов | |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
1. |
+5 |
+2 |
+3 |
59 |
165 |
2. |
+8 |
+4 |
+1 |
48 |
132 |
3. |
+4 |
+3 |
+1 |
25 |
99 |
4. |
0 |
0 |
0 |
4 |
53 |
5. |
+8 |
+3 |
+3 |
38 |
180 |
6. |
+6 |
+2 |
+2 |
105 |
210 |
7. |
+7 |
+2 |
+3 |
75 |
180 |
8. |
+5 |
+1 |
+5 |
166 |
267 |
9. |
+6 |
+2 |
+3 |
58 |
170 |
10. |
+8 |
+2 |
+2 |
76 |
191 |
11. |
+5 |
+3 |
+1 |
50 |
98 |
12. |
+4 |
+1 |
0 |
38 |
94 |
13. |
+2 |
+3 |
0 |
21 |
72 |
14. |
+5 |
+4 |
+1 |
52 |
158 |
15. |
+6 |
+1 |
+2 |
99 |
245 |
16. |
0 |
0 |
0 |
10 |
82 |
17. |
+2 |
+1 |
+2 |
19 |
73 |
Пояснения к таблице 3.
По графе 15 можно сделать следующие выводы:
Среднее арифметическое – 90 баллов
Ошибка среднего арифметического ±8 баллов
По графе 21 можно сделать следующие выводы:
Среднее арифметическое – 55баллов
Ошибка среднего арифметического ±10 баллов
По графе 22 можно сделать следующие выводы:
Среднее арифметическое – 55баллов
Ошибка среднего арифметического ±10 баллов
Дополнения к табл. 3.
1 Количество баллов
по приросту физической и
В беге – прирост на 1см. +1 балл
В прыжках – прирост на 1 см. +1 балл
При бросках н/м – прирост на 1 передачу +1 балл
При передачах – прирост на 1 перекладину +1балл
При подтягиваниях на перекладине – прирост на 1 раз +1балл
Ухудшение результатов оценивалось по тому же принципу.
2. Среднее арифметическое определялось по формуле:
где, Х – среднее арифметическое значение;
Хi – отдельное значение;
n – число измерений;
Σ – знак суммирования.
Ошибка среднего арифметического определялась по следующим формулам:
где, δ – стандартное отклонение;
– сумма квадратов отклонений каждого отдельного измерения от среднего арифметического;
n – число измерений.
По результатам определения стандартного отклонения определялась ошибка среднего арифметического:
где, Sx – ошибка среднего арифметического ;
t – показатель точности полученного результата (принят равным 1);
n – число измерений.
А так же Сафроновой, которая при очень низком показателе физической и технико-тактической подготовке 73 балла играла на заменах, но это было из-за ее большого роста 174см., и надежда, что она похудеет, а так же из-за того, что волейболом она занимается на два года больше остальных.
Наглядно видно, что такие девочки как Доленко и Федоренко не случайно пробились из запаса в основной состав. Хотя и занимаются на год меньше остальных девочек. Их количество баллов Доленко – 245,второе во всей команде, а у Федоренко – 191 четвертое.
Исходя из данных о времени проведения на площадке за два первых турнира, получилась следующая картина:
Первая группа провела на площадке больше 35% от общего времени:
Воронова, Федоренко, Григорьева, Мавричева, Масленникова, Сунцова, Кодь.
Вторая группа девочек провела на площадке, в основном участвуя в заменах, меньше 35% от общего игрового времени:
Норина, Васильева, Маркелова, Новикова, Доленко, Сафронова.
Третья группа девочек вообще не выставлялась на площадку:
Серватовская, Шадрина, Алиева, Поддубская.
Смотри таблицы 5 и 6
Все выше приведенные критерии сведены в таблицу 11 из которой видно, что успешно овладевают навыками игры в волейбол:
Воронова, Мавричева, Васильева, Масленникова, Сунцова, Кодь, Федоренко, Новикова, Доленко, Григорьева, Норина.
Плохо овладевают навыками игры:
Маркелова, Сафронова, Серватовская, Шадрина, Алиева, Поддубская.
Это же подтверждают и данные приведенные в таблице 7 по эффективности
игры на приеме подачи и при подаче на
«Новогоднем турнире 2012г.» Так как фиксировалась
успешность овладения навыками игры в
волейбол, в этом возрасте и при их
подготовленности не показательно, кроме
этого временные характеристики не дают
представления об эффективности игровых
действий занимающихся. Сравнивая данные
таблицы 3 и таблицы 7 видна связь подачи
и приема подачи с общей и специальной
физической подготовленности девочек.
Хотя по данным таблицы 11 Григорьева набрала
– 6 баллов, а Норина - 7 баллов. Что меньше
среднего количество баллов, однако они
внесены в первую группу по ряду объективных
причин. Григорьева, после того как ее
заменила в составе Федоренко в место
того, что бы ходить на тренировки и приложить
максимум усилий для того, чтобы вернуться
в основной состав, записалась в секцию
по конькам и не поехала в спортивный лагерь.
Это в результате и повлияло на ее результат.
Норина по своему развитию – ретердант,
и поэтому немного отстает от своих сверстниц.
Она довольно быстрая и прыгучая, исходные
показатели – высокие, хотя прирост показателей
на данном этапе незначительный.
Таблица 5
Результаты игр турнира «Ласточка» апрель-май 2013г. и количество времени в % проведенного игроками на площадке
№ |
Ф.И.О |
Команды – противники. Результаты встреч. Время, проведенное на площадке, от всего времени в% |
Количесто сыгранного времени в % | ||||||||
СОШ №1 |
СОШ №2 |
Энергия №1 |
ДЮСШ №1 |
СОШ Быс труха |
Импульс |
Энергия №2 |
ДЮСШ №2 |
||||
за этот тур- нир |
за 2 турнир | ||||||||||
2:0 |
2:0 |
1:2 |
2:0 |
1:2 |
0:2 |
2:0 |
2:0 |
||||
1. |
Воронова С. |
100 |
80 |
100 |
100 |
70 |
60 |
100 |
100 |
89 |
89 |
2. |
Норина Н. |
- |
- |
20 |
- |
30 |
40 |
- |
- |
11 |
11 |
3. |
Григорьева И. |
- |
20 |
30 |
- |
20 |
10 |
- |
20 |
12 |
48 |
4. |
Алиева С. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
5. |
Мавричева Ю. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
97 |
98 |
6. |
Васильева М. |
20 |
- |
30 |
- |
20 |
20 |
- |
- |
11 |
8,5 |
7. |
Масленникова Н. |
90 |
100 |
80 |
100 |
75 |
70 |
100 |
65 |
85 |
86 |
8. |
Сунцова Л. |
100 |
80 |
100 |
90 |
60 |
75 |
90 |
60 |
82 |
84 |
9. |
Кодь Н. |
80 |
100 |
70 |
100 |
70 |
75 |
100 |
65 |
82 |
87 |
10. |
Федоренко В. |
100 |
100 |
70 |
90 |
60 |
70 |
100 |
100 |
86 |
50 |
11. |
Серватовская Ю. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
12. |
Маркелова Л. |
- |
- |
- |
- |
30 |
- |
- |
- |
4 |
11 |
13. |
Шадрина А. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
14. |
Новикова А. |
10 |
- |
20 |
- |
25 |
30 |
- |
20 |
13 |
9,5 |
15. |
Доленко Н. |
- |
- |
- |
10 |
40 |
25 |
10 |
35 |
15 |
8 |
16. |
Поддубская М. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
17. |
Сафронова В. |
- |
- |
- |
10 |
20 |
25 |
- |
35 |
11 |
8,5 |