Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:20, курсовая работа
Актуальность: В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одинаковом уровне. Чем выше уровень технического и тактического мастерства, тем в большей степени исход спортивных соревнований определяется психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее складывается спортивная борьба, и тем большее значение приобретает психическое состояние спортсмена.
Введение………...…………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу………………………………..........6
1.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………...………6
1.2 Психологические особенности детей 9-12 лет…………………….……....12
1.3 Роль темперамента в спортивных играх…………………………………...15
1.4 Влияние темперамента на отбор в спортивных играх…………………….17
Глава 2 Опытно - экспериментальное обоснование проблемы влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу…...22
2.1 Методы исследования……………………………………………………….22
2.2 Организация исследования…………………………………………………24
2.3 Результаты исследования……………………………………………………26
Вывод……………………………………………………………………………..37
Библиографический список……………………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………42
Отбор включает показатели, на основе которых можно судить об успешности овладения навыками игры в волейбол и высокой эффективности соревновательной игровой деятельности [ 16].
Эксперименты показали, что при отборе необходимо опираться на объективные показатели: уровень и изменение комплекса показателей с возрастом и под влиянием целенаправленных занятий, связь этих показателей с овладением навыками игры и спортивными достижениями в волейболе. В круг таких показателей входят:
уровень развития физических и координационных способностей, специфичных для приемов игры в волейбол;
уровень развития способностей (быстрота реакции, оперативное мышление, количество перерабатываемой информации, ориентировка и др.);
морфологические данные, функциональные особенности органов и систем организма детей, свойства высшей нервной деятельности;
психические качества и свойства личности, в частности психологическая совместимость членов команды, их эмоциональная устойчивость и т.п [ 18].
На всех этапах отбора проводят наблюдения в играх: подвижных, учебных, контрольных, календарных. Их цель — получить данные для оценки психических качеств занимающихся, особенностей их характера и прогнозирования воспитания морально-волевых качеств. Выявляют показатели эмоциональной устойчивости и надежности, инициативности, оперативного мышления.
Пределы человеческих возможностей в
спорте определяются не только оптимальной
формой и строением тела, функциональным
совершенством органов и
Существуют ли особые свойства личности, характера и темперамента, которые предопределяют занятия спортом и достижение высоких результатов именно в определенном виде?
Эмпирические исследования пока не многочисленные, однако в целом они подтверждают наличие корреляции между спортивным результатом и определенными чертами личности спортсмена. Среди количественных методов изучения личности спортсменов следует выделить опросник Айзенка [ 3].
Опросник Айзенка позволяет
определить такие параметры темперамента,
как экстраверсия — интроверсия,
а также эмоциональная стабильн
Глубокое знание психофизиологических особенностей спортсменов высокого класса связанно с изучением высшей нервной деятельности, которая в значительной степени определяет спортивные достижения. «Высоких результатов в любой сфере деятельности, - писал Б.М.Теплов, - можно достичь путем настойчивости, упорства. Но для людей с разными типологическими особенностями нервной системы это будут различные пути». На современном уровне спортивного мастерства среди высококвалифицированных спортсменов побеждает тот, кто обладает не только высокой тренированностью, но еще и соответствующими свойствами и типом высшей нервной системы, каковыми являются типологические особенности высшей нервной деятельности.
Особенности центральной
нервной системы у спортсменов
изучались в самых разных аспектах.
Было отмечено, что высокая подвижность нервны
Подвижность и уравновешенность нервной системы также важны для спорта, однако, не в такой мере, как ее силы. Для видов спорта с быстрой сменой ситуаций (фехтование, спортивные игры) или положение тела (акробатика, прыжки в воду) подвижность нервной системы имеет большое значение. Сильная нервная система нужна лыжникам-гонщикам, легкоатлетам-стайерам, марафонцам. Большинство методик типа высшей нервной деятельности, к сожалению, технически сложны, трудно сравнимы и основаны на изучении разных анализаторов. Поэтому порой встречается несоответствие взглядов на роль основных свойств нервной системы в спортивном достижении.
Таким образом, типологические особенности нервной системы могут играть существенную роль в достижении высоких спортивных результатов, но не следует абсолютизировать это положение. И.П.Павлов писал: «…тепличное воспитание может привести к тому, что человек с сильной нервной системой всю жизнь останется жалким трусом».
Выводы очень противоречивы, но можно сказать с определенной уверенностью следующее: во-первых, спортсмены экстра класса имеют некоторые психологические отличия от других людей; во-вторых, представители разных видов спорта обладают разными чертами личности, темпераментом и характером; в-третьих, высококвалифицированные спортсмены психологически отличаются от спортсменов среднего и низкого уровня мастерства [ 24].
Глава 2. Опытно - экспериментальное обоснование проблемы влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование
3. Педагогическое наблюдение
4. Анкетирование
5. Метод математико-статистической обработки данных
Анализ литературных источников при менялся на всех этапах исследования и был направлен на изучение и обобщение специальной литературы: научной, методической, популярных отечественных авторов по вопросам влияния типа темперамента девочек 10- 12 лет на эффективность обучения волейболу.
Тестирование проводилось с целью выявления типа темперамента девочек 10 – 12 лет на эффективность обучения волейболу. В работе использовались контрольные упражнения:
На протяжении всего периода проводилось наблюдения за успешностью овладения девочками игровыми навыками. Приведены данные о стартовых составах команд к «Новогоднему турниру 2012г.» Таблица №3 и №5 декабрь 2012г. К «Весенним ласточкам» апрель-май 2013г.
Для наблюдения за успешностью овладения навыками игры в волейбол, на Новогоднем турнире 2012г. Велась запись за эффективностью подачи приема подачи во время игры. Эти два элемента были выбраны, как основные для детей этого возраста.
Регистрация наблюдений велась по общеизвестной методике:
Подача:
Забитая - / +
Оставшаяся в игре - / +
Неподанная - / +
Аналогично фиксировался и прием подачи.
Результаты наблюдения
собраны и приведены в
Количество записанных игр – 7.
В ходе проведения учебно – тренировочного процесса проводилось анкетирование по анкете Айзинка. Для более точного определения типа темперамента на втором этапе работы проводилось анкетирование по методике Смирнова и Левика.
Математическая статистика применялась для обработки полученных результатов. Среднее арифметическое определялось по формуле:
где, Х – среднее арифметическое значение;
Хi – отдельное значение;
n – число измерений;
Σ – знак суммирования.
2.2 Организация исследования
Исследования проводились на команде девочек 2002 года рождения ДЮСШ с. Абатское Тюменской области. Всего обследовано 17 человек.
Для определения влияние типа темперамента девочек 10 – 12 лет на эффективность обучения волейболу. Исследование проводилось с февраля 2012г — апрель 2013г) было проведено тестирование различных физических качеств (прыгучести, быстроты перемещений, силы мышц плечевого пояса, выносливости).
Для тестирования прыгучести использовались три теста:
Прыжок в длину с места
Прыжок в высоту с места с доставанием отметки.
Прыжок в высоту с разбега с доставанием отметки.
Для тестирования быстроты перемещений использовалось три теста:
Рваный (челночный) бег 24м
Бег 30м
Бег 30м
Примечание: был использован обычный кнопочный секундомер, точность измерения 0,1с.
Для тестирования скоростной выносливости использовался тест «Елочка»
Бег «Елочка» с касанием набивных мячей расположенных в соответствующих зонах, очередность касания (см. Схему №1)
Схема №1
2 1
4 3
6 5
Для тестирования силовых возможностей использовались четыре теста:
1. Подтягивание на перекладине.
2. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы, стоя лицом по направлению метания.
3. Броски набивного меча двумя руками за голову стоя спиной по направлению метания.
4. Броски набивного мяча двумя руками за голову стоя спиной по направлению метания.
Примечание: Использовался набивной мяч весом 1кг.
Повторное тестирование в мае через 7 месяцев по окончанию учебно-тренировочного сезона, были проведены те же тесты. Результаты тестирования представлены в таблице № 2 и № 10.
Было проведено тестирование уровня технической подготовленности подача, передача сверху, передача снизу.
Для тестирования подачи использовались три теста:
1. Десять подача подряд через сетку в любые зоны.
2. Шесть подач, из которых три подачи в 5 зону и три подаче в 1 зону. Подачи подаются по схеме 5-1-5-1-5-1 зоны.
3. Десять подач между сеткой высотой 210см. И веревкой с флажками повешенной на высоте 70 см. над сеткой.
Для тестирования передачи сверху и снизу использовались общепринятые тесты:
1. Передача сверху в баскетбольном кругу, не выходя из него, высота передачи 1,5м. и выше.
2. Передача снизу в баскетбольном кругу, Высота передачи 1м. и выше.
Повторное тестирование проводилось в конце учебно-тренировочного года май 2013г. Результаты предоставлены в таблице №2 и №10.
2.3. Результаты исследования
В результате проведенного тестирования в октябрь 2012г и мае 2013г полученные данные были проанализированы, систематизированы и оформлены в виде курсовой работы.
После первого этапа работы, по определению типа темперамента в набранной группе девочек анкетирование проводилось по анкете Айзинка/, были получены следующие данные (Приложение 1).
Для более точного определения типа темперамента на втором этапе работы проводилось анкетирование по методике Смирнова и Левика. В результате анкетирование, девочки распределились на следующие группы: