Влияние типа темперамента у девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одинаковом уровне. Чем выше уровень технического и тактического мастерства, тем в большей степени исход спортивных соревнований определяется психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее складывается спортивная борьба, и тем большее значение приобретает психическое состояние спортсмена.

Содержание работы

Введение………...…………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу………………………………..........6
1.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………...………6
1.2 Психологические особенности детей 9-12 лет…………………….……....12
1.3 Роль темперамента в спортивных играх…………………………………...15
1.4 Влияние темперамента на отбор в спортивных играх…………………….17
Глава 2 Опытно - экспериментальное обоснование проблемы влияния типа темперамента девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу…...22
2.1 Методы исследования……………………………………………………….22
2.2 Организация исследования…………………………………………………24
2.3 Результаты исследования……………………………………………………26
Вывод……………………………………………………………………………..37
Библиографический список……………………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая психология (Восстановлен).doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

В последние годы к  основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения — энергетический уровень и временные параметры. Первая — описывается через реактивность и активность, вторая — через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызвать реакцию.

Психологи склоняются к  представлению, что при классификации  темперамента нужно учитывать также  и индивидуальную склонность реагировать  на ситуацию преимущественно  одной  из врожденных эмоций. Как показали исследования, меланхолик склонен к реакции страха, холерик — к гневу и ярости, сангвиник — к положительным эмоциям [ 6].

Ряд авторов описывают  основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной  реакции следующим образом:

Сангвиник — человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может его сильно рассердить. По его лицу легко угадать, какого его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Этот человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Он способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт [ 15].

Холерик — отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда, большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт [ 9].

Флегматик — высокая  активность, значительно преобладающая  над реактивностью. Он обладает малой  чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вдруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переключается на другое, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Меланхолик — это  человек с высокой чувствительностью. Повышенная чувствительность при большой  инертности приводит к тому, что  незначительный повод может вызвать  у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения невыразительны, голос тихий. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опустить руки. Он не энергичен, не настойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство — интроверты.

Можно считать твердо установленным, что тип темперамента у человека – врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще не выяснено. Относительно этого выдвинуты лишь гипотезы, более или менее разработанные [20].

Также следует учитывать, что типы темперамента – не реальные портреты, поскольку ни один конкретный человек не обладает всеми признаками того или иного типа темперамента.

 

 

1.2. Психологические  особенности детей 9-12 лет

 

 

Что представляет собой  младший школьник к концу обучения в третьем классе? Это уже типичный школьник, который приобрел уже много  новых знаний и умений, вполне освоился со школьным распорядком дня. Он подвижен и эмоционален, но уже гораздо лучше владеет собой, чем дошкольник. Может внимательно слушать учителя (тренера) в течение всего урока [19].

Учитель (тренер) — главный  авторитет для ребенка этого  возраста. Именно он предъявляет детям  постоянно возрастающие требования, контролирует и оценивает их выполнение. Его суждения, указания, оценки являются самыми значительными для учащихся. Он может запоминать довольно большой по объему материал, особенно если он излагается в наглядной, образной форме. Владеет всеми видами мышления, хотя абстрактное мышление еще не является ведущим. Главным же новообразованием в сфере мышления является развитие внутреннего плана действия, т.е. способности планировать отдаленные по времени действия и события, мысленно «проигрывать» их, прогнозировать последствия, вносить необходимые коррективы в собственное поведение [23].

Умение управлять собой  тесно связанно и с развитием  самосознания ребенка, и прежде всего  самоконтроля и самооценки действий и поступков. Для этого нужно  наблюдать за собой, изучать себя, сравнивать себя с другими. Зарождение и интенсивное нарастание интереса младших школьников к своему внутреннему миру — важнейший источник дальнейшего развития самосознания и личности учащихся. Не следует думать, что все эти новообразования возникают сами собой, без усилий. Их развитие зависит как от  активности самих детей, так и от особенностей обучения, воспитания, общения ребенка со взрослыми (учителями, тренерами, родителями) и сверстниками.

Он может проявлять  настойчивость, выдержку, дисциплинированность, однако, волевые проявления еще не достаточно устойчивы, поэтому требуется их стимуляция, контроль и оценка со стороны взрослых. Подросток научился строить взаимоотношения со сверстниками, имеет товарищей, активно участвует в жизни класса, спортивной секции. Интенсивно формируется воображение. Оно характеризуется эмоциональностью, богатством образов, проявлением элементов творческого воображения, которое опирается на развивающееся мышление.

Младший школьный возраст  называют периодом «двигательного расточительства», подчеркивая поистине неукротимую тягу детей к двигательной активности. Подавлять ее крайне не желательно, т.к. это ведет к постепенному угасанию потребности в движении и к малоподвижному образу жизни в подростковом, юношеском, зрелом возрасте.

Спортивная деятельность детей этого возраста чаще всего  носит характер общей физической подготовки [ 25].

После третьего класса дети вступают в подростковый возраст  — это период развития детей от 10-11 лет до 14-15 лет. Иногда его еще называют отрочеством (от древнерусского слова «отрок», что означает «не имеющий права голоса»). Имеет он и другие укрепившиеся названия: трудный возраст, переходный возраст.

Подростковый возраст  считается ключевым, в огромной степени  решающим, в формировании личности. По известному выражению Н.К.Крупской, у подростка «психология полуребенка - полувзрослого», ребенка, вырастающего из детства, активно стремящегося к взрослой жизни [27].

В период перехода от детства  к взрослости возникает много  таких проблем, потребностей, удовлетворить которые с учетом недостаточной социальной зрелости подростка практически не всегда возможно. Следствием этого является проявление у значительной части подростков характерных «поведенческих симптомов» критического периода развития: раздражительности, капризности, негативизма, упрямства. Однако такой конфликтный тип перехода от детства к зрелости не является правилом. Многие подростки относительно легко и психически безболезненно преодолевают трудности этого периода, что зависит как от конкретных социальных условий, так и от индивидуально-психологических особенностей растущего человека, а значит, зависит и от биологического фундамента личности — темперамента.

Главным событием в физическом развитии подростков является половое созревание и «скачек в росте». Половое созревание проявляется в изменении самосознания и поведения мальчиков и девочек в соответствии с принятыми в обществе образцами мужественности и женственности. Он начинает особенно активно усваивать интересы, манеру общения, стиль поведения представителей своего пола. Отсюда огромный интерес и внимание – как девочек, так и мальчиков к собственной внешности. Хотя идеал внешности, к которому стремится подросток, чаще всего очень высокий (известные артисты, спортсмены, политические деятели, книжные герои и т.д.). В начале этого периода наблюдается некоторый спад в развитии интеллектуальных функций. Главным новообразованием подростка является переход к абстрактному мышлению, которое в этом возрасте становиться доминирующим и использует низшие формы мышления в основном в качестве «наглядной опоры». Качественно преобразуясь, мышление приобретает центральное положение в структуре интеллекта и тем самым оказывает влияние на развитие всех остальных психических процессов [ 23].

Дальнейшее развитие восприятия и памяти у подростков связанно с повышением их осмысленности  и произвольности, с совершенствованием умения отделять существенное от несущественного, второстепенного как при восприятии, так и при запоминании материала.

Возрастанием произвольности характеризуется и развитие внимания школьников данного возраста, однако оно отличается повышенной утомляемостью, неустойчивостью, особенно при монотонной работе.

Высокая активность и  импульсивность, склонность к бурным переживаниям, выражению эмоций сочетаются в этот период с возрастанием содержательности и осознанности психических состояний, усилением их зависимости от нравственных, эмоциональных, интеллектуальных и других свойств личности.

Главную особенность  волевой активности школьников этого возраста можно определить как «переход от волевой активности по сознательной стимуляции». Однако, проявление воли у них нередко противоречивы в связи с недостаточной их социальной зрелостью, несформированностью мировоззрения [ 11].

Подросток нуждается в помощи со стороны взрослых, как в поисках и воплощении идеала взрослости, так и в организации воспитания. Однако, он принимает не всякую помощь и далеко не от всякого взрослого. Что в итоге приводит к конфликтам: подросток – родитель, подросток – учитель, подросток – тренер.

Если поставить вопрос, в чем нуждается подросток  более всего, то на него можно ответить так – в том, чтобы быть принятым в коллективе сверстников, занимать там достойное место, нравиться, вызывать симпатию у сверстников  противоположного пола, общаться со взрослыми на правах равного, познавать окружающий мир и самого себя, проверять свои возможности, самоутверждаться, формировать, «лепить себя в соответствии с определенным идеалом». Все эти потребности подросток удовлетворяет в различных видах своей деятельности, в том числе и в спорте.

 

 

1.3. Роль темперамента  в спортивных играх

 

 

Для того чтобы найти  свой стиль игры и соответствующие  тактические варианты и комбинации, важно знать свой характер и оценить  темперамент.

Свойства темперамента устойчивы, постоянны и проявляются у человека, а самых различных условиях деятельности, эмоционально скрашивают его поступки. Особенно ярко это проявляется в спорте и, в частности, в спортивных играх. От того, каким темпераментом обладает человек, зависят его переживания, а они могут быть как положительными, так и отрицательными, возбужденными и спокойными, сильными и слабыми, и т.д.

Среди спортсменов встречаются  люди обладающие признаками всех видов  темперамента. Темперамент иногда «определяет» вид спорта, который человек выбирает, и почти всегда обуславливает индивидуальный стиль спортивной деятельности. Тренер просто не может не учитывать особенностей темперамента своих учеников, и чем лучше он ориентируется в них, тем выше эффект его педагогических воздействий [ 13].

Сочетание в личности врожденных особенностей в виде свойств  темперамента с приобретенными в  течении жизни придает каждому  человеку такое своеобразие, которое  уже на этом этапе рассмотрения личности заставляет говорить об абсолютной ее неповторимости. Например, если тренер отмечает элементы тревожно-мнительного характера у двух своих учеников, и относит их к одному типу, он все же знает, что и тревога и мнительность их строго индивидуальна, как бы схожи они не были. У одного они могут больше проявляться перед стартом, у другого в период больших нагрузок.

Особенности темперамента, обуславливая потребность в том  или ином виде деятельности, определяет на ряду с другими причинами выбор  вида спортивной деятельности, в наибольшей степени соответствующей имеющимся у человека представлениям и потребностям. Ряд исследований спортивной игровой деятельности, как в естественных, так и в лабораторных условиях убедительно показали, что выполнение определенных игровых ролей в команде, существенно влияет на изменение тех или иных функций спортсменов. Так, изучая психологические особенности состояния тренированности у волейболистов, было установлено, что уровень некоторых характерных для этой игры психофизических процессов и функций значительно выше у связующих игроков [ 12].

Так же установлено, что  уже на первом этапе соревновательного  совершенства на ряду с физическим и умственным развитием детей, повышением их индивидуально-технического и тактического мастерства выявляется разностороннее тяготение ребят к различным игровым ролям. Это является своеобразной закономерностью, требующей самого серьезного внимания тренеров, особенно на начальном этапе специализации игроков при выборе амплуа.

Отмечая серьезные отрицательные  явления в тех случаях когда  игровая роль не соответствует индивидуально-типологическим особенностям игрока (падение интереса к занятиям, неуверенность в своих силах и т.д.) авторы делают следующее заключение: «...тренер должен учитывать, что каждый игрок команды в своем развитии обладает определенными способностями соответствующими требованиям той или иной игровой специализации. Задача тренера состоит в том, чтобы всячески развивать и совершенствовать эти способности, подобрав игроков на игровые роли с учетом свойств их темперамента, индивидуальных возможностей и совместимости, создав из них единый игровой ансамбль [ 14].

 

 

1.4. Влияние  темперамента на отбор в спортивных  играх

 

 

Спортивный отбор —  это комплекс мероприятий по выявлению  спортсменов, обладающих способностями  к игровой соревновательной деятельности и свойствами организма, обеспечивающими высокую надежность навыков и эффективность игровых действий. Отбор органически связан с системой многолетней подготовки спортсменов — от ее начального этапа и до высших разрядов.

Информация о работе Влияние типа темперамента у девочек 10-12 лет на эффективность обучения волейболу