Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение понятий здоровьесберегающих технологий в курсе начальной школы.
Объект исследования: процесс использования здоровьесберегающих технологий.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии используемые в школе им. Пушкина А.С. Зимовниковского района.
Гипотеза: непрерывное и дифференцированное функционирование здоровьесберегающих технологий будут способствовать улучшению здоровья, формированию здорового образа жизни школьников начальных классов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий..……………… 4
1.1. Классификация здоровьесберегающих технологий ………………...4
1.2. Определение понятия – здоровьесберегающие технологии………..7
1.3. Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий12
§2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий…………..24
2.1. Направление реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном процессе...........................................................................24
2.2. Реализация технологии ЗОЖ в МОУ НОШ им. А. С. Пушкина….28
Заключение ……………………………………………………………………...31
Литература ……………………………………………………………………...3

Файлы: 1 файл

курсовая Насти.docx

— 60.78 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и  профессионального образования  Ростовской Области

Государственное Образовательное  Учреждение Среднего Профессионального  Образования

«Зимовниковский Педагогический Колледж»

 

Курсовая работа

 

 

 

Тема:  «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

                                                                 Выполнила: Кобылко Анастасия,

                                                                Студентка 3 курса, группы «Б»

                                    Специальность: 050709 

                                                              «Преподавание в начальных классах с

                                                               дополнительной подготовкой в области

                                              русского языка и литературы»

 

 

                                                                                        Руководитель: Бутенко

Ирина Владимировна

 

 

Зимовники

2010

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий..……………… 4

1.1. Классификация здоровьесберегающих технологий ………………...4

  1.2. Определение понятия – здоровьесберегающие технологии………..7

1.3. Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий12

§2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий…………..24

2.1. Направление реализации  здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном процессе...........................................................................24

2.2. Реализация технологии ЗОЖ в МОУ НОШ им. А. С. Пушкина….28

 Заключение ……………………………………………………………………...31

 Литература ……………………………………………………………………...33

 

Введение.

          Здоровье является важнейшей  ценностью для человека, условием  его самореализации во всех  сферах деятельности. Сохранение  и укрепление здоровья находится  в прямой зависимости от уровня  культуры личности, которая отражает  меру отношения человека к  себе. Культура подразумевает не  только наличие определённой  системы знаний о здоровье, но  и соответствующее поведение  по его сохранению, укреплению. Здоровье  не перестаёт быть ценностью,  даже если она не осознаётся  человеком (что  свойственно многим школьникам) [1.c.12].

Здоровье физическое –  гармония физических процессов и  максимальная адаптация к окружающей среде [1.c.11].

Здоровье нравственное –  воспитание добра, красоты, любви, милосердия[1.c.11].

Здоровье психическое  – общее душевное состояние комфорта и адекватная поведенческая реакция[1.c.11].

Здоровье социальное –  при соблюдении адекватных условий  окружающей среды [1.c.11].

Закон Российской Федерации  « Об образовании» провозглашает  здоровье человека как важнейший  фактор свободного развития личности человека. При этом физическое здоровье является одним из слагаемых определения  жизнеспособности ученика [14.с.165].

В школах для укрепления связи между учебной деятельностью и психофизическим здоровьем школьников применяют здоровьесберегающие технологии,  которые способствуют сохранению здоровья.

          Эти технологии представляют собой комплексную систему профилактических и оздоровительных мероприятий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся под контролем медработников, учителей и родителей.

          Все профилактические и оздоровительные  мероприятия осуществляются в  тесном взаимодействии с администрацией  школы, педагогами и родителями  и основываются на результатах  ежегодных профилактических осмотрах  всех учащихся [14.с.87].         

  Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы  высокий уровень здоровья, сформировать  культуру здоровья, тогда аттестат  о среднем образовании будет  действительной путевкой в счастливую  самостоятельную жизнь, свидетельством  умения молодого человека заботиться  о своем здоровье и бережно  относиться к здоровью других  людей.

           Цель исследования: определение понятий здоровьесберегающих технологий в курсе начальной школы.

           Объект исследования: процесс использования здоровьесберегающих технологий.

            Предмет исследования:  здоровьесберегающие технологии используемые в школе им. Пушкина А.С. Зимовниковского района.

            Гипотеза: непрерывное и дифференцированное функционирование здоровьесберегающих технологий будут способствовать улучшению здоровья, формированию здорового образа жизни школьников начальных классов.

            Задачи исследования:

1.Аргументировать необходимость применения здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе;

    1. Определить условия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий;

 

§1.Теоретические основы здоровьесберегающих технологий.

    1. Классификация здоровьесберегающих технологий.

Специалисты предлагают несколько  подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям  относятся контроль и помощь в  обеспечении надлежащих гигиенических  условий в соответствии с регламентациями  СанПиНов. Медицинский кабинет школы  организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский  кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического  коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: 
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; 
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две  группы технологий, традиционно реализуемые  вне школы, но в последнее время  все чаще включаемые во внеурочную работу школы: 
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; 
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

 

1.2 Определение понятия «здоровьесберегающие технологии».

          Определить понятие «здоровьесберегающие  образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия « образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т. п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

          Термин «здоровьесберегающие образовательные  технологии» можно рассматривать  и как качественную характеристику  любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности  для здоровья», и как совокупность  тех принципов, приемов, методов  педагогической работы, которые  дополняя традиционные технологии  обучения и воспитания, наделяют  их признаком здоровьесбережения.

          Существует не мало возможностей  конструктивного взаимодействие  педагогов и медиков в их  совместной работе по сохранению  и укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией  медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы  может обеспечить психолого - педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур. Исследования показывают, что количество осложнений, гиперреакций на введение вакцины можно значительно сократить, если предварительно сформировать у детей необходимую установку, что достигается психолого - педагогическими методами. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

          Постановка задачи здоровьесбережения  в образовательном процессе может  рассматриваться в двух вариантах  – задача - минимум и задача - оптимум.  Задача - минимум  отвечает фундаментальному  принципу медицины и педагогики: « Не навреди!». Реализация  ее рабочей программы включает  выявления и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально  способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося  - его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно - нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранении самих этих факторов или смягчения их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно- педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого- педагогические факторы).

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе