Таким образом, решение задачи
- минимум с использованием здоровьесберегающих
образовательных технологий заключается
в обеспечении таких условий
обучения, воспитания, развития, которые
не оказывают негативного воздействия
на здоровье всех субъектов
образовательного процесса.
Как мы уже говорили, на практике
выделяется три источника угроз
для здоровья учащихся и педагогов:
- Гигиенические, средовые факторы;
- Организационно - педагогические факторы;
- Психолого - педагогические факторы.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии в первую очередь
касаются третьей группы факторов,
что выдвигает на первый план
задачу формирования соответствующей
компетенции у всех работников
образовательных учреждений. Но
рассмотрение здоровьесберегающих
технологий только как характеристики
работы учителя было бы методологической
ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь
всех вышеуказанных факторов, особенно
в отношении достигаемого эффекта.
Кроме того, к трем общепринятым
факторам угрозы учащихся, мы
склонны отнести и безграмотность
в вопросах здоровья: не менее
половины проблем со здоровьем
мы создаем себе сами! А это
также образовательная проблема.
Таким образом, здоровьесберегающие
образовательные технологии можно
рассматривать как альтернативу
угрозам здоровью, исходящим из
всех источников, так или иначе
связанных с образовательным
процессом.
Было бы ошибкой считать заботу
о здоровье ребенка, создание
тепличных условий, содержание
его в школе под своеобразным
«колпаком», защищающим от всех
вредных влияний. Во-первых, это
невозможно практически, а, во
- вторых, что очень важно, в этом случае,
переступив порог школы, ребенок столкнется
с теми воздействиями, которые окажутся
для него непереносимыми ввиду неготовности
к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией
этого может служить физическое (температурное)
закаливание. Наивная попытка «кутания»
ребенка в стремлении защитить от простуд
оборачивается противоположным желаемому
результатом. Подготовить школьника к
самостоятельной жизни, значит сформировать
у него адекватные механизмы адаптации
- физиологической, психологической, социальной.
Это и должна делать школа через здоровьесберегающие
образовательные технологии - тренируя,
обучая, воспитывая. Создание на уроке
моделей реальных условий жизни -
это те мостики, которые позволяют учащемуся
в дальнейшем использовать полученные
знания, умения, навыки на практике, а не
тяготиться ими как информационным балластом.
Это искусство - подготовка ученика к реальной
жизни - определяет, в конечном счете, профессионализм
учителя, является содержанием «педагогической
адаптологии», рассматривающей в определенном
аспекте многие проблемы формирования,
сохранения и укрепления здоровья учащихся
и составляющей один из теоретических
конструктов представления о здоровьесберегающих
образовательных технологиях.
Критерием здоровьесберегающих
качеств образовательных технологий
при решении с их помощью
защиты от патогенных факторов
будет наличие или отсутствие
ухудшения здоровья учащихся
и педагогов, находящееся в
очевидной связи с воздействием
таких факторов. Это согласуется
со сложившейся у нас практикой
работы системы здравоохранения
(обращаться к врачам надо только
тогда, когда заболеешь), но вступает
в противоречие с принципами
профилактической медицине и
концепцией здоровья, принятой Всемирной
организацией здравоохранения, согласно
которой здоровье - не только отсутствие
болезни, но и состояние полного
физического, психического и социального
благополучия.
Если организовать работу школы
в сфере охраны здоровья только
задачей – минимум - защитой
ученика от вредных воздействий
- то лишь небольшая часть
образовательного потенциала школы
окажется задействованной в интересах
здоровья учащихся. Такой подход
на наш взгляд, не отвечает
стратегическим принципам здоровьесбережения
и не приводит к достижению
целей системы образования. Ведь
получается, что пока ребенок
в школе, о нем заботятся,
за порогом же школы образовательное
учреждение снимает с себя
всякую ответственность за здоровье
своего воспитанника. Усилия в
этой сфере не могут ограничиваться
только фильтрацией воздействий,
непосредственно связанных с
образовательным процессом, ролью
щита от них. У школы достаточно
ресурсов для помощи своим
воспитанникам в сохранении здоровья,
как в период обучения, так
и после окончания школы. Это
и учебно - воспитательные программы,
и внеклассная работа, и воздействие
через родителей учащихся, и т.
д. Содействие процессам формирования
адаптационных ресурсов ребенка,
возможностей противостоять патогенному
воздействию окружающей среды
- как природной, так и социальной
- важнейшая стратегическая задача,
решаемая доступными образовательным
учреждениям средствами - обучением,
воспитанием, содействием развитию.
В соответствии с этим и
понимание здоровьесберегающих
образовательных технологий представляет
нам как задача - оптимум, включающая
решение задачи - минимум, а также формирование
у учащихся физического, психического,
духовно - нравственного здоровья, воспитания
у них культуры здоровья, действенной
мотивации на ведение здорового образа
жизни. Тогда более правильным представляется
определение здоровьесберегающих образовательных
технологий как совокупность всех используемых
в образовательном процессе приемов, технологий,
не только оберегающих здоровье учащихся
и педагогов от неблагоприятного воздействия
факторов образовательной сферы, но и
способствующих воспитанию у учащихся
культуры здоровья. «Рядовой» признак
здоровьесберегающих образовательных
технологий, как и всех образовательных
технологий, определяется учебно- воспитательным
процессом, исполняющим роль методологического
стержня, к которому адресуются все конкретные
технологии, приемы и методы. Поэтому и
противопоставление условий организации
образовательного процесса (устранение
вредных воздействий, достижение максимальной
работоспособности без ущерба для здоровья)
его содержанию, в связи с вопросами здоровья,
весьма условно.
Последнее принципиально важно,
ибо задача школы состоит не
только в том, чтобы сохранить
здоровье учащихся на период
обучения, но и в том, чтобы
подготовить их к дальнейшей
успешной и счастливой жизни,
не достижимой без достаточного
уровня здоровья.
1.3.Принципы и отличительные
особенности здоровьесберегающих образовательных
технологий.
В числе главных недостатков
современной системы образования
в России, российской школы - ее
авторитарность, доходящая в некоторых
учебных заведениях и у некоторых
учителей до деспотизма. Впрочем,
это касается особенностей системы
образования не только нашей
страны. В попытках выстроить
дисциплину, организовать учебный
процесс, учителя и администрация
школы неоправданно часто и
интенсивно используют «административный
ресурс». Понятие «заставить ученика»
- из числа самых распространенных.
Оно не всегда проговаривается
вслух, но отношения учителя
с учеником по большей части
определяются именно этим глаголом.
Чтобы удерживать дисциплину
в классе на уровне, необходимом
для проведения урока, обеспечить
возможность учиться школьникам,
которые хотят этого, от учителя
требуется выдержка, самообладание,
владение широким арсеналом педагогических
приемов и коммуникативных техник.
Иногда у педагога недостаточно
профессионализма, чтобы преодолеть
отсутствие у школьников интереса
к учебе, низкий культурный
уровень, особенно в сочетании
с высокой конфликтностью, агрессивностью,
ощущением безнаказанности, неумением
держать себя в руках, владеть
своими эмоциями и т. п. В
некоторых случаях неспособность
соблюдать правила дисциплины, двигательная
расторможенность, эмоциональная неуравновешенность
нередко обусловлены органическими,
мозговыми или функциональными
нервно - психическими отклонениями,
в отношении которых педагогические
методы бессильны. А таких подростков
в классе бывает не один и не два... И
здесь легко от требовательности перейти
к принуждению, что не одно и то же! Возможность
достичь положительного результата без
принуждения учащегося и отличает настоящего
педагога- профессионала от «простого
учителя». Именно авторитарная позиция
восполняет обычную нехватку профессионализма,
энергетических и личностных ресурсов
учителя, выполняя компенсаторную роль.
Негативные стороны авторитарной
позиции известны: сковывается инициатива
учащихся, снижается уровень проявления
развития креативности, снижается
самооценка, формируется состояние
хронического стресса, как и
во всех случаях, когда человек
ощущает зависимость от другого.
Длительное пребывание в такой
ситуации приводит к формированию
протестных реакций, энергетика
которых, постепенно накапливаясь,
может стать причиной неожиданного
всплеска агрессивности («немотивированная
агрессия»). Воспитательное же воздействие
психологического давления извне
- формирование таких черт характера
как неискренность, безынициативность,
безответственность, застенчивость
и т. п.
Негативное воздействие на здоровье
так же обусловлено и жестко
навязанными извне ограничениями
телесных проявлений учащихся: отмечено,
что чем более авторитарен
учитель, тем более скованными
чувствуют себя на уроке ученики.
А это ограничивает возможности
эмоционально - двигательных противовесов
«монотонии» ускоряет наступление
утомления и переутомления. Поэтому
можно утверждать, что чем больше
в школе и на уроках отдельных
учителей проявлений авторитаризма,
тем в меньшей степени эта
педагогическая технология может
быть названа здоровьесберегающей.
Именно учителям авторитарного
стиля, в значительной большей
степени, чем другим, присуще стремление
к назидательности. А ее избыток
обуславливает снижение интереса
к поступающей информации. Кроме
того, назидательность - подчеркивание
своей приоритетной позиции («подстройка
сверху») со всеми нежелательными
последствиями такой коммуникации.
Для самого учителя, директора,
руководителя управления излишняя
авторитарность значима как признак
принадлежности к «типу А», т.
е. к людям «стресс - коронарного»
типа реагирования, имеющим повышенный
риск заболеваний сердечно - сосудистой
системы, в частности риск инфарктов.
Замечательный пример не авторитарной
педагогики - педагогическая система
Александра Нила, описанная в
его книге «Саммерхилл - воспитание
свободой». Блестящий, афористичный язык,
которым она написана и который в полной
мере сохранен переводчиками - мудрыми
педагогами Э. Гусинским и Ю. Турчаниновой
- позволяет рекомендовать эту книгу не
только как образец педагогической классики,
но и как руководство по здоровьесберегающей
технологии (хотя этот термин в ней, понятно,
не используется).
Писать о необходимости индивидуализации
воздействий стало традиционным
для педагогической литературы.
Однако укажем, что в интересах
здоровья ребенка «не загонять»
его в прокрустово ложе шаблонов
поведения, жестких временных
регламентов, расписанных до минут
схем действий и т. п. Даже
учет только лишь возрастных
и темпераментных особенностей
учащегося требует серьезной
«подстройки» психолого- педагогических
воздействий. Известно, насколько
травматичным для психики ребенка
с флегматичными чертами является
постоянное напоминание, что он
медлит, опаздывает, не успевает, тем
более, если это сопровождается
физическим воздействием или
педагогическими санкциями. Формирование
невроза в этих случаях - лишь
дело времени! Еще более шансов
«заработать» невроз от действий
неквалифицированного педагога
представителя меланхолического
темперамента.
Но темпераментные характеристики
- лишь небольшая часть индивидуальных
особенностей ребенка, которые
необходимо учитывать для того,
чтобы педагогическая технология,
субъектом воздействия которой
он оказывается, не нанесла
вреда его здоровью. Дополнительную
диагностическую и методическую
сложность представляет то, что
черты характера и другие психологические
особенности тесно спаяны с
уровнем и качественными показателями
состояния здоровья. Патогенные
воздействия умеренной силы приводят
сначала к нарушениям психического
здоровья (психолого- педагогический
уровень), а затем могут трансформироваться
в патологию и другие функциональные
расстройства, психосоматические заболевания.
Из определения здоровьесберегающих
образовательных технологий видно,
что важнейшей целью внедрения
здоровьесберегающих образовательных
технологий в образовательный
процесс является формирование
культуры здоровья. Именно на
это должны быть в значительной
степени направлены усилия школы
и семьи, с учетом приоритета
в данном вопросе воспитания
над обучением. Культура здоровья
должна не изучаться, а воспитываться.
Психологическая основа этого
- мотивация на ведение здорового
образа жизни. Неотъемлемой частью
культуры здоровья является информированность
в вопросах здоровья и здорового
образа жизни. Как добиться
успеха в жизни, как не стать
жертвой алкоголя или наркотиков
- приобщившись к культуре здоровья,
за ответами на все эти вопросы
ребенок, подросток обращается
именно к учителю, специалисту.
И тогда полученная от них
информация имеет максимальные
шансы быть использованной на
практике. Круг замыкается: обучение
вопросам здоровья, воспитание культуры
здоровья, использование здоровьесберегающих
технологий, как основного инструмента
педагогической работы составляют
единое целое - дорогу к здоровью.
Раскрывая с разных сторон
содержание здоровьесберегающих
образовательных технологий и
их связь с неизвестными педагогическими
технологиями, напомним, что фундаментальный
принцип педагогической тактики
состоит в том, что не учитель
должен «навязывать» ученику
информацию (в любой форме - фактов,
правил, закономерностей, советов,
нравоучений), а ученик должен
запросить ее у учителя и
получить требуемый ответ. То
есть задача учителя - научить
учащегося спрашивать. А для этого
необходимо сформировать у него
интерес, мотивацию к познанию,
обучению, осознание того, что именно
он хочет узнать, готовность и
умение задавать (сформулировать) вопрос.
«А какое же это имеет отношение
к здоровьесберегающим образовательным
технологиям?» - спросит читатель.
И хорошо, что спросит - так
бы делали и наши школьники!
А отношение следующее. Во
первых, задание вопросов - это проявление
и тренировка познавательной
активности, а она тесно коррелирует
с адаптационной способностью, умением
и готовностью находить оптимальные
варианты решения в различных
ситуациях, включая и те, которые
представляют риск для здоровья.
Во - вторых, это показатель включенности
ученика в обсуждаемую проблему
и, следовательно, хорошего уровня
его работоспособности (в состоянии
утомления, безразличия и т.
п., учащиеся вопросов не задают).
Наконец, в- третьих, это показатель
адекватно развитых коммуникативных
навыков: застенчивый, «закомплексованный»,
боящийся учителя ребенок вопросов
задавать не будет, в результате
возрастает багаж непонятного
учебного материала, что ведет
к переутомлению и снижению
интереса к обучению. Конечно,
это резко отражается на успеваемости.
Таким образом, можно заключить,
что количество и качество
задаваемых учеником вопросов
служит одним из индикаторов
его психофизического состояния,
психологического здоровья, а также
тренирует его успешность в
учебной деятельности. Соответственно,
по тому, как и какие вопросы
задают на уроке, можно судить
об уровне профессионализма учителя.
Полушутливая фраза о том, что
«если вопросов не задают - это
значит, что или все понятно,
или ничего не понятно», по
сути - не верна. Это признак
или безразличного отношения
к полученной информации, или
неуважения к ее источнику,
или низкого уровня слушателей.
В школе - и то, и другое, и
третье - показатель недостаточной
квалификации учителя.