Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение понятий здоровьесберегающих технологий в курсе начальной школы.
Объект исследования: процесс использования здоровьесберегающих технологий.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии используемые в школе им. Пушкина А.С. Зимовниковского района.
Гипотеза: непрерывное и дифференцированное функционирование здоровьесберегающих технологий будут способствовать улучшению здоровья, формированию здорового образа жизни школьников начальных классов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий..……………… 4
1.1. Классификация здоровьесберегающих технологий ………………...4
1.2. Определение понятия – здоровьесберегающие технологии………..7
1.3. Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий12
§2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий…………..24
2.1. Направление реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном процессе...........................................................................24
2.2. Реализация технологии ЗОЖ в МОУ НОШ им. А. С. Пушкина….28
Заключение ……………………………………………………………………...31
Литература ……………………………………………………………………...3

Файлы: 1 файл

курсовая Насти.docx

— 60.78 Кб (Скачать файл)

          Таким образом, решение задачи - минимум с использованием здоровьесберегающих  образовательных технологий заключается  в обеспечении таких условий  обучения, воспитания, развития, которые  не оказывают негативного воздействия  на здоровье всех субъектов  образовательного процесса.

          Как мы уже говорили, на практике  выделяется три источника угроз  для здоровья учащихся и педагогов:

      1. Гигиенические, средовые факторы;
      2. Организационно - педагогические факторы;
      3. Психолого - педагогические факторы.

           Здоровьесберегающие образовательные  технологии в первую очередь  касаются третьей группы факторов, что выдвигает на первый план  задачу формирования соответствующей  компетенции у всех работников  образовательных учреждений. Но  рассмотрение здоровьесберегающих  технологий только как характеристики  работы учителя было бы методологической  ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь  всех вышеуказанных факторов, особенно  в отношении достигаемого эффекта.  Кроме того, к трем общепринятым  факторам угрозы учащихся, мы  склонны отнести и безграмотность  в вопросах здоровья: не менее  половины проблем со здоровьем  мы создаем себе сами! А это  также образовательная проблема. Таким образом, здоровьесберегающие  образовательные технологии можно  рассматривать как альтернативу  угрозам здоровью, исходящим из  всех источников, так или иначе  связанных с образовательным  процессом.

           Было бы ошибкой считать заботу  о здоровье ребенка, создание  тепличных условий, содержание  его в школе под своеобразным  «колпаком», защищающим от всех  вредных влияний. Во-первых, это  невозможно практически, а, во - вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребенок столкнется с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребенка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии - тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни -   это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство - подготовка ученика к реальной жизни - определяет, в конечном счете, профессионализм учителя, является содержанием «педагогической адаптологии», рассматривающей в определенном аспекте многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся и составляющей один из теоретических конструктов представления о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

           Критерием здоровьесберегающих  качеств образовательных технологий  при решении с их помощью  защиты от патогенных факторов  будет наличие или отсутствие  ухудшения здоровья учащихся  и педагогов, находящееся в  очевидной связи с воздействием  таких факторов. Это согласуется  со сложившейся у нас практикой  работы системы здравоохранения  (обращаться к врачам надо только  тогда, когда заболеешь), но вступает  в противоречие с принципами  профилактической медицине и  концепцией здоровья, принятой Всемирной  организацией здравоохранения, согласно  которой здоровье - не только отсутствие  болезни, но и состояние полного  физического, психического и социального  благополучия.

           Если организовать работу школы  в сфере охраны здоровья только  задачей – минимум - защитой  ученика от вредных воздействий  -  то лишь небольшая часть  образовательного потенциала школы  окажется задействованной в интересах  здоровья учащихся. Такой подход  на наш взгляд, не отвечает  стратегическим принципам здоровьесбережения  и не приводит к достижению  целей системы образования. Ведь  получается, что пока ребенок  в школе, о нем заботятся,  за порогом же школы образовательное  учреждение снимает с себя  всякую ответственность за здоровье  своего воспитанника. Усилия в  этой сфере не могут ограничиваться  только фильтрацией воздействий,  непосредственно связанных с  образовательным процессом, ролью  щита от них. У школы достаточно  ресурсов для помощи своим  воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так  и после окончания школы. Это  и учебно - воспитательные программы,  и внеклассная работа, и воздействие  через родителей учащихся, и т.  д. Содействие процессам формирования  адаптационных ресурсов ребенка,  возможностей противостоять патогенному  воздействию окружающей среды  - как природной, так и социальной - важнейшая  стратегическая задача, решаемая доступными образовательным  учреждениям средствами - обучением,  воспитанием, содействием развитию.

           В соответствии с этим и  понимание здоровьесберегающих  образовательных технологий представляет  нам как задача - оптимум, включающая решение задачи - минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно - нравственного здоровья, воспитания у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. «Рядовой» признак здоровьесберегающих образовательных технологий, как и всех образовательных технологий, определяется учебно- воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приемы и методы. Поэтому и противопоставление условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.

           Последнее принципиально важно,  ибо задача школы состоит не  только в том, чтобы сохранить  здоровье учащихся на период  обучения, но и в том, чтобы  подготовить их к дальнейшей  успешной и счастливой жизни,  не достижимой без достаточного  уровня здоровья.

 

 1.3.Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий.

          В числе главных недостатков  современной системы образования  в России, российской школы - ее  авторитарность, доходящая в некоторых  учебных заведениях и у некоторых  учителей до деспотизма. Впрочем,  это касается особенностей системы  образования не только нашей  страны. В попытках выстроить  дисциплину, организовать учебный  процесс, учителя и администрация  школы неоправданно часто и  интенсивно используют «административный  ресурс». Понятие «заставить ученика» - из числа самых распространенных. Оно не всегда проговаривается  вслух, но отношения учителя  с учеником по большей части  определяются именно этим глаголом. Чтобы удерживать дисциплину  в классе на уровне, необходимом  для проведения урока, обеспечить  возможность учиться школьникам, которые хотят этого, от учителя  требуется выдержка, самообладание,  владение широким арсеналом педагогических  приемов и коммуникативных техник. Иногда у педагога недостаточно  профессионализма,  чтобы преодолеть  отсутствие у школьников интереса  к учебе, низкий культурный  уровень, особенно в сочетании  с высокой конфликтностью, агрессивностью, ощущением безнаказанности, неумением  держать себя в руках, владеть  своими эмоциями и т. п.  В  некоторых случаях неспособность  соблюдать правила дисциплины, двигательная  расторможенность, эмоциональная неуравновешенность  нередко обусловлены органическими,  мозговыми или функциональными  нервно - психическими отклонениями, в отношении которых педагогические  методы бессильны. А таких подростков  в классе бывает не один и не два... И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения учащегося и отличает настоящего педагога- профессионала от «простого учителя». Именно авторитарная позиция восполняет обычную нехватку профессионализма, энергетических и личностных ресурсов учителя, выполняя компенсаторную роль.

          Негативные стороны авторитарной  позиции известны: сковывается инициатива  учащихся, снижается уровень проявления  развития креативности,  снижается  самооценка, формируется состояние  хронического стресса, как и  во всех случаях, когда человек  ощущает зависимость от другого.  Длительное пребывание в такой  ситуации приводит к формированию  протестных реакций, энергетика  которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного  всплеска агрессивности («немотивированная  агрессия»). Воспитательное же воздействие  психологического давления извне  - формирование таких черт характера  как неискренность, безынициативность,  безответственность, застенчивость  и т. п. 

          Негативное воздействие на здоровье  так же обусловлено и жестко  навязанными извне ограничениями  телесных проявлений учащихся: отмечено, что чем более авторитарен  учитель, тем более скованными  чувствуют себя на уроке ученики.  А это ограничивает возможности  эмоционально - двигательных противовесов  «монотонии» ускоряет наступление  утомления и переутомления. Поэтому  можно утверждать, что чем больше  в школе и на уроках отдельных  учителей проявлений авторитаризма,  тем в меньшей степени эта  педагогическая технология может  быть названа здоровьесберегающей.

          Именно учителям авторитарного  стиля, в значительной большей  степени, чем другим, присуще стремление  к назидательности. А ее избыток  обуславливает снижение интереса  к поступающей информации. Кроме  того, назидательность - подчеркивание  своей приоритетной позиции («подстройка  сверху») со всеми нежелательными  последствиями такой коммуникации.

          Для самого учителя, директора,  руководителя управления излишняя  авторитарность значима как признак  принадлежности к «типу А», т.  е. к людям «стресс - коронарного»  типа реагирования, имеющим повышенный  риск заболеваний сердечно - сосудистой системы, в частности риск инфарктов.

          Замечательный пример не авторитарной  педагогики - педагогическая система  Александра Нила, описанная в  его книге «Саммерхилл - воспитание свободой». Блестящий, афористичный язык, которым она написана и который в полной мере сохранен переводчиками - мудрыми педагогами Э. Гусинским и Ю. Турчаниновой - позволяет рекомендовать эту книгу не только как образец педагогической классики, но и как руководство по здоровьесберегающей технологии (хотя этот термин в ней, понятно, не используется).

          Писать о необходимости индивидуализации  воздействий стало традиционным  для педагогической литературы. Однако укажем, что в интересах  здоровья ребенка «не загонять»  его в прокрустово ложе шаблонов  поведения, жестких временных  регламентов, расписанных до минут  схем действий и т. п. Даже  учет только лишь возрастных  и темпераментных особенностей  учащегося требует серьезной  «подстройки» психолого- педагогических  воздействий. Известно, насколько  травматичным  для психики ребенка  с флегматичными чертами является  постоянное напоминание, что он  медлит, опаздывает, не успевает, тем  более, если это сопровождается  физическим воздействием или  педагогическими санкциями. Формирование  невроза в этих случаях - лишь  дело времени! Еще более шансов  «заработать» невроз от действий  неквалифицированного педагога  представителя меланхолического  темперамента.

          Но темпераментные характеристики - лишь небольшая часть индивидуальных  особенностей ребенка, которые  необходимо учитывать для того, чтобы педагогическая технология, субъектом воздействия которой  он оказывается, не нанесла  вреда его здоровью. Дополнительную  диагностическую и методическую  сложность представляет то, что  черты характера и другие психологические  особенности тесно спаяны с  уровнем и качественными показателями  состояния здоровья. Патогенные  воздействия умеренной силы приводят  сначала к нарушениям психического  здоровья (психолого- педагогический  уровень), а затем могут трансформироваться  в патологию и другие функциональные  расстройства, психосоматические заболевания.

          Из определения здоровьесберегающих  образовательных технологий видно,  что важнейшей целью внедрения  здоровьесберегающих образовательных  технологий в образовательный  процесс является формирование  культуры здоровья. Именно на  это должны быть в значительной  степени направлены усилия школы  и семьи, с учетом приоритета  в данном вопросе воспитания  над обучением. Культура здоровья  должна не изучаться, а воспитываться.  Психологическая основа этого  - мотивация на ведение здорового  образа жизни. Неотъемлемой частью  культуры здоровья является информированность  в вопросах здоровья и здорового  образа жизни. Как добиться  успеха в жизни, как не стать  жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы  ребенок, подросток обращается  именно к учителю, специалисту.  И тогда полученная от них  информация имеет максимальные  шансы быть использованной на  практике. Круг замыкается: обучение  вопросам здоровья, воспитание культуры  здоровья, использование здоровьесберегающих  технологий, как основного инструмента  педагогической работы составляют  единое целое - дорогу к здоровью.

          Раскрывая с разных сторон  содержание здоровьесберегающих  образовательных технологий и  их связь с неизвестными педагогическими  технологиями, напомним, что фундаментальный  принцип педагогической тактики  состоит в том, что не учитель  должен «навязывать» ученику  информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов,  нравоучений), а ученик должен  запросить ее у учителя и  получить требуемый ответ. То  есть задача учителя - научить  учащегося спрашивать. А для этого  необходимо сформировать у него  интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно  он хочет узнать, готовность и  умение задавать (сформулировать) вопрос. «А какое же это имеет отношение  к здоровьесберегающим образовательным  технологиям?» - спросит читатель. И хорошо, что спросит - так  бы делали и наши школьники!  А отношение следующее. Во  первых, задание вопросов - это проявление  и тренировка познавательной  активности, а она тесно коррелирует  с адаптационной способностью, умением  и готовностью находить оптимальные  варианты решения в различных  ситуациях, включая и те, которые  представляют риск для здоровья. Во - вторых, это показатель включенности  ученика в обсуждаемую проблему  и, следовательно, хорошего уровня  его работоспособности (в состоянии  утомления, безразличия и т.  п., учащиеся вопросов не задают). Наконец, в- третьих, это показатель  адекватно развитых коммуникативных  навыков: застенчивый, «закомплексованный»,  боящийся учителя ребенок вопросов  задавать не будет, в результате  возрастает багаж непонятного  учебного материала, что ведет  к переутомлению и снижению  интереса к обучению. Конечно,  это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить,  что количество и качество  задаваемых учеником вопросов  служит одним из индикаторов  его психофизического состояния,  психологического здоровья, а также  тренирует его успешность в  учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы  задают на уроке, можно судить  об уровне профессионализма учителя.  Полушутливая фраза о том, что  «если вопросов не задают - это  значит, что или все понятно,  или ничего не понятно», по  сути - не верна. Это признак  или безразличного отношения  к полученной информации, или  неуважения к ее источнику,  или низкого уровня слушателей. В школе - и то, и другое, и  третье - показатель недостаточной  квалификации учителя.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе