Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение понятий здоровьесберегающих технологий в курсе начальной школы.
Объект исследования: процесс использования здоровьесберегающих технологий.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии используемые в школе им. Пушкина А.С. Зимовниковского района.
Гипотеза: непрерывное и дифференцированное функционирование здоровьесберегающих технологий будут способствовать улучшению здоровья, формированию здорового образа жизни школьников начальных классов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий..……………… 4
1.1. Классификация здоровьесберегающих технологий ………………...4
1.2. Определение понятия – здоровьесберегающие технологии………..7
1.3. Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий12
§2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий…………..24
2.1. Направление реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном процессе...........................................................................24
2.2. Реализация технологии ЗОЖ в МОУ НОШ им. А. С. Пушкина….28
Заключение ……………………………………………………………………...31
Литература ……………………………………………………………………...3

Файлы: 1 файл

курсовая Насти.docx

— 60.78 Кб (Скачать файл)

          Для облегчения адаптации школьников  в эти сложные периоды программа  предусматривает целый ряд мер:

    • Анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста;
    • Мониторинг состояния их здоровья;
    • Щадящий режим труда и отдыха, питания, физических нагрузок;
    • Индивидуальные рекомендации медиков и психологов по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;
    • Консультации родителей по организации оптимального домашнего режима;
    • При необходимости проведение медико - педагогической коррекции.

          Данные мероприятия позволяют  снять стрессовое состояние у  школьников и облегчить период  их адаптации.

          В дальнейшем администрация школы  совместно с педагогами и психологом  оказывают помощь в организации  оптимального учебно - воспитательного  процесса, физкультурно - оздоровительных  мероприятий, отслеживается объем  учебной нагрузки.

          Здоровьесберегающая организация  учебного процесса.  Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья.

          Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

    • Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
    • Нагрузка от дополнительных занятий в школе - факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
    • Занятие активно- двигательного характера- динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
    • Рациональное расписание учебных занятий.

          Физиолого - гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов. Санитарно- эпидемиологическая станция следит за составлением расписания уроков и режимом дня, учитывая возрастные особенности организма детей и подростков.

          Для активизации двигательного  компонента в режиме дня школы  применяется целый комплекс мероприятий:

    1. В каникулярные дни выезды в оздоровительные лагеря автономного режима;
    2. Максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций;
    3. Проведение дней здоровья и других спортивных мероприятий и праздников.

         Для повышения устойчивости организма  учащихся к неблагоприятным факторам  внешней среды, для профилактики  простудных заболеваний в школе  проводятся следующие мероприятия:

    1. Оптимальный температурный режим в помещениях (классах, спортзале);
    2. Оптимальный воздушный режим (регулярное проветривание);
    3. Соблюдение гигиены (мытье полов в классах, коридорах, спортзале - трижды).

         Профилактика инфекционных заболеваний,  в том числе гриппа, в школе  идет по двум направлениям:

    1. Специфическая и неспецифическая профилактика;
    2. Иммунизация.

          При специфической профилактике  гриппа проводится вакцинация  детей.

          При неспецифической профилактике  рекомендуется: употреблять чеснок  и лук, фрукты, содержащие витамин  С (лимоны, мандарины, отвар плодов  шиповника).

          На школьной линейке, классных  часах, уроках физкультуры ведется  беседа о соблюдении правил  личной гигиены, оглашается требования  к одежде и обуви весенне-  осенний и зимний периоды.

          Для профилактики и коррекции  близорукости и других заболеваний  глаз с учениками регулярно  проводятся занятия с комплексом  специальных упражнений для глаз (листы с упражнениями висят  в каждом классе на классных  уголках), отслеживается освещенность  помещений, соблюдение зрительного  режима и правильной осанки.

          Питание является одним из  важнейших факторов, обеспечивающих  нормальное течение процессов  роста, физическое и психическое  развития ребенка. Поэтому так  важно уделять максимум внимания  соблюдению принципов здорового  питания.

          При формировании рациона питания  учащихся, закупке продуктов, составлении  меню и приготовлении пищи  для учащихся нашей школы соблюдаются  принципы рационального, сбалансированного  и щадящего питания, то есть:

    1. Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе белках, жирах, углеводах, витаминах, микроэлементах и др., в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;
    2. Сбалансированность рациона по всем пищевым веществам;
    3. Максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

          В рационе нашей школы ежедневно  присутствует мясо или рыба, хлеб, свежие овощи, фрукты, различные  крупы, выпечка и т.д.

          Большое внимание уделяется санитарно-  гигиеническому состоянию пищеблока  и столовой, условиями транспортировки  и качеству поступающего сырья,  срокам реализации и условиям  хранения продуктов. Важнейшим  разделом программы является  гигиеническое воспитание детей  и сотрудников школы, мотивирующее  среду их поведения в области  сохранения и укрепления, как  собственного здоровья, так и  здоровья окружающих.

          Наиболее эффективным и доступным  в этом процессе является планомерное  и целенаправленное воздействие  на сознание и поведение человека, и формирование мотивации к  здоровому образу жизни.

          В задачи гигиенического обучения  входят:

    1. Повышение культуры поведения ребенка;
    2. Культура отношений со сверстниками и старшими;
    3. Культурно- гигиенические навыки (опрятность, чистота);
    4. Культура еды.

          Гигиеническое воспитание включает  в себя и санитарно -просветительскую  работу, например, регулярные беседы  о профилактике различных заболеваний  и здоровом образе жизни, такие  как:

    1. Угроза гепатита;
    2. Уход за полостью рта;
    3. Грозный и неизлечимый СПИД;
    4. Пагубность вредных привычек и другие актуальные темы.

 

 

2.2 Реализация технологии ЗОЖ в МОУ НОШ им. А. С. Пушкина

          Согласно всемирной организации  здравоохранения «Здоровье - это  состояние полного физического,  психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни  или физических дефектов».

          По данным Минздравсоцразвития  России, из 13,4 миллиона детей школьного  возраста больше половины- 53% имеют  ослабленное здоровье, общая заболеваемость  детей в возрасте до 14 лет возросла  за последние 5 лет на 16%. Значительно  снизилось число абсолютно здоровых  детей, число их не превышает  10- 12%.

          Педагогический коллектив МОУ  НОШ имени А. С. Пушкина поставил  своей задачей формирование основ  культуры здорового образа жизни  у детей, педагогов и родителей.

          Проведена большая подготовительная  работа. Была изучена имеющаяся  документация, проведено собрание  с родителями и детьми, заседание  попечительского Совета, совещание  с учителями. Созданы комиссии, координаторами которых являются  учителя школы Корнева Г. А., Торопчина Т. В., Кишенская В.  В., Окопная О. А., Шатилова С.  В., Перевертайло Е. В., Глотова  Г. Н. Этой программой ЗОЖ  были охвачены все направления  жизнедеятельности школы.

          Найдены оптимальные сочетания  форм организации образовательного  процесса, методов и содержания  обучения на основе здоровосберегающего  подхода; оптимизировали учебную,  психическую и физические нагрузки  учащихся; создали в школе условия  для сохранения и укрепления  здоровья.

          Спланированы и проводятся занятия  «Школы докторов природы», которые  нацелены на формирование у  детей ценности здоровья, на расширение  знаний и навыков учащихся  по гигиенической культуре. Цель  этих занятий: научить детей  быть здоровыми и душой, и  телом, стремиться творить свое  здоровье, применяя знания и умения  в согласии с законами природы.

          У каждого учителя для своего  класса спланирован курс занятий  на весь учебный год, подобраны  и разработаны уроки. Содержание  уроков наполнено сказочными  и игровыми сюжетами и персонажами.  Часть уроков разработана в  форме праздников, КВН, театрализованных  постановок. Работа учителя на  таких занятиях строится в  направлении личностно- ориентированного  взаимодействия с ребенком.

           Формирование у детей гигиенического  поведения, безопасной жизни,  физического и психического саморазвития - вот те задачи, которые решают  учителя нашей школы на каждом  уроке «Школы докторов природы».

          Разрабатываются и проводятся  культурно - оздоровительные мероприятия,  применяемые в ходе учебного  процесса, внеклассной и внеурочной  работы: подвижные перемены, в специальных  медицинских группах - работа  по профилактике простудных заболеваний,  нарушений осанки, в кружках и  секциях - спортивная работа. Стало  системой проводить дни здоровья, уроки здоровья. Каждый день в  нашей школе начинается с зарядки.  С удовольствием выполняют комплекс  упражнений не только дети, ученики  нашей школы, но весь педагогический  коллектив и технические работники  школы. Учителя, которые проводят  зарядку, заботятся не только  о физическом состоянии детей,  но психологически положительно  настраивают ребят, желают им  прекрасного настроения и отличных  успехов в учебе.

           Один раз в месяц проводятся  спортивные праздники, соревнования, эстафеты между учащимися каждой  из параллелей: в 1 классе - «Сильные, ловкие, умелые», во 2 классе - «Олимпийские  надежды», в 3 классе - «Выше, сильнее,  быстрее». Эти соревнования развивают  не только физические способности  ребят, но и учат их толерантности,  дисциплинированности.

 

Заключение.

Итак, здоровьесберегающие технологии направлены на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, включает в себя следующие компоненты:

    • рациональное питание;
    • двигательную активность;
    • закаливание;
    • позитивное поведение в отношении психического здоровья;
    • соблюдение правил личной гигиены;
    • гигиенические условия быта;
    • рациональный режим труда и отдыха;
    • воздержание от вредных привычек;
    • позитивное экологическое поведение;
    • здоровый сон.

Выполнение данной программы  способствует сохранению хорошей работоспособности  и функционального состояния  учащихся нашей школы и поддержанию  их здоровья в норме.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: 
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения, 
Что? — отбор и структура содержания, 
Как? — оптимальная организация учебного процесса, 
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения, 
Кто? — реальный уровень квалификации учителя. 
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и  воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе