Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение понятий здоровьесберегающих технологий в курсе начальной школы.
Объект исследования: процесс использования здоровьесберегающих технологий.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии используемые в школе им. Пушкина А.С. Зимовниковского района.
Гипотеза: непрерывное и дифференцированное функционирование здоровьесберегающих технологий будут способствовать улучшению здоровья, формированию здорового образа жизни школьников начальных классов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий..……………… 4
1.1. Классификация здоровьесберегающих технологий ………………...4
1.2. Определение понятия – здоровьесберегающие технологии………..7
1.3. Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий12
§2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий…………..24
2.1. Направление реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательном процессе...........................................................................24
2.2. Реализация технологии ЗОЖ в МОУ НОШ им. А. С. Пушкина….28
Заключение ……………………………………………………………………...31
Литература ……………………………………………………………………...3

Файлы: 1 файл

курсовая Насти.docx

— 60.78 Кб (Скачать файл)

          Схематично, модель работы по  вышеназванной технологии, ведущей  к здоровьесбережению, включает  три этапа. На первом учитель  сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной  форме), построенную с таким расчетом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся. На втором этапе  учащиеся задают вопросы. На  третьем - учитель на них отвечает (если сможет!). Поощряется как  задавание вопросов, так и попытка  ответить на вопрос - чужой или  свой собственный. Сравнение этой  технологии с традиционной (в  рамках одной программы и при  одинаковом временном ресурсе)  показало снижение утомляемости  учащихся и лучшее качество  усвоения даже большого объема  материала. Урок проходит на  более высоком эмоциональном  фоне, сопровождается дополнительной  тренировкой коммуникативных навыков  у учащихся и большей удовлетворенностью  от урока, как у учителя,  так и у учеников. Все это  - косвенные подтверждения здоровьесберегающего  эффекта указанной технологии.

          Творческий характер образовательного  процесса - крайне необходимое условие  здоровьесбережения. Включение ребенка  в творческий процесс не только  природосообразно, служит реализации  той поисковой активности, от  которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал,  способствует достижению цели  работы школы - развитию личности  учащегося, но и снижает вероятность  наступления утомления. Цепочка  взаимосвязи здесь простая: обучение  без творческого  заряда - неинтересно,  а значит, в той или иной  степени, является насилием над  собой и другими. Насилие же  разрушительно для здоровья, как  через формирование усталости,  так и само по себе.

          Как правило, возможности для  реализации творческих задач  достигаются использованием на  уроках и во внеурочной работе  активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных  и доступных форм работы можно  привести дискуссию, психолого-  педагогический тренинг. К сожалению,  для использования их в повседневном  учебном процессе необходима  не только корректировка учебных  программ, но и соответствующая  подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического  репертуара учителя в сторону  психологических технологий. Именно  этот вектор профессионального  развития учителя позволяет ему  не только получить удовольствие  от своей работы, в большей  степени реализовать индивидуальный  подход к учащимся, но и превратить  используемые педагогические технологии  в здровьесберегающие.

          По нашему убеждению, представленность  психологической, и даже психотерапевтической  составляющих в работе современного  учителя во многом определяют  ее эффективность. Это связано  как с бурным развитием прикладной  психологии, методов воздействия  на психику человека, его поведение,  так и психопатологической отягощенностью  нынешних детей и подростков, недостатком внимания к их  проблемам со стороны родителей.  Конечно, учитель не должен  заниматься психотерапией в медицинском  значении этого слова - консультированием,  лечением, гипнозом, но подход к  ребенку, ориентированный на его  личностные особенности и проблемы, комплексы, мешающие ему жить  и т. п., как раз и отличает  профессионального педагога, Учителя  (с большой буквы!), от «урокодателя»,  невольно рассматривающего ученика  через призму очередной методики  обучения. Именно при таком понимании  задач учителя и используемых  им технологий можно рассматривать  «педагогическую психотерапию»  как область знаний и практического  опыта, тесно корреспондирующую  со здоровьесберегающими образовательными  технологиями.

          Учитывая известную патогенную  роль формирующихся в процессе  обучения состояний переутомления,  дистресса и им подобных, можно  говорить о здоровьесберегающем  эффекте тех образовательных  технологий, которые направлены  на снижение утомляемости учащихся  и позволяют, за счет большей  эффективности учебного процесса, достичь поставленных целей (выполнить  учебную программу), не перегружая  школьника. Дополнительные психолого-  педагогические ресурсы открываются  здесь в направлении диагностики  и использования сенситивных  периодов в развитии ребенка,  ситуационно возникающих состояний,  повышающих восприимчивость к  одним воздействиям и закрывающих  сенсорные каналы для других  и т. п. Гибкое и согласованное  использование учителем визуального  и слухового каналов донесения  информации до ученика, правильный  выбор их соотношения применительно  к конкретному учащемуся не  только повышает эффективность  процесса обучения, но и способствуют  снижению психического напряжения  ребенка до физиологически оптимального  уровня.

          В этом аспекте, важный принцип  здоровьесбережения состоит в  оценке учителем того, какой ценой  для здоровья конкретный учащийся, с учетом всех его индивидуальных  особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные  на уроке знания, умения, навыки. «Цена обучения для здоровья»-  вот тот критерий, который при  использовании здоровьесберегающих  технологий служит учителю мерилом  допустимости тех или иных  педагогических воздействий.

          Выше мы уже упоминали о  недостатке простого и достоверного  психолого - педагогического и  медико - физиологического инструментария  для оценки влияния, оказываемого  на здоровье учащихся той или  иной образовательной технологии. Поэтому часто приходится использовать  косвенные индикаторы оценки, особенно  в практической работе учителя,  директора школы. Одним из таких  индикаторов может служить степень  интереса школьника к учебе,  конкретному предмету, часто облеченное  в желание или нежелание идти  в школу. Очевидно, что степень  этого интереса и желания отражает  и степень позитивного влияния  на здоровье используемых учителем (или учителем данной школы)  технологий: ученик, для которого  школа - тяжелое и неприятное  испытание, каждодневно оставляет  в ее стенах частичку своего  здоровья. Отсюда вытекает целесообразность  и корректность использования  опросов и анкетных исследований  для оценки того, насколько профессиональный  уровень педагогов позволяет  им сберегать здоровье своих  воспитанников.

          Отдельного обсуждения с позиции  здоровьесбережения заслуживает  вопрос о многократных повторениях  на уроках одного и того  же (фразы, идеи, примеры). Это отдельная  важная тема психолого - педагогических  технологий, адресованная, главным  образом, учителю. Здесь лишь  укажем, что прямо противоположными: и как артефакта работы учителя,  связанного с его состоянием, здоровьем, психологическими особенностями  (усталость, повышенная тревожность,  ригидность, атеросклероз), и как  эффективного приема педагогического  воздействия, умелого использования  технологии для лучшего усвоения  изучаемого материала отдельными  учащимися. Соответственно, в первом  случае будет наблюдаться резкий  рост утомления учащихся, во втором - его снижение. Таким же широким  будет диапазон оценок возможности  использование учителем специальных  приемов для оптимизации психологического  состояния учащихся с целью  их последующей работы в определенных  режимах, таких как:

      • Механического запоминания;
      • Усвоение новых закономерностей, логических связей;
      • Творческой деятельности, фантазировании;
      • Однотипной деятельности для закрепления полученных знаний (выполнение упражнений, решение примеров).

          При соответствующей настройке  учебная деятельность школьника  будет протекать в психологически  более комфортных условиях, что  приведет к более высокой ее  продуктивности и меньшим энерго  -  и трудозатратам. А, следовательно,  к меньшему утомлению ребенка.  Но если уровень квалификации  учителя, его психологическая  компетентность недостаточны, результат  окажется противоположным ожидаемому.

          На этих примерах хорошо видно,  насколько чревата ошибкой попытка  оценить какой - то элемент педагогической практики только по его названию, внешнему признаку. Оценивать и принимать управленческие решения в отношении здоровьесберегающих технологий целесообразно, только проанализировав суть нововведения, педагогического приема, явления, технологии.

          При планировании работы школы  с усилением внимания к вопросам  здоровьесбережения необходимо, во  исполнение принципа «Не навреди!»,  продумать четкую систему отслеживания  всего комплекса показателей  (психофизических и психолого  - педагогических), отражающих воздействие  инноваций на состояние здоровья  учащихся. То есть должен проводиться  комплексный мониторинг по трем  взаимосвязанным направлениям:         1.Динамике состояния здоровья (статистика, объективные показатели, самооценка);

2.Динамике психофизиологических  показателей (включая оценку утомления,  настроения, уровня стресса, напряжения);

3.Изменениям психолого-педагогических  характеристик (успеваемости, поведения,  работоспособности, отношения к  учебе и другое).

Важно определить те корреляции, которые позволяют сделать вывод  о цене для здоровья, которой оплачиваются учащимся успехи в школьной и внешкольной  деятельности (кружки, секции, компьютер, хобби).

          Обязательным элементом здоровьесберегающей  организации урока в соответствии  с современными требованиями  являются физкультминутки. Описания  их содержания можно найти  в рекомендациях физиологов и  гигиенистов. С позицией здоровьесбережения  польза от простого выполнения  нескольких физических упражнений  или гимнастики для глаз минимальна, если при этом учитываются  три условия:

  • Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т. д.);
  • Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различным - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне;
  • Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2- 3 условных вербально - поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

          Условие и составная часть  практической реализации здоровьесберегающих  образовательных технологий - формирование  культуры здоровья учащихся - одна  из важных задач школы, которая  может быть успешно решена  лишь при наличии необходимого  уровня культуры в этой сфере  у самого учителя. Поэтому такое  внимание мы уделяем подготовке, повышению квалификации, непрерывному  обучению по этим вопросам  педагогов, психологов, директоров  школ.

          В отличие от предметов «фундаментального»  цикла - математики, физики, истории  и т. п., вопросы имеют сугубо  прикладное значение. Поэтому наряду  с тематическими образовательными  программами, необходимой составной  частью диалога учителя с учеником  является способность каждого  учителя ответить на задаваемые  учащимися и актуальные для  них вопросы по проблемам здоровья. По крайней мере, наиболее типичными  и не требующие специальных  медицинских знаний. С другой  стороны, сам учитель, в процессе  преподавания своей дисциплины  и проведения воспитательной  работы, должен уметь и стремиться  приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения  и укрепления. В этом же русле  должна строиться одна из сторон  работы педагога с родителями  учащихся. Соответственно, учитель  должен быть подготовлен к  такой работе. И не только по  популярным брошюрам на тему  здоровья или книгам по основам  медицинских знаний. Такая подготовка  включает участие в тренингах,  обсуждение и анализ с коллегами  типичных ситуаций, проектную работу, посвященную построению здоровьесберегающего  образовательного пространства  школы, позволяющие учителю не  только использовать здоровьесберегающие  образовательные технологии на  своих уроках, но и помочь другим  учителям, администрации превратить  школу в место, где грамотно  заботятся о здоровье и учащихся, и педагогов. 

 

§2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий.

2.1. Направление  реализации здоровьесберегающих  технологий в общеобразовательном  процессе.

технологий включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений. Одно из них - адаптация детей к окружающей среде.

          Поступление ребенка в школу,  перевод из начальной школы  в среднюю, из средней в выпускные  классы являются переходными  этапами в физическом, нравственном  и психологическом отношении.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном процессе