Схематично, модель работы по
вышеназванной технологии, ведущей
к здоровьесбережению, включает
три этапа. На первом учитель
сообщает ученикам информацию (рассказывает,
читает, демонстрирует в визуальной
форме), построенную с таким расчетом,
чтобы стимулировать (спровоцировать)
вопросы учащихся. На втором этапе
учащиеся задают вопросы. На
третьем - учитель на них отвечает
(если сможет!). Поощряется как
задавание вопросов, так и попытка
ответить на вопрос - чужой или
свой собственный. Сравнение этой
технологии с традиционной (в
рамках одной программы и при
одинаковом временном ресурсе)
показало снижение утомляемости
учащихся и лучшее качество
усвоения даже большого объема
материала. Урок проходит на
более высоком эмоциональном
фоне, сопровождается дополнительной
тренировкой коммуникативных навыков
у учащихся и большей удовлетворенностью
от урока, как у учителя,
так и у учеников. Все это
- косвенные подтверждения здоровьесберегающего
эффекта указанной технологии.
Творческий характер образовательного
процесса - крайне необходимое условие
здоровьесбережения. Включение ребенка
в творческий процесс не только
природосообразно, служит реализации
той поисковой активности, от
которой зависит развитие человека,
его адаптационный потенциал,
способствует достижению цели
работы школы - развитию личности
учащегося, но и снижает вероятность
наступления утомления. Цепочка
взаимосвязи здесь простая: обучение
без творческого заряда - неинтересно,
а значит, в той или иной
степени, является насилием над
собой и другими. Насилие же
разрушительно для здоровья, как
через формирование усталости,
так и само по себе.
Как правило, возможности для
реализации творческих задач
достигаются использованием на
уроках и во внеурочной работе
активных методов и форм обучения.
В качестве примера эффективных
и доступных форм работы можно
привести дискуссию, психолого-
педагогический тренинг. К сожалению,
для использования их в повседневном
учебном процессе необходима
не только корректировка учебных
программ, но и соответствующая
подготовка педагогов. Фактически,
это смещение традиционного методического
репертуара учителя в сторону
психологических технологий. Именно
этот вектор профессионального
развития учителя позволяет ему
не только получить удовольствие
от своей работы, в большей
степени реализовать индивидуальный
подход к учащимся, но и превратить
используемые педагогические технологии
в здровьесберегающие.
По нашему убеждению, представленность
психологической, и даже психотерапевтической
составляющих в работе современного
учителя во многом определяют
ее эффективность. Это связано
как с бурным развитием прикладной
психологии, методов воздействия
на психику человека, его поведение,
так и психопатологической отягощенностью
нынешних детей и подростков,
недостатком внимания к их
проблемам со стороны родителей.
Конечно, учитель не должен
заниматься психотерапией в медицинском
значении этого слова - консультированием,
лечением, гипнозом, но подход к
ребенку, ориентированный на его
личностные особенности и проблемы,
комплексы, мешающие ему жить
и т. п., как раз и отличает
профессионального педагога, Учителя
(с большой буквы!), от «урокодателя»,
невольно рассматривающего ученика
через призму очередной методики
обучения. Именно при таком понимании
задач учителя и используемых
им технологий можно рассматривать
«педагогическую психотерапию»
как область знаний и практического
опыта, тесно корреспондирующую
со здоровьесберегающими образовательными
технологиями.
Учитывая известную патогенную
роль формирующихся в процессе
обучения состояний переутомления,
дистресса и им подобных, можно
говорить о здоровьесберегающем
эффекте тех образовательных
технологий, которые направлены
на снижение утомляемости учащихся
и позволяют, за счет большей
эффективности учебного процесса,
достичь поставленных целей (выполнить
учебную программу), не перегружая
школьника. Дополнительные психолого-
педагогические ресурсы открываются
здесь в направлении диагностики
и использования сенситивных
периодов в развитии ребенка,
ситуационно возникающих состояний,
повышающих восприимчивость к
одним воздействиям и закрывающих
сенсорные каналы для других
и т. п. Гибкое и согласованное
использование учителем визуального
и слухового каналов донесения
информации до ученика, правильный
выбор их соотношения применительно
к конкретному учащемуся не
только повышает эффективность
процесса обучения, но и способствуют
снижению психического напряжения
ребенка до физиологически оптимального
уровня.
В этом аспекте, важный принцип
здоровьесбережения состоит в
оценке учителем того, какой ценой
для здоровья конкретный учащийся,
с учетом всех его индивидуальных
особенностей и состояния здоровья,
должен расплатиться за полученные
на уроке знания, умения, навыки.
«Цена обучения для здоровья»-
вот тот критерий, который при
использовании здоровьесберегающих
технологий служит учителю мерилом
допустимости тех или иных
педагогических воздействий.
Выше мы уже упоминали о
недостатке простого и достоверного
психолого - педагогического и
медико - физиологического инструментария
для оценки влияния, оказываемого
на здоровье учащихся той или
иной образовательной технологии.
Поэтому часто приходится использовать
косвенные индикаторы оценки, особенно
в практической работе учителя,
директора школы. Одним из таких
индикаторов может служить степень
интереса школьника к учебе,
конкретному предмету, часто облеченное
в желание или нежелание идти
в школу. Очевидно, что степень
этого интереса и желания отражает
и степень позитивного влияния
на здоровье используемых учителем
(или учителем данной школы)
технологий: ученик, для которого
школа - тяжелое и неприятное
испытание, каждодневно оставляет
в ее стенах частичку своего
здоровья. Отсюда вытекает целесообразность
и корректность использования
опросов и анкетных исследований
для оценки того, насколько профессиональный
уровень педагогов позволяет
им сберегать здоровье своих
воспитанников.
Отдельного обсуждения с позиции
здоровьесбережения заслуживает
вопрос о многократных повторениях
на уроках одного и того
же (фразы, идеи, примеры). Это отдельная
важная тема психолого - педагогических
технологий, адресованная, главным
образом, учителю. Здесь лишь
укажем, что прямо противоположными:
и как артефакта работы учителя,
связанного с его состоянием,
здоровьем, психологическими особенностями
(усталость, повышенная тревожность,
ригидность, атеросклероз), и как
эффективного приема педагогического
воздействия, умелого использования
технологии для лучшего усвоения
изучаемого материала отдельными
учащимися. Соответственно, в первом
случае будет наблюдаться резкий
рост утомления учащихся, во втором
- его снижение. Таким же широким
будет диапазон оценок возможности
использование учителем специальных
приемов для оптимизации психологического
состояния учащихся с целью
их последующей работы в определенных
режимах, таких как:
- Механического запоминания;
- Усвоение новых закономерностей, логических связей;
- Творческой деятельности, фантазировании;
- Однотипной деятельности для закрепления полученных знаний (выполнение упражнений, решение примеров).
При соответствующей настройке
учебная деятельность школьника
будет протекать в психологически
более комфортных условиях, что
приведет к более высокой ее
продуктивности и меньшим энерго
- и трудозатратам. А, следовательно,
к меньшему утомлению ребенка.
Но если уровень квалификации
учителя, его психологическая
компетентность недостаточны, результат
окажется противоположным ожидаемому.
На этих примерах хорошо видно,
насколько чревата ошибкой попытка
оценить какой - то элемент педагогической
практики только по его названию, внешнему
признаку. Оценивать и принимать управленческие
решения в отношении здоровьесберегающих
технологий целесообразно, только проанализировав
суть нововведения, педагогического приема,
явления, технологии.
При планировании работы школы
с усилением внимания к вопросам
здоровьесбережения необходимо, во
исполнение принципа «Не навреди!»,
продумать четкую систему отслеживания
всего комплекса показателей
(психофизических и психолого
- педагогических), отражающих воздействие
инноваций на состояние здоровья
учащихся. То есть должен проводиться
комплексный мониторинг по трем
взаимосвязанным направлениям:
1.Динамике состояния здоровья (статистика,
объективные показатели, самооценка);
2.Динамике психофизиологических
показателей (включая оценку утомления,
настроения, уровня стресса, напряжения);
3.Изменениям психолого-педагогических
характеристик (успеваемости, поведения,
работоспособности, отношения к
учебе и другое).
Важно определить те корреляции,
которые позволяют сделать вывод
о цене для здоровья, которой оплачиваются
учащимся успехи в школьной и внешкольной
деятельности (кружки, секции, компьютер,
хобби).
Обязательным элементом здоровьесберегающей
организации урока в соответствии
с современными требованиями
являются физкультминутки. Описания
их содержания можно найти
в рекомендациях физиологов и
гигиенистов. С позицией здоровьесбережения
польза от простого выполнения
нескольких физических упражнений
или гимнастики для глаз минимальна,
если при этом учитываются
три условия:
- Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т. д.);
- Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различным - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне;
- Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2- 3 условных вербально - поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Условие и составная часть
практической реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий - формирование
культуры здоровья учащихся - одна
из важных задач школы, которая
может быть успешно решена
лишь при наличии необходимого
уровня культуры в этой сфере
у самого учителя. Поэтому такое
внимание мы уделяем подготовке,
повышению квалификации, непрерывному
обучению по этим вопросам
педагогов, психологов, директоров
школ.
В отличие от предметов «фундаментального»
цикла - математики, физики, истории
и т. п., вопросы имеют сугубо
прикладное значение. Поэтому наряду
с тематическими образовательными
программами, необходимой составной
частью диалога учителя с учеником
является способность каждого
учителя ответить на задаваемые
учащимися и актуальные для
них вопросы по проблемам здоровья.
По крайней мере, наиболее типичными
и не требующие специальных
медицинских знаний. С другой
стороны, сам учитель, в процессе
преподавания своей дисциплины
и проведения воспитательной
работы, должен уметь и стремиться
приводить примеры, отмечать закономерности,
связанные с вопросами здоровья,
возможностями его сохранения
и укрепления. В этом же русле
должна строиться одна из сторон
работы педагога с родителями
учащихся. Соответственно, учитель
должен быть подготовлен к
такой работе. И не только по
популярным брошюрам на тему
здоровья или книгам по основам
медицинских знаний. Такая подготовка
включает участие в тренингах,
обсуждение и анализ с коллегами
типичных ситуаций, проектную работу,
посвященную построению здоровьесберегающего
образовательного пространства
школы, позволяющие учителю не
только использовать здоровьесберегающие
образовательные технологии на
своих уроках, но и помочь другим
учителям, администрации превратить
школу в место, где грамотно
заботятся о здоровье и учащихся,
и педагогов.
§2. Практическое
применение здоровьесберегающих технологий.
2.1. Направление
реализации здоровьесберегающих
технологий в общеобразовательном
процессе.
технологий включает в себя целый ряд
взаимодействующих между собой направлений.
Одно из них - адаптация детей к окружающей
среде.
Поступление ребенка в школу,
перевод из начальной школы
в среднюю, из средней в выпускные
классы являются переходными
этапами в физическом, нравственном
и психологическом отношении.