Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:25, дипломная работа
Цель настоящей работы - раскрыть роль, особенности и сформировать основные концептуальные положения рационализации управления экономической деятельностью телевидения.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики за последние два-три года;
- проанализировать основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане.
Введение
Глава 1. Реформирование экономики телевещания в Узбекистане
§ 1. Преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики
§ 2. Основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане
Глава 2. Управление телепроизводством
§ 1. Общая характеристика и особенности организации телепроизводства
§ 2 Основные аспекты управления телепроизводством
Глава 3. Экономическая практика телевещания
§ 1. Рекламный менеджмент
§ 2. Экономические способы оптимизации вещательного процесса
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра «Аудиовизуальная журналистика и массовые коммуникации»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на тему:
«ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВЕЩАНИЯ»
( на примере телеструктур Узбекистана и России)
специализация: 5 А 320102
международная журналистика
Выполнил:
Работа проверена и допущена к защите
Заведующий кафедрой : доктор
полит. наук Хуршид Дустмухаммад
Научный руководитель:
«______»__________2010год
ТАШКЕНТ- 2010
Введение
Глава 1. Реформирование экономики телевещания в Узбекистане
§ 1. Преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики
§ 2. Основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане
Глава 2. Управление телепроизводством
§ 1. Общая характеристика и особенности организации телепроизводства
§ 2 Основные аспекты управления телепроизводством
Глава 3. Экономическая практика телевещания
§ 1. Рекламный менеджмент
§ 2. Экономические способы оптимизации вещательного процесса
Заключение
Список использованной литературы
В современном мире телерадиовещание
стало важнейшим средством массовой информации,
влияющим на духовное развитие общества,
экономический рост, социальную стабильность
и развитие институтов гражданского общества.
Влияние телевидения на политический
и социальный климат суверенного Узбекистана огромно.
Являясь составной частью культуры страны,
телевидение влияет на сохранение языка,
традиций, формирование шкалы материальных
ценностей общества. Сети телевидения
республики выполняют функцию одной из
основных систем оповещения населения
о чрезвычайных ситуациях, природных и
техногенных катастрофах.
В Узбекистане
с его многонациональным составом, телевещание
служит мощным инструментом межнационального
общения, диалога культур и религий, приобретая
все большее значение в регионах, стимулируя
развитие местных институтов культуры
и образования, становясь составной частью
муниципальных структур.
Кроме социального, культурного и информационного
компонента телевидение является немаловажным
фактором экономики страны, причем немалую
часть финансовых вложений осуществляет
само население путем покупки телевизоров
и абонентской платы за антенну.
Уникальная техника
Сложность многообразие проблем
телепроизводства делает актуальным и
необходимым разработку оптимальных социально-экономических
моделей вещательного процесса. Наше общество
переживает эпоху радикальных изменений
во всех областях, и эти изменения, естественно,
не могут не отразиться на телевидении.
Сейчас еще рано говорить о каких-то окончательно
сформировавшихся организационно-правовых
структурах, об управленческих аспектах,
обеспечивающих телевизионное вещание
в нашей стране. Но если дальнейшее развитие
телевидение подтвердит их целесообразность
и жизненность, то они, безусловно, будут
введены в практику на постоянной основе
путем комплексного подхода.
Важное значение в эффективном функционировании телевидения, как утверждают известные исследователи ТВ1, имеют экономические проблемы телепроизводства, особенно в связи с управленческими аспектами вещания. Между тем, методологические основы управления телепроизводством, на наш взгляд, разработаны недостаточно. И это также определяет актуальность данной работы.
Степень разработанности. Тема экономики СМИ уже давно интересует специалистов журналистики и маркетинга во всём мире. Об этом свидетельствует большой объём литературы по данному направлению. При написании данной работы автор опирался, главным образом, на труды известных зарубежных специалистов по маркетингу и менеджменту масс-медиа, таких как Бернет Дж., Мориарти С., Браун Дж., Куол У., Котлер Ф., Армстронг Г.2 и др. Хорошей основой для изучения экономической практики телевещания России послужили работы российских авторов: Ворошилова В.В., Гуревича С.М., Голубицкой Е.А., Кухаренко Е.Г., Полукарова В.Л., Разумова Е.А.3 и др.
В ходе работы с литературой
автор столкнулся с обстоятельством, что вопросы экономики
телевидения Узбекистана отечественными
исследователями фактически не изучен.
Тем не менее, как показывает практика, назрела необходимость на местном
материале, с учетом существующих сегодня
в Узбекистане реалий, решения таких экономических
и организационных задач, как научное
обоснование сущности управления маркетинговой
деятельностью, направленной на увеличение
аудитории телевизионных передач, формирования
рационального механизма реализации управленческих
функций в процессе указанной деятельности.
Вышесказанное
подтверждает научную новизну данной
работы. Она заключается, прежде всего,
в выявлении и решении управленческих
и организационно-экономических проблем,
имеющих практическую направленность
в процессе создания и рационализации
деятельности систем управления маркетингом
услуг хозяйствующих субъектов сферы
отечественного телевидения. Научно-исследовательские
положения данной выпускной работы по
созданию обоснованных методических решений
осуществления управления маркетингом
услуг могут быть использованы телестудиями
республики для повышения эффективности
их деятельности.
Практическое значение имеют также полученные результаты по определению стратегических ориентиров управления маркетингом отдельных жанров телепередач, оптимизации организационно-экономической структуры маркетинговой службы и рекламного менеджмента.
Цель настоящей работы - раскрыть
роль, особенности и сформировать основные
концептуальные положения рационализации
управления экономической деятельностью
телевидения.
В
соответствии с поставленной целью в работе
сформулированы следующие задачи:
- исследовать преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики за последние два-три года;
- проанализировать основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане;
- охарактеризовать особенности и организацию телепроизводства;
- выявить современные модели управления телевещанием;
- рассмотреть особенности рекламного менеджмента в практике отечественного ТВ;
- провести сравнительный анализ действующих механизмов управления маркетинговой и экономической деятельностью телевидения России и Узбекистана, выявив особенности их функционирования;
- разработать методические положения повышения результативности экономической деятельности телевидения.
В качестве объекта исследования выбраны телевизионные структуры Национальной Телерадиокомпании Узбекистана - каналы «Узбекистон», «Спорт», «Тошкент», «Ёшлар», а также российские телеканалы ОРТ, СТС и другие, на наш взгляд, наиболее заметные в плане эффективного управления телепроизводством.
В качестве предмета исследования выступает экономическая деятельность вышеназванных телеструктур за выбранный нами период с 2008 по 2010 год.
Апробация. Работа обсуждена и представлена к защите на кафедре “Аудиовизуальная журналистика и массовые коммуникации”. Основные положения работы отражены в докладе на студенческой конференции факультета международной журналистики Университета мировых языков Республики Узбекистан.
Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
§ 1. Преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики
Ввиду исчезновения
после 1991 года монопольно - распределительной
экономики, изменения, произошедшие в
общественной и экономической сфере Узбекистана,
затронули и телеорганизации республики.
Это сказалось, прежде всего, на реформировании
принципов и методов управления, создании
новых структур. Преобразования
обернулись демократизацией
и либерализацией в управленческой деятельности.
Как отметил Ислам Абдуганиевич Каримов
на заседании правительства, посвященном
итогам социально-экономического развития
страны в 2009 году и важнейшим приоритетам
экономической программы на 2010 год:
«Важнейшим приоритетом реализации экономической
программы на 2010 год должно стать продолжение
политики углубления структурных преобразований
экономики для обеспечения роста конкурентоспособности
страны». По его словам, надо объективно признать,
что в этом направлении уже много сделано
и достигнуты весомые результаты. «Вместе с тем мы отдаем себе отчет, что
предстоит еще много сделать по структурным
преобразованиям и диверсификации нашей
экономики, с тем, чтобы уже в ближайшие
годы она стала еще более устойчивой, самодостаточной,
менее зависимой от внешних факторов,
а главное, конкурентоспособной на мировых
и региональных рынках. В конкретных условиях
нашей страны и региона речь идет об опережающем
развитии современных отраслей и производств,
таких, как газоперерабатывающая, нефтехимическая
промышленность, энергетика… и, конечно,
отрасль современных информационных технологий
и систем телекоммуникаций, переходе в
ближайшей перспективе на цифровое и широкоформатное
телевидение», - отметил Президент Узбекистана4.
С сокращением государственного финансирования
телевидения пришло понимание того,
что хозяйственная
Появление свободных производственных мощностей послужило стимулом для развития независимых компаний, роста творческой активности вне рамок государственных структур. Создано большое количество негосударственных телестудий, таких как СТВ (Самарканд), «Коинот ТВ» (Бухара), «Истиклол ТВ» (Бухоро), «Денов АТР», «Жиззах ТВ», «Шеробод ТВ» и другие.
Коммерческое телевидение развивается за свой счет, продавая эфирное время под рекламу, привлекая спонсоров, предлагая продукцию другим каналам и т.д. Государство, сохраняя национальные интересы на телевидении, противостоит экранизации агрессии, насилия, порнографии.
В 90-е годы прошлого столетия общественное мнение было таким: чем больше конкурирующих каналов, тем больше шансов «оздоровить» телевизионное вещание, повысить его уровень. Однако опыт последующего развития отечественного телевидения показал, что чем больше каналов, либерализации, тем ниже качество телевещания, его духовная насыщенность. Необходимость выживания в условиях рынка, побудило как государственное, так и коммерческое вещание зарабатывать деньги, а это не всегда приводило к повышению качества программ. Ведь зачастую телепродукция делалась и делается под «рекламодателя».
Преобразования, произошедшие в республике за последнее десятилетие, побудили необходимость реформирования и государственного телевещания.
Так, важным фактором «трансформации» Государственной телерадиовещательной компании в Телерадиокомпанию Узбекистана явились финансовые проблемы. Указом Президента Республики Узбекистан от 7 мая 1996 года был провозглашен поэтапный переход государственных телерадиоструктур на самофинансирование, «с учетом постепенного сокращения размеров бюджетного финансирования»5.
До конца 2005 года структура государственных
вещательных организаций в
Нововведением стала четкая профилизация государственных каналов: «Узбекистон» был преобразован в канал информационно-аналитического, общественно-политического звучания. Цель его деятельности – стать по возможности разносторонним и доступным для широкой массы слушателей. «Тошкент» стал рупором муниципального вещания. «Ешлар» позиционировал себя как канал адресного вещания, ориентированный на потребности молодежной аудитории.
Автономизация эфирных каналов способствовала реализации их полной самостоятельности в проведении программной и кадровой политики, и как следствие этого – заметное улучшение качества передач.
Перестройка государственного телевидения затронула организационную, содержательную структуры, программную деятельность, творческие установки. В результате реформирования ведущей вещательной организации страны увеличился общий объем вещания, расширился спектр возможностей выбора передач, стало больше рекламы.
Заметное влияние на
организационную перестройку
Все эти нововведения
подготовили почву для