Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:25, дипломная работа
Цель настоящей работы - раскрыть роль, особенности и сформировать основные концептуальные положения рационализации управления экономической деятельностью телевидения.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики за последние два-три года;
- проанализировать основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане.
Введение
Глава 1. Реформирование экономики телевещания в Узбекистане
§ 1. Преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики
§ 2. Основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане
Глава 2. Управление телепроизводством
§ 1. Общая характеристика и особенности организации телепроизводства
§ 2 Основные аспекты управления телепроизводством
Глава 3. Экономическая практика телевещания
§ 1. Рекламный менеджмент
§ 2. Экономические способы оптимизации вещательного процесса
Заключение
Список использованной литературы
Итак, в результате реорганизации государственные унитарные предприятия "Узбекистон", "Спорт", "Тошкент" и ЗАО "Ешлар" в качестве самостоятельных юридических лиц стали полноправными субъектами национального информационного пространства. Каналы получили возможность самостоятельно зарабатывать и распоряжаться доходами, направлять прибыль на собственное развитие, приобретение технических средств, оплату услуг связи и обеспечения процессов телерадиопроизводства, стимулирование труда своих сотрудников. У каждого из них - своя бухгалтерия, рекламно-маркетинговые службы, отделы кадров, собственный счет в банке, самостоятельное делопроизводство - все необходимые элементы и атрибуты независимого производственного предприятия. Следует отметить, что такой статус им предоставлен впервые за всю историю существования в Узбекистане общенационального телевидения и радиовещания8.
Изменения затронули и систему управления компанией. Она существенно оптимизировалась за счет реорганизации отделов и департаментов, перераспределения функций, сокращения административного аппарата. Часть полномочий центрального аппарата была передана руководителям телерадиоканалов, что существенно расширило их самостоятельность в творческой, технической, финансовой, эфирной, кадровой и рекламной политике. Заметным нововведением в организационной структуре Национальной Телерадиокомпании Узбекистана явилось и создание таких подразделений, как Отдел разработки перспективных медиа-проектов, Центр компьютерных, информационных и медиатехнологий и ряд других. В первую очередь, именно их задачей стала разработка и апробация в отечественном телерадиопространстве новейших творческих и технических идей, проектов в сфере электронных СМИ.
Реорганизация телевещания страны, как было официально заявлено9, имела целью, во-первых, развить конкурентные отношения в рамках самой телерадиокомпаниии между ее творческими коллективами, во-вторых, повысить конкурентоспособность продукции Национальной Телерадиокомпании в масштабах всего пространства электронных СМИ Узбекистана. Нацеленность главной телерадиовещательной организации республики на повышение конкурентоспособности собственной продукции было обусловлено, на наш взгляд, и интенсивным развитием негосударственных электронных масс-медиа, которые к данному времени уже громко заявили о себе не только в эфирном пространстве страны, но и далеко за ее пределами.
Вместе с тем необходимо
отметить, что вследствие реорганизации
телевещания выявился ряд проблем,
вызванных существенными
§ 2. Основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане
Говоря о тенденциях экономического развития современного телевидения, следует в первую очередь обозначить такую важную тенденцию как эффект масштаба производства, который побуждает телеканалы стремиться к постоянному увеличению, т.е. максимизации аудитории.
При увеличении масштабов производства в телевизионном секторе растут не переменные издержки, в данном случае на распространение телевизионного сигнала, а постоянные, то есть издержки на производство телепрограмм. Следовательно, объем аудитории телеканалов становится важным экономическим показателем их деятельности, при этом увеличение числа зрителей не обязательно ведет к дополнительным затратам на распространение сигнала.
Это означает также, что стоимость трансляции телепрограмм дополнительным, новым зрителям во многих случаях близка к нулю. Правда, не во всех случаях это утверждение справедливо: при неразвитой трансляционной сети или низкой плотности населения стоимость строительства технической инфраструктуры ТВ чрезвычайно высока. На начальном этапе деятельности это, естественно, увеличивает переменные издержки. Однако если эфирный телеканал, опирающийся на уже существующую трансляционную сеть, стремится расширить свою аудиторию, его затраты на привлечение новых зрителей будут минимальными.
Вторая тенденция экономического развития ТВ заключается в том, что стоимость доставки программ к зрителям в последние годы значительно сокращается.
Телевидение сегодня – важнейший игрок в индустрии свободного времени, и это заставляет телеканалы постоянно думать о расширении аудитории. Для телезрителей телепрограммы, несомненно, имеют нематериальную ценность. Ценность телепрограммы определяется ее содержанием, значением и смыслом передаваемых сообщений. Эта особенность также подчеркивает общественный характер телевизионного производства.
Но зрителям нужны не просто какие-либо программы, им нужны интересные и нужные программы. Важнейшим условием, вытекающим из этого положения, становится необходимость постоянного обновления, новаторства в производстве программ. Даже наиболее известные телепрограммы со временем теряют свою популярность, поскольку в свободное время зрители постоянно стремятся к новым развлечениям. Телевизионная индустрия находится под постоянным давлением факторов извне, что стимулирует стремление к постоянному улучшению качества телепрограмм. В число этих факторов входит конкуренция с многочисленными «игроками» индустрии свободного времени – будь то другие телеканалы, другие СМИ или иные предприятия индустрии развлечений (массовые зрелища, клубы, и т.п.)
Третья тенденция экономического развития телевидения Узбекистана: под давлением конкурентной среды телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества и инновационности продукта.
С точки зрения самих телеканалов создание программ – реальное производство, требующее значительных вложений. Средства телекомпаний могут быть направлены или в производство собственных программ, или на закупку программ из внешних источников. Очевидно, что вложения в производство телепрограмм не зависят напрямую от объема аудитории, но будут значительными в любом случае, даже при ограниченной аудитории телеканала. Само производство телепрограмм – весьма трудоемкий процесс, и участвовать в нем должны квалифицированные специалисты. Набор необходимых для телепроизводства специальностей необычайно широк – от журналистов, актеров, режиссеров, т.е. создателей телевизионного контента, до операторов, звукорежиссеров, монтажеров – технических специалистов высшей квалификации. В идеале все они должны обладать творческими способностями и интеллектом, самостоятельностью, преданностью своей работе, но очевидно, что такими людьми довольно трудно управлять. Вместе с этим в телевизионном производстве всегда существовала необходимость осваивать новые технологии, которые позволяют улучшать качество продукта. В результате высокая стоимость рабочей силы в телевизионной индустрии с течением времени будет только возрастать.
Четвертая тенденция экономического развития ТВ заключается в том, что создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.
Очевидно, что в телепроизводстве наибольшие затраты приходятся на создание новых программ. В стремлении максимизировать доходы телеканалы усиленно ищут возможные пути сокращения стоимости телепрограмм. Это, с одной стороны, производство и приобретение более дешевых программ (с привлечением невысокооплачиваемых творческих и технических специалистов). К этой же категории относится приобретение телестанциями вторичных прав на показ популярных телепрограмм и сериалов. Именно этим, на наш взгляд, объясняется широкий повтор на канале «Узбекистон», например, корейских сериалов «Киш сонатаси» («Зимняя соната»), «Какнус», на «Ешлар» - национальных сериалов «Туташ такдирлар» («Переплетенные судьбы»), «Чоррахадаги уй» («Дом на перекрестке») и др.
Ко второй категории сокращения затрат на производство относится широкое вторичное использование программ и новостных сюжетов, своеобразный телевизионный рециклинг. Ярким примером проявления этого служит в частности, канал НТТ.
Такие меры, как показывает практика, могут принести временное снижение финансовых затрат, однако неявные экономические издержки часто оказываются весьма существенными. Медиаэкономисты называют эту ситуацию «порочной спиралью» снижения прибыльности в телеиндустрии10. Экономическая логика, стоящая за этим явлением, напоминает логику «спирали тиража» в газетной индустрии. Схематично «порочную спираль» телеиндустрии можно описать так. В поисках путей оптимизации телеканалы сокращают свои программные бюджеты. Это неизбежно приводит к сокращению числа их зрителей и соответственно снижению доходов от рекламы, в результате чего сокращается их прибыль. Телестанции не могут увеличивать вложения в производство и приобретение новых телепрограмм. В свою очередь это ведет к снижению затрат на производство и приобретение новых программ. Таким образом, начинается следующий, более низкий виток «порочной спирали», и все повторяется снова, но уже на более низком уровне (рис. 1).
Многие медиаэксперты считают, что телевизионная индустрия в возрастающей степени будет развиваться в соответствии с приведенной выше схемой, так как увеличение числа телеканалов и прогресс цифрового ТВ повлекут за собой резкое сокращение объемов аудитории. Это означает, что экономические основы телевизионной индустрии должны будут претерпеть существенную трансформацию, финансирование телевидения будет модифицировано, а существующий эффект масштаба производства видоизменится. Зрители во все возрастающей степени сами будут оплачивать просмотр телепрограмм, и телекомпании перейдут на платные формы доставки программ.
В настоящее время «бесплатное» ТВ преобладает практически во всех странах мира, включая и наиболее продвинутые технологически, поэтому в данной работе мы будем рассматривать главным образом экономические особенности этой модели телевизионной индустрии.
Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что к настоящему времени в Республике Узбекистан сформировалась децентрализованная система телевещания с инновационными организационно-правовыми и экономическими принципами ее функционирования. Так, государственные телеканалы получили статус государственных унитарных предприятий, наделенных правами хозяйственной деятельности, приносящей доходы, обрели более широкие полномочия в определении своей программной политики, в том числе объемов, структуры и сетки вещания. Преобразования экономической деятельности телевидения республики выявили ярко выраженную тенденцию организации региональными телекомпаниями собственных каналов распространения региональных и местных программ (при сохранении вещания общереспубликанских каналов). Кроме того, в настоящее время четко определился механизм по источникам финансирования структур, осуществляющих телевещание. Это ассигнования из госбюджета, региональных бюджетов, доходы от рекламно-коммерческой деятельности, а также средства из других внебюджетных источников, включая спонсорские поступления, международные проекты и т.д.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВОМ
§ 1. Общая характеристика и особенности организации телепроизводства
Телепроизводство сегодня как в нашей стране, так и за рубежом, регулирует рынок. При рыночных отношениях, регулирующих телепроизводство с учетом всех затрат, организация подготовки и выхода в эфир программ, как показывает мировая практика, должна осуществляться по следующим важнейшим направлениям:
- долгосрочное планирование вещания,
- стимулирование конкуренции;
- социальная значимость телерадиопродукции; - управление ценами из нее в зависимости от уровня инфляции; - оптимизация оплаты труда; - эффективная и либеральная система налогообложения11.
Телепрограммы - вещь сугубо материальная. Их можно не только смотреть и слушать, но и размножать, хранить, покупать и продавать, как всякий товар. И с организационно- экономической точки зрения создание таких программ является их производством, как и выпуск любого другого товара.
Телестудия - сложный организм, объединяющий многочисленный коллектив творческих и производственных работников. Как каждое предприятие, она наделена для осуществления производственной программы основными фондами- зданиями, сооружениями, транспортом, а также оборотными фондами сырьем, материалами и денежными средствами. Вот почему при решении многих производственно- экономических, технических, юридических и других вопросов, связанных с подготовкой и выдачей в эфир программ, необходимо учитывать особенности студии как творческо-производственного предприятия.
Имея много общего с промышленным предприятием, телестудия отличается от него некоторыми специфическими особенностями. Они определяются в первую очередь характером создаваемой продукции, которая зачастую является произведением искусства, предназначенным для удовлетворения морально- эстетических потребностей людей.
В создании телепрограммы участвуют не только творческие работники (писатели, композиторы, режиссеры, актеры, художники, операторы, звукооператоры), но и большой коллектив производственников- инженеров, техников, управленцев, рабочих самых разных профессий. Труд всех и каждого в группе тесно увязан единой целью творческих усилий и единством конечного результата.
Телепроизводство сегодня
- организации (как создать творческий коллектив, занимающийся концепцией формирования, подготовкой и выдачей в эфир телепрограмм);
- управления (как обеспечить создание программ с поставленными требованиями к качеству, издержкам и срокам)12.
Кроме того, современное телепроизводство включает в себя следующие компоненты:
- цели вещания что вещать, как вещать (эфирное, кабельное или спутниковое ТВ), для кого вещать (на какую аудиторию- с точки зрения социально-экономической, демографической, лингвистической и масштабов охвата), когда вещать (временные характеристики телепродукции);