Логические ошибки и их причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей исследовательской работы является анализ логико-композиционной структуры современных публицистических изданий нижегородской области.
Для достижения поставленной цели в исследовании последовательно решаются следующие задачи:
Изучить отобранный языковой газетно-публицистический материал;
Обозначить основные законы логики, лежащие в основе логико-композиционного анализа текста;
Рассмотреть типы и причины логических ошибок, встречающихся в речи;
Выявить закономерности логико-композиционного построения современных публицистических текстов изданий нижегородской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 6
ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА 6
1.1. Логическая структура текста: основные понятия. 6
1.2. Законы логики и природа логических ошибок в журналистском тексте 10
1.3. Типы логических ошибок 12
ГЛАВА II. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СОВРЕМЕННЫХ НИЖЕГОРОДСКИХ СМИ 15
2.1. Композиционно-структурные особенности нижегородских публикаций 15
2.2. Ошибки в логико-композиционной структуре, встречающиеся в нижегородских газетных статьях 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. (1).doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филологический факультет

Кафедра издательское дело и редактирование

 

Курсовая работа

 

ЛОГИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 35 группы

Чернышевой Марии Сергеевны

Научный руководитель:

к.ф.н., старший преподаватель 

Толстунова Марина Андреевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Средства массовой информации (или СМИ) прочно вошли в жизнь человеческого общества. Сегодня они являются мощным средством воздействия на человеческий разум. В связи с этим перед автором сообщения печатного издания на передний план выдвигается проблема формально-содержательного характера текста – выбор языковых средств и приемов (лексических, синтаксических, композиционных), лингвистических средств выражения оценки и пр.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению композиционно-структурных особенностей современного публицистического текста.

Несмотря на то, что  имеется достаточно большое количество работ, посвященных стилистическому анализу текста, а также лингвистических исследований, проводившихся на материале периодики, полиаспектно описывающих формально-содержательную структуру сообщений печатных изданий, достаточно назвать таких исследователей, как А.И. Горшков, С.М Гуревич, М.Н. Кожина, Д.Э. Розенталь, О.Б. Сиротинина, Г.Я. Солганик и др., тем не менее, представляется важным описание логико-структурных особенностей современной прессы.

Целью настоящей исследовательской работы является анализ логико-композиционной структуры современных публицистических изданий нижегородской области.

Для достижения поставленной цели в исследовании последовательно  решаются следующие задачи:

  • Изучить отобранный языковой газетно-публицистический материал;
  • Обозначить основные законы логики, лежащие в основе логико-композиционного анализа текста;
  • Рассмотреть типы и причины логических ошибок, встречающихся в речи;
  • Выявить закономерности логико-композиционного построения современных публицистических текстов изданий нижегородской области.

В качестве объекта исследования мы избрали типологию логических ошибок, встречающихся в публицистике.

Предметом нашего исследования является языковой материал, извлеченный из средств массовой информации. Источниками для исследования языкового материала послужили полные номера некоторых российских газет («Нижегородский рабочий» http://нижегородский-рабочий.рф/obshhestvo.html, «Новая газета в Нижнем Новгороде» (www.onlinegazeta.info), «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru/, «Студенческая жизнь» http://studlife-nn.ru/ и некот. др.). Материал был отобран из изданий нижегородской области. Издания по своему содержанию общие, ориентированные на самую широкую аудиторию, из которых нами были отобраны статьи общественно-политической тематики. Для удобства извлечения языкового материала мы обращались к электронным вариантам местных газет (сайтам изданий).

Методологическую  основу исследования составляет квантитативный метод, лингвостилистический анализ текста, а также логико-композиционный и дистрибутивный виды анализа.

Теоретической основой для настоящего исследования послужили работы Одинцова В.В., Пастуховой Л.С., а также положения в риторике, сформулированные еще Аристотелем, некоторые узкопрофессиональные словари и справочники («Полный словарь лингвистических терминов» Т.В. Матвеевой, 2006; «Большой лингвистический словарь» В.Д. Стариченкова, 2008; «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию» Розенталля Д.Э., 1994 и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что в результате анализа отобранного газетно-публицистического материала впервые описаны логико-композиционные особенности современных нижегородских газетно-публицистических изданий.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты, методика и подобранный языковой материал могут служить базой для дальнейшего анализа в области исследований особенностей современного публицистического стиля речи. Также к результатам работы можно обращаться при создании учебных пособий для школ; применять на практических занятиях по современному русскому языку, в курсах стилистики современного русского языка; в практике школьного преподавания современного русского языка и культуры речи.

Цели и задачи настоящей  работы определили ее структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе устанавливается терминологический аппарат работы, рассматривается логико-композиционная структура текста и связанные с ней типы ошибок. Во второй главе анализируются примеры логико-композиционного построения отобранных текстов.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА

1.1. Логическая структура текста: основные понятия

 

Знание логики всегда вменялось в обязанность пишущим. Почётное место занимали рекомендации из области этой науки в «Риторике» Ломоносова. Старинные руководства по риторике и теории словесности утверждали, что без знания логики сочинение не будет иметь связного течения мыслей, и мы не в состоянии будем различать с точностью истины от заблуждения.

Прежде всего нужно установить терминологический аппарат нашего исследования. Итак, рассмотрим основные понятия, связанные с данным вопросом. Логика восходит своими корнями к древнегреческому языку (др.-греч. λογική – «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος – «речь», «рассуждение», «мысль»).

Логика является разделом философии – нормативной наукой о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Однако логика проникает практически во все сферы человеческих знаний.

Так, на закономерности, выведенные логикой, опираются лингвисты, анализируя синтаксические связи (логический синтаксис). В результате сближения логических и синтаксических критериев оценки текста возникло понятие «логико-стилистические ошибки». Плеонастические конструкции, отношения рода и вида, точность словоупотребления, обширный круг вопросов, связанных с разработкой и употреблением терминов, – таков далеко не полный перечень тем, входящих в этот раздел практической стилистики. 1

Логика изложения определяет одно из главных характеристик правильной речи. Вспомним, что логичность речи – это «коммуникативное качество речи, выражающееся в смысловой (логической) непротиворечивости частей высказывания, их последовательности, в правильном порядке слов, в отсутствии избыточных по смыслу выражений, правильном использовании служебных слов, вводных и вставных конструкций, в обязательном и ясном обозначении переходов от одной темы к другой, членении текста на абзацы, в продуманной композиции текста и др.». 2

Роль, которая отводится  логическим критериям при редактировании различных литературных произведений, неодинакова. Принято в определённой мере противопоставлять художественное своеобразие литературного творчества и логику. Однако это противопоставление с позиций редактора не выглядит столь резко, как с позиций автора. Оценивая художественное произведение, редактор часто вынужден поверить «алгеброй гармонию», убедиться, удовлетворяет ли оно требованиям логики. Для журналистского произведения точность логического построения – требование первостепенное.

Тем не менее, каждый текст  обладает собственной логико-композиционной структурой. Логико-композиционная стройность речи – это содержательная, смысловая и структурная ее целостность. «Композиция – это группировка и последовательность содержательных частей текста, мотивированные замыслом автора (от лат. compositio – «составление, сочинение»)». 3

Под композицией речи традиционно понимается построение выступления или текста, соотношение его частей и отношение каждой части ко всему выступлению как к единому целому. Композиция зависит от темы, цели и задач, стоящих перед автором (оратором), от его индивидуальных особенностей и творческих возможностей, а также от состава аудитории, временных рамок выступления, если имеет место ораторская речь и т.д.

Грамотно выстроенный текст воспринимается быстрее и легче, и имеет большую силу воздействия на читателя / слушателя. Поэтому способность профессионально оценивать текст с точки зрения законов логики должен развивать в себе каждый журналист. Редактору, журналисту, корректору следует чётко представлять роль логических связей в тексте, владеть приёмами и методами логического анализа. У него должен быть выработан рефлекс на нарушение логической нормы.

Следует подчеркнуть, что простое следование законам и правилам формальной логики в этом случае ещё далеко не всё. Литературный текст – явление сложное, и логические связи в нём всегда имеют в своей основе глубокие и серьёзные причины гносеологического характера. В представлении журналиста логика мысли и логика событий и фактов существуют как нерасторжимое единство. Кроме того, «логика изложения принципиально отличается от формальной логики тем, какое значение придается способам выражения мысли». 4

Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и завершенный текст. Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.

Противоречивость высказываний, нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части  к другой, ошибки в выборе средств  межфразовой связи неизбежно  приводят к разрушению логичности текста в целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет процесс общения.

Здесь следует сказать  о том, что могут иметь место  так называемые алогизмы. Алогизм «(от др.-греч. а – отрицательная частица «не, без» и др.-греч. logísmós – рассуждение, разум) представляет собой семантическую фигуру речи, стилистический приём, в основе которого намеренное нарушение в речи логических связей, словесная избыточность, нагнетание в один ряд понятий из достаточно далеких друг от друга сфер жизни, стилей и речевых ситуаций». 5

Лишь в исключительных случаях алогизмы могут использоваться в стилистических целях в художественном и публицистическом произведениях, например, как средство создания комического  эффекта. Приведем пример из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю». Алогизм может быть положен в основу произведений юмористического или шуточного характера: анекдотов, афоризмов, басен и пародий и пр.

Логичность как общее  коммуникативное качество свойственно  текстам любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично – в зависимости от конкретных условий коммуникации. Требования, предъявляемые речи со стороны ее логичности, особенно высоки в научном стиле. Научное изложение наиболее жестко подчинено законам логики. Однако и в публицистическом тексте логичность имеет большое значение для воздействия на читателя (слушателя).

Итак, нарушение логичности речи / композиции приводит к логическим ошибкам. Логические ошибки, по определению Д.Э. Розенталя, – это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения». 6

Контроль за соблюдением  основных законов логического мышления – обязательный этап анализа текста. Вариантность его смысловой организации не безгранична: законы правильного мышления с непреложной строгостью определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью. Эффект воздействия журналистского произведения достигается убедительностью аргументации, доказательностью построения. Редактор должен не только знать формулировку основных законов логики, но и представлять себе механизм возникновения логических ошибок, их закрепления в тексте, влияние ошибок на коммуникативный эффект и широко толковать эту часть работы над литературным материалом.

Большинство авторов, рассматривающих  логические ошибки в текстах (И.Б. Голуб, К.М. Накорякова, В.И. Максимов, А.Э. Мильчин и др.), основываются на этих четырёх основных законах логики. Рассмотрим их более подробно.

1.2. Законы логики и природа логических ошибок 
в журналистском тексте

 

Классической логикой  выведены и сформулированы четыре основных закона правильного мышления, следуя которым можно достичь его определённости, непротиворечивости, последовательности и обоснованности: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Информация о работе Логические ошибки и их причины