Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, доклад
В работе рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность.
Введение в дисциплину................................................................................3
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................3
Журналистское образование......................................................................9
Педагогика журналистики.........................................................................24
Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31
Возникновение журналистики..................................................................31
Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39
Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57
Организация журналистской деятельности...............................................73
Журналистика как средство информации................................................73
Типология и система СМИ.......................................................................86
Журналист: социальный и должностной статус....................................108
Аудитория СМИ.......................................................................................143
Функционирование журналистики...........................................................161
Социальные роли журналистики............................................................161
Социальные функции СМИ...................................................................176
Эффективность журналистской практики.............................................197
Пресса и социальный контроль..............................................................214
Регулирование журналистской практики.................................................228
Свобода печати и журналистской деятельности....................................228
Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252
Принципы поведения журналиста.........................................................261
Заключение................................................................................................279
Рекомендуемая литература......................................................................284
„ /->1Э/"ЛАТ~О 1Л"\Г> ГК^ТТ/^ТТ» T-f Г\
силе
своего воздействия.
Многоплановые характеристики прессовой информации совмещаются благодаря профессиональному мастерству работников ре-пакиий. Нельзя понять специфику и социальную значимость жур-налистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Новаторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... — писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. — Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально выполненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы личности автора — его интеллекта, одаренности, психического состояния, даже пола и возраста.
С другой стороны, значительная доля журналистской продукции производится в результате коллективных усилий, а то и методом индустриальной обработки сведений. В редакциях многих стран, особенно на американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер. Корреспондент «Литературной газеты» И. Хуземи, попав на стажировку в Аргентину, с удивлением для себя наблюдала за распределением функций редакционных сотрудников: репортер только собирает факты и в устной форме доносит их до хроникера, тот пишет, не имея права высказывать личное мнение, редактору дозволена некоторая толика оценок, и только узкий круг ответственных редакторов пользуется привилегией выражать мнение газеты в редакционных статьях.
Российской прессе традиционно ближе иная форма отношений журналиста с действительностью — здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка событий. В своих истоках она близка к художественному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Произведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник... Из этих трех ос-н°вных условий... главное — последнее: без него, без любви к пред-^етУ, нет произведения искусства».
Итак, журналистская информация соединяет в себе документную обоснованность сведений, их осмысление с позиций со-^иадьных интересов и свидетельства личного восприятия автором аблюдаемых событий.
85
Типология и система СМИ
В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классифц. кация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы профессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усвоить некоторые методологические положения.
Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.).
Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Но обновленные редакции опирались на многолетний опыт своих предшественниц, воплощали в жизнь те идеи, которые вынашивались в «старых» изданиях. Подобным образом относительно новая для России деловая пресса (газеты «КоммерсантЪ», «Экономика и время», «Деловой Петербург» и др.) обязана своим появлением и успехом возрождению в России предпринимательства и формированию спроса на деловые издания. Однако потребовались еще, с одной стороны, инициатива конкретных издателей и журналистов, ув* лекшихся этим видом прессы, а с другой стороны — выдающиеся образцы деловых изданий, формировавшиеся в течение последнего столетия: «Financial Times» в Великобритании, «Wall Street Journal» в США, «Neue Ziircher Zeitung» в Швейцарии и др.
В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрв" рывно. Это касается не только распределения средств информацй" по группам, но и самого набора критериев, принятых для опИСЗ' ния изданий. Поэтому конструкции и данные, приведенные *
86
учебниках I960—1980-х годов, не полностью соответствуют реальному состоянию российской журналистики.
Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические системы, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее — то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную ауди-торию и т.п. В учебном издании мы не касаемся этих дискуссий. Наша задача — сделать пестрый мир прессы понятным и познаваемым, структурировать его, а попутно через призму классификации проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях.
Каковы же они — параметры типологизации?
Регион распространения. Принято
классифицировать прессу по вертикальному
принципу, в соответствии с административно-
Если зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов, то оно получает статус транснационального (или наднационального). Американский журнал «Time», например, имеет четыре зарубежных издания, предназначенных для разных континентов. Созданная недавно телекомпания «Всемирный русский канал» рассчитана на 200 млн зарубежных граждан, говорящих по-русски, и с помощью организации спутниковой связи «Евтелсат» должна приниматься на территории всей Европы.
Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей страны — общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по пРеобладающей ее части. Данный критерий исключительно значим не только в собственно журналистском измерении, но и в политическом и юридическом отношениях. Для примера сошлем-Ся на федеральное законодательство о предвыборной агитации. Оно ОГ1Ределяет особый порядок действий для СМИ, имеющих обще-аЧиональный статус. К ним относятся организации телерадиове-
87
I
щания, передачи которых уверенно принимаются в половине и более субъектов федерации, и периодические печатные издания которые распространяются в тех же пределах.
По старинке такие СМИ все еще нередко называют централь-ными. Однако в советское время это слово несло в себе специфц. ческий, не только географический смысл. Отражая принципы устройства государства и управления, печать действовала как иерар. хическая система. Слово центральной «Правды» воспринималось на местах как голос верховной власти, критику недостатков, например, в области надо было понимать как указание исправить положение дел, областные же или тем более районные газеты не имели права критиковать действия всесоюзных органов управления. К тому же вышестоящие издания сами выступали в роли руководящих инстанций по отношению к нижестоящим: с этой целью использовался специальный механизм — публикация обзоров печати. С изменением системы власти и управления, а также с утратой журналистикой полномочий официального рупора власти понятие «центральная газета» изжило себя.
В каждой стране складывается своеобразная сеть периодики. У нас под влиянием социальных обстоятельств образовался некий промежуточный тип СМИ. В самом деле, как определить положение тех бывших всесоюзных информационных каналов, которые по-прежнему пользуются спросом в республиках СНГ и Балтии? Транснациональными они вроде бы не являются, поскольку не рассчитаны на эти независимые государства, главным стимулом знакомства с ними служит интерес аудитории к России. Однако фактически передачи телекомпании ОРТ и тиражи газет «Известия», «Труд», «Комсомольская правда» и других изданий регулярно «перешагивают» государственные границы. Очевидно, надо относить подобные явления к маргинальному (неопределенному) типу, и это состояние сохранится до тех пор, пока маргинальными будут оставаться сами отношения бывших советских республик. |
Нет универсальных решений и у вопроса об общенациональной прессе внутри собственной страны. Некоторые аналитики, предсказывая неизбежный закат федеральных изданий в России, ссылаются на опыт США, где таких газет не более четырех, при суммарном тираже около 3 млн экз. В то же время англичане насчитывают у себя на родине девять национальных изданий, тира* которых составляет 15 млн. Еще более рельефно национально-куль' турная специфика проступает при обращении к организации Р3' дио. Наша страна, как живой организм кровеносной системе* пронизана уникальной сетью проводного вещания, которая десЯ' тилетиями создавалась с задачей связать в единое целое гиганТ'
ское пространство, в том числе, между прочим, с учетом военно-мобилизационного значения этой сети. Было бы крайне неразумно Отказываться от уже имеющейся в распоряжении нации системы связи. Несомненно, судьба общероссийских СМИ должна определяться с учетом наших традиций, потребностей и, в немалой степени, технико-экономических возможностей.
Конкретное содержание всякий раз
вкладывается и в понятие «региональные
СМИ». Это могут быть и издания,
обслуживающие отдельные
Под местной прессой в последние годы стали понимать главным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потребительский спрос. Однако его экономическая база резко ослабла, «районки» нуждаются в адресной помощи. Откликаясь на эту потребность, Государственная Дума в 1995 г. приняла Закон «Об экономической поддержке районных и городских газет». Позднее часть льгот и привилегий была отменена, но действие других Государственная Дума пролонгировала. Подобные решения принимаются и региональными властями.
В России получила «права гражданства» муниципальная пресса — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волостей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муниципальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предприятий, учреждений и учебных заведений. Сеть этих изданий в конце 1920-х годов была создана по всей стране (несколькими годами позже возникла подобная сеть производственных радиоредакций). В профессиональной среде их называли фабрично-заводскими и вузовскими изданиями, газетами фирм, а чаще — многотиражными газетами, или, по-свойски, многотиражками. В действительности тиражи этих газет очень малы, поскольку обычно они распространяются в Пределах, скажем, одного завода или университета. Многотиражками же они стали зваться потому, что их предшественницами Исторически были стенные газеты, которые, естественно, выпус-
89
кались без печатного станка. В производственных редакциях заняты многие тысячи опытных профессионалов, у этого типа печати есть большие заслуги перед отечественной журналистикой и экономикой и, надо думать, неплохие перспективы на будущее. Однако их материально-финансовое положение и само существование непосредственным образом связаны с экономическим состоянием конкретных предприятий, учреждений и учебных заведений, которым они принадлежат.
В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перераспределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связано и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий (ведь в структуре цены огромную долю занимает доставка периодики к читателю), и с дотациями и льготами, которые предусматривают для своей прессы областные бюджеты. Регионализация характерна и для радио: Петербургское радио популярно у 45% жителей северной столицы, хотя всего в эфире для них звучат 24 станции.
Учредитель. Согласно российскому законодательству, учредителями (основателями) СМИ, почти без исключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный (а не более жесткий разрешительный) порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной частоты в эфире. Регистрационный взнос выражается в доступных гражданам суммах: 5—7,5 минимального размера оплаты труда для обычных изданий, агентств или аудиовизуальных программ, при пятикратном увеличении для рекламных СМИ и десятикратном — для эротических. Все это — свидетельства весьма либерального отношения государства к рождению новых средств информации. В нынешней России на первые по количеству места среди учредителей вышли сами редакции и издательства, частные лица, общественные организации, производственные предприятия. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания.
Средства информации, учрежденные негосударственными и непартийными органами, имеют возможность проводить независимую линию в идеологии и политике. Несколько парадоксальной, но яркой иллюстрацией тому служит газета, которую единолично учредил некий липецкий фермер — для общения в среде подобных ему людей.
90
Не надо, однако, думать, что сегодня подавляющее большинство редакций не ощущает влияния каких-либо политических сил. Острота противоречий в политической жизни порождает борьбу За сферы влияния в журналистике. Со своей стороны определен-ные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкурирующие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаимоотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Конечно, в каждом случае для этого требуется проводить специальное изучение неформальных связей журналистского коллектива. Здесь мы сталкиваемся с противоречием. На международном уровне в качестве условия социально ответственной деятельности СМИ утверждается принцип их транспарентности (прозрачности). Руководящие органы Совета Европы приняли специальные решения по этому поводу. Чтобы общественность имела возможность формировать собственное мнение о распространяемой информации, ей должно быть известно все о лицах, образующих капитал медиакомпании и могущих тем или иным способом влиять на ее политику.