Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, доклад
В работе рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность.
Введение в дисциплину................................................................................3
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................3
Журналистское образование......................................................................9
Педагогика журналистики.........................................................................24
Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31
Возникновение журналистики..................................................................31
Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39
Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57
Организация журналистской деятельности...............................................73
Журналистика как средство информации................................................73
Типология и система СМИ.......................................................................86
Журналист: социальный и должностной статус....................................108
Аудитория СМИ.......................................................................................143
Функционирование журналистики...........................................................161
Социальные роли журналистики............................................................161
Социальные функции СМИ...................................................................176
Эффективность журналистской практики.............................................197
Пресса и социальный контроль..............................................................214
Регулирование журналистской практики.................................................228
Свобода печати и журналистской деятельности....................................228
Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252
Принципы поведения журналиста.........................................................261
Заключение................................................................................................279
Рекомендуемая литература......................................................................284
Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжающихся большинством российских СМИ: промышленно-финан-совые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Березовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в особенности через соучредительство вместе с редакциями региональных и местных изданий и владение большинством телеканалов). Есть сведения о том, что в эту сферу деятельности все активнее стремятся представители преступного мира. Издержки монополизма очевидны, однако вряд ли сами собственники добровольно откажутся от завоеванных ими привилегий. В этой области требуется строгое и справедливое регулирование со стороны государства. Одним из таких шагов стало законодательное изменение порядка финансирования районных и городских газет: если до 2000 г. они Получали дотации из бюджетов субъектов федерации, то после стали Финансироваться напрямую из Минпечати. Тем самым ограничи-вается возможность местных властей делить прессу на угодную и НеУгодную.
Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ Для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и
91
по более или менее узкой тематике). В литературе прежних лет употреблялось наименование «общественно-политическая пресса». Так в соответствии с реальностью советского строя, акцентировалась главная задача преобладающей части изданий — служить инстру. ментом проведения политики государства. Но, вообще говоря, вы-делять только политический аспект журналистской деятельности неправомерно, особенно сегодня, когда громко заявила о себе коммерческая, развлекательная, просветительская и прочая неполитизированная журналистика. В «старой», дореволюционной России имело хождение понятие «универсальная газета». Оно заслуживает того, чтобы вернуться в современный профессиональный словарь. С точки зрения потребительского спроса, корректным будет употребление термина из словаря маркетинга (market — рынок, сбыт) — издания общего профиля, предназначенные любой аудитории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку.
Под давлением условий существования редакции сами уточняют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, по данным Союза распространителей печатной продукции, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозначили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда», да еще региональные издания, каждое из которых имеет тираж не выше 50 тыс. экземпляров. '
Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с более или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль таких координат играют прежде всего социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жителям, православным христианам и т.п. Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко направленная пресса издается для групп потребителей, объединенных по личным интересам (для автомобилистов-любителей -«5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.)-В нашей стране давно и прочно утвердилась профессионально-отраслевая периодика: «Красная звезда» для военнослужащих, «Гудок» для работников железнодорожного транспорта, «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газета» и т.п. И на-
92
оборот: сравнительно коротки пока еще биографии изданий, рассчитанных на иностранцев и тех граждан России, кто проявляет интерес к контактам с зарубежными фирмами (например, еженедельника «Иностранец» в Москве и газеты «The St. Petersburg Times» в северной столице).
Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, безликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе роскошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Да и те под влиянием общественно-политической конъюнктуры корректируют свой облик, размежевываются по идейным соображениям, выпускают приложения и вкладки для отдельных категорий потребителей.
В качестве примера энергичного развертывания целой подотрасли журналистики сошлемся на рост семейства женской периодики. В мире это одна из самых преуспевающих сфер массово-коммуникационного производства. В России такая печать появилась еще в XVIII в., позднее «Журнал для милых дам», «Аглая», «Модный журнал» и им подобные издания завоевали прочную популярность. Однако в советское время ассортимент женских журналов было крайне ограниченным. В самые последние годы, наоборот, они стали появляться повсеместно — и на всероссийском, и на региональном, и на местном уровнях. Наряду с журналами выходят газеты («Москвичка», «Натали» и др.), бюллетени, дайджесты, образовалась Лига женских и семейных изданий России «Мир вашему дому». Одновременно с количественным развитием этой подсистемы СМИ вырабатывается свойственный ей стиль общения с аудиторией. В нем отражаются особенности женской психики: эмоциональность, контактность, чувствительность к моральным проблемам, повышенные эстетические запросы8.
К сожалению, не приходится говорить о сколько-нибудь заметном оживлении в области «возрастной» журналистики (детской, Молодежной, ветеранской). В частности, идеологическая ревизия в сфере СМИ привела к тому, что фактически была ликвидирована и забыта система молодежных изданий. Она накапливала свой по-Тенциал на протяжении десятилетий, ее лидером (и любимицей всей страны) была «Комсомольская правда», а в каждой области
8 Ямполъская Р. М. Женская
пресса. Ее типологические особенности/
93
I
выходила своя молодежная газета, широкой популярностью пользовались всесоюзные и региональные молодежные журналы. Издания этого типа были ценны не только тем, что удовлетворяли запросы «своей» возрастной группы, но и тем, что служили своего рода школой и экспериментальной лабораторией для новых поколений журналистов. Более чем обычным делом было начать творческую биографию в «молодежке», а потом, уже зрелым специалистом, переходить в штат «взрослой» газеты. Вновь образованные молодежные издания ни в какой мере не могут рассматриваться как продолжатели традиций своих предшественников. Они выработали особую, искусственную псевдокультуру и закодированный язык общения, отгораживающий юных читателей от иного мира, а не адаптирующий к нему. Корреспондент «Общей газеты» получила задание «начитаться молодежной прессы». «Мы идем в модном прикиде, никем не понятые, и нам все по фигу. Девиз поколения такой... В-этом меня старательно убеждали журналы для молодых, и я чуть было не согласилась... А потом забросила их куда подальше и с облегчением вздохнула», — делает вывод обозрева-тельница, сама еще не вышедшая из студенческого возраста.
Не приходится говорить и о процветании профсоюзной прессы, «толстых» литературно-художественных журналов и другой специализированной периодики, в становлении которой у нашей страны еще совсем недавно были признанные во всем мире достижения. Следовательно, с точки зрения специализации система отечественной журналистики далека от совершенства и открыта для экспериментов и взвешенных инициатив.
Легитимность. Петербургский СОЦИОЛОГА. Н. Алексеев предложил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую деятельность. В нашей стране это было особенно актуально до вступления в силу законодательства о печати, в частности для рубежа 80-х и 90-х годов, когда власти были не в состоянии контролировать и запрещать растущие как грибы оппозиционные газеты. Регистрационный порядок учреждения средств информации, в отличие от разрешительного, снимает остроту противостояния прессового андеграунда и официальных властей. Почти все редакции стали действовать легитимно, то есть пройдя регистрацию в государственных инстанциях. Однако по-прежнему существует группа изданий, которые выходят в свет как квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом) или даже нелегитимные (не имеющие права на существование). К последним относятся те средства информации, редакции которых занимают позицию непризнания
94
властных структур — по идейным или, гораздо чаще, экономичес-ким причинам. В Польше, например, некоторое время назад специальной проверкой было выявлено около 50 незарегистрирован-Hbix теле- и радиостанций. Они скрывались от налогового контро-дя и позволяли себе другие нарушения правовых норм. Подобные факты встречаются и в России, они должны становиться поводом для преследования по закону.
Действующий правовой режим дает критерии для точной характеристики СМИ, легитимность которых заслуживает специального рассмотрения. Так, не требуется регистрация следующих средств информации: учреждаемых органами власти для издания официальных сообщений, нормативных и иных актов; периодических изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио-и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям в пределах одного учреждения или промышленного предприятия либо имеющих не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Поскольку существование таких СМИ предусмотрено законодательством, их следует считать легитимными.
Неоднозначный случай — это СМИ, нарушающие действующее законодательство. За целый ряд деяний предусмотрена ответственность редакции в виде приостановления и прекращения ее деятельности или распространения продукции, признания недействительным свидетельства о регистрации, аннулирования лицензии (для телерадиовещателей) и др. К таким деяниям относятся, например, злоупотребление свободой массовой информации, нарушение порядка распространения тиража или лицензионных условий, получение свидетельства о регистрации обманным путем и т.д. Типичная картина: издание, заявленное как информационное, на практике оказывается эротическим, для которого предусмотрены иной по размеру регистрационный взнос, особый порядок распространения и дополнительный потиражный сбор. Однако право решения о применении названных санкций принадлежит суду или органам, выдающим лицензию. До принятия этого решения издание или вещательная программа могут продолжать выходить в свет, даже если они фактически оказались не в ладах с законом. В подобных ситуациях их статус становится квазилегитимным.
Качественная и массовая пресса. Данное разделение прочно вош-ло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. ° отечественной системе классификации оно только приживается, "аза для разграничения прессы мнений (качественной, элитар-и прессы новостей (массовой, популярной) существует в
95
самой практике редакций. В известном смысле это результирующие характеристики, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий. Так, в Европе пресса мнений обычно имеет сравнительно узкую аудиторию, а пресса новостей — значительно более широкую. Сравним: в Англии тираж старейшей качественной газеты «The Times» составляет около 370 тыс. экз., а массовой «News of the World» — свыше 4,5 млн.
Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное — надежность фактов и мнений. Так, парижскую «Le Monde», в которой материалы проходят тройной контроль на достоверность, университетские преподаватели и студенты используют наряду с официально признанными учебниками. Респектабельностью отличается и ее внешний вид, вплоть до того, что газета избегает фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым комментариям. Напротив, согласно американскому «Словарю языка средств массовой информации США», популярная пресса — это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения; «желтая-» журналистика ... это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголов-* ками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «кар-' тинок» — стойкий признак их дизайна.
Облегченную, досуговую прессу именуют еще бульварной, причем вкладывая в это обозначение негативный оттенок смысла, уравнивая ее с «желтыми» изданиями. На самом деле не стоило бы обеднять палитру массовой печати, лучше в теории и редакционной практике учитывать ее реальное многообразие. Слово «бульварный» в российской культурной традиции понимается как рассчитанный на обывательские, мещанские вкусы (бульварный роман). Тем самым в художественном творчестве противопоставляются высокий и низкий стили. Однако они благополучно уживаются друг с другом — арии из великих опер соседствуют с кафешантанными куплетами. Причина состоит в том, что «зрительный зал» испытывает потребность и в высоком искусстве, и в незатейливом развлечении, вплоть до балагана. В последние годы на российском телевидении (следом за мировым) прочные позиции заняли развлекательные передачи. Подобным образом и в печатной журналистике следует признать нормальным явлением существование развлекательной периодики и использовать это слово для обозначения определенного типа прессы (если уж очень не нравится слово «
96
. Всевозможные занимательные
Неверно было бы думать, что популярная, массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качественной. Только стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов и редакторов приковывать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики броской подачи информации. С другой стороны, избранный редакцией тип качественного издания совсем не обязательно приводит ее к успеху — здесь тоже все зависит от уровня квалификации сотрудников.