Основы журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, доклад

Описание работы

В работе рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность.

Содержание работы

Введение в дисциплину................................................................................3
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................3
Журналистское образование......................................................................9
Педагогика журналистики.........................................................................24
Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31
Возникновение журналистики..................................................................31
Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39
Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57
Организация журналистской деятельности...............................................73
Журналистика как средство информации................................................73
Типология и система СМИ.......................................................................86
Журналист: социальный и должностной статус....................................108
Аудитория СМИ.......................................................................................143
Функционирование журналистики...........................................................161
Социальные роли журналистики............................................................161
Социальные функции СМИ...................................................................176
Эффективность журналистской практики.............................................197
Пресса и социальный контроль..............................................................214
Регулирование журналистской практики.................................................228
Свобода печати и журналистской деятельности....................................228
Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252
Принципы поведения журналиста.........................................................261
Заключение................................................................................................279
Рекомендуемая литература......................................................................284

Файлы: 1 файл

Korkonosenko_osnovy.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

18 РэндаллД. Универсальный журналист. 3-е изд. Вел. Новгород; СПб., 1999. С

19  Voltmer К. Constructing Political Reality in Russia//European Journal .4 Communication. 2000. № 15 (4). P. 478.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журналистика как средство информации

Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление газетных полос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом. Как это следует понимать?

Понятие информации. В некоторых  учебных пособиях, особенно изданных несколько десятилетий назад, встречаются  утверждения о том, что понятие «информация», мол, говорит само за себя: информировать — значит сообщать. В действительности дело обстоит совсем не так просто. Профессиональный журналистский термин «информация» не укладывается в понятийный аппарат Целого ряда наук, каждая из которых имеет свой угол зрения на общий предмет изучения. Это относится, например, к математике и лингвистике, биологии и семиотике и т.д.

Познакомимся с общенаучной  трактовкой информации. Первоначально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. ^ середины XX века информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и расти-

73

стительном мире; передачу признаков  от клетки к клетке, от организма к организму.

Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке  информации. В современном обществе разрабатываются специальные научные дисциплины, занимающиеся различными аспектами информационного процесса (теория информации, кибернетика и др.), им посвящены изыскания крупных отечественных и зарубежных ученых. Все более широкую известность завоевывает новая «наука наук» — информациология. С точки зрения ее создателей, не столько бытие определяет сознание (один из фундаментальных философских постулатов), сколько сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает задача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основным языком мирового сообщества. Кстати сказать, среди направлений развития информациологии называются, помимо прочего, журналистика, радио, телевидение, издательская деятельность1.

Существует несколько подходов к анализу информации, в частности статистический и смысловой. В первом случае главным объектом внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. В качестве иллюстрации заметим, что именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирована в стандартных знаковых символах, профессиональные единицы объема публикаций имеют эквиваленты в измерительной системе информатики и кибернетики. Появление на газетной полосе одного печатного знака соответствует одному биту, секундное вещание в эфире — одному боду, половина машинописной страницы -одному К, четыре газетные полосы большого формата -- 114 К и т.д.2 При необходимости в подобных единицах можно выразить информационную насыщенность отдельного репортажа, годовой подшивки газеты или, скажем, вещания телекомпании в течение года. Для журналистики измерение объема сообщений и увеличение емкости канала коммуникации имеют важное практическое значение. Так, использование новых носителей информации сулит прессе огромный выигрыш в оперативности. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные

1  Юзвишин И. И. Информациология,  или закономерности информационных  процессов и технологий в микро-  и макромирах Вселенной. М., 1996.

2 Гуревин С. М. Основы научной  организации журналистского труда.  М., 1987. С. 275.

74

Провода, а луч лазера несет в  себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход не может  выступать в качестве единственного  при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и  память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку заметок и проблемную статью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.

Человек оценивает прежде всего  смысл происходящего в окружающей его действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоциями, продуктами интеллектуальной деятельности.

Социальная информация. Ни один человек  не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно пополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.

Поскольку на человеке всегда лежит  отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общественный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда существенные различия в отношении к информации, возникающие между представителями тех или иных социальных слоев и групп.

Итак, социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

В XX в. много говорится об информационном взрыве. К тому моменту, когда ребенок, родившийся в 1980-е годы, окончит институт, поток сообщений в окружающем его мире возрастет в четыре раза, через 50 лет — в 32 раза. Этот процесс естествен для развития цивилизации. Он, конечно, объясняется не тем, что активизировались силы природы, а тем, что усиливается познающая и преобразующая деятельность человека, совершенствуются средства и способы передачи сообщений, а производство и распространение информации превратились в преуспевающую отрасль экономики. По данным ЮНЕСКО, спады, которые время от времени переживают традиционные секторы бизнеса, в передовых странах не затрагивают рынок коммуникаций: инвестиции в него год от года растут рекордными темпами.

75

Добавим, что эти тенденции складываются не случайно, а как закономерность, охватывающая жизнь всего человеческого  рода. Мир вступил в стадию развития, которая называется информационным обществом. У этого понятия нет общепризнанного определения. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богатства или размеры страны составляют залог ее влияния в мире, а владение знаниями и средствами их приобретения. Соответственно мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсеналов». Одним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми информационно-компьютерными технологиями. В мировой практике принято оценивать ее по числу компьютеров, мобильных и обычных телефонов, телевизоров и других подобных технических средств на 1000 жителей. По данным редакции французской газеты «Le Monde» («Монд»), в конце 1990-х годов сложилась динамичная картина лидерства стран (табл. 3).

Приведенные данные свидетельствуют  о неравномерности распределения информационных технологий. В целом первенство принадлежит США, хотя по отдельным показателям (например, по количеству мобильных телефонов и подключений к Интернету) лидируют представители Скандинавии. Есть государства, которые почти по всем показателям занимают верхние строчки таблицы. Но есть и такие, где преимущественное развитие получил какой-либо один вид технологии, но сравнительно медленно внедряются другие. Так, Францию с известной долей условности можно назвать «телевизионной» страной, а Исландию — «интернетской». Наконец, судя по этим рейтингам, насыщенность страны новейшими средствами связи совсем не зеркально отражает действительный уровень ее экономического потенциала, благосостояния граждан и роли в современном мире. Например, Германия, Япония, Великобритания не ходят по приведенным в таблице показателям в числе лидеров, однако это, без сомнения, крупнейшие Я чрезвычайно влиятельные державы. Перед нами, таким образом, еще один аргумент в пользу социально-философского тезиса о том,

76

 

Таблица   3

Лидерство стран в  сфере информации3

(по числу информационных  технических средств на 1000 жителей)

 

Телефоны

Мобильные телефоны

Компьютеры

Телевизоры

Интернет (число подключений)

1. Швеция — 683

1. Швеция — 265

1. США -350

1. США -790

1. Финляндия —

2. Дания — 604

2. Финляндия —

2. Швейцария —

2. Канада — 650

43

3. США - 602

261

290

3. Япония — 641

2. Исландия —

4. Швейцария —

3. Норвегия —

3. Австралия —

4. Франция —

33

597

261

270

580

3. США - 22

5. Канада — 575

4. Дания — 241

4. Канада — 250

5. Дания — 550

4. Норвегия —

10. Франция —

5. Австралия —

5. Норвегия —

6. Германия —

22

547

218

250

550

5. Швеция — 19

14. Великобрита-

8. США - 150

9. Великобрита-

16. Италия — 450

7. Канада — 17

ния — 489

12. Канада- 114

ния — 200

16. Великобрита-

12. Великобрита-

15. Германия —

13. Великобрита-

13. Германия —

ния — 450

ния — 8

483

ния — 106

170

20. Россия — 379

15. Германия — 6

16. Япония — 480

14. Япония — 101

15. Франция —

 

 

21. Франция — 2

22. Италия — 429

16. Италия — 91

160

 

 

22. Япония — 2

32. Россия — 162

20. Германия —

18. Япония — 140

 

 

25. Италия — 1

 

 

61

19. Италия — 120

 

 

35. Россия — 0,1

 

 

29. Франция — 34

35. Россия — 10

 

 

 

 

 

 

Россия — нет

 

 

 

 

 

 

данных

 

 

 

 

 

 

См. подр.: Засурский Я. Н.  Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период//Журналистика в пьоблемы и перспективы/Ред.-сост. М, В. Шкондин. М., 1998. С. 15.

 

что информационное общество — это  «гораздо более широкое понятие, чем представляемое сегодня в  западных, да и в российских исследованиях как только технологический прорыв в глобальных информационных сетях»4.

С этими комментариями надо воспринимать положение нашей страны в подобных рейтингах. Россия в 90-х годах на целые порядки уступала ведущим информационным державам. Но в дальнейшем, благодаря высоким темпам модернизации систем связи, разрыв год от года стал заметно сокращаться. Поставщики электроники рассматривают российские пространства как неисчерпаемый рынок продаж новейших средств коммуникации, который они осваивают самым энергичным образом. Однако у нас в стране процесс информатизации имеет специфику, которая не свойственна большинству территорий в Европе: преобладающая часть новейшего компьютерного оборудования сосредоточена в столицах -в Москве и в меньшей степени в Петербурге, тогда как в отдаленные провинции оно проникает несравненно медленнее. Устранить этот дисбаланс способна целенаправленная государственная информационная политика, о необходимости которой настойчиво говорят специалисты.

Своеобразным эскизом такой целостной политической концепции национального масштаба можно считать доктрину информационной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные национальные интересы в сфере информации. К ним относятся:

- соблюдение конституционных прав  и свобод человека и гражданина в области передачи, производства и распространения информации, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;

-  информационное обеспечение  государственной политики, доведение  до российской и международной  общественности достоверной информации о политике России, ее позиции по социально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

- развитие современных информационных  технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, коммуникации и связи;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000. С. 76.

Информация о работе Основы журналистики