Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 10:46, практическая работа
Описание работы
Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского. В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет человеческую деятельность, результаты «возделывания» действительности и «живую» — саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.
Содержание работы
Введение 1 Культура как социальное явление Разделы культуры Функции культуры в обществе Развитие культуры 2 Перспективы развития мировой культуры 3 Современная социокультурная ситуация и направления развития художественного творчества 3.1 Гуманизация культуры 3.2Развитие науки 3.3 Космизм – как развитие современной культуры 3.4 Кризис современной цивилизации 3.5 Основные проблемы современности, их отражение в культуре
Возможна ситуация, когда замкнутый мир
богатых стран, вооруженных новейшим и
мощным оружием, будет противостоять ордам
голодных, безработных и необразованных
людей извне. Условия жизни â развивающихся
странах могут вызвать волны массовой
миграции в беспрецедентных масштабах,
которые трудно будет удержать.
Положение в будущем может осложняться
еще и тем, что многие факторы, которые
ранее содействовали сплочению общества,
сейчас ослабли. Это - религиозная вера,
уважение к политическому процессу, вера
в идеологию и уважение к решению большинства.
Серьезной проблемой являются огромные
запасы оружия массового уничтожения.
С ликвидацией противостояния СССР и США
вероятность его использования уменьшилась.
Однако нагромождение такого оружия само
по себе чрезвычайно опасно,
Решение всех этих проблем потребует
от человечества усиленного сотрудничества,
а это невозможно без серьезного сдвига
в шкале ценностей, без глубокой перестройки
сферы духовной жизни и культуры.
Важным фактором, который во многом определяет
будущее культуры, является то, что уже
сегодня происходят коренные изменения
â сознании человечества. Их ключевым моментом
является поиск целостного представления
о человеке в контексте его естественной
- на самом деле космической - среды обитания.
Первым результатом данного поиска можно
назвать формирование нового взгляда
на мир, т.е. нового качества культуры.
а) Современное восприятие мира материалистично,
формирующееся сегодня понятие материи
приобретает новое значение и трактуется
как совокупность упорядоченных потоков
энергии, которые воздействую в своем
течении друг на друга, порождая непредсказуемые
процессы и автономно возникающие феномены.
б) Современное восприятие мира атомистично
и фрагментарно. Оно полагает все предметы
отделимыми друг от друга и от их окружения.
Новый взгляд должен учитывать связи,
существующие между всем, что происходит
и когда-либо происходило. Он признает
конструктивные связи между людьми и природой
и даже между земным шаром и остальной
Вселенной.
в) Современное восприятие мира характеризуется
пониманием природы как огромной машины,
состоящей из сложных и тонким, но заменяемых
деталей. Новый взгляд трактует природу
как организм с незаменяемыми деталями.
г) Современное восприятие мира возводит
экономический рост в ранг вершины общественного
прогресса. Новый взгляд исходно отталкивается
от целого, состоящего из общественных,
экономических и экологических компонентов.
д) Современное восприятие мира антропоцентрично.
Оно выдает человека за властителя природы.
Новый же взгляд полагает человека органической
частью самообеспечивающейся и саморазвивающейся
системы природы.
е) Современное восприятие мира европоцентрично.
Оно рассматривает западные промышленный
общества как парадигмы прогресса. Новый
взгляд охватывает все многообразие человеческих
обществ, считая их равнозначными образованиями.
Важной тенденцией культурного развития
человечества является глобализация религий.
Этот процесс изменения отношений между
религиями, ведущий в направлении достижения
религиозной идентичности начался давно
(лет 150 назад), но развивался медленно.
Соприкосновение религий может происходить
по четырем основным направлениям:
ортодоксальное неприятие;
терпимое сосуществование;
мистическое единство;
историческое единство.
Ортодоксальное неприятие было обычным
явлением для всех религий. Сегодня оно
доминирует лишь в некоторых религиозных
общинах. При ортодоксальном неприятии
другие религии объявляются «порождением
дьявола», а их основатели - «лжепророками».
Такая ориентация не способствует достижению
единения человечества для решения коренных
вопросов. В настоящее время âî многих
религиозных течениях можно наблюдать
подчеркнутый отказ от подобного отношение
к другим религиям.
Терпимость основана обычно на следующем
подходе: другие религии могут содержать
в себе признание открывшейся истины,
а их основатели могут быть выдающимися,
глубоко религиозными личностями, однако
исчерпывающую истину содержит в себе
лишь собственное вероисповедание. Сторонники
терпимости существовали в разных религиях
во все времена. В настоящее время наметилась
постоянная тенденция увеличения доли
верующих, терпимо относящихся к другим
религиям.
Третье направление можно определить
как мистическое единство. Присущие каждой
религии истина и откровение признаются
принципиально и безоговорочно. Сторонники
такой позиции выбор своей религии делают
самостоятельно, а к другим религиям относятся
с большим уважением.
Историческое единство религии исходит
из предпосылки, что религии все вместе
представляют собой степени божественного
плана избавления. В рамках этого плана
все религии связаны следующими постулатами:
- все религии имеют общую основу
- веру в действие божественной силы;
- религиозная истина относительна, пророки
провозглашают лишь то, что им по силам
воспринимать;
- откровение носит прогрессирующий характер.
Сегодня впервые в истории возможно рассматривать
различные пути к единому человечеству
с единым целостно-глобальным религиозным
сознанием.
Следующим фактором, который во многом
определяет будущее куль туры, является
движение человечества к новому этапу
своего развития. Теоретически этот этап
предсказывался ранее западными учеными-футурологами.
В 1965 г. американским ученым Дэниэлом Беллом
впервые была высказана гипотеза постиндустриального
общества. Белл высказал мысль о смене
периодов в историческом развитии общества:
- доиндустриальный период охватывает
1500 - 1750 годы;
- индустриальный - 1750 - 1956 годы;
- постиндустриальный - с 1950 года.
Согласно этой гипотезы речь идет о процессе
снижения роли индустрии и возрастании
роли сферы услуг. Этот сектор в постиндустриальном
обществе становится доминирующей линией
развития.
В 70-80-е годы появилось множество различных
концепций постиндустриального общества:
супериндустриальное, технотронное, кибернетическое
и др. Одной из объединяющих их посылок
является то, что фактором появления этого
общества считается техника нового поколения
и прежде всего техника информационная.
В силу этого название «информационное
общество» постепенно вытесняет все другие.
Основной характеристикой информационного
общества является то, что информация
становится более важной составляющей,
чем земля, труд, капитал, сырье. Две главные
черты характеризуют его:
1) демассификация и дестандартизация
всех сторон экономической и социальной
жизни;
2) высокий уровень инновационности, быстрая
скорость происходящих в обществе изменений.
В настоящее время информатизация затронула
все регионы мира. Однако идет она везде
разными темпами. Информатизация - это не только социотехнический,
но и социокультурный процесс, в основе
которого лежит компьютерная революция.
В связи с этим возникают проблемы: необходимость
психологической подготовки, формирование
информационных потребностей общества,
создание среды массовой компьютерной
грамотности, формирование информационной
культуры и др.
Изменения всей ноосферы, затрагивающие
духовную жизнь, мышление, образ жизни
людей, приведут к формированию новой
среды обитания, сформируется так называемая
инфосфера. Она изменит сложившуюся картину
мира. Человечество создаст своеобразную
информационную модель мира.
Перечень факторов, определяющих облик
культуры будущего можно продолжать, однако,
наиболее существенными, на наш взгляд,
представляются:
убыстряющееся развитие научно-технической
революции;
рост взаимозависимости человечества
и формирование общего культурного фонда
цивилизации;
возникновение и обострение глобальных
проблем;
коренные изменения в сознании человечества
и формирование нового взгляда на мир;
глобализация религий, начало перехода
межконфессиональных отношений на уровень
мистического единства;
вступление человечества в информационный
этап развития.
3 Современная социокультурная ситуация
и направления развития художественного
творчества
Современная социокультурная ситуация
у нас в стране отличается невероятной
сложностью и противоречивостью. С одной
стороны, кризисные явления в политической,
экономической и социальной сферах жизни
не могли не отразиться на состоянии культуры.
С другой, - культура зачастую заявляет
о себе как самостоятельная сила, оказывающая
в ряде случаев решающее воздействие на
всю атмосферу в обществе.
Изменения в Российском обществе породили
в области культуры как положительные,
так и отрицательные явления. При этом
следует отметить, что противоречивость
изменений в культуре проявляется подчас
острее, болезненнее и несет большие последствия,
чем в политике, экономике или социальных
отношениях.
Современная социокультурная ситуация
в Росси в первую очередь характеризуется
беспрецедентной степенью свободы. Это
проявляется в возможности обращаться
к самым разным способам выражения в творчестве,
самым разным сюжетам, что в условиях тоталитарного
контроля за культурой было ранее весьма
сложно.
Следует отметить, что наряду с этим народу
и его культуре были возвращены имена
авторов и их произведения, которые были
вычеркнуты из истории искусства и литературы,
память о которых была уничтожена в процессе
фальсификации истории.
Мы вправе говорить, что сбылись надежды
людей на духовное обновление и культурное
раскрепощение. Однако и этот процесс
не происходит безболезненно. Появилась
еще одна, весьма противоречивая тенденция,
характеризующая нынешнюю социокультурную
ситуацию: возвращение народу одних имен
деятелей культуры сопровождается одновременным
изъятием из культурного обихода других,
которые не «вписываются» в процесс демократических
преобразований. Так, подвергается критике
творческое наследие М. Горького, В. Маяковского,
М. Шолохова, т.е. наиболее крупных представителей
русской культуры советского периода.
Как в 30-е годы большевики отлучали от
культуры символистов, футуристов, акмеистов,
так и сегодня подвергаются остракизму
представители соцреализма. В таких условиях
сложно говорить о свободе самовыражения
художника, его праве выражать любые эстетические
вкусы.
Современная социокультурная ситуация
имеет еще одну важную черту: расширяется
база художественного творчества,
появляются новые организационные формы,
возникают новые театры, ансамбли, ассоциации
ученых, исследователей. Это позволяет
выявлять потенциальные таланты и выводить
их на орбиту культуры. То, что ранее было
запрещено режимом легализовалось. Рок-культура,
различные группы, ассоциации, движения,
течения вышли из тени.
Произошел выход на авансцену всей общественной
жизни массовой культуры. На арену культурной
деятельности вышли те социальные группы,
которые были сами воспитаны на массовой
культуре и которые не признавались официальными
кругами общества. Роль массовой в нынешней
ситуации сводится прежде всего к потреблению
и освоению свободного времени, занимательности
и развлекательности.
Идет интенсивный процесс переориентации
массовой культурной деятельности с публичных на домашние формы. Пространство
современных квартир начинено предметами
культуры и все более становится конкурентоспособным
с публичными учреждениями. В связи с этим
резко уменьшается посещаемость различных
учреждений культуры.
В современных условиях для огромной
массы людей возникает немало новых социокультурных
проблем. Социальная незащищенность человека,
атмосфера эмоциональной напряженности
в обществе, отчуждение от привычной культурной
Среды лишают внутренней стабильности,
психологической защищенности. Это породило
в нашем обществе новое явление, которое
можно характеризовать как религиозной
пробуждение или духовную революцию. Имеется
в виду беспрецедентное обращение к религии
как к единственному средству спасения
от всех невзгод.
Наряду с обращением к традиционным религиям
в обществе ширится волна неомистицизма
и различных религиозно-мистических движений.
В них зачастую перемешаны самые разные
элементы, присущие христианству, буддизму,
индуизму, исламу, а также заимствованные
из оккультизма, теософии и иных мистических
доктрин. Некоторые из этих движений носят
асоциальных и криминальных характер.
Следует отметить, что нормальное существование
культуры возможно лишь при гармонии социальных,
политических и экономических условий,
каждое из которых имеет одинаково важное
значение. Материальный фактор всегда,
а сегодня в особенности, был и остается
решающим. Социокультурная ситуация в
этом отношении является критической.
Остаточный принцип финансирования культуры
в недавнем прошлом дал свои отрицательные
результаты. В связи с переходом к рынку
эта и без того кризисная социокультурная
ситуация стала критической. Финансирование
культуры преимущественно из госбюджета
заменено местным финансированием. В результате
произошло повсеместное сокращение ассигнований
на культуру, идет сокращение сети учреждений
культуры, печатных изданий и т.д. В таких
условиях говорить о выполнении стратегической
задачи духовного возрождения Отечества
становится весьма проблематично.
Современная социокультурная ситуация
характеризуется нехваткой и дальнейшим
оттоком квалифицированных кадров из
сферы культуры. Их причина заключена
в снижении жизненного уровня, в экономической
и политической нестабильности, в неуверенности
в завтрашнем дне. Одним из важнейших аспектов
данной проблемы является так называемая «утечка мозгов» - волна эмиграции ученых,
которая приобретает массовый характер.
Исследования, проведенные Российской
Академией Наук в своих институтах, показали,
что 13% ученых готовы выехать за рубеж
при первой же возможности, около 40% не
исключают такого варианта. Особенно следует
отметить, что собираются уехать наиболее
активные, образованные и молодые. 2/3 потенциальных
эмигрантов моложе 40 лет, 25% - нет и 30 лет,
лишь 7% старше 50 лет.