Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 10:46, практическая работа
Описание работы
Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского. В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет человеческую деятельность, результаты «возделывания» действительности и «живую» — саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.
Содержание работы
Введение 1 Культура как социальное явление Разделы культуры Функции культуры в обществе Развитие культуры 2 Перспективы развития мировой культуры 3 Современная социокультурная ситуация и направления развития художественного творчества 3.1 Гуманизация культуры 3.2Развитие науки 3.3 Космизм – как развитие современной культуры 3.4 Кризис современной цивилизации 3.5 Основные проблемы современности, их отражение в культуре
То, что в древности было неудачами отдельных
народов, в наше время стало трагедией
мировой цивилизации. НаучнОтехнический
прогресс привел к тому, что в XX в. вся биосфера
оказалась вовлеченной в жизнедеятельность
человека и на планете вдобавок к геологическому
и биологическому факторам сложился Сравнимый
с ними антропогенный. Антропогенный круговорот
вещества и энергии навис Дамокловым мечом
над механизмами естественной саморегуляции
биосферы. Мировая цивилизация обнаружила
свои слабости, свою неадекватность природе
Земли.
Каждая страна имеет свои темпы прироста
населения, но в глобальном масштабе срок,
за которым происходит удвоение численности
населения на планете, быстро сокращается.
В неолите он составлял 2500 лет, в 1900 г. 100,
а в 1960 г. 35 лет. А ведь человек часть биосферы
и живет ее продуктивностью, которая, к
сожалению, существенно ограничена. У
биосферы свои законы эволюции и механизмы
регулирования численности популяций
растений и животных. Так, формирование
южнорусских черноземов заняло у биосферы
от двухсот пятвдесяти до четырехсот тысяч
лет, а человек ухитрился их истощить за
считанные десятилетия. Когда не хватало
продуктов питания, биосфера предоставляла
первобытным племенам возможность самостоятельно
регулировать свою численность. Ландшафт
становился ареной жестокости и насилия.
На пути к экологическому обществу общественное
сознание неминуемо перестроится за счет
повышения удельного веса биологии в системе
как фундаментальных исследований, так
и прикладных разработок. Этого требует
создание экологически чистых технологий,
поиск эффективных биологических средств
борьбы с вредителями, сорняками и болезнями,
выведение новых культур с высокой устойчивостью
к вредителям, болезням и засухе, получение
с помощью биотехнологичееких методов
культур, которые органически могут дополнить
существующие агробиоценозы и повысить
их устойчивость и т.д.
Экологическое общество должно исключить
нарушение разнообразия природной среды
этой основы экосистем нашей планеты.
Без экологического разнообразия трудно
надеяться на поддержание национальных
культур.
Экологическая культура требует коренного
изменения хозяйственной деятельности.
Человек должен отказаться от упрощения
экосистем и утилизации их продукта.
Безусловно, приоритет в создании экологического
общества принадлежит Материальному производству.
Но и экологическая этика мощная сила,
способная революционизировать общественное
сознание, сломать косность в мышлении
технократов. Не делай природе ничего
такого, что ты сам не пожелал бы получить
от нее. Благоговение перед природой это
благоговение перед мудростью человека,
способного к самоограничению, к самодисциплине,
к отказу от животного эгоизма и собственнического
прагматизма, унаследованного от уходящей
в прошлое культуры
3.1 Гуманизация культуры
Идеалы и установки современной
культуры являются сплавом того, что было
открыто человечеством в прошедшие века,
и того, что достигло человечество к концу
XX в.
В современной культуре широкое
распространение получили гуманистические
принципы и идеалы. Гуманизм -- достаточно
многообразное понятие. Суть современного
гуманизма заключается и его универсальности:
он адресуется каждому человеку, провозглашает
право каждого на жизнь, благосостояние,
свободу. Это не элитарный, а демократический
гуманизм.
Гуманистическая ориентация
культуры XX в. проявляет себя в различных
«мирах» современного общества -- экономическом,
нравственном, политическом, художественном
и т.д. Эта тенденция определила, например,
становление политической культуры в
передовых странах. Так, ценности современной
политической культуры впервые зафиксированы
в «Декларации прав человека и гражданина»
(1789 г.). идеи, выработанные во Франции в
далекую эпоху революции, принимаются
сейчас в качестве идеала всеми государствами
- членами Организации Объединенных Наций.
В русле гуманистического движения
возникают различные программы «человеческих
отношений», «генома человека», все активнее
заявляют о себе требования гуманизовать
культуру, дополнить научно - техническую
революцию моральной, яснее ставить и
решать смысложизненные, экзистенциальные
проблемы человеческого бытия.
Все эти сдвиги наглядно проявляются
в возрастающем влиянии на все сферы культуры
антисцентических, иррационалистических
и даже мистических концепций, включая
и философские системы, ориентирующиеся
на вненаучное знание, на воспроизведение
внутреннего личностного мира человека.
3.2 Развитие науки
Другим важнейшим итогом развития
культуры, воспринятым в нашем столетии,
является установка на научно-рациональное
познание мира и связанная с ней социокультурная
система -- наука. Еще в XIX в. появляются
первые признаки того, что паука стала
мировой, объединив усилия ученых разных
стран. Возникла, развилась в дальнейшем
интернационализация научных связей.
Расширение сферы применения науки в конце
XIX -- начале XX в. привело к преобразованию
жизни десятков миллионов людей, живших
в новых промышленных странах, и объединению
их в новую экономическую систему.
Мировая научная целостность,
сложившаяся в XX в., положила начало экономическому
объединению мира, передаче во все уголки
земного шара передовых способов производственной
культуры. Мы являемся свидетелями растущей
интернационализации народнохозяйственных
связей. Одним из выражений этого процесса
стали транснациональные корпорации с
их едиными формами организационной культуры,
действующими в десятках стран и на различных
континентах. На долю транснациональных
компаний приходится более трети промышленного
производства, более половины внешней
торговли, почти 80% новой техники и технологий.
О нарастании интернационализации жизни
современного мира свидетельствует всеохватывающий
характер научно-технической революции,
принципиально новая роль средств массовой
информации и коммуникации.
Техногенное отношение к природе
-- как к средству удовлетворения не духовных,
а сугубо технических потребностей становится
в первой половине XX в. одной из ведущих
тенденций в развитии культуры.
3.3 Космизм - как явление
современной культуры
Оптимистическое миросозерцание,
обусловленное успехами научной мысли,
воплощенной в мировой промышленности
и технике, преобразующих лик планеты,
послужило основой для возникновения
характерного для человека XX в. ощущения
космичности своего бытия.
Космизм -- уникальное, интереснейшее
явление современной культуры, значение
которого начинает осознаваться только
сейчас, на пороге третьего тысячелетия.
В работах известных космистов В. И. Вернадского,
А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были
поставлены принципиально новые проблемы
космической роли человечества, единства
человека и космоса, морально-этической
ответственности в ходе космической экспансии
человечества. Эти идеи возникли прежде
всего на отечественной почве, ибо для
русской культуры характерно представление
о человеке как о личности активной, ищущей
и одновременно укорененной во всеобщем,
в целом.
Основные идеи новой космической
культуры следующие.
Во-первых, это идея активной
эволюции, в которой выражаемся новое
качество взаимоотношений человека и
природы. Опираясь на естественнонаучные
эволюционные воззрения, традиционно
ценимые в России, космисты выдвинули
мысль о неизбежности развития человека,
природы и космоса; когда сознание, разум
становятся ведущей силой мирового развития,
человек берет на себя ответственность
за космическую эволюцию. Он должен проникнуться
духом космической этики.
Во-вторых, рассматривая Землю
и ее историю как часть эволюционных процессов
во Вселенной, космисты соединили заботу
о космическом целом с нуждами, запросами
к потребностями конкретных людей. С их
точки зрения, гуманистический оптимизм,
радостное и светлое миросозерцание основаны
не на прекраснодушных мечтаниях отдельных
мыслителей, а на законах развития культуры
и самой природы.
С наибольшей научной доказательностью
и философской обоснованностью эти идеи
были развиты выдающимся русским: мыслителем,
ученым-естествоиспытателем, стоявшим
у истоков современной геохимии и биогеохимии,
-- В. И. Вернадским.
Основной труд В. И. Вернадского
-- «Научная мысль как планетное явление»
-- отличается энциклопедичностью в обобщении,
синтетическим подходом к эволюции Земли
как к единому геологическому, биогенному,
социальному и культурному процессу. Осознавая
пути эволюции и мировой культуры, мыслитель
приходит к выводу о том, что деятельность
человека не есть некое отклонение в эволюционном
развитии. Под влиянием объединенного
человечества биосфера закономерно перейдет
в качественно новое состояние -- ноосферу
(от слова «ноос» -- разум). Человек и его
разум не просто конечный результат эволюции,
но одновременно и начало нового движения,
создающего сферу разума, которая и будет
являться определяющей силой эволюционного
развития в будущем.
Причины возникновения и сущность
ноосферной культуры в следующем.
Появление ноосферы связано
прежде всего с реальным процессом экспансии
разума, сознания в эволюционный процесс.
Человек осуществил полный захват биосферы
для жизни. Лик Земли, этого первого космического
тела, которым владеет человечество, полностью
преобразился. Все природные стихии: вода,
земля, воздух -- захвачены человеком.
Важнейшее основание для возникновения
ноосферы -- объединение человечества.
Для В. И. Вернадского равноправие, братство,
единение всех людей является прежде всего
не нравственно-культурным требованием,
прекраснодушным пожеланием, а природным
фактом. Возникает общечеловеческая культура;
современные средства передвижения и
передачи информации сближают людей; научная
и техническая мысль все более интернационализируются.
Несмотря на войны, межнациональные конфликты,
человечество с необходимостью придет
к единению.
Главной же причиной создания
ноосферы является наука, становящаяся
мощнейшей геологической и космической
силой.
3.3. Кризис современной
цивилизации и культура
Культура XX в. отразила тот кризис,
в который медленно входила техногенная
цивилизация. Современное производство,
породившее новый тип цивилизации, индустриальное
общество привело к действительному господству
безличных экономических, технологических,
политических структур над живой человеческой
деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной
культуры. Через армию стандартная модель
мегамашины передавалась от культуры
к культуре, начиная с эпохи древних царств.
Человек с присущей ему индивидуальностью
и творческим потенциалом оказывается
стандартной деталью социальной машины,
функциональным придатком технологического
процесса. Индивид пассивно воспринимает
формы жизни, навязанные ему социумом,
и перестает жить самобытной свободной
жизнью. «Бегство от свободы» приводит
к трагедийности личностного бытия, порождает
бессубъектные социокультурные формы..
В XX в. полностью обнаружились
кризисные явления современной цивилизации,
возникшей на развалинах средневековья.
Культура этой цивилизации сложилась
на основе особых отношений человека и
природы, человек стремился вырваться
из зависимости от природы и высшими ее
ценностями признавалось господство человека
над природой, прогресс, обновление, наращивание
технологических и научных знаний. Развитие
техники и технологии как орудия господства
человека над природой стали главными
целями общественного развития. В результате-возникла
ситуация, когда постоянное наращивание
материального богатства на основе обновления
техники превратило человека в простое
орудие эффективной экономической деятельности.
Отрицательно воздействует
на культуру также сверхорганизованность
наших общественных условий. Насколько
верно, что организованное общество является
предпосылкой и повременно следствием
культуры, настолько очевидно также, что
на определенном этапе внешняя организация
общества начиняет осуществляться за
счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают
под власть институтов общества, вместо
того, чтобы оказывать влияние на них и
поддерживать в них живое начало.
Создание в какой-либо сфере
всеобъемлющей организации на первых
порах дает блестящие результаты, но через
некоторое время первоначальный эффект
уменьшается. Сначала демонстрируется
уже существующее богатство, в дальнейшем
дают о себе знать процессы недооценки
и игнорирования живого и первоначального.
Чем последовательнее внедряется организация,
тем сильнее проявляется ее сдерживающее
воздействие на производительное начало.
Существуют культурные государства, которые
не могут преодолеть ни в экономической,
ни в духовной жизни последствий далеко
идущей централизации управления».
В результате в культуре XX в.
развилось противоречие, проявившееся
в противостоянии двух установок: сциентистской
и антисциентистской.
В основе сциентизма лежит представление
о научном знании как о наивысшей культурной
ценности. Наука как абсолютный эталон,
считают сциентисты, способна решить все
проблемы, стоящие перед человечеством,
-- экономические, политические, моральные
и т.д.
Сциентисты утверждают: науке
все подвластно. Действительно, современная
наука проникла во все поры современного
общества, пронизывая собой не только
промышленность, сельское хозяйство, но
и политику, административную и военную
сферы. Однако не все в мире -- наука. Например,
существуют сфера искусства, вера, человеческие
чувства и отношения. Антисциентизм появился
как реакция на преувеличение роли науки.
Для него характерно принижение значения
научного знания, обвинения науки в том,
что она вызвала всевозможные кризисы:
экономический, экологический, национальный.
Он утверждает: «Наука -- чума XX века». Возникла
ситуация, которую обрисовал Ч. П. Сноу:
«...На одном полюсе -- художественная интеллигенция,
на другом -- ученые, и как наиболее яркие
представители этой группы -- физики. Их
разделяет стена непонимания и иногда
(особенно среди молодежи) антипатии и
вражды, но главное, конечно, непонимание.
У них странное, извращенное представление
друг о друге. Они настолько по-разному
относятся к одним и тем лее пещам, что
не могут найти общий язык даже в области
чувств».
Сложившийся первоначально
в Европе, а потом распространившийся
по всему миру тип научно-технической
культуры очень много дал человеку для
развития его свободы. Но вместе с тем
он имеет изъяны. Техногенная цивилизация
основана на таком взаимоотношении между
человеком и природой, при котором природа
является объектом человеческой деятельности,
объектом эксплуатации, причем эксплуатации
неограниченной.