Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 10:46, практическая работа
Описание работы
Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского. В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет человеческую деятельность, результаты «возделывания» действительности и «живую» — саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.
Содержание работы
Введение 1 Культура как социальное явление Разделы культуры Функции культуры в обществе Развитие культуры 2 Перспективы развития мировой культуры 3 Современная социокультурная ситуация и направления развития художественного творчества 3.1 Гуманизация культуры 3.2Развитие науки 3.3 Космизм – как развитие современной культуры 3.4 Кризис современной цивилизации 3.5 Основные проблемы современности, их отражение в культуре
По утверждению писателя Маринетти -
вождя и теоретика футуризма - жизнь мотора
волнует больше, чем улыбка или слезы женщины.
В живописи футуристов человек нередко
трактуется как подобие машины.
Футуристы стремились восславить современность.
Они были увлечены машинной технологией,
новыми средствами передвижения и связи.
Для придания своим произведениям динамичности
они использовали угловатые формы и резкие
контуры. Отличительной особенностью
творчества футуристов было стремление
передать движение и скорость. Это достигалось
с помощью приема наложения друг на друга
разных положений одного и того же объекта:
повторение контуров движущегося предмета
и его прозрачности. Так возникало впечатление
непрерывного движения.
Футуризм вторгся и в область музыки.
В специальном манифесте, выпущенном Милане
в 1911 г., футуристы объявили своей задачей
«выразить музыкальную душу толпы». Для
этого потребовались новые «музыкальные»
инструменты - свистки, ящики, сковородки,
кастрюли и т.п.
Как направление в искусстве футуризм
распался в начале первой миров войны.
Де Стейл (неопластицизм)
В 1917 г. в Голландии Тео ван Дусбургом
и Питом Мондрианом были основа журнал
и художественное направление под названием
«Де стейл». Художники считали, что искусство
должно стремиться к абсолютной гармонии,
ясности и порядку, достижимым в результате
полного очищения. Основу их эстетических
концепций составил суперматизм К. Малевича.
Произведения группы Де Стейл отличаются
строгими геометрическими формах по преимуществу
квадратными. Они составлены из простейших
элементов: прямых линий и основных цветов.
Направление ставило перед собой глубоко
философские задачи и основывалось на
мысли, что искусство должно в какой-то
мере отражать тайну Вселенной и универсальную
гармонию.
Движение прекратило свое существование
в 1931 г. после смерти Дусбурга. Оно оказало
огромное влияние на архитектуру и прикладной
искусство Европы.
Дадаизм
Самое хаотичное, пестрое, кратковременное,
лишенное всякой программы выступление
авангардистов - дадаизм. Его основателем
был поэт Тристан Тзара. Название этого
направления в искусстве сознательно
бессмысленно (от французского dada - конек,
деревянная лошадка, детский лепет). Оно
обозначает движение - протест против
всего предшествующего искусства.
Дадаизм просуществовал недолго. Он возник
почти одновременно в 1915-1916 годах в Нью-Йорке
и Цюрихе. Центром деятельности дадаистов
было Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где поэты,
художники и писатели-единомышленники
собирались для творческих экспериментов
в области бессмысленной поэзии, «шумовой»
музыки и автоматического рисунка.
Дадаизм был резкой реакцией на снобизм
и консервативность художественно истеблишмента:
дадаисты использовали все возможности
своего воображения для того, чтобы вызвать
возмущение буржуазии. Так, выставка дадаистов
в Нью-Йорке в 1917 г. сопровождалась «музыкой»
битья в ящики и банки, танцами в мешка.
Призыв дадаистов гласил: «Уничтожение
логики, танец импотентов - творение есть
дада, уничтожение будущего - есть дада».
За всем этим «художественным хулиганством»
было отрицание всех духовных ценностей,
желание эпатировать благонравных буржуа.
Дадаизм пытался сломать устоявшиеся
представления об искусстве, его видах
и жанрах, иронизировал над тиражированием
достижений мировой культуры. Он делал
ставку в художественном творчестве на
случайные процессы, психический автоматизм
действий, рожденную путем импровизации
коллективную декламацию, фотомонтаж.
Дадаизм пытался сломать границы между
жизнью и искусством, теоретически обосновывал
и пытался практически осуществить введение
в художественную культуру ready-made. Ready-made
- тривиальный предмет, изъятый из среды
своего естественного существования и
выставленный как объект искусства.
Следует сказать, что дадаизм как самостоятельное
течение довольно быстро прекратил свое
существование. Он выдохся уже к 1922 г.
Сюрреализм
На почве дадаизма и сначала только как
течение литературное возник сюрреализм.
Он оформился во Франции в 1920-е годы. Его
инициаторами были молодые французские
писатели, поэты и художники А. Бретон,
Л. Арагон, П. Элюар, Ж. Кокто и другие. Само
слово сюрреализм можно перевести как
надреализм или сверхреализм. У Шопенгауэра,
с его неверием в прогресс и человеческий
разум, сюрреалисты нашли теоретическое
обоснование своей идеи о сочетании в
художественной практике элементов действительности
и алогичной фантастики. Они призывали
к освобождению человеческого «Я» от «оков»
материализма, логики, разума, морали,
традиционной эстетики.
Зародившись в среде литераторов сюрреализм
получил наибольшее распространение в
живописи.
Художник должен опираться на любой опыт
бессознательного выражения духа - сновидения,
галюцинации, бред, воспоминания младенческого
возраста, мистические видения и т.п. Образ
возникает из сближения удаленных друг
от друга реальностей.
Сюрреалисты провозгласили главной своей
задачей «революцию умов». Их целью было
«разрешить существовавшие доныне противоречия
между мечтой и реальностью». Способы
достижения этой цели были самыми различными:
художники с фотографической точностью
изображали пугающие, лишенные логики
сцены, создавали странные существа из
набора привычных объектов или разрабатывали
специальную технику живописи для воспроизведения
движений подсознания. Произведения сюрреалистов
представляют чуждый человеку мир, населенный
то образами мирных грез, то существами
ночных кошмаров.
Сюрреалисты строят произведения на
предельном обострении приемов алогичности,
парадоксальности, неожиданности, соединении
несоединимого. За счет этого и возникает
особая, ирреальная художественная атмосфера,
присущая только произведениям сюрреализма.
В 1930-е годы в среде сюрреалистов появился
художник, который воплотил в своем творчестве
кульминацию этого направления. Имя этого
художника Сальватор Дали. Он был художником
огромного дарования, исключительной
гибкости, манеры, позволявшей ему копировать
и подражать великим мастерам. Он был создателем
больших полотен и массы рисунков, автором
кинофильмов и либретто балетов, а также
книг о самом себе. Ранние вещи Дали были
очень многословны. Алогичность сюрреализма
хорошо видна в названии его картины «Остатки
автомобиля, дающие рождение слепой лошади,
убивающей телефон».
В 1940 - 1950-е годы сюрреалисты имели наивысший
успех. Исследователи объясняют это тем,
что публика, уставшая от абстрактного
искусства, устремлялась к картинам, на
которых «что-то все-таки изображено».
В 1960-е годы сюрреализм стал уступать свои
позиции новым направлениям авангардизма.
Мы видели, что в первой половине нынешнего
столетия выделилось несколько центров
модернистского искусства. Однако политические
события 1930-х годов, утверждение в ряде
стран Европы тоталитарных режимов изменили
ситуацию. Центр авангардного искусства
перемещаются в Америку. Здесь открываются
первые музеи модернистского искусства:
в 1937 г. в Нью-Йорке - музей беспредметной
живописи, а в 1939 г. - Музей современного
искусства, созданный на средства Рокфеллера.
Следует отметить, что во время второй
мировой войны и после нее в Америке собрались
вообще все ультралевые силы художественного
мира.
Абстрактный экспрессионизм
В 1940-х годах в Нью-Йорке возникло новое
направление авангардного искусства -
абстрактный экспрессионизм.
Большинство абстрактных экспрессионистов
исповедовали принцип энергетического
письма (или живописи жеста). Они использовали
большие холсты, накладывая краску быстро
и энергично с помощью широкой кисти, иногда
расплескивая ее или бросая прямо на холст.
Этот экспрессивный метод письма считался
не менее важным, чем само произведение.
Другие представители этого направления
стремились придать абстрактным образам
безмятежность и загадочный смысл. Не
все их произведения были чисто абстрактными
или экспрессивными, но все они разделяли
убеждение, что спонтанность живописного
метода поможет освободить и запечатлеть
творческие силы подсознания.
Кинетическое искусство
Следующее направление авангардизма,
о котором пойдет речь, - это кинетическое
искусство. Этот термин используется для
обозначения произведений, заключающих
в себе реальное или видимое движение.
Впервые идея подобного творчества была
сформулирована в 1920-х годах, но своего
последовательного развития она достигла
лишь в 1950-1960-е годы.
Под кинетическим искусством подразумеваются
«изобретения» с разного рода гудящими,
вращающимися и прочими механизмами, композиции
с магнитами и т.п. Оно может быть простым
(как, например, движимые воздушными потоками
мобили) или более сложными (приводимые
в движение мотором скульптуры).
Термин применяется также по отношению
к произведениям, в которых иллюзия движения
создается с помощью световых эффектов.
Кинетическое искусство использует возможности
движения и реальных конструкций, машин
и иллюзорных изображений, создаваемых
средствами кинематографа, телевидения,
видео, лазерными лучами, неоновым и электрическим
освещением. Зачастую зритель может быть
соавтором и соучастником произведения,
если îí запускает конструкцию в ход, что-то
перекладывает или даже входит внутрь
произведения.
Еще в начале 30-х годов американец Колдер
создал мобили, конструкции, приводимые
в движение атмосферными явлениями.
В 1960-е годы наиболее известным кинетиком
был швейцарец Жан Тингели - создатель
саморазрушающихся машин, сочетавший
процесс разрушения со световых эффектами.
Он создал также множество съедобных и
музыкальных механизмов.
Кинетическое искусство получило довольно
широкое развитие и использовалось для
эстетизации общественных интерьеров.
Концептуальное искусство
В авангардном искусстве 1960-х годов ведущим
направлением стал концептуализм, в котором
стоящая за произведением идея (концепт)
îêàýûâàåòñÿ важнее технического совершенства
исполнения.
Концепция может передаваться различными
способами, в том числе с помощью текстов,
карт, видеофильмов, фотографий и перфомансов,
а произведение может демонстрироваться
в галерее или быть созданным специально
для определенной местности.
Концептуальное искусство рассматривает
художественное произведение как способ
демонстрации понятий. Оно манипулирует
с объектами не по правилам художественной
логики, поэтики, а согласно принципам
функционализма, сопоставляя их таким
образом, чтобы нагляднее представить
концепт - понятие, идею или общее представление.
Образ художника как создателя в первую
очередь идей подрывает традиционные
представления о статусе автора и произведения,
делает конечный результат творения несущественным.
Одно из направлений концептуализма
- Arte Povera. Оно возникло в Италии и развивало
идею концепции, используя банальные материалы
и мусор.
Поп-арт и Оп-арт
В 1950-е годы в искусстве США и Великобритании
возникло течение, получившее название
поп-арт. Оно вдохновлялось образцами
массовой потребительской культуры. Комиксы,
реклама и продукты промышленного производства
ïîñëóæили источником его образного мира.
Американцам были чужды господствовавшие
в Европе теории, призывавшие к уходу от
разумного осознания действительности.
Это объясняется тем, что в США большое
распространение имели идеи прагматизма,
согласно которым пропагандировалась
«вера в возможности достижения желаемых
результатов», что легло в основу американского
образа жизни.
Поп-арт возник первоначально в живописи
и скульптуре, претендуя заменить непонятный
массовым зрителям абстракционизм «новым
реализмом», а затем распространился на
другие сферы культуры.
Один из творцов поп-арта - Ричард Хамильтон
- определил его содержание следующими
словами: «популярный, недолговечный,
преходящий, дешевый, массовый, молодой,
остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный
и Большой Бизнес». Сиюминутность сюжета
в живописи часто подчеркивается с помощью
техники, напоминающей эффект фотографии,
а в скульптуре - тщательным воспроизведением
мелких деталей.
Повторяя экстравагантные приемы дадаизма,
представители поп-арта использовали
в своих композициях реальные бытовые
предметы (консервные банки, старые вещи,
части автомашин) и их механические копии
(фотографии, муляжи, репродукции, вырезки
из комиксов и иллюстрированных журналов),
возводя в ранг искусства случайное их
сочетание.
В 1960-е годы возникло направление абстрактного
искусства, получившее название оп-арт.
Оп-арт (сокращение от английского Optikal
Art - оптическое искусство) построен на
эффектах обмана зрения. Художник как
бы играет со зрителем, заставляя свои
образы мерцать и пульсировать. Хотя само
произведение остается статичным, формы
и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую
иллюзию движения.
Произведения оп-арта строятся на различных
визуальных эффектах, оптических иллюзиях,
когда посредством тщательного подбора
цвета и формы удается создать на плоскости
впечатление удаления и приближения планов,
динамики абстрактного пространства.
В качестве материала могут быть использованы
также специально сконструированные источники
света, наборы оптических стекол, зеркала,
металлические пластины. Нередко эти сооружения
демонстрируются в движении.
Вряд ли кто усомнится в том, что техника
лежит в основе культуры. Человек обязан
ей своим становлением. Хотя технические
устройства природные тела, все они суть
материальные ценности. Каждое из них
обладает полезностью, которая не падает
с неба, а формируется мастером. И вследствие
этого оно не только явление культуры,
но и мера культурного развития общества.
Кроме того, техническое устройство инструмент
целесообразной деятельности человека.
Гегель писал: «Средство есть объект, находящийся
на стороне цели и содержащий ее деятельность».
Прогрессируя, техника определила культурный
образ жизни человека. Она содействовала
повышению эффективности трудовых усилий
работника и рационализации хозяйственного
и бытового уклада.
Положительная роль техники была зафиксирована
еще в античном обществе. Демокрит отмечал,
что когда «ничего полезного для человека
не было изобретено», люди вели трудную
жизнь. По мнению древнеримского мыслителя
Лукреция, общество обогатили нововведениями
те, кто даровитее был и умом среди всех
выделялся».
Техника детерминировала развитие и
общественных отношений, влиявших на формирование
социальных качеств граждан. Не природа,
а общественное отношение делает одного
рабом, а другого рабовладельцем. Так надо
ли только расхваливать технику?
Древнегреческий мудрец Диоген Синопский
говорил, что первые люди были счастливы
жить в девственной природе. «Последующим
поколениям не принесли пользы для жизни
ни их хитроумие, ни многочисленные изобретения,
ни их машины» .