Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 10:46, практическая работа
Описание работы
Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского. В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет человеческую деятельность, результаты «возделывания» действительности и «живую» — саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.
Содержание работы
Введение 1 Культура как социальное явление Разделы культуры Функции культуры в обществе Развитие культуры 2 Перспективы развития мировой культуры 3 Современная социокультурная ситуация и направления развития художественного творчества 3.1 Гуманизация культуры 3.2Развитие науки 3.3 Космизм – как развитие современной культуры 3.4 Кризис современной цивилизации 3.5 Основные проблемы современности, их отражение в культуре
Большинство молодых ученых в возрасте
до 30 лет ориентировано на отъезд. Причем
уезжают наиболее квалифицированные специалисты.
Вот только один пример: в Миннесотском
институте теоретической физики пять
из шести профессорских должностей занимают
эмигранты из России.
В результате выезда ученых из страны
идет разрушение научно-технического,
культурного и духовного потенциала. Особенно
тревожным является тот факт, что увозят
детей - интеллектуальное будущее науки.
Коммерциализация культуры привела к
созданию атмосферы конкуренции, в которой,
как известно, побеждает сильнейший. Речь
идет не только о конкуренции внутри страны,
но и за ее пределами. Незащищенная в финансово-экономическом
отношении отечественная культура уступает
место западной, опирающейся на мощную
денежную и техническую основу. Наше искусство,
балет, опера, живопись, занимая одно из
ведущих мест в мире, не может конкурировать
на западном рынке. В результате диалог
культур постепенно превращается в монолог:
в страну хлынула западная массовая культура.
Сегодня реальной становится опасность
утраты национального духа культуры и
ее безудержная американизация. Реакция
как самого русского народа, так и деятелей
его культуры на это явление различна.
Одни видят в этом «вхождение в мировую
культуру» и «приобщение к общечеловеческим
ценностям», другие считают «национальной
трагедией».
Опасность американизации русской национальной
культуры, формирования рыночной личности,
плохо сознается российской общественностью
и сознательно игнорируется противниками
русской национальной культуры. В то же
время на Западе практически во всех европейских
странах уже на протяжении десятков лет
существуют эффективно действующие законы,
препятствующие проникновению на национальный
рынок американской духовной продукции.
Так, во Франции еще в середине 60-х годов
был принят закон, определяющий квоты
демонстрации американских фильмов как
в частных, так и в государственных кинотеатрах.
Превышение числа американских фильмов
над национальными (согласно законодательству,
соотношение должно составлять 49 : 51) наказывается
денежным штрафом и лишением лицензии.
Целая система протекционистских мер
разработана в Испании, Голландии, Италии,
ФРГ и т.д.
Любой народ, любая нация могут существовать
и развиваться только тогда, когда они
сохраняют свою национально-культурную
идентичность, когда, находясь в постоянном
взаимодействии с другими народами и нациями,
обмениваясь с ними культурными ценностями,
тем не менее не теряют своеобразия своей
культуры. В истории можно найти многочисленные
примеры того, как исчезали государства,
чей народ забывал свой язык и культуру.
Подобная опасность подстерегает сегодня
и русскую нацию, ибо цена за западную
технологию может оказаться слишком высокой.
Вернуть же утраченные позиции в мировой
культуре крайне сложно, а смириться с
утратой - значит оказаться на краю пропасти
в культурно-историческом
развитии.
При всех весьма сложных переплетениях
разных художественных направлений в
искусстве XX в. отчетливо прослеживаются
две основные тенденции: поиск новых реалистических
форм и отход от принципов той реалистической
системы, которая была присуща европейскому
искусству еще с эпохи Возрождения. Вторая
тенденция принадлежит искусству модернистскому,
каждый раз выступающему с позиций открытия
новых путей и потому называемому в наши
дни авангардом.
Реализм
Несмотря на широкое наступление течений
модернизма и массовой культуры, реалистические
тенденции все-таки получили свое развитие
и в XX столетии. Они базировались на известных
принципах реального отображения жизни,
раскрытия общечеловеческих и социальных
проблем.
В начале столетия реализм получил свое
наиболее яркое проявление в художественной
литературе США. Это объясняется тем, что
литературному творчеству США в предыдущем
веке было свойственно некоторое отставание:
поздний расцвет романтической школы
и более позднее, по сравнению с западноевропейскими
странами утверждение реализма. В ускоренном
развитии реализма в XX в. велика заслуга
Теодора Драйзера. Его романы «Сестра
Кери», «Финансист», «Американская трагедия»
вскрыли важнейшие социальные проблемы
американского общества на рубеже веков.
Драйзер проложил путь целой плеяде талантливых
писателей-реалистов более позднего времени:
Синклеру Льюису, Шервуду Андерсону, Вильяму
Фолкнеру, Эрнесту Хемингуэю.
Отдельно следует упомянуть имя Маргарет
Митчелл, которую долгое время литературные
круги США не принимали как писательницу.
Однако к середине столетия ее опубликованный
в 1936 г. роман «Унесенные ветром» приобрел
широчайшую популярность. В этом произведении
нашли отражение проблемы, не потерявшие
своей значимости и в настоящее время.
В романе речь идет о гражданской войне
в США в 1861-1865 гг., о проблемах «выживания»,
что особо ярко отражено в образе главной
героине Скарлет, о циничном обогащении,
выраженном в деятельности Рета Батлера.
Этот персонаж утверждал, что «большие
деньги можно сделать в двух случаях: при
созидании нового государства и при его
крушении. При созидании этот процесс
более медленный, при крушении - быстрый».
Реалистические тенденции проявились
и в кинематографе США, который, используя
индустриальную мощь страны, занял ведущее
место в мире. В первой половине столетия
развитие американского кинематографа
связано с творчеством великого сценариста,
актера и режиссера Чарлза Спенсера Чаплина.
В его фильмах в наибольшей степени проявились
признаки демократизма. В начале второй
мировой войны Чаплин поставил фильм-памфлет
«Великий диктатор», в котором сходство
главного героя с Гитлером не вызывало
сомнений. Интересным является тот факт,
что эта кинокартина, являющаяся пародией
на Гитлера, была запрещена к показу в
СССР лично Сталиным.
Во второй половине столетия кинопроизводство
США достигло таких размахов, что довольно
трудно отдать кому-либо предпочтение.
Однако в большей степени реалистические
тенденции сохранились в творчестве режиссера
и продюсера Фрэнсиса Форда Копполы. В
его наиболее известном фильме «Крестный
отец» переплелись разные потоки: натуралистическое
изображение жестокости и насилия, поэтизация
мафии, критика коррупции, связь преступного
мира с политикой. Не менее известен его
фильм «Апокалипсис сегодня», раскрывший
трагедию войны во Вьетнаме.
Следует отметить, что реалистическое
искусство, столкнувшись в начале XX в.
с новыми, неведомыми реализму предыдущего
столетия фактами и процессами жизни,
изменило свой изобразительный язык и
характер аналитического изучения человека.
В 1905 г. на выставке в Париже художники
Анри Матис, Андре Дерен и другие экспонировали
свои произведения, которые за резкое
противопоставление цветов, упрощенность
форм критика назвала произведениями
«диких» - les fauves, а все направление получило
название «фовизм».
У фовистов с их пониманием соотношения
пятен чистого цвета, сведенным к контуру
лаконичным рисунком, простым, по-детски
линейным письмом, оказались большие возможности
для решения декоративных задач. Самым
талантливым из фовистов был Анри Матис.
Он прошел через увлечение импрессионизмом,
но в своих поисках он пришел к упрощенности
и плоскостности форм.
В реалистической литературе изменение
характера аналитического изучения человека
проявилось в творчестве Стефана Цвейга,
который под влиянием теории Зигмунда
Фрейда в своих произведениях «Мария Стюард»,
«Нетерпение сердца» попытался переложить
социальные конфликты и процессы в плоскость
психологических переживаний и столкновений
героев.
В кинематографе трансформация реалистического
искусства нашла отражение в течение неореализма,
получившего наибольшее распространение
в Италии. В фильмах Феллини, Монтальдо,
Пьетри, Рози, Дамиани и других режиссеров
раскрывались проблемы волновавшие не
только Италию, но и другие страны: социальные
конфликты, коррупция, мафия, преступность,
засилье американского капитала.
Модернизм
При всех сложных переплетениях
разных направлений в художественных
творчестве XX â. отчетливо прослеживаются
две основные тенденции: поиск новых реалистических
форм и отход от принципов той реалистической
системы, которая была присуща европейскому
искусству еще с эпохи Возрождения. Вторая
тенденция принадлежит искусству модернистскому,
каждый раз выступающему с позиций открытия
новых путей и потому называемому в наши
дни авангардом.
Несмотря на сохранение реалистических
тенденций, развитие западного искусства
в XX в. в большей степени определяет модернизм,
чем реализм. Слово «модерн» связывают
с идеей чего-то нового, нетрадиционного,
отличного от прежнего. Модернистское
искусство, как правило, непонятно многим
зрителя малокоммуникативно. Различные
авангардные течения связаны между собой
одним - их объединяет отрицание реального
отображения действительности.
Основной причиной появления
модернизма был кризис западной культуры,
имевший под собой глубокие социально-экономические
основания. Он вызвал стремление художников
уйти от подражания реальности. Этому
стремлению во многом способствовало
появление кино и фотографии, которые
отображали действительность как она
есть лучше, чем кто-либо из художников.
Модернизм затронул практически все отрасли
художественного творчества. Наиболее
рельефно, наиболее наглядно он проявился
в изобразительном искусстве и, прежде
всего, в живописи. Поэтому основное внимание
мы уделим живописи авангарда.
Экспрессионизм
Как самое первое направление модернизма
можно определить экспрессионизм, появившийся
приблизительно в 1905 г. в Германии.
Экспрессионизм (от латинского expressio
- выражение) основан на теории, утверждающей,
что человек становится художником тогда,
когда его рука способна производить экспрессивные
движения, что воплощает «внутреннюю активность»
личности. Художники-экспрессионисты
предпочитали воплощать внутренние движения
души, а не явления внешнего мира. Провозглашали
целью искусства не изображение действительности,
а выражение ее сути. Живописи экспрессионизма
свойствен страстность, напряженность
и глубоко личностный подход к картине,
которая служит средством выражения эмоций.
Взгляд на мир, продиктованный действительностью
XX в., определил стилистику экспрессионизма:
принципиальная «антиклассичность»; отказ
от гармонической ясности форм; тяготение
к абстрактному обобщению; яростная, обостренная
выразительность; устремленность к сознательной
деформации картины действительности.
Для экспрессионизма в живописи характерно:
изломанность линий; контрастность цвета;
деформированность пространства. Ему
присущ пламенеющий колорит, далекий от
реальных природных цветов. Нервный мазок
наполняет экспрессионистские полотна
трепещущей жизненной энергией. Экспрессионисты
черпали вдохновен в живописи Ван Гога
с ее новаторской техникой и необычайным
колоритом.
К середине 20-х годов, времени относительной
стабильности в Европе, обнаружилась абстрактность
и непоследовательность экспрессионизма.
Экспрессионизм оказал значительное воздействие
на искусство Европы и Америки.
Кубизм
В первом десятилетии XX в. во Франции
было основано новое направление модернизма
- кубизм. Его родоначальником считается
живший и работавший во Франции испанский
художник Пабло Пикассо.
На первый взгляд абстрактное и геометричное,
искусство кубизма передает реальные
объекты. Они лишь «расплющены» на холсте
так, что разные грани одного и того же
предмета видятся одновременно с разных
точек зрения. Вместо того, чтобы создавать
иллюзию предмета в пространстве, как
это пытались делать художники, начиная
с периода Возрождения, кубизм воспроизводит
объекты в категориях двухмерного холста.
Отказавшись от передачи атмосферы и
света, трехмерной перспективы, мастера
кубизма разработали новые формы неглубокой
многомерной перспективы, позволяющей
представить объект в виде множества пересекающихся
и полупросвечивающихся плоскостей (четырехугольников,
треугольников, полуокружностей), сосредоточенных
вдоль вертикальных, горизонтальных и
диагональных осей. Объект изображая одновременно
с множества точек зрения, как комбинация
геометрических форм, благодаря чему зритель
мог видеть задние и боковые его части.
Таким образом, по мнению кубистов, в их
картинах не только изображался внешний
вид объекта, но и было представлено знание
о нем.
По теории кубистов, картина - это самостоятельный
организм, и она воздействует не образом,
а формальными средствами, своим ритмом.
«Не искусство имитации, а искусство концепции»
- лозунг кубизма. Красота картины не имеет
ничего общего с красотой реального мира,
она строится только на пластическом чувстве.
Первая картина кубизма - «Авиньёнские
девицы», написанная Пикассо â 1907 г.
Кубисты вводили в свои произведения
реальные предметы (пуговицы, трамвайные
билеты, куски обоев, клеенки, газет), узаконив
коллаж в виде художественно средства.
Создание кубизма привело к радикальному
переосмыслению взаимоотношений формы
и пространства и навсегда изменило развитие
западного искусства. Кубизм способствовал
зарождению в России абстракционизма
и суперматизма.
Футуризм
Если родиной кубизма является Франция,
то следующее направление модернизма
появилось в Италии в Милане. Оно заявило
о себе в 1909 г., когда были опубликованы
11 тезисов Маринетти, где провозглашался
апофеоз бунта, «наступательного движения»,
«лихорадочной бессонницы», «оплеухи
и удара кулака», «красоты быстроты». Это
направление стало первым откровенно
враждебным реализму. Футуристы отрицали
искусство прошлого, призывали к разрушению
музеев, библиотек всего классического
наследия: «Долой археологов, академиков,
критиков, профессоров».
Философской основой футуризма явилось
учение Ницше. Главное, что привлекало
футуристов у Ницше - это его нигилизм,
критика традиционной буржуазной культуры,
христианской морали, истории. Христианская
религия с ее проповедью смирения, любви
к ближнему, по мнению Ницше, исказила
подлинную сущность человека, подавила
его инстинкты, главный из которых «воля
к власти». Основным пафосом футуристского
искусства провозглашался культ силы
- «Искусство может быть только насилием,
жестокостью и несправедливостью»; войны
- «Мы хотим прославить войну, единственную
гигиену мира»; похоти - «Похоть для победителя
- заслуженная дань».
Футуризм означает «искусство будущего»
(от латинского futurum - будущее). «Мы утверждаем,
- заявляли они, - что портреты не должны
походить на свои оригиналы и что художник
носит в самом себе пейзажи, которые он
хочет зафиксировать на полотне». Объектом
искусства должен быть не предметный мир,
а движение, вносимое художником в материю
путем синтеза времени, места, формы, цвета
и тона.