Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования – выявить типологические и другие особенности детских и подростковых программ на каналах «Первый» и «Россия». Для достижения поставленной цели, необходимо выделить ключевые моменты (например, история телевидения, его роль и функции, типологические особенности телевидения, доля и содержание детских и подростковых передач в эфире «Первого канала» и «России», а также особенности этих каналов, социальная ответственность телевидения и т.д.) и, исходя из этого, сделать конкретные выводы.
Введение…………………………………………………………………….………..2-5 стр.
Теоретические основы исследования.
1.1 История становления и развития телевидения.....................6-10 стр.
1.2 Задачи и функции телевидения в современном мире …...11-14 стр.
Практические основы исследования.
2.1«Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания.......................................... 15-18 стр.
2.2 Анализ контента телеканалов «Первый канал» и «Россия»...............................................................................................................19-22 стр.
2.3 Структура программ для детей и юношества на «Первом канале» и «России»……………………………………………………..…….23-26 стр.
Заключение…………………………………………………………………..…27-29 стр.
Библиографический список…………………………………….........................30-32 стр.
Первое устройство механического сканирования разработал в 1884 году немецкий инженер Пауль Нипков. Его устройство представляло собой вращающийся непрозрачный диск, диаметром до 50 см, с нанесенными по спирали Архимеда отверстиями – так называемый диск Нипкова (иногда в литературе приспособление Нипкова называют «электрическим телескопом»). Таким образом, происходило сканирование изображения световым лучем, с последующей передачей сигнала на специальный преобразователь. Для сканирования же хватало одного фотоэлемента. отверстий иногда доходило до 200 (обычно же от 30 до 100). В телевизоре процесс повторялся в обратном порядке — для получения изображения использовался вращающийся диск с отверстиями, за которым находилась неоновая лампа. При помощи столь нехитрой системы и проецировалось изображение. Так же построчно, но с достаточной скоростью, для того чтобы человеческий глаз видел уже целую картинку.
Первый же электронный телевизор, пригодный для практического применения был разработан в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, в конце 1936 года. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла из себя массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов.
В Советском Союзе первый сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. С 1 октября того же года телепередачи стали регулярными. Так как телевизоров еще не у кого не было, проводились коллективные просмотры, с специально отведенных для этого местах.
15 ноября 1934 года впервые состоялась
трансляция телевизионной
Первый советский телевизор, выпущенный промышленностью, назывался Б-2. Эта механическая модель появилась в апреле 32 года. Первый же электронный телевизор был создан гораздо позже — в 1949 году. Это был легендарный КВН 49. Телевизор был оснащен столь маленьким экраном, что для более-менее комфортного просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. Производство же цветных телевизоров, в СССР началось лишь в средине 1967 года.
Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала общедоступной повсеместно.
Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA. Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а следовательно, были доступны далеко не всем.
Стремительное развитие телевидения во второй половине 20-го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой.
В начале радиолампы были вытеснены полупроводниками – первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем. Теперь же существуют системы, когда вся электронная начинка телевизора заключена в одну микросхему.
Первый пульт дистанционного управления был создан в 1950 году. Этот пульт подключался к телевизору посредством длинного провода. Несколькими годами позже Роберт Адлер предложил использовать для этой цели ультразвук. Предпринималось также попытки использования луча видимого света. Но в итоге остановились на инфракрасном излучении, которое и используется до сих пор.
В СССР с самого начала телевидение оценивалось как воспитательный и образовательный элемент, а в США как хорошая возможность размещения рекламы. Связано это, в первую очередь, с особенностью экономик двух стран. В то время как в Соединенных Штатах царили рыночные отношения, всей собственностью СССР распоряжалось государство. В полной мере это относилось и к телевидению, и появление детского контента было обусловлено двумя разными целями в разных странах – денежной, с одной стороны, и воспитанием идеологически правильно настроенного поколения – с другой.
На советском телевидении готовились передачи для детей разного возраста: «Отзовитесь, горнисты!», «Спокойной ночи, малыши», телевизионные олимпиады, «Музыкальные вечера для юношества», «Весёлые старты», «Умелые руки» и др. В передачах «Лица друзей», многие из которых готовятся по письмам зрителей, рассказывается о лучших учителях, об опыте работы в детских коллективах, о советских людях, отдающих все силы воспитанию подрастающего поколения. Для подростков и молодежи предназначены телевизионные программы — «В эфире — молодость», «В добрый путь», «А ну-ка, девушки» и др.
В рубриках «Страницы творчества советских писателей», «Литературные беседы», «Мастера искусств», «Поэзия», «Рассказы о художниках» и др. ведётся большой разговор о роли и месте деятелей литературы и искусства в жизни страны. Особое место занимают программы учебного телевидения, подготавливаемые совместно с органами народного образования, АПН СССР, АН СССР, ведущими учебными заведениями. Передачи для средней школы охватывают основные темы большинства школьных дисциплин и передаются как непосредственно в класс, так и для просмотра школьниками в вечернее время. Систематически велись передачи для учителей («Экран — учителю»), для абитуриентов поступающих в вузы, студентов заочных и вечерних вузов.
В 1970-е – начале 1980-х годов обе страны получают результаты своей детской политики на телевидении. В нашей стране этот период считается периодом наибольшего подъема, расцвета детского телевещания, когда с экранов провозглашались вечные ценности в игровой форме. Формула этого телевидения звучала так: обучая, развлекай! В то же время в США это формула выглядела иначе: рекламируя, развлекай! Коммерческий подход привел страну к осознанию кризиса, а первые попытки с ним бороться – к еще более глубокому в него погружению. Как это произошло и в России в 1990-х годах.
Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается губительной. Федеральная комиссия по коммуникациям США в 1990 году издает Акт о детском телевидении, который направляет развитие американского телевидения для детей по тому вектору, по которому шло изначально советское вещание – т.е. в сторону образования, воспитания и ограничения рекламы, полное отсутствие которой, как подтвердилось на российском опыте в 90-х годах (закон запрещал какую бы то ни было коммерческую информацию во время трансляции детских передач), поставило бы отрасль на грань выживания.
Российское телевидение в это же время двигается в противоположную сторону. Конечно, причиной тому — смена политического курса и становление рыночной экономики. В этот период передачи для детей становятся похожими на американские программы во время их становления, с типично откровенной рекламой. Например – программа «Дисней-клуб» (сравнить с «Тип-топ клуб», который выходил в США в 1950-х годах, преимущественно для рекламы хлеба одноименной марки).
Получается, что страны совершили рокировку: в США — от коммерческого развлекательного телевидения к образовательному под государственным контролем, а в России — от образовательного к развлекательному.
В середине 2000-х годов в России стали появляться первые телеканалы для детей. Видимо, как ответ на кризис программы на этих каналах отвечают требованиям воспитания нравственности у подрастающего поколения. Тем не менее, в РФ количество детских каналов достаточно мало и практически недоступно большей части населения.
1.2 Задачи и функции телевидения в современном мире.
Телевидение – сложный социальный механизм, имеющий определенные цели и функции. Такое явление как телевидение не может существовать просто так, оно обязательно выполняет ряд задач, социальных, коммерческих, политических и многих других.
-Информационная функция. Телевидение, как и любое средство массовой информации, имеет главную цель — удовлетворение информационных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. Однако телевидение превосходит всех своих предшественников (радио, печатные СМИ), так как позволяет распространять информацию быстрее, нагляднее, достовернее и эмоционально более насыщенно. В современном обществе регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой. При этом информационные передачи являются одним из важнейших каналов распространения новостей и других сведений и присутствуют практически на каждом телеканале. Особое внимание телевидение уделяет событиям, выходящим за рамки нормальной жизни: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Такой подход объясняется стремлением быть в курсе событий, поддерживать зрительский рейтинг, завоевать авторитет и сформировать постоянную аудиторию. Все эти показатели в конечном итоге работают на экономическую эффективность телевизионной деятельности.
Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной степени касается как региональных, так и глобальных новостей. При хорошем взаимодействии регионального и общенационального телевидения любое событие, где бы оно ни произошло, быстро становится достоянием всей страны и даже всего мира. Но все-таки ведущие телекомпании планеты предпочитают иметь репортажи с самых важных событий от своих собственных корреспондентов, обладающих «фирменным» почерком в работе и запоминающейся внешностью.
Телевидение – это своего рода индикатор общества, аналогичный рецептору в организме, который сообщает мозгу информацию о том, что происходит в каждой клетке, в каждом органе.
Мировой новостной стандарт, работающий уже несколько десятилетий: выпуск новостей, не смотря на преобладающее количество новостей с негативной эмоциональной окраской, должен оставлять положительное впечатление в целом, поэтому бытовые и положительные сюжеты ставят в конец выпуска.
Некоторые телеканалы осуществляют информационное вещание для детей, транслируют новости, представляя их таким образом, чтобы они были понятны самым маленьким зрителям. Примером такой программы могут быть некогда известные «Там-там-новости», созданная студией РОСТ и транслировавшееся на телеканале «Россия».
-Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Некоторые передачи преследуют эту цель напрямую, другие же формируют культуру косвенно, через демонстрацию зрителю участников событий, стиля их поведения, ведущих, их речь, одежду, тактичность и т.д. Зритель постепенно приобретает представления о том, как должен говорить человек, как одеваться, как держаться на публике. Именно поэтому, ведущие отбираются очень скрупулезно, а требования к ним предъявляются такие, что далеко не каждый сможет соответствовать нужному образу.
Напрямую культурно-просветительская функция реализуется через трансляцию спектаклей, фильмов, концертов, деловых встреч и т.д. Огромное количество людей, живущих в нашей стране, только через телевидение могут узнать о тех или иных событиях, познакомиться с биографией известных людей, узнать, чем же отличился тот или иной поэт, писатель, культурный деятель. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности, что в целом допустимо, однако при определенных условиях: как минимум, такая передача не должна вызывать отторжения. Задача авторов — сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.
-Интегративная функция. Телевидение, возможно в большей мере, чем любое другое СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, взаимодействие между различными социальными и культурными слоями, профессиональными общностями и т.д. Люди, являющиеся аудиторией одной программы, канала, в конце концов, начинают мыслить похожими образами, поэтому сами по себе интегрируются в единый социум.
Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию телевидения, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у телевизора. Выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном, социальном отношении.
-Социально-педагогическая или управленческая функция. Телевидение напрямую участвует в осуществлении определенного социально-педагогического или управленческого воздействия на аудиторию и в целом население государства. Посредством телевидения осуществляется пропаганда определенного образа жизни, насаждение тех или иных взглядов, политических, моральных, социальных, распространение определенных духовных ценностей и представлений об организации мира. Социально-педагогическая, или управленческая, функция телевидения, очевидно, граничит с интегративной и, кроме того, с информационной.
Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму – от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики.
Сотрудничество телевидения и государства не является аморальным или предосудительным само по себе. Все зависит от тех установок, тех принципов, которые распространяются посредством телевидения. Первичную ответственность в этом несет, разумеется, государство, телевидение же выполняет лишь функцию инструмента, посредством которого осуществляется влияние. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.
Информация о работе Программы для детей и юношества на современном телевидении. Сравнительный анализ