Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 08:57, дипломная работа
Влияние средств массовой информации на сознание человека в современном обществе трудно переоценить. Медиа играют ключевую роль в формировании картины мира индивида, и во многом контролируют жизнедеятельность социума, как своеобразный интеграл представлений и действий отдельных особей homo sapiens. Даже, если предположить стремление СМИ к предельно объективному информированию аудитории о происходящих в стране и мире событиях, сами по себе структурные особенности процесса коммуникации и восприятия медиасообщений неизбежно оказывают целый ряд эффектов на сознание аудитории. Однако, нацеленность СМИ на успешное бизнес-функционирование, принадлежность медиа определенным финансово-политические группам, индивидуально-психологические особенности сотрудников редакции и ряд других, сказывающихся на производстве контента, факторов, не позволяют сегодня всерьез говорить об объективности СМИ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН И МЕХАНИЗМЫ ЯЗЫКОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ 16
1.1 СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……16
1.2 МЕХАНИЗМЫ ЯЗЫКОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ 31
ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-СМИ 57
2.1 ТЕХНОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ЯЗЫКОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ 57
2.2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРНЕТ-СМИ 76
2.3 МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-СМИ НА ПРИМЕРЕ ОСВЕЩЕНИЯ ЗНАЧИМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОБЫТИЙ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 116
14 Жеребило Т.В. Лингвистический анализ текста // Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. - Назрань: Изд-во "Пилигрим", 2010. – 486 с.
15 Определение слова по Толковому
словарю русского языка [Электронный ресурс]
/ Под ред. Ушакова Д. Н. — URL: http://dic.academic.ru/dic.
16 Определение слова по Толковому словарю Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведовой. М., 1992.
17 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997. – С. 50-57.
18 Там же. – С. 58.
19 См. подробнее: Джоуэтт Г. С., О’Доннел В. Пропаганда и внушение (реферат К. С. Гаджиева) // Реклама: Внушение и манипуляция: Медиа-ориентированный подход: Учебное пособие. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2001; Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999; Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. – СПб., 2007; Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование в СМИ. М., 2008; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2000; Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж, 2001; Цуладзе А. М. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., 1980.
20 Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии. – М., 1994. - №4. – С. 57.
21 Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. — М., 1965. – С. 270.
22 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997. — С. 59-60.
23 Определение по Большому психологическому словарю / под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М., 2003.
24 Определение по Словарю практического психолога / С. Ю. Головин. – М., 1998.
25Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., – С. 46.
26
См. например: Двойнина Е.В. Речевая манипуляция
в Интернет-дискурсе (на материале русско-
и англоязычных новостных сайтов): автореф.
дис. … канд. филол. наук. – Саратов, 2010.
– 22 с.; Костров Н.В. Современные СМИ:
27 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997. — С. 66.
28 Гронская Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2003. – № 1. – С. 224.
29 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. – С. 41.
30 Цит. по: Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2002. - № 24. - С. 277.
31 McLuhan M. Laws of Media: The New Science (with Eric McLuhan). Toronto: University of Toronto Press, 1992. - p. 120.
32 Цит. по: Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2002. - № 24. - С. 277.
33 См., например: Владимирова М.Б. Скрытое воздействие на массовое сознание (манипулирование) как современная проблема социальной философии // Журналист. Социальные коммуникации. – М., 2011. – №4. – 22-34 с.; Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997.
34 См. об этом подробнее: Мельничук А. С. Язык и мышление // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 606-607
35 Ганеев Б.Т. Язык: Учебное пособие. - Уфа, 2001. – С. 18.
36 Мельничук А. С. Указ. соч. – С. 606
37 Оруэлл Дж. 1984; Скотоферма. – М., 1989. – С. 238.
38 Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. – М., 1998. – 384 с.
39 Оруэлл Дж. 1984; Скотоферма. – М., 1989. – С. 239.
40 Там же. – С. 241
41 Там же. – С. 238
42 Гронская Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. – Н. Новогород, 2003. – № 1. – С. 226.
43 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996. – С. 207.
44 Труфанова И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика // Филологические науки. – М., 2001. – №3. – С. 62.
45 Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М., 2008. – С. 102.
46 Там же. – С. 100.
47 Там же. – С. 110.
48 Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. – Екатеринбург, 1996. – С. 22.
49 Двойнина Е.В. Речевая манипуляция в Интернет-дискурсе (на материале русско- и англоязычных новостных сайтов): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Саратов, 2010. – С. 3.
50 Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известия Уральского государственного университета. – Екатеринбург, 2002. – №24. - С. 281.
51 Катенева И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на примере общественно-политических оппозиционных изданий): автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Новосибирск, 2010. – С. 5.
52 Гронская Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2003. – № 1. – С. 226.
53 Катенева И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на примере общественно-политических оппозиционных изданий): автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Новосибирск, 2010. – С. 5.
54 Дж. Р. Серль. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. – М., 1986. – С. 151.
55 См. подробнее: Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. – Екатеринбург, 1996. – С. 21-48; Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М., 2008; Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика – Лингвистика. Вып. 5: сб. статей. – Смоленск, 2004. – С. 5-11; Труфанова И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика // Филологические науки. – М., 2001. – №3. – С. 56-65.
56 Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. – М., 1999. – 84 с.
57 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997. — 131-132 с.; Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 1999. – С. 42.
58 См. подробнее: Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. — N.Y., 2004; Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997.
59 См. подробнее: Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. — N.Y., 2004; Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997; Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 1999.
60 См. подробнее: Maslow A.H. Motivation and personality. – N.Y., 1954.
61 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971. – С. 13-20.
62 См. например: Евгеньева Т. В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. – СПб., 2007; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2000; Цуладзе А. М. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М., 1999.
63 Зелинский С.А. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды – как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. – СПб., 2008. – С. 109
64
Зелинский С.А. Психотехнологии гипнотического
манипулирования сознанием человека.
– СПб., 2009. – [Электронный ресурс]. – URL: http://psyfactor.org/lib/
65 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997. — С. 116.
66 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1997. — С. 133.
67 См. об этом: Евгеньева Т. В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. – СПб., 2007; Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование в СМИ. – М., 2008.
68Внушение // Большой Энциклопедический словарь. – М., 2000.
69 Внушение // Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону, 1998.
70 Бернейс Э. Пропаганда. – М.: Hippo Publishing, 2010.
71 Там же. – С. 166.
72 Там же. – С. 1.
73 Техника дезинформации и обмана / Под общ. ред. Я.Н. Засурского – М.: Мысль, 1978; The fine art of propaganda: a study of Father Coughlin's speeches. – New York, 1939.
74 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. – С. 79-82.
75 Дзялошинский, И. М. Манипулятивные технологии
в масс-медиа // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10,
Журналистика. – 2005. – №№ 1-2; Дзялошинский
И.М. Манипулятивные технологии в СМИ:
учебно-методическое пособие. – М., 2006.
– [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dzyalosh.ru/04-
76 Белогородский А.А. Манипулятивные методы в рекламе // Маркетинг в России и за рубежом. – М., 2005. – №6.
77 Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ // Речевое общение: Вестн. Росс. рит. ассоц. - Красноярск, 2000. - №1.
78 Там же. – С. 46
79 Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова, П.Б. Паршин. – М., 2000. – С. 63-71.
80
Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии
в СМИ: учебно-методическое пособие. –
М., 2006. – C. 5. – [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.dzyalosh.ru/04-
81
Паршин П.Б. Речевое воздействие // Виртуальная
энциклопедия “Кругосвет” (www.krugosvet.ru).
– [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/
82 Баранов А.Н. Что нас убеждает? (Речевое воздействие и общественное сознание). – М., 1990; Баранов А.Н., Паршин П.Б. Речевое воздействие и аргументация // Рекламный текст: семиотика и лингвистика— М., 2000; Белогородский А.А. Манипулятивные методы в рекламе // Маркетинг в России и за рубежом. – М., 2005. – №6; Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ // Речевое общение: Вестн. Росс. рит. ассоц. – Красноярск, 2000. – №1; Гронская Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2003. – № 1; Двойнина Е.В. Речевая манипуляция в Интернет-дискурсе (на материале русско- и англоязычных новостных сайтов): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Саратов, 2010; Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М., 2008; Катенева И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ: (на примере общественно-политических оппозиционных изданий): автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Новосибирск, 2010; Михалева О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: автореф. дисс. . канд. филол. наук. — Иркутск, 2004; Остроушко Н.А. Проблема речевого воздействия в рекламных текстах: дис. … канд. филол. наук. – М., 2003; Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования (на материале рекламных и PR-сообщений) // Проблемы прикладной лингвистики 2001. – М., 2002; Попова Е.С. Рекламный текст и проблемы манипуляции: автореф. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2005; Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: Полиграф, 2001; Чудинов А.П. Умение убеждать: практическая риторика. — Екатеринбург, 1996.
83 Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования (на материале рекламных и PR-сообщений) // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики-2001. – М., 2002. – С. 213.
84
Паршин П.Б. Речевое воздействие // Виртуальная
энциклопедия “Кругосвет” (www.krugosvet.ru).
– [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/
85 Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика». М., 2005. – С. 101.
86
Ворович К.М. Манипуляции сознанием в средствах
массовой коммуникации: сущность и методы:
курсовая работа. – М., 2012. – [Электронный
ресурс]. – URL: http://file-balakovo.at.ua/
87
Вувузелу вам в уши [Электронный ресурс].
М., 2010. URL: http://drugoi.livejournal.com/
88
«Комсомольская правда» удалила пассаж
про абажуры из либералов // Интернет-издание
Lenta.ru. – 15.05.2013. – [Электронный ресурс].
– URL: http://lenta.ru/news/2013/05/
89
Морозов Н. Были ли вбросы? Ответ у социологов.
– 08.12.2011. – [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.kp.ru/daily/25801.
90
Орешкин Д. Называем реальные результаты
выборов по Москве. И сравниваем их с «нарисованными».
– 07.12.2011. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novayagazeta.ru/
91
Выборы в Госдуму: "карусель" и вбросы.
– 05.12.2011. – [Электронный ресурс]. – URL: http://top.rbc.ru/politics/05/
92
Супрычева Е. Митинг – неплохо, но нет
ли подвоха?. – 10.11.2011.
– [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kp.ru/daily/25802/
93 Овчинников
А., Черных С. Митинг на Поклонной: трудяги
против офисного планктона.
– 04.02.2012. – URL: http://www.kp.ru/daily/25829/
94
Гришин А. "Марш миллионов": акция провалилась, провокация
удалась. – 07.05.2012. – [Электронный ресурс].
– URL: http://www.kp.ru/daily/25879/
Информация о работе Специфика приемов и средств языковой манипуляции в интернет-СМИ