Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 17:45, дипломная работа
Созданию атмосферы взаимного доверия между гражданами и государством служит специализированная управленческая деятельность − PublicRelations (PR), которую в отечественной политической практике и литературе называют «связи с общественностью». В нашей стране это понятие и связанные с ним научные дисциплины появились относительно недавно, но очень активно развиваются. Развитие деятельности по связям с общественностью привело к созданию многочисленных специализированных PR-структур, служб по связям с общественностью в органах государственной власти
Введение
Глава 1. Теоретические основы связей с общественностью по реализации государственной информационной политики Правительством Москвы
1.1. Цели, задачи и принципы деятельности исполнительных органов государственной власти города Москвы по реализации государственной информационной политики
1.2. Содержание и процесс реализации государственной информационной политики Правительством Москвы
1.3. Место связей с общественностью в реализации Правительством Москвы эффективной государственной информационной политики.
Глава 2. Организация связей с общественностью в исполнительных органах государственной власти города Москвы
2.1. Организационная структура связей с общественностью в исполнительных органах власти города Москвы
2.2. Организация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы со средствами массовой информации
2.3. Организация информационных потоков в системе «власть – общество» в городе Москве
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности по связям с общественностью в исполнительных органах государственной власти города Москвы
3.1. Формирование имиджа исполнительных органов власти города Москвы методами PublicRelations.
3.2. Организация связей с общественностью в конфликтных ситуациях
3.3. Оптимизация взаимодействия исполнительных органов власти и средств массовой информации
Заключение
Список литературы
Кроме того, для увеличения достоверности информации, публикуемой в средствах массовой информации органам власти необходимо повысить эффективность работы организованных источников информации, уполномоченных представлять официальную информацию. Средства массовой информации должны иметь обратную связь, отклики органов исполнительной власти, подтверждающие, что их публикации приводят к реальному изменению существующего положения дел в лучшую сторону.
Ситуация в отрасли средств массовых коммуникаций в городе характеризуется не только разнообразием печатных и электронных средств массовой информации, но и вовлечением в эту среду большого количества работников как творческого, так и управленческого профилей. Учитывая это, важным элементом развития отрасли должно являться повышение квалификации сотрудников средств массовой информации, подготовка специалистов всех уровней для издательств, агентств, типографий
Необходимо констатировать, что средствам массовой информации принадлежит ведущая роль как в освещении деятельности органов власти города, так и в создании системы обратной связи, проведении мониторинга общественного мнения и общественных настроений. Возрастает популярность интернет-ресурсов Правительства Москвы. В настоящее время по данным ВЦИОМ более 13%1 населения России читают новости в сети Интернет. Год назад эта цифра была на 3% меньше. Интернет продолжает отбирать читателей у печатных изданий. По мнению аналитиков, уменьшение тиражей – это часть тенденции к снижению газетного рынка в целом. За последние годы в развитых странах существенно снизились тиражи ежедневных и еженедельных газет и журналов, особенно тех, которые не имеют четкой специализации. Печатным изданиям важно выстраивать сотрудничество с теми online-ресурсами, которые не являются их прямыми конкурентами, для того чтобы увеличить свое присутствие в сети Интернет. Соответственно должна развиваться и инфраструктура распространения электронных средств массовой информации за счет создания в сети специализированных порталов, ведущих сбор, подготовку и рассылку электронных копий читателям.
Необходимо отметить, что средства массовой информации выполняют не столько функцию информирования, сколько формирования общественного мнения, в том числе в таких общественных группах как дети, молодежь, пожилые люди, социально незащищенные слои населения. В этой связи создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до москвичей становится принципиальной задачей органов власти, особенно в условиях давления информационного потока со стороны иностранных производителей. Необходимость совершенствования механизмов информирования жителей города о деятельности Правительства Москвы, Московской городской Думы связана и с реализацией в городе национальных проектов, иных значимых программ, что в целом способствует позитивному восприятию Москвы в стране и мире.
Также необходимо совершенствовать основные формы взаимодействия органов власти со средствами массовой информации: аккредитацию представителей средств массовой информации при органах власти, организацию и проведение пресс-конференций и брифингов с участием руководителей и должностных лиц органов власти, интервью с руководителями и должностными лицами органов власти.
Так, например аккредитация журналистов при органах власти своей основной целью должна иметь выстраивание цивилизованных отношений со средствами массовой информации, формирование единого формата этих взаимоотношений, которые позволят доносить через средства массовой информации наиболее адекватную информацию о деятельности органов власти города. Аккредитация должна позволять не только создавать формальные отношения со средствами массовой информации, но и стимулировать формирование при органах власти лояльных журналистов, способных стать надежными помощниками в освещении проблемных ситуаций и конструировании положительного имиджа органов власти города. Механизм аккредитации должен позволять поддерживать более тесные контакты с ключевыми корреспондентами и в обмен на свежую и
эксклюзивную информацию получать от них положительные статьи и на бесплатной основе проводить агитационную кампанию управленческих решений, принимаемых органами власти города, округа, района. Фактически аккредитация должна стать своего рода договором между органами власти и средствами массовой информации о правилах взаимоотношений, о порядке получения и распространения информации.
Важнейшими формами взаимодействия органов власти и средств массовой информации являются пресс-конференции и брифинги. Данные формы взаимодействия имеют своей целью представление и комментирование информации о деятельности органов власти для последующего распространения ее в средствах массовой информации. Сроки проведения пресс-конференций должны определяться исходя из срочности информации и целесообразности ее попадания в те или иные средства массовой информации. Наибольший интерес у журналистского сообщества вызывают, как правило, темы, имеющие оттенок новизны и сенсационности, поэтому задержки в комментариях и разъяснениях Правительства Москвы по острым городским проблемам негативно сказываются на имидже органов исполнительной власти города.
В случаях, если информация, которую предполагается озвучить на пресс-конференции, имеет очень срочный характер и требует скорейшего отображения в средствах массовой информации, целесообразно использовать другие методы взаимодействия со СМИ, например, такие, как специальное заявление, рассылка пресс-релиза, телефонограммы.
Также важной формой взаимодействия со средствами массовой информации является интервью представителей органов власти по тем или иным проблемам городского хозяйства. При этом изложение информации должно основываться на глубокой осведомленности должностного лица, дающего интервью, по обсуждаемому вопросу. Учитывая то, что помимо информативности и представления экспертного мнения интервью играет роль инструмента по формированию персонального имиджа выступающего и образа представляемого им органа власти, очень важно при проведении интервью обратить внимание личные качества человека, дающего интервью. Также очень важно отразить в интервью принципиальные позиции органа власти по тем или иным проблемам, фактам нарушения законодательства, роли органа власти, призванного служить согласованию интересов и повышению уровня и качества жизни горожан. Интервью является универсальной формой взаимодействия, которое может осуществляться со всеми видами средств массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы, интернет). Наиболее интересные интервью получаются в режиме прямого эфира на телевидении и радиостанциях.
Таким образом, органами власти города должны максимально эффективно использоваться различные формы взаимодействия со средствами массовой информации, позволяющие обнародовать и объяснить позицию Правительства Москвы по тому или вопросу, подтвердить или опровергнуть факты и информацию, касающуюся деятельности органов власти, а также предотвратить использование «грязных» технологий.
В целях построения системных взаимоотношений со средствами массовой информации и эффективного использования этого ресурса при осуществлении связей с общественностью органами власти необходимо планирование этой деятельности. Планирование работы органов власти со средствами массовой информации должно включать в себя три уровня: стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое планирование должно являться своего рода генеральной линией Правительства Москвы во взаимоотношениях со средствами массовой информации и предполагает решение наиболее общих и приоритетных вопросов. При стратегическом планировании уполномоченным органом Правительства должны определяться роль и задачи различных средств массовой информации при реализации государственной информационной политики, характер материалов для размещения в средствах массовой информации. Для оптимального использования средств массовой информации органами власти в целях донесения информации до жителей города и формирования необходимого общественного мнения следует четко осознавать, какую роль могут играть средства массовой информации, какого рода информация должна быть размещена в тех или иных средствах массовой информации.
Тактическое планирование работы органов власти со средствами массовой информации должно решать более конкретные задачи и включает разработку плана-графика взаимодействия со средствами массовой информации с разбивкой по месяцам и неделям, определением основных событий, информационных поводов, материалов для обязательной публикации, необходимых выступлений и обращений с учетом периода выхода основных печатных изданий и сеток вещания электронных средств массовой информации.
Оперативное планирование работы органов власти со средствами массовой информации предполагает корректировку тактического планирования с учетом возникающих обстоятельств и в связи с тем, что график работы со средствами массовой информации может изменяться. Также может возникать необходимость в быстром реагировании на те или иные события, происходящие в городе и стране.
На основе трех уровней планирования должен формироваться план работы Правительства Москвы и отдельных органов исполнительной власти города со средствами массовой информации, включающий основные мероприятия по взаимодействию со средствами массовой информации, конкретные механизмы реализации этих мероприятий с учетом специфики различных средств массовой информации и охватываемой ими аудитории.
Таким образом, в целях совершенствования основных направлений и методов взаимодействия органов власти со средствами массовой информации предлагается более четко разграничить сферы деятельности различных органов власти, обеспечив разработку информационной политики и координацию связей с общественностью только одним из них, при этом предлагается возложить координацию реализации данной задачи на одного из заместителей Мэра Москвы. На этого же заместителя Мэра предлагается возложить координацию деятельности всех органов власти, выполняющих функции по реализации государственной информационной политики и связям с общественностью в городе Москве.
В целях повышения достоверности информации, публикуемой в средствах массовой информации органам власти необходимо повысить эффективность работы организованных источников информации, уполномоченных представлять официальную информацию. При этом, работу со средствами массовой информации необходимо осуществлять на плановой основе, постоянно совершенствуя используемые методы взаимодействия со средствами массовой информации, такими как аккредитация, пресс-конференции, брифинги, интервью и др.
* * *
Таким образом, в качестве основных направлений совершенствования деятельности по связям с общественностью органов исполнительной власти города Москвы по результатам исследования предлагается сосредоточить усилия на формировании положительного имиджа органов власти, разработке технологичных решений по предупреждению, профилактике и нейтрализации конфликтных ситуаций, а также на оптимизации взаимодействия органов власти и средств массовой информации.
В целях формирования и поддержания положительного имиджа Правительства Москвы предлагается систематическое инициирование публикаций в различных средствах массовой информации, позволяющих воспринимать исполнительные органы власти не как бюрократические учреждения, а как организации, нацеленные на сотрудничество с жителями в самых различных сферах. Также предлагается более активное проведение интервью, пресс-конференций и других мероприятий, в ходе которых должностные лица органов власти имеют возможность заявить позицию Правительства Москвы, основанную на строгом соблюдению закона и недопустимости применения грязных технологий. В случае недобросовестных действий различных политических сил, предлагается шире использовать практику обращений в судебные инстанции с целью привлечения к ответственности недобросовестных политиков и восстановления положительного имиджа, как Правительства Москвы в целом, так и отдельных должностных лиц. Для облагораживания образа Правительства Москвы в глазах общества предлагается выработка единого стиля органов власти города, который сделает их внешний вид презентабельным, вызывающим уважение и доверие.
Для оперативного и эффективного разрешения конфликтных ситуаций методами связей с общественностью предлагается разработка типовых решений, позволяющих реализовать следующие задачи: адекватно оценить конфликтную ситуацию; спланировать поведение в ней органа власти; согласовать действия органа власти в конфликтной ситуации; эффективно использовать ресурсы, находящихся в распоряжении органа власти; рационально распределить выполнение функциональных обязанностей должностными лицами и работниками органа власти. Особое внимание предлагается уделить методам предотвращения конфликта, таким как предварительное проведение диагностики решений, обладающих конфликтным потенциалом, силами экспертов, в качестве которых могут выступать должностные лица, представители средств массовой информации, политические и общественные деятели, обладающие необходимым объемом информации и опытом управленческой деятельности для составления суждений и рекомендаций по проблеме.
Среди мероприятий по оптимизации взаимодействия органов власти со средствами массовой информации предлагается более четко разграничить сферы деятельности различных органов власти, возложив обязанности по координации разработки информационной политики и связей с общественностью на одного из заместителей Мэра Москвы. В обязанности этого же заместителя Мэра предлагается включить координацию деятельности всех органов власти, выполняющих функции по реализации государственной информационной политики и связям с общественностью в городе Москве. Это позволит обеспечить систематическую работу со средствами массовой информации на плановой основе, более эффективно и рационально применять различные методы взаимодействия со средствами массовой информации, такие как аккредитация, пресс-конференции, брифинги, интервью и проч. Также предлагается повысить оперативность работы организованных источников информации, уполномоченных представлять официальную информацию, для обеспечения своевременной публикации достоверной информации об органах власти.
Заключение
Все изложенное позволяет сделать вывод, что государственная информационная политика и деятельность по связям с общественностью носят не технический или вспомогательный характер. Это своего рода философия функционирования и развития современной организации, какой является Правительство Москвы. Они отражают специфику национальной культуры, понимание роли и места Правительства Москвы в политике, экономике и общественной деятельности, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Государственная информационная политика является особой сферой деятельности, связанной с воспроизводством и распространением информации в интересах государства и гражданского общества, и направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия между их представителями.