Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 17:45, дипломная работа
Созданию атмосферы взаимного доверия между гражданами и государством служит специализированная управленческая деятельность − PublicRelations (PR), которую в отечественной политической практике и литературе называют «связи с общественностью». В нашей стране это понятие и связанные с ним научные дисциплины появились относительно недавно, но очень активно развиваются. Развитие деятельности по связям с общественностью привело к созданию многочисленных специализированных PR-структур, служб по связям с общественностью в органах государственной власти
Введение
Глава 1. Теоретические основы связей с общественностью по реализации государственной информационной политики Правительством Москвы
1.1. Цели, задачи и принципы деятельности исполнительных органов государственной власти города Москвы по реализации государственной информационной политики
1.2. Содержание и процесс реализации государственной информационной политики Правительством Москвы
1.3. Место связей с общественностью в реализации Правительством Москвы эффективной государственной информационной политики.
Глава 2. Организация связей с общественностью в исполнительных органах государственной власти города Москвы
2.1. Организационная структура связей с общественностью в исполнительных органах власти города Москвы
2.2. Организация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы со средствами массовой информации
2.3. Организация информационных потоков в системе «власть – общество» в городе Москве
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности по связям с общественностью в исполнительных органах государственной власти города Москвы
3.1. Формирование имиджа исполнительных органов власти города Москвы методами PublicRelations.
3.2. Организация связей с общественностью в конфликтных ситуациях
3.3. Оптимизация взаимодействия исполнительных органов власти и средств массовой информации
Заключение
Список литературы
Анализ материалов прессы, радио- и телеинформации о деятельности Правительства Москвы для Мэра, членов Правительства, руководителей органов власти и иных должностных лиц также проводится несколькими органами.
Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы осуществляется проведение аналитической работы по оценке состояния общественного мнения и отношения средств массовой информации города Москвы, Российской Федерации, а также зарубежных средств массовой информации к Мэру Москвы и Правительству Москвы2. Комитет общественных связей осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области общественного развития и социального партнерства, организует мониторинговые исследования по изучению общественного мнения по кругу вопросов, входящих в компетенцию Комитета3. Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации изучается общественное мнение о деятельности Мэра Москвы и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города4, по итогам чего органы власти обеспечиваются соответствующей информацией. Департаментом территориальных органов исполнительной власти проводится работа по изучению общественного мнения о деятельности территориальных органов исполнительной власти, готовятся аналитические материалов и предложений по повышению эффективности их деятельности1.
В функции Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти входит: изучение материалов и документов Московской городской Думы, а также федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы города Москвы, предоставления оперативной информации Мэру Москвы и Правительству Москвы с предложениями по реагированию на эти материалы и документы; аналитическое и экспертное прогнозирование возможных социально-политических и экономических последствий для города Москвы от готовящихся или принятых законодательными или исполнительными органами государственной власти решений; мониторинг общественного мнения по актуальным социально-политическим и экономическим проблемам, а также по вопросам информированности населения о законодательстве города Москвы в целях определения приоритетных направлений законотворческой деятельности.
Таким образом, различные органы власти проводят мониторинг общественного мнения, анализ материалов, размещаемых в средствах массовой информации. Каждым из них осуществляется подготовка аналитических материалов по итогам проведенных исследований. Проведение анализа различными органами власти позволяет получить независимые точки зрения по схожим проблемам, однако, итоговое обобщение всей имеющейся информации не входит в компетенцию ни одного органа власти.
При анализе проблем эффективности реализации Правительством Москвы государственной информационной политики важно отметить, что средства массовой информации, как «четвертая власть» находятся на особом положении и должны действовать профессионально, в рамках законодательно установленных ограничений. В ином случае влияние средств массовой информации может стать опасным для общества. В массовом сознании еще жив стереотип, что автор несет ответственность за публикуемую информацию, что дает возможность манипулировать общественным мнением и общественным поведением граждан.
Сейчас сложилась ситуация, когда любой активный журналист может выдать за «мнение общественности» сформулированные им безапелляционные суждения по любому вопросу. Порой в погоне за сенсацией или за броским заголовком средства массовой информации идут на откровенную дезинформацию. А в условиях напряженной социально-экономической, этнической обстановки в стране, и в частности в Москве, в условиях, когда значительная часть населения живет за чертой бедности, любая фраза может стать спичкой, от которой может «разгореться пламя». Журналисты не всегда считают должным перепроверять информацию, которую получили, в том числе и из источников в структурах власти. При этом, недобросовестные работники могут быть как среди журналистов, так и среди чиновников. Зачастую приходится сталкиваться с концентрацией внимания на негативной, возбуждающей информации. Это конечно увеличивает тиражи, но имеет далеко идущие последствия для общества. Культивация стресса оказывает негативное влияние на все общество, особенно на молодежь.
Несомненно, основным препятствием на пути недобросовестных журналистов являются этические нормы и правила, принятые журналистским сообществом. Вместе с тем, государственное вмешательство в эти сложные процессы допустимо и необходимо в исключительных случаях, когда возникает угроза здоровью граждан, общественной морали и самому существованию государства. При этом анализ положений указанных органов исполнительной власти города выявил, что определение достоверности опубликованных сведений, подготовка при необходимости разъяснений и опровержений не входит в задачи или функции ни одного органа власти, что негативно сказывается на реализации Правительством Москвы непопулярных мер и решений.
Исследование показало, что организация работы органов исполнительной власти города Москвы недостаточно скоординирована по ряду направлений реализации государственной информационной политики, в том числе в части организации связей с общественностью. Так, например, можно отметить недостаточно скоординированную деятельность органов власти по адекватному реагированию на факты дезинформации, размещаемые в средствах массовой информации, что снижает эффективность реализации Правительством Москвы государственной информационной политики.
Основу структуры организации связей исполнительных органов власти города Москвы с общественностью составляют Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, Комитет информационных технологий города Москвы, Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы, а также подразделения по связям с общественностью или информационно-аналитические службы в той или иной форме созданные и функционирующие практически во всех городских органах власти.
Таким образом, несмотря на дублирование ряда функций различных элементов организационной структуры связей с общественностью и недостаточную координацию их взаимодействия, организационная структура Правительства Москвы в целом обеспечивает реализацию Правительством Москвы государственной информационной политики по большинству направлений в соответствии с заявленными принципами и поставленными задачами.
Организация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы со средствами массовой информации
Средства массовой информации являются самым эффективным и действенным инструментом осуществления государственными органами исполнительной власти связей с общественностью. Они выступают как могущественные посредники между органами власти и населением, поэтому должны расцениваться органами власти в качестве стратегических партнеров в осуществлении связей с общественностью. Именно через них органы государственной власти могут донести информацию о своей деятельности до большинства жителей города, формировать общественное мнение и имидж органов власти.
Одна из главных задач средств массовой информации – наиболее объективное отражение происходящих событий. Поскольку в реальной практике средства массовой информации нередко используются в качестве инструмента манипулирования общественным мнением, органы государственной власти противодействуют любым попыткам ввести жителей в заблуждение по поводу подлинных событий и подлинного смысла намерений органов власти. Для выстраивания эффективных взаимоотношений со средствами массовой информации органами власти определяется их принадлежность к финансово-промышленным и общественно-политическим группам, оценивается количественный и качественный состав охватываемой ими аудитории, а также характер транслируемой информации.
К основным средствам массовой информации относятся телевидение, радио, печатные издания (газеты, журналы, информационные бюллетени и т.п.), информационные агентства и Интернет. Средства массовой информации могут подразделяться по следующим основным принципам.
По территориальному принципу: общероссийские (центральные), региональные (городские), местные (окружные и районные).
По характеру передаваемой информации: информационные, информационно-аналитические, рекламно-информационные, «бульварные» и другие.
По целевой аудитории: для широких слоев населения, для отдельных социальных групп (молодежь, женщины, мужчины, бизнесмены и т.п.), корпоративные (партийные, профсоюзные, ведомственные и т.д.).
По подчиненности и форме собственности: государственные, муниципальные, находящиеся в собственности некоммерческих и общественных организаций, политических партий, коммерческих фирм и частных лиц.
Органы государственной власти Москвы в большей степени взаимодействуют с городскими средствами массовой информации: газеты «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Тверская,13», «Москвичка», информационное агентство «Интерфакс-Москва», телеканалы «ТВ Центр», «ТВ Столица», «Доверие» и др. Окружные и районные органы власти в большей степени обращаются к местной (окружной и районной) прессе, при этом используя возможности и городских средств массовой информации. По такому же принципу строятся взаимоотношения со средствами массовой информации при подаче материалов различного содержания. Если информацию о факте или событии необходимо донести до жителей города только в форме новости, то используются информационные издания, если же событие имеет важное общественно-политическое значение и требует более детального рассмотрения и оценки экспертного сообщества, то для его публикации и трансляции привлекаются информационно-аналитические средства массовой информации. Для освещения деятельности органов власти и формирования их позитивного имиджа достаточно осторожно организуется взаимодействие с «бульварной прессой», например, газетой «Московский комсомолец» и пр., поскольку в своей информационной политике эти издания тяготеют к вульгарной подаче публикуемых материалов, сарказму, скандальным новостям и так называемым «жареным» фактам.
Каждое средство массовой информации имеет определенную аудиторию, на которую ориентируется в своей деятельности. Причем многие средства массовой информации или их отдельные рубрики и программы в качестве целевых аудиторий выделяют вполне конкретные социальные или профессиональные группы. Это позволяет более адресно воздействовать через средства массовой информации на определенные группы населения для их информирования и формирования необходимого общественного мнения. Учитывая, что читающую и думающую аудиторию составляют, как правило, лидеры общественного мнения, активно используются специализированные средства массовой информации для влияния на них, например: информационно-аналитические сборники «Правительство – город – люди», «Симптом», «Пульс», «О некоторых решениях Правительства Москвы и мерах по их реализации» и др.
Для продвижения идей органов власти в молодежной среде задействуются молодежные газеты и журналы, например «Студенческий меридиан», «Кампус», телевизионные молодежные программы, информационно-музыкальные радиостанции. При этом реализация рекламно-информационной политики осуществляется таким образом, чтобы разговор с молодежью велся на одном с нею языке, был понятен и востребован ею. Очевидно, что молодежную аудиторию больше интересует живое раскованное общение, оригинальная подача материалов, конкурсы и розыгрыши, связанные с деятельностью органов власти, нежели сухое перечисление проводимых мероприятий и принятых органами государственной власти решений.
При определении направлений взаимодействия государственных органов исполнительной власти Москвы со средствами массовой информации также учитывается их зависимость от тех или иных государственных, политических и финансовых структур. Государственные и муниципальные средства массовой информации при освещении деятельности органов власти занимают, как правило, достаточно объективную позицию. Политически ангажированные средства массовой информации в случае возникновения спорных или конфликтных ситуаций могут активно содействовать разрушению положительного имиджа органов власти Москвы, что требует умелого управления информационными потоками и оперативной корректировки взаимодействия со средствами массовой информации.
К основным направлениям взаимодействия государственных органов исполнительной власти Москвы со средствами массовой информации следует отнести следующие:
аккредитация представителей средств массовой информации при Правительстве Москвы и Московской городской Думе;
организация и проведение пресс-конференций и брифингов с участием членов Правительства Москвы, руководителей органов исполнительной власти города;
интервью с членами Правительства Москвы, руководителями органов исполнительной власти;
инициирование публикации и трансляции новостных и аналитических материалов, специальных заявлений и репортажей, тематических программ и статей;
участие представителей средств массовой информации в мероприятиях, проводимых органами власти или при их участии;
дистанционные формы взаимодействия (рассылка
материалов в средства массовой информации, телефонные интервью, пресс-конференции в режиме on-line и т.п).
Практика взаимодействия органов государственной власти Москвы со средствами массовой информации показывает, что улучшению отношений с представителями СМИ и формированию круга лояльных журналистов в наибольшей степени способствует регулярное приглашение журналистов на заседания и мероприятия, осуществляемые Правительством Москвы и другими органами власти города, проведение с ними специальных встреч, семинаров, «круглых столов» по различным вопросам управления городом, регулярное предоставление информации журналистам, а также проведение конкурсов среди средств массовой информации на лучшие материалы по той или иной тематике.
В целях реализации принципов государственной информационной политики аккредитованные представители средств массовой информации присутствуют на заседаниях Правительства Москвы.
Только в сентябре-октябре 2010 года были проведены пресс-конференции руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Л.И.Гусевой по теме: «Детская летняя оздоровительная кампания в Москве: первые итоги и перспективы», руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Е.В.Склярова на тему: «О Комплексной городской целевой программе развития наружного и архитектурно-художественного освещения города Москвы на 2011-2015 годы», главного архитектора города Москвы А.В.Кузьмина на тему «Закон о нормах и правилах градостроительного проектирования – основа комфортного проживания москвичей», руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы О.В.Нетеребского на тему: «20 лет Московской службе занятости. Новые задачи в современных условиях» и ряда других руководителей города.