Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 16:27, доклад
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
4) Позиционирование СМИ – определение характерных черт товара, отличающих его от аналогичных товаров конкурентов.
Исследование рынка потребителей (покупателей).
1.Определение границ региона распространения и его территориальная характеристика (население, особенности экономики, СМИ, представленные в регионе).
2. Демографический анализ (данные о населении региона распространения издания: возрастных и половых группах, соотношении коренных жителей и мигрантов, национальном составе и т.п).
3) Социальный анализ (данные о профессиональном составе аудитории, соотношении работающих на государственных предприятиях и в частном, коммерческом секторе, о количестве безработных и т.п.)
4) Психографический анализ.
Исследование конкурентов. В результате конкуренции между несколькими периодическими изданиями, находящимися в одном рыночном сегменте, могут возникнуть разные ситуации: длительной конкурентной борьбы (конкурируют два издания или более, обладающие примерно равными ресурсами и возможностями), монополии (в процессе конкуренции одно из изданий в конце концов одерживает верх и вытесняет своего соперника с рынка), олигополии (конкурирующие издания решают прийти к соглашению о разделе рынка).
Маркетинговая кампания - комплекс мероприятий, проводимых с целью изучения всех аспектов информационного рынка, имеющих значение для существования конкретного СМИ, выяснения его перспектив, особенностей его целевой аудитории, конкурентной ситуации на рынке и т.д.
27. Бюджет и бизнес-план СМИ.
Редакция СМИ как субъект экономической деятельности. Формы собственности СМИ. Цели и задачи медиабизнеса. Основные экономические категории финансово-экономической деятельности редакции. Структура бюджета и баланса. Расходная и доходная части. Общередакционные и издательские расходы. Фонд оплаты труда и другие статьи общередакционных и издательских расходов. Налоги. Доходы редакции Ценовая и тиражная политика. Особенности бюджета теле и радиокампании. Цели и задачи создания бизнес-плана. Его характеристики. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана на основе методических разработок В.Л. Иваницкого и В.И. Киверина. Особенности бизнес-плана теле и радиокомпаний.
Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М., 2004.
Иваницкий В.Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. – М., 2000.
Киверин В.И. Экономика редакции газеты. – М., 2002.
Репкова Т. Новое время: Как создать профессиональную газету в демократическом обществе. – М., 2004.
По форме собственности СМИ могут быть частными, государственными, муниципальными или ведомственными предприятиями.
Частная собственность: 1) ЧП (1 владелец); 2) ООО (один или несколько учредителей либо владельцев, доля в уставном капитале пропорциональна получаемой прибыли); 3) ОАО и 4) ЗАО (выпуск акций, количество собственников больше, чем в ООО); 5) АНО – автономное некоммерческое общество (в документах получение прибыли не значится как главная цель).
Государственная собственность: 1) ФГУП; 2) МУП; 3) ГУ – государственное учреждение (в отличие от ФГУП и МУП, нет юридического лица).
В каких бы формах ни создавалась редакция, с точки зрения рыночной экономики она ориентирована на определенные цели. Хотя редакция как предприятие и обладает определенными специфическими чертами, для нее с полным основанием можно выделить ведущие группы целей, присущие для любого производства: 1) производственные: производство и сбыт продукции, увеличение тиража, повышение качества продукции; 2) экономические: увеличение оборота, сохранение ликвидности, решение проблем финансирования и рационального инвестирования, повышение рентабельности и прибыльности.
Оформление и регулирование финансовой базы периодического издания производится с помощью бюджета. Это один из важнейших финансовых документов, определяющих и жестко регламентирующих форму образования и расходования средств, обеспечивающих функционирование СМИ. Он разрабатывается обычно на год и фиксирует планируемые суммы расходов и доходов, а также их цели и источники по всем входящим в него статьям. На основе бюджета редакции разрабатывают баланс – реальное соотношение расходов и доходов СМИ за определенный период. Обычно баланс создается на квартал.
Структура бюджета и баланса. Как бюджет любого другого предприятия или организации, бюджет и баланс редакции состоит из двух частей: расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу издания.
1. Расходная часть бюджета:
2. Доходная часть бюджета:
Третьим финансово-экономическим документом редакции является ее бизнес-план – программа действий, направленная на обеспечение устойчивого, прибыльного функционирования предприятия. Цель бизнес-плана – предельная оптимизация будущих экономико-маркетинговых мероприятий для получения наибольшей прибыли (наименьшего дефицита). Характеристики бизнес-плана: 1) динамичность (все параметры берутся в динамике); 2) вариативность (создание вариантов прогнозируемой ситуации на рынке).
Типы бизнес-планов: 1) БП компании – документ, разрабатываемый перед началом финансового года и определяющий программу развития компании на год; 2) БП структурного подразделения компании; 3) БП – заявка на кредит; 4) БП инвестиционного проекта – документ, предполагающий внешнее финансирование ; 5) БП нового направления деятельности компании, выпуска нового продукта и т.д.
Структура бизнес-плана достаточно свободна, но все же строится по устоявшейся схеме, определяющей последовательность и содержание его тематических частей и разделов. На титульном листе указывают название СМИ (компании) и дату составления документа. Вслед за титульным листом плана следуют разделы: 1. Резюме (сжатое изложение содержания проекта). 2. Компания (реквизиты, контактные данные, цели, род деятельности, ассортимент товаров/услуг). 3. Анализ рынка (результаты маркетинговых исследований целевого рынка). 4. План производства (процесс производства, необходимые материалы и технические средства). 5. Менеджмент и организация (структура коллектива). 6. Долгосрочное развитие. 7. Финансовый план (бюджет редакции). 8. Логистика (система управления творческой, производственной и экономической деятельностью редакции).
28. Определение,
классификация и структура
Определения информационного агентства. Классификация по зоне влияния. Классификация по организационной структуре. Зарубежное бюро: принципы формирования и работы. Зарубежный корреспондент агентства. Основные трудности работы зарубежного бюро агентства.
Сапунов В.И. Зарубежные информационные агентства. – СПб., 2006.
Сапунов В.И. Методологические особенности изучения глобальных информационных процессов // Современные проблемы журналистской науки. – Воронеж, 2006. – С. 76–87.
Сапунов В.И. Мировые информационные агентства: системное влияние на аудиторию. – Воронеж, 2007.
Сапунов В.И. Монополизация и коммерциализация – доминирующие факторы функционирования зарубежной медиасистемы в начале XXI века // Акценты: новое в массовой коммуникации. – 2005. – № 3–4. – С. 52–59.
Информационное агентство — специализированное информационное предприятие, обслуживающее СМИ. Его основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию.
В.И. Сапунов: «Информационное агентство можно определить как информационно-коммуникативный комплекс по накоплению, обработке и распространению общезначимых сведений, обеспечивающий оптимальное функционирование медиасистемы в условиях монопольно-финансового капитализма».
Первым в мире было информационное агентство «Гавас» (1835 г., Франция), С 1856 г. агентство Гавас стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля.
Среди информационных агентств 5 крупнейших: Франс-Пресс (Франция), Ассошиэйтед пресс (США), Рейтер (Великобритания), ИТАР-ТАСС (Россия) и Юнайтед Пресс Интернэшнл (США) - занимают господствующее положение на мировой арене благодаря развитию и технической мощи их систем сбора новостей и их распространению в мире на многих языках.
В целях повышенной оперативности крупнейшие информационные агентства пользуются всеми видами связи, в том числе и космической, имеют мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день.
В.И. Сапунов предлагает классифицировать информационные агентства по двум основаниям:
1.Масштаб зоны влияния: локальные, национальные, «кластерные» или региональные (их деятельность, в основном, ограничивается некоторым географическим регионом, включающим в себя несколько стран, составляющих сердцевину «кластера»), наднациональные региональные, мировые информационные агентства1.
Основные причины появления «кластерных» агентств: культурные (агентство ДПА является региональным, в основном, за счет работы на немецкоязычных территориях), исторические (зона влияния агентства ЭФЭ - испаноязычные территории бывшей Испанской империи), политические (доминирование Китая и Японии в Тихоокеанском регионе Азии), географические (Австралиан Ассошиэйтед пресс).
2.Организационная форма: государственные, государственные с участием частного капитала, частные, кооперативные объединения прессы, корпоративные объединения СМИ в виде закрытых акционерных обществ, открытые акционерные общества.
Небольшое количество крупных частных агентств объясняется их неприбыльностью, которая вытекает из их статуса - поставщика сверхоперативной информации и организации «повестки дня» СМИ. То есть информационные агентства фактически выполняют функции «биржи» в журналистской сфере и создаются не для прибыли, а для оптимизации медиасистемы. Прибыль получают лишь финансовые агентства, те, чья деятельность направлена на обслуживание бизнеса, особенно спекулятивного сектора, а также локальные агентства, чья деятельность не требует значительных издержек. Количество государственных агентств в мире составляет около 2/3 от общего числа. В Европе самыми популярными организационными формами являются кооперативы, корпорации и государственные агентства с участием частного капитала.
В соответствии с Законом «О СМИ» в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации. Информационные агентства охватывают весьма обширный спектр услуг по сбору, созданию, предоставлению и обработке информации. Виды и сфера предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства (количество корреспондентов, редакций, представительств) и политикой руководства. Чаще всего агентство состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции работают как независимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т. д.), так и при помощи партнеров. В структуру агентства могут входить фотостудии, архивы, отделы по созданию веб и аудиовизуальной продукции, аналитические отделы, PR-отделы и т.д., услугами которых также могут пользоваться клиенты информационного агентства.
29. Роль СМИ в информационном обществе.
Основные характеристики информационного общества (ИО). Причины возросшего значения средств массовой коммуникации в ИО. Пресса в ИО. Интернет-СМИ и конвергенция масс-медиа. Понятие «Веб 2.0» и его влияние на традиционную журналистику. Значение интернет-блогов для массовой коммуникации. Изменение коммуникации между журналистом и аудиторией. Негативные тенденции в воздействии СМК на аудиторию.
Землянова Л.М. Техника меняет общество, но всегда ли это является прогрессом? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2001. – № 2. – С. 50–59.