Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:
Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;
Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;
Выделить этапы предварительного и последующего расследования.
Введение
Криминалистическая характеристика ДТП.
Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования.
Начальный этап расследования.
Последующий этап расследования.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Преступные нарушения
правил дорожного движения отличаются
значительной распространенностью
и повышенной общественной опасностью.
Успешное расследование дорожно-
Огромную опасность
представляет управление механическими
транспортными средствами лицами, находящимися
в состоянии опъянения. Специальные
медикопсихологические и
Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это - результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.
Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:
1. Криминалистическая характеристика ДТП
В системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающей все разнообразие транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трамвайный либо другой механический, автомотовело- и городской электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), наиболее распространенными являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).
К этой группе преступлений
относятся также оставление места
дорожно-транспортного
Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям.
С учетом механизма и последствий ДТП их различают следующим образом: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.).1 Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляемого органами внутренних дел.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
1. возникшие по вине
водителей (вождение
2. возникшие вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами (движение по проезжей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т.д.);
3. происшедшие в результате
Наиболее часто происходят наезды и столкновения, которые возникают при различных ситуациях.
Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить истинную их причину во многих случаях не легко. Объясняется это тем, что они часто являются результатом одновременно нескольких причин (нарушений, допущенных водителем и пешеходом, пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и нарушений, совершенных водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и исследовать возможную связь указанных причин.
Криминалистическая
В криминалистической характеристике
ДТП как неосторожного преступления
в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений
сведения о способе их совершения не занимают
главенствующего места. В то же время механизм
ДТП и обстановка его совершения являются
ключевыми элементами рассматриваемых
преступлений. Практикой установлено,
что на механизм совершения данного преступления
влияет большое количество параметров
системы «водитель—автомобиль—дорога—
Способ совершения ДТП
(или особенности
Своеобразие криминального поведения, механизма и обстановки ДТП в определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без соответствующей информации о них (социально-психологической, эмоциональной; волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) немыслимо разобраться в сущности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позволяет правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и являются носителями информации, имеющей доказательственный характер.
Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений определенным образом взаимосвязаны между собой. Если обстановка ДТП во многом формируется под воздействием окружающей среды, особенностей дороги, технического состояния транспортных средств, личностных свойств участников и при этом между ними имеются обратные связи, то механизм происшествия формируется под воздействием всех элементов криминалистической характеристики.
При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства3:
1) в нарушении каких
правил дорожного движения
2) где, когда, каким
образом и при каких
3) какие последствия наступили
в результате ДТП (смерть, вред
здоровью, характер и размер
4) наличие причинно-следственной
связи между нарушениями
5) какова форма вины каждого
участника (преступная
6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность;
7) какие обстоятельства
Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП.
2. Типовые ситуации, возникающие
при ДТП и планирование
Лица, совершившие ДТП, в основном действуют по неосторожности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.
Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила сформировать типовые ситуации, а на их основе выдвинуть ряд типовых следственных версий4. По делам о любых видах ДТП типовыми ситуациями и следственными версиями являются следующие:
1) обстановка на месте
происшествия зафиксирована
2) обстановка на месте происшествия изменена его участниками. В данной ситуации необходимо дополнить названные версии следующей: изменение обстановки, реально характеризующей результаты ДТП, произведено с целью восстановления безопасности движения по транспортной артерии либо уничтожения материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия;