Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:53, курсовая работа
Цель работы – дать криминалистическую характеристику преступлений в отношении сотрудников учреждений исполняющих наказания.
Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1. Выделить проблемы квалификации посягательств на жизнь сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
2. Дать характеристику насильственных преступлений, совершаемых осужденными в отношении сотрудников УИН.
3. Привести криминалистическую характеристику осужденных, совершивших насильственные преступления в отношении сотрудников учреждений исполняющих наказания.
Сопоставительный анализ динамики наиболее распространенных насильственных преступлений в России в 1937-1995 гг. и динамики преступлений, связанных с посягательствами на сотрудников милиции показал, что посягательства на работников милиции имеют стабильный характер с некоторой тенденцией к повышению, при этом коэффициенты по насильственным преступлениям, совершаемым в отношении сотрудников милиции слабо коррелируют с общими коэффициентами преступности в регионах.
Вывод, по мнению автора, один: регистрируемая преступность в отношении работников милиции в решающей степени зависит от региональной уголовной политики. Другими словами, здесь срабатывает определенная социально-политическая установка по отношению к данной категории преступлений, что имеет негативные последствия для эффективности борьбы с преступностью.
Анализ практики применения ст.1911 УК РСФСР и ст. 318 УК РФ близких по объективной и субъективной сторонам показывает, что произошло резкое снижение применения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за насилие в отношении работников милиции. При этом не просматривается прямой или обратной корреляции применения ст. 317 и ст. 318 УК РФ в регионах с наибольшими и наименьшими показателям по данным видам преступлений. Здесь мы снова вынуждены говорить о региональных особеннос-
21
тях уголовной политики
и об управляемом характеру
Что касается преступлений, посягающих на честь и достоинство сотрудников милиции, то количество регистрируемых оскорблений сотрудников милиции и представителей власти стабильно растет.
В целом, можно отметить
тенденцию к либерализации
Преступления рассматриваемой категории совершаются, в основном, в связи с совершением субъектом каких-либо преступлений или правонарушений.
Проанализировав данные о личности преступников, совершивших преступления против сотрудников органов внутренних дел, автор пришел к выводу, что это в основном лица мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, городские местные жители, имеющие среднее образование, рабочие, либо трудоспособные неработающие или неучащиеся, ранее неоднократно совершавшие антиобщественные поступки, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.
На мотивацию преступного
поведения существенное влияние
оказывает характер взаимоотношений,
предшествующих посягательству. Наиболее
типичными для большинства
В качестве основных причин,
влияющих на совершение преступлений
в отношении сотрудников
Личность и поведение самого сотрудника милиции играет существенную роль в мотивации преступного поведения. Активная позиция сотрудника милиции в сочетании с профессионально-неграмотными действиями может спровоцировать посягательство. Активность, подкрепленная профессионализмом, в большинстве случаев, позволя-
22
ет предупредить преступление.
Детерминанты, повышающие уязвимость (виктимность) сотрудников милиции, в ряде случаев обусловливались халатным отношением к исполнению ими инструктивно-регламентных требований к несению службы, небрежным обращением с табельным оружием, низкой профессиональной подготовкой, которая включает в себя знания, умения и навыки по боевой, служебной, физической и психологической готовности сотрудников милиции к служебной деятельности.
В целях повышения эффективности правовой защита сотрудников, подвергшихся нападению со стороны преступников, предлагается повысить роль юридической службы УВД. возложив на нее защиту интересов сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях.
Наиболее перспективными, с точки зрения предупреждения преступлений против сотрудников милиции, автору представляются мероприятия, направленные на совершенствование профессиональной подготовки, практическое осуществление технического перевооружения, улучшение боевой и физической подготовки сотрудников ОВД. В частности, огневая подготовка должна включать в себя не просто умение пользоваться оружием, знание его тактико-технических характеристик, но и серьезную тактико-огневую и психологическую подготовку.
Необходимо также, по мнению автора, в корне пересмотреть всю систему обучения и профессионального образования' в системе служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. При обучении специальной тактике в процессе первоначальной подготовки и переподготовки следует усилить акцент на формирование навыков безопасной служебной деятельности.
Незамедлительно требуется улучшение вооружения личного состава органов внутренних дел, в частности, автор предлагает принять на вооружение короткоствольное оружие с резиновыми пулями ударного непроникающего действия, тазеры.
Учитывая специфику преступлений рассматриваемой категории, а именно, их преимущественно ситуативный характер, достаточно перспективным направлением предупредительной работа является виктимологическая профилактика - система общих и специальных
23
мер, направленных на устранение, уменьшение и нейтрализация обстоятельств, способствующих личностной и ролевой виктимности, на повышение сопротивляемости и противодействия преступным посягательствам, на девиктимизацию лиц, пострадавших от преступлений.
Предупреждение виктимизации
(в узком смысле этого понятия)
и девиктимизация являются самостоятельными
видами виктимологической
Эффективность виктимологической профилактики в ОВД будет зависеть от ее научного, организационного, кадрового, информационного, ресурсного и методического обеспечения.
Для выполнения сотрудниками милиции служебных задач, связанных с повышенной ролевой виктимностью, ведомственные нормативные акты должны предусматривать специальный порядок их подготовки, вооружения и экипировки.
При выполнении задач по охране правопорядка, невозможно избежать ситуаций, связанных с опасностью для сотрудников правоохранительных органов. Однако их работа может и должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить минимум риска при выполнении профессиональных обязанностей. В определенной мере этому, может способствовать и использование зарубежного опыта обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов. В частности, американский опыт подготовки сотрудников по специальным программам типа "Will to survive" ("Воля к выживанию") или "Survive on the street" ("Выживание на улице"), позволивший изменить показатели по гибели и ранениям личного состава, не снижая при этом результативности их деятельности. Спорной представляется позиция, выраженная в современном законодательстве, в которой здоровье сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, обеспечивается особо (ч. 2–3 ст. 321 УК РФ), а охране их жизни не уделено должного внимания. Так, несмотря на то, что имеется ст. 318 УК РФ, предусматривающая ответственность за применение насилия в отношении представителя власти, безопасность здоровья сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечивается с помощью специальной нормы (ч. 2–3 ст. 321 УК РФ), где применение или угроза применения насилия рассматривается как способ дезорганизации деятельности исправительного учреждения, хотя в большинстве источников указывается, что понимание насилия в ч. 3 ст. 321 и ст. 318 УК РФ схожи.
Справедливым представляется наличие в УК РФ отдельной нормы, направленной на охрану здоровья сотрудников исправительных учреждений. Однако также необходимым видится выделение конкретного уголовно-правового предписания, направленного на обеспечение жизни сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
Современное законодательство не демонстрирует единообразного правотворческого подхода при отнесении преступлений, связанных с исполнением наказаний, к какому-либо конкретному виду. Так, побег из места лишения свободы (ст. 313 УК РФ) и уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ) относится к преступлениям против правосудия, а дезорганизация деятельности исправительного учреждения (ст. 321 УК РФ) относятся к преступлениям против порядка управления. Посягательство на жизнь сотрудников, осуществляющих деятельность на таком важном и ответственном этапе судопроизводства, как исполнение уголовного наказания, отнесены законодателем к категории преступлений против порядка управления, тогда как уголовно-правовая охрана личности участников уголовного процесса на различных стадиях судопроизводства: предварительного расследования, судебного разбирательства, исполнения различных судебных решений обеспечивается главой 31 УК РФ «Преступления против правосудия».
Целесообразнее поместить норму об ответственности за посягательство на жизнь сотрудника исправительного учреждения в гл. 31 УК РФ. Внесение таких изменений в уголовное законодательство соответствовало бы и правилам юридической техники при конструировании уголовно-правовых норм и реалиям времени.
ассмотрим криминопенологические параметры данного типа преступного поведения. Прежде всего его парадоксальность заключается в том, что оно может исполняться не только осуждёнными, но и самими сотрудниками уголовно-исполнительных органов. И это не только пресловутое взяточничество, присвоение, растрата чужого имущества, вверенного виновному и др. Это прежде всего профессиональная измена, ибо ничто не причиняет такого вреда делу как измена тех, кто ему же служит. И необходимо подчеркнуть, что и сами осужденные не уважают таких сотрудников. Кроме того, носителями данного типа преступного поведения могут быть и иные лица, в частности, находящиеся на свободе - родственники, близкие осужденных, друзья и особенно "прикрытые" им когда-то соучастники, а также члены преступных группировок, в которые входит осужденный и которые продолжают действовать и в условиях лишения и ограничения свободы. Вместе с тем, речь здесь пойдет только о преступном поведении осуждённых, направленном против уголовно-исполнительных органов через что-то или кого-то. Иначе говоря, преступное поведение против уголовно-исполнительных учреяедений это общественно-опасная деятельность, проявляющаяся через причинение вреда сотрудникам, членам их семей и близким, атрибутам и имуществу учреждений и их сотрудников, а иногда и через посягательства на осужденных, направляемая криминогенной мотивацией сопротивления наказанию, и искусственно создаваемыми управленческой конфликтной, а также виктимно-криминогенной ситуациями.
Выделяются такие виды преступного поведения против уголовно-исполнительной системы и сотрудников по его направленности как:
1. Посягательства на
жизнь, здоровье, профессиональные
функции сотрудников органов,
исполняющих наказание, членов
их семей, близких, а в ряде
случаев и осужденных в целях
воспрепятствования выполнению
функций уголовно-
В таблице 14 (в приложении) приведены данные динамики состояния, уровня, структуры преступлений, совершенных против уголовно-исполнительной системы и ее сотрудников. При анализе этих данных необходимо учитывать, что: 1) здесь не фигурирует ряд преступлений, действительно совершённых против сотрудников и уголовно-исполнительных органов, но зафиксированных как общие составы, например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; 2) в таблице не отражены преступления как бы двойного значения, учитываемые нами в качестве иных типов, например, побеги, массовые беспорядки и другие, имеющие также направленность и против уголовно-исполнительных органов; 3) в графе "иные преступления" в статистических отчётах также немало посягательств отражаемого нами типа, например, захват заложников. Из таблицы 14 видно, что количество зарегистрированных преступлений, направленных против уголовно-исполнительных учреждений по разным показателям: а) имеет очень большие колебания, составляя то четвёртую, то восьмую часть из всех преступлений в ИУ; б) неуклонно из года в год снижается количество осуждённых, привлеченных к уголовной ответственности за вышепоименованные посягательства, хотя факты свидетельствуют о совершенно обратных процессах, происходящих в местах лишения свободы -о беспределе там, об отсутствии правовой защищённости вследствие умозрительной формулировки уголовно-правовых норм, а в последнее время и декриминализации некоторых, например, злостного неповиновения (ст.1883 УК РСФСР), о снижении профессионализма сотрудников правохранительных органов, прежде всего органов дознания, предварительного расследования и прокуратуры, не могущих собрать достаточных доказательств для передачи дела в суд или не желающих вообще этим заниматься.
Преступность в местах лишения свободы можно рассматривать как преступность лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор, и, находясь в условиях исполнения наказания, не отказались от дальнейшей преступной деятельности. Такое положение свидетельствует о наличии в их преступном поведении легального рецидива.
Все преступления, совершаемые
осужденными, можно разделить на
две группы: преступления, которые
совершаются ими как
Чаще всего в местах лишения свободы совершаются побеги; (40% от числа зарегистрированных). За год совершается 60-70 умышленных убийств и покушений на убийство, до 130 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, около 50 преступлений, связанных с дезорганизацией нормальной деятельности учреждений исправительной системы, по несколько преступлений в год связанных с захватом заложников .
Информация о работе Криминалистическая характеристика преступлений