Криминалистическая характеристика преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать криминалистическую характеристику преступлений в отношении сотрудников учреждений исполняющих наказания.
Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1. Выделить проблемы квалификации посягательств на жизнь сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
2. Дать характеристику насильственных преступлений, совершаемых осужденными в отношении сотрудников УИН.
3. Привести криминалистическую характеристику осужденных, совершивших насильственные преступления в отношении сотрудников учреждений исполняющих наказания.

Файлы: 1 файл

Криминалистич.характеристика преступлений в отношении сотрудников - курсовая.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

Сопоставительный анализ динамики наиболее распространенных насильственных преступлений в России в 1937-1995 гг. и  динамики преступлений, связанных с  посягательствами на сотрудников милиции  показал, что посягательства на работников милиции имеют стабильный характер с некоторой тенденцией к повышению, при этом коэффициенты по насильственным преступлениям, совершаемым в отношении сотрудников милиции слабо коррелируют с общими коэффициентами преступности в регионах.

Вывод, по мнению автора, один: регистрируемая преступность в  отношении работников милиции в  решающей степени зависит от региональной уголовной политики. Другими словами, здесь срабатывает определенная социально-политическая установка  по отношению к данной категории преступлений, что имеет негативные последствия для эффективности борьбы с преступностью.

Анализ практики применения ст.1911 УК РСФСР и ст. 318 УК РФ близких  по объективной и субъективной сторонам показывает, что произошло резкое снижение применения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за насилие в отношении работников милиции. При этом не просматривается прямой или обратной корреляции применения ст. 317 и ст. 318 УК РФ в регионах с наибольшими и наименьшими показателям по данным видам преступлений. Здесь мы снова вынуждены говорить о региональных особеннос-

21

тях уголовной политики и об управляемом характеру регистрации  этих преступлений.

Что касается преступлений, посягающих на честь и достоинство  сотрудников милиции, то количество регистрируемых оскорблений сотрудников милиции и представителей власти стабильно растет.

В целом, можно отметить тенденцию к либерализации уголовного преследования за преступления против сотрудников органов внутренних дел.

Преступления рассматриваемой категории совершаются, в основном, в связи с совершением субъектом каких-либо преступлений или правонарушений.

Проанализировав данные о личности преступников, совершивших  преступления против сотрудников органов  внутренних дел, автор пришел к выводу, что это в основном лица мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, городские местные жители, имеющие среднее образование, рабочие, либо трудоспособные неработающие или неучащиеся, ранее неоднократно совершавшие антиобщественные поступки, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

На мотивацию преступного  поведения существенное влияние  оказывает характер взаимоотношений, предшествующих посягательству. Наиболее типичными для большинства преступников являются мотивы избежания наказания, сохранения личной свободы, самоутверждения и самореализации.

В качестве основных причин, влияющих на совершение преступлений в отношении сотрудников милиции, выступают: пьянство, негативное отношение  населения к милиции, репрессивная направленность деятельности органов  внутренних дел, неразработанность методики действий сотрудников милиции в критических ситуациях, а также ряд иных причин, как общесоциальных, так и субъективного характера, в том числе, имеющих виктимологическую основу.

Личность и поведение  самого сотрудника милиции играет существенную роль в мотивации преступного поведения. Активная позиция сотрудника милиции в сочетании с профессионально-неграмотными действиями может спровоцировать посягательство. Активность, подкрепленная профессионализмом, в большинстве случаев, позволя-

22

ет предупредить преступление.

Детерминанты, повышающие уязвимость (виктимность) сотрудников  милиции, в ряде случаев обусловливались  халатным отношением к исполнению ими  инструктивно-регламентных требований к несению службы, небрежным обращением с табельным оружием, низкой профессиональной подготовкой, которая включает в себя знания, умения и навыки по боевой, служебной, физической и психологической готовности сотрудников милиции к служебной деятельности.

В целях повышения  эффективности правовой защита сотрудников, подвергшихся нападению со стороны преступников, предлагается повысить роль юридической службы УВД. возложив на нее защиту интересов сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях.

Наиболее перспективными, с точки зрения предупреждения преступлений против сотрудников милиции, автору представляются мероприятия, направленные на совершенствование профессиональной подготовки, практическое осуществление технического перевооружения, улучшение боевой и физической подготовки сотрудников ОВД. В частности, огневая подготовка должна включать в себя не просто умение пользоваться оружием, знание его тактико-технических характеристик, но и серьезную тактико-огневую и психологическую подготовку.

Необходимо также, по мнению автора, в корне пересмотреть всю систему обучения и профессионального образования' в системе служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. При обучении специальной тактике в процессе первоначальной подготовки и переподготовки следует усилить акцент на формирование навыков безопасной служебной деятельности.

Незамедлительно требуется  улучшение вооружения личного состава  органов внутренних дел, в частности, автор предлагает принять на вооружение короткоствольное оружие с резиновыми пулями ударного непроникающего действия, тазеры.

Учитывая специфику  преступлений рассматриваемой категории, а именно, их преимущественно ситуативный  характер, достаточно перспективным  направлением предупредительной работа является виктимологическая профилактика - система общих и специальных

23

мер, направленных на устранение, уменьшение и нейтрализация обстоятельств, способствующих личностной и ролевой  виктимности, на повышение сопротивляемости и противодействия преступным посягательствам, на девиктимизацию лиц, пострадавших от преступлений.

Предупреждение виктимизации (в узком смысле этого понятия) и девиктимизация являются самостоятельными видами виктимологической профилактики. Их выделение представляется важным и необходимым не только в плане  теоретической разработки рассматриваемых  вопросов, но и в сфере практического использования.

Эффективность виктимологической  профилактики в ОВД будет зависеть от ее научного, организационного, кадрового, информационного, ресурсного и методического  обеспечения.

Для выполнения сотрудниками милиции служебных задач, связанных с повышенной ролевой виктимностью, ведомственные нормативные акты должны предусматривать специальный порядок их подготовки, вооружения и экипировки.

При выполнении задач  по охране правопорядка, невозможно избежать ситуаций, связанных с опасностью для сотрудников правоохранительных органов. Однако их работа может и должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить минимум риска при выполнении профессиональных обязанностей. В определенной мере этому, может способствовать и использование зарубежного опыта обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов. В частности, американский опыт подготовки сотрудников по специальным программам типа "Will to survive" ("Воля к выживанию") или "Survive on the street" ("Выживание на улице"), позволивший изменить показатели по гибели и ранениям личного состава, не снижая при этом результативности их деятельности. Спорной представляется позиция, выраженная в современном законодательстве, в которой здоровье сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, обеспечивается особо (ч. 2–3 ст. 321 УК РФ), а охране их жизни не уделено должного внимания. Так, несмотря на то, что имеется ст. 318 УК РФ, предусматривающая ответственность за применение насилия в отношении представителя власти, безопасность здоровья сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечивается с помощью специальной нормы (ч. 2–3 ст. 321 УК РФ), где применение или угроза применения насилия рассматривается как способ дезорганизации деятельности исправительного учреждения, хотя в большинстве источников указывается, что понимание насилия в ч. 3 ст. 321 и ст. 318 УК РФ схожи.

Справедливым представляется наличие в УК РФ отдельной нормы, направленной на охрану здоровья сотрудников исправительных учреждений. Однако также необходимым видится выделение конкретного уголовно-правового предписания, направленного на обеспечение жизни сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.

Современное законодательство не демонстрирует единообразного правотворческого подхода при отнесении преступлений, связанных с исполнением наказаний, к какому-либо конкретному виду. Так, побег из места лишения свободы (ст. 313 УК РФ) и уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ) относится к преступлениям против правосудия, а дезорганизация деятельности исправительного учреждения (ст. 321 УК РФ) относятся к преступлениям против порядка управления. Посягательство на жизнь сотрудников, осуществляющих деятельность на таком важном и ответственном этапе судопроизводства, как исполнение уголовного наказания, отнесены законодателем к категории преступлений против порядка управления, тогда как уголовно-правовая охрана личности участников уголовного процесса на различных стадиях судопроизводства: предварительного расследования, судебного разбирательства, исполнения различных судебных решений обеспечивается главой 31 УК РФ «Преступления против правосудия».

Целесообразнее поместить  норму об ответственности за посягательство на жизнь сотрудника исправительного учреждения в гл. 31 УК РФ. Внесение таких изменений в уголовное законодательство соответствовало бы и правилам юридической техники при конструировании уголовно-правовых норм и реалиям времени.

ассмотрим криминопенологические  параметры данного типа преступного  поведения. Прежде всего его парадоксальность заключается в том, что оно может исполняться не только осуждёнными, но и самими сотрудниками уголовно-исполнительных органов. И это не только пресловутое взяточничество, присвоение, растрата чужого имущества, вверенного виновному и др. Это прежде всего профессиональная измена, ибо ничто не причиняет такого вреда делу как измена тех, кто ему же служит. И необходимо подчеркнуть, что и сами осужденные не уважают таких сотрудников. Кроме того, носителями данного типа преступного поведения могут быть и иные лица, в частности, находящиеся на свободе - родственники, близкие осужденных, друзья и особенно "прикрытые" им когда-то соучастники, а также члены преступных группировок, в которые входит осужденный и которые продолжают действовать и в условиях лишения и ограничения свободы. Вместе с тем, речь здесь пойдет только о преступном поведении осуждённых, направленном против уголовно-исполнительных органов через что-то или кого-то. Иначе говоря, преступное поведение против уголовно-исполнительных учреяедений это общественно-опасная деятельность, проявляющаяся через причинение вреда сотрудникам, членам их семей и близким, атрибутам и имуществу учреждений и их сотрудников, а иногда и через посягательства на осужденных, направляемая криминогенной мотивацией сопротивления наказанию, и искусственно создаваемыми управленческой конфликтной, а также виктимно-криминогенной ситуациями.

 

Выделяются такие виды преступного поведения против уголовно-исполнительной системы и сотрудников по его  направленности как:

 

1. Посягательства на  жизнь, здоровье, профессиональные  функции сотрудников органов,  исполняющих наказание, членов  их семей, близких, а в ряде  случаев и осужденных в целях  воспрепятствования выполнению  функций уголовно-исполнительного  учреждения: а) убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга при исполнении уголовного наказания (ст. 105 ч.2 п. "б" УК РФ); б) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или его близких в связи с исполнением приговора, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности либо из мести за такую деятельность (ст.295 УК РФ); в) дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст.321 УК РФ); г) терроризм в условиях исполнения наказания (ст.205 УК РФ); д) применение насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей по исполнению уголовного наказания (ст.318 УК РФ); е) угроза или насильственные действия в отношении судебного исполнителя, а равно его близких в связи с исполнением приговора (ст.296 ч. 2,3,4 УК РФ). 2. Преступления против свободы, чести, достоинства, профессиональных функций сотрудников органов, исполняющих наказание, членов их семей, близких, а в ряде случаев и -осужденных также в целях воспрепятствования деятельности уголовно-исполнительного учреждения: а) захват заложника в условиях исполнения наказания (ст.206 УК РФ); б) похищение человека при исполнении наказания (ст. 126 УК РФ); в) незаконное лишение свободы в условиях исполнения наказания (ст. 127 УК РФ); г) оскорбление представителя власти при исполнении наказания (ст.319 УК РФ); д) клевета в отношении судьи, лица, производящего дознание, судебного исполнителя при исполнении ими наказания (ст.298 УК РФ); е) воспрепятствование осуществлению правосудия по исполнению приговора (ст.294 ч. 1,3 УК РФ); ж) дача взятки сотруднику уголовно-исполнительной системы (ст.291 УК РФ). 3. Посягательства на атрибуты уголовно-исполнительных органов и их имущество: а) присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК РФ); б) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст.325 УК РФ); в) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст.327 УК РФ); г) приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст.324 УК РФ); д) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст.326 УК РФ); е) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); ж) кража, грабёж, разбой, мошенничество, вымогательство, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества уголовно-исполнительных органов (ст.158-163, 165-168 УК РФ); з) самоуправство (ст.ЗЗО УК РФ). 4. Посягательства на имущество сотрудников уголовно-исполнительных органов: а) кража, мошенничество в отношении имущества сотрудников (ст. 158, 159 УК РФ); б) грабёж, разбой, вымогательство, а также умышленное уничтожение или повреждение личного имущества сотрудников (ст. 161-163, 167 УК РФ).

 

В таблице 14 (в приложении) приведены данные динамики состояния, уровня, структуры преступлений, совершенных  против уголовно-исполнительной системы  и ее сотрудников. При анализе  этих данных необходимо учитывать, что: 1) здесь не фигурирует ряд преступлений, действительно совершённых против сотрудников и уголовно-исполнительных органов, но зафиксированных как общие составы, например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; 2) в таблице не отражены преступления как бы двойного значения, учитываемые нами в качестве иных типов, например, побеги, массовые беспорядки и другие, имеющие также направленность и против уголовно-исполнительных органов; 3) в графе "иные преступления" в статистических отчётах также немало посягательств отражаемого нами типа, например, захват заложников. Из таблицы 14 видно, что количество зарегистрированных преступлений, направленных против уголовно-исполнительных учреждений по разным показателям: а) имеет очень большие колебания, составляя то четвёртую, то восьмую часть из всех преступлений в ИУ; б) неуклонно из года в год снижается количество осуждённых, привлеченных к уголовной ответственности за вышепоименованные посягательства, хотя факты свидетельствуют о совершенно обратных процессах, происходящих в местах лишения свободы -о беспределе там, об отсутствии правовой защищённости вследствие умозрительной формулировки уголовно-правовых норм, а в последнее время и декриминализации некоторых, например, злостного неповиновения (ст.1883 УК РСФСР), о снижении профессионализма сотрудников правохранительных органов, прежде всего органов дознания, предварительного расследования и прокуратуры, не могущих собрать достаточных доказательств для передачи дела в суд или не желающих вообще этим заниматься.

 

Преступность в местах лишения свободы можно рассматривать как преступность лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор, и, находясь в условиях исполнения наказания, не отказались от дальнейшей преступной деятельности. Такое положение свидетельствует о наличии в их преступном поведении легального рецидива.

Все преступления, совершаемые  осужденными, можно разделить на две группы: преступления, которые  совершаются ими как специальными субъектами (побег из места лишения  свободы ст.313 УК РФ; уклонение от отбывания лишения свободы ст.314 УК РФ; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества ст. 321  УК РФ) и иные общеуголовные преступления, предусмотренные УК РФ, за исключением тех, которые осужденные не могут совершить в силу изоляции от общества .

Чаще всего в местах лишения свободы совершаются  побеги; (40% от числа зарегистрированных). За год совершается 60-70 умышленных убийств  и покушений на убийство, до 130 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, около 50 преступлений, связанных с дезорганизацией нормальной деятельности учреждений исправительной системы, по несколько преступлений в год связанных с захватом заложников .

Информация о работе Криминалистическая характеристика преступлений